Введение 3
1 Обоснование необходимости реформы здравоохранения в США 16
1.1. Предпосылки реформирования системы здравоохранения в США 16
1.2. Подготовка и принятие реформы здравоохранения в США в 2009-2010 годах 22
1.3. Отношение гражданского общества и истеблишмента США
к реформе здравоохранения 29
2 Реформа здравоохранения в США: реализация и итоги 42
2.1. Проблемы конституционности реформы здравоохранения 42
2.2. Итоги реформы здравоохранения: спустя 8 лет 48
2.3. Реформа здравоохранения как предмет политической борьбы
Демократической и Республиканской партиями США 58
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Система американского здравоохранения переживает сложный период. Фактически она находится на распутье. Закон «О доступном здравоохранении в Америке», принятый Конгрессом в марте 2010 г.,1 справедливо назван историческим, так как он венчает столетнюю историю борьбы за всеобщее обязательное здравоохранение в США. Однако он не решил всех задач, что подтверждает как значительное противодействие принятию и проведению реформы, так и ожесточенные политические баталии, развернутые ныне действующим президентом Д. Трампом и представителями Республиканской партии по отмене «АСА».
Всеобъемлющая реформа здравоохранения, как известно, была центральным пунктом внутриполитической программы Б. Обамы во время предвыборной кампании, и такой же она осталась и после его победы. Весь 2009 г. и первая половина 2010 г. прошли под знаком борьбы за реформу. Её успех стал бы самым большим событием в развитии социальной сферы со времени принятия программ «Медикэр» и «Медикейд» 45 лет назад.
Реформа здравоохранения затрагивала жизненно важные интересы практически всего американского населения, и, прежде всего, работающего. Она усиливала государственное регулирование частного сектора здравоохранения, вводила новые для США элементы этого регулирования и ставила своей целью введение практически всеобщего обязательного медицинского страхования, подняв его уровень с 85 до 95%. Одновременно с её помощью ограничивался произвол медицинских страховых компаний. Общая цель реформы, по замыслу инициаторов, - обеспечить доступ к качественному медицинскому обслуживанию для всех американцев. Вот почему одобренный обеими палатами Конгресса закон так и называется - «О доступном здравоохранении в Америке», также известном как «Обамакэр».
Реформа американской системы здравоохранения- главное достижение президента Б.Обамы во внутренней политике США. Впервые в истории Соединенных Штатов большинство населения страны получило право на доступное медицинское страхование. Это была крупная победа президента и Демократической партии, позволившая им получить ряд политических очков перед своими оппонентами, но в то же время положившая начало противостоянию в деле претворения реформы в жизнь. Ввиду этого является актуальным изучение раскрытия сущности этой проблемы и различных аспектов партийно-политической борьбы, связанных с ней.
Объектом настоящего исследования является реформирование системы США.
Предметом настоящего исследования является политика администрации 44-го американского президента Б. Обамы в сфере здравоохранения.
Цель настоящей работы - анализ действий администрацииБ.Обамы по
реформированию системы здравоохранения как одной из самых насущных проблем США.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
• выявить актуальность реформирования системы здравоохранения в США;
• рассмотреть план Б. Обамы в реформировании здравоохранения в США;
• изучить поддержку и противодействие реформы здравоохранения США;
• рассмотреть конституционность реформы здравоохранения;
• изучить программу изменений в системе здравоохранения;
• проанализировать итоги реформы здравоохранения: спустя 8 лет.
Теоретическая основа исследования - труды ученых в областях международного права, политических наук, истории, социологии и т.д.
Степень разработанноститемы на сегодняшний момент следует считать недостаточной по следующим причинам: проведение реформы не закончено, администрация, пришедшая к власти после Б. Обамы, предпринимает активные действия по ее торможению и ликвидации результатов, в итоге возникают новые аспекты рассмотрения происходящих политических процессов обсуждения и принятия реформы.
В процессе исследования использовались как общенаучные (методы анализа и синтеза), так и частно-научные (формально-юридический, исторический, метод системного анализа) методы.
1. Назначение формально-юридического метода состоит в изучении положений соответствующих нормативно-правовых актов.
2. Назначение исторического метода состоит в изучении историко-политического контекста, в котором происходило обсуждение и принятие реформы.
3. Назначение метода системного анализа состоит в практическом воплощении теоретического метода синтеза, поскольку весь объемный материал, почерпнутый из источников, необходимо представить в сжатом виде последовательных взаимосвязей, отражающих содержание и смысл процессов.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что изучение процессов принятия реформы имеет большое значение для дальнейшего познания политических процессов, происходящих в условиях демократии при обсуждении, принятии и реализации социально-значимых реформ. В результате многие страны могут изучать опыт США с тем, чтобы эффективнее улучшить медицинское обслуживание.
Для решения поставленных задач были использованы различные виды источников.
Прежде всего,законодательные акты в сфере здравоохранения США:
• Закон «О доступном здравоохранении в Америке»,принятый Конгрессом в марте 2010г.2 Основополагающий закон, положивший начало практическому реформированию системы здравоохранения США.
...
В марте 2010 г. президент США подписал пакет правовых документов по здравоохранениюи среди них главный - Согласованный закон омедицинском обслуживании и образовании. Егопринятие стало эпохальным событием в жизнистраны, положив начало общей реформе этойотрасли. Тем самым продолжились настойчивые усилия государства, пред принимающиесяв последние два десятилетия, существенно модернизировать социальную сферу. В 90-е годыони касались социального обеспечения, теперь - здравоохранения.
«Обамакэр» с самого начала вызвал бурную реакцию в американском обществе. В средствах массовой информации США часто употребляется именно этот термин. Он был введён критиками-республиканцами в пылу полемики по поводу реформы системы здравоохранения, проводимой президентом Бараком Обамой. Своим отношением к термину Б. Обама снизил градус его отрицательной коннотации: президент утверждает, что название «Обамакэр» ему по душе, так как содержит в себе часть слова, которая означает «заботу». Закон считается главным внутриполитическим достижением Б. Обамы и до настоящего времени занимает центральное место во внутриполитической и межпартийной борьбе в США.
Вполне справедливо, что закон «О защите пациентов и доступном здравоохранении» на протяжении нескольких лет характеризуют как «политический футбол». Столетие велись споры и предпринимались попытки реформировать систему медицинского обеспечения, пока это в достаточно радикальном варианте не удалось осуществить первому чернокожему президенту США. Предыдущая серьёзная попытка Б. Клинтона и X. Клинтон, как известно, провалилась ещё в 1993 году.
Реформа здравоохранения, предпринимаемая администрацией Обамы, вступив в фазу конкретных шагов по реализации положений закона 2010 г, столкнулась с жёстким сопротивлением, которое каждый раз подогревался избирательными кампаниями - либо президентской гонкой, либо выборами в Конгресс США. Реформа здравоохранения Б. Обамы, в определённом смысле, представляет собой инструмент выравнивания возможностей не только для различных категорий населения, но и для поддержания относительного равновесия стартовых возможностей для разных по своему экономическому потенциалу и развитию штатов.
Представляется, что реформа здравоохранения в США призвана внушать американцам чувство социального оптимизма, уверенности в своём завтр ашнем дне и спокойствия - в настоящем. Конечно, новый закон не решил все проблемы системы здравоохранения, о чём предупреждали многие американские эксперты.
Сложная мозаика затрагиваемых реформой здравоохранения интересов обуславливала острую борьбу и не сулила простой реализации законодательства, кодифицировавшего изменения в сфере медицинского обеспечения. Процессу реализации закона о доступном здравоохранении неизбежно свойствен приливно-отливный характер и поиск компромиссных решений. Однако основным вектором реформы было стремление к максимальному охвату населения США медицинским страхованием как гарантом качественного медицинского обеспечения.
Президенту Б. Обаме и его команде удалось отстоять и воплотить в жизнь реформу здравоохранения. Однако под нажимом противников Б. Обама вынужден был отказаться от ряда положений реформы: налоги, финансирующие реформу, были перераспределены от богатых домовладений к отраслям, было отложено начало реализации различных компонентов реформы. Основные положения реформы должны были вступить в силу с 1 января 2014 г. Мнения простых американцев также разделились: хоть новоявленная реформа и сокращала число незастрахованных на одну треть, одновременно она вела к удорожанию медстраховки и принуждала каждого американца приобрести ее под угрозой штрафа. Однако реформа являлась необходимым шагом на пути повышения эффективности национальной системы здравоохранения. К тому же не следует забывать, что Б. Обама имел весомую поддержку со стороны медико-промышленного комплекса, рассчитывавшего в случае его победы аккумулировать десятки, если не сотни, миллиардов долларов федерального бюджета на счетах больниц и врачей, занимающихся частной практикой.
Начальный этап администрации нового президента-республиканца Д. Трампа ознаменовался попыткой ликвидации «Обамакэр» — реформы здравоохранения, наследия бывшего президента-демократа Б. Обамы. О месте проблем здравоохранения в приоритетах вновь избранного президента, демонстрирующего стремление приступить к реализации неоднократно обещанного — ликвидации реформы здравоохранения своего предшественника, свидетельствует факт подписания им в день инаугурации в числе первых распоряжений в качестве 45-го главы государства указа, посвящённого именно «Обамакэр». Д. Трамп позиционировал отмену «Обамакэр» как один из главных приоритетов во время своей кампании и переходного периода. В своей предвыборной программе он обещал ввести более эффективную систему здравоохранения в США. Не все республиканцы в Конгрессе США разделяют мнение президента. Неоднократные попытки провести через высший законодательный орган первый вариант замены реформе медицинского обеспечения по - Обамовски успеха не имели.
1. Amadeo Kimberly. Federal Poverty Level [Электронныйресурс] (http://useconomy.about.com/od/glossary /g/F ederal_Poverty_Level.htm).
2. Compilation of Patient Protection and Affordable Care Act [Электронныйресурс]. 2010. May 1. URL: https://obamacare-facts.com/wp-content/uploads/2014/10/obamacare.pdf
3. Diamond J. Donald Trump Releases Health Care Reform Plan
[Электронныйресурс] // CNN Politics. 2016. March 3. URL:
http://edition.cnn.com/2016/03/02/politics/donald-trump-health-care-plan/index.html.
4. Early Retiree Reinsurance Program. Successful Support of Early Retiree Health
Coverage. [Электронныйресурс Available at: https://www.cms.gov/CCnO/Programs-and-
Initiatives/Insurance-Programs/Early-Retiree- Reinsurance-Program.html.
5. Eligibility. [Электронный ресурс] Availableat:
https://www.medicaid.gov/medicaid/eligibility/
6. Fabian Jordan and Sullivan Peter. Trump signs ObamaCare executive order. [Электронный ресурс] Availableat: http://thehill.com/homenews/ administration/315414-trump- signs-obamacare-executive-order.
7. Furman Jason. More Than 3 Million Children Have Coverage Due to Drop in
Uninsured Rate Since 2008. October 20, 2016. [Электронныйресурс] Available at:
https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2016/10/19/more-3-million-children-have-coverage- due- drop-uninsured-rate-2008.
8. Graham J.R. If Obamacare Is Unconstitutional, Why Aren’t Медикэр& Medicaid?
[Электронныйресурс] // National Review. 2010. Dec. 15. URL:
http://www.nationalreview.com/critical-condition/255392/if-obamacare-unconstitutional-why- arent-med-icare-medicaid-john-r-graham
9. Herszenhorn David M. and Pear R. Concerns on Plan Show Clashing Goals // The New York Times.-[Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/
10. Hidden Costs of Health Care: Why Americans are Paying More but Getting Less? [Электронный ресурс] (http://www.healthreform.gov/reports/hiddencosts/index.html).
11. Herszenhorn David M. and Pear R. Concerns on Plan Show Clashing Goals // The New York Times.[Электронныйресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/
12. Jones B. Supreme Court Upholds Obamacare Mandate [Электронный ресурс] // The Global Dispatch. 2012. June 28. URL: http://www.theglobaldispatch.com/supreme-court- upholds-obamacare-mandate-31057/.
13. Kaplan Tomas and Pear Robert. House Passes Measure to Repeal and Replace the Affordable Care Act. Available at: https://www.nytimes.com/2017/05/04/us/politics/health-care- bill-vote.html May 4, 2017.
14. King v. Burwell (06/25/2015) [Электронный ресурс]. URL: https://www. supremecourt.gov/opinions/14pdf/14-114_qol 1.pdf.
15. Kliff Sarah. What we know about how Republicans might replace Obamacare. Vox,
15 November 2016. [Электронныйресурс] Availableat:
https://vox. com/2016/11/17/13626438/obamacare-replacement-plans-comparison.
... всего 56 истчников