ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНОКЛУБА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ проблемы конфликтной компетентности подростков .. 7
1.1 Понятие конфликтной компетентности в психологии 7
1.2 Особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся
подросткового возраста 17
1.3 Психологические средства развития конфликтной компетентности ....24
2 Киноклуб как средство формирования конфликтной компетентности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретический анализ проблемы конфликтной компетентности подростков .. 7
1.1 Понятие конфликтной компетентности в психологии 7
1.2 Особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся
подросткового возраста 17
1.3 Психологические средства развития конфликтной компетентности ....24
2 Киноклуб как средство формирования конфликтной компетентности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая внутренние и социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. Среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему становления конфликтной компетенции подростков.
Согласно ФГОС второго поколения выпускник общеобразовательного учреждения - это человек, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Б.И. Хасан считает, что она зависит от уровня осведомлённости о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.
Конфликтная компетентность - термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологическая грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Анализ литературы показал, что большая часть работ (Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова, Л.А. Лукашонок, В.И. Митюк, Н.Т. Рожков) посвящена становлению конфликтной компетенции как составляющей профессиональной компетенции. Мы, однако, считаем, что не менее важным аспектом является становление конфликтной компетенции непосредственно у
самих учеников. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтной компетентности.
Конфликтность - это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент - выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через формирование конфликтной компетентности является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.
Современная российская школа не всегда способна реализовать процесс становления конфликтной компетенции учащихся подросткового возраста, так как в практике организации воспитательного процесса эти вопросы не входят в число приоритетных целей учителя-воспитателя.
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 66,7% ответов;
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы-внушения) - 50%;
- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию 11,1%. [7]. Особенно важным можно считать подростковый возраст в развитии
компетентности конструктивного разрешения конфликтов. В отечественной
психологии данный период определяется как критический период. Он является
одним из важнейших в жизни человека и во многом определяет его
дальнейшую судьбу. Мы основываемся на предпосылке, что источником
конфликтного поведения подростков часто является различение ими реальной и
4
идеальной форм (Поливанова К.Н.). В этом возрасте человек стремится к независимости большей, чем у него есть, и что более важно, чем он может "выдержать". Таким образом, причины неспособности подростков к конструктивному общению и взаимодействию с окружающими мы видим, отчасти, в их стремлении быть независимыми от близких и переживании этой зависимости. Часто это проявляется в желании доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми. В данном возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция.
Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Таким образом, цель работы - исследование условий освоения способов разрешений конфликтных ситуаций учащимися 8-9 классов путём разбора конфликтных ситуаций из кинофильмов и рефлексию собственного опыта.
На основе изученных материалов по данной проблеме, нами была выдвинута гипотеза: для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций представленных в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Объектом изучения стала конфликтная компетентность учащихся 8-9 классов.
Предметом изучения стали условия формирования конфликтной компетентности у учащихся 8-9 классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи:
Теоретические:
- провести теоретический анализ исследований, связанных с изучением компетентности и ее видов;
- проанализировать проблему коммуникативной компетентности и состояние ее исследования в современной психологии;
- выделить и обосновать параметры конфликтной компетентности, как компонента коммуникативной компетентности;
- подобрать адекватные методики для измерения данных параметров;
Методические:
- создание киноклуба на базе школы №84 г. Красноярска;
- разработать серию занятий для учащихся 8-9 классов на базе киноклуба;
- провести сравнительный анализ эмпирических данных до и после занятий;
- создание кинотеки по конфликтам;
- проанализировать и обосновать пути и методы оптимизации развития конфликтной компетентности учащихся 8-9 классов в конфликтных ситуациях.
Согласно ФГОС второго поколения выпускник общеобразовательного учреждения - это человек, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Б.И. Хасан считает, что она зависит от уровня осведомлённости о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.
Конфликтная компетентность - термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологическая грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Анализ литературы показал, что большая часть работ (Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова, Л.А. Лукашонок, В.И. Митюк, Н.Т. Рожков) посвящена становлению конфликтной компетенции как составляющей профессиональной компетенции. Мы, однако, считаем, что не менее важным аспектом является становление конфликтной компетенции непосредственно у
самих учеников. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтной компетентности.
Конфликтность - это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент - выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через формирование конфликтной компетентности является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.
Современная российская школа не всегда способна реализовать процесс становления конфликтной компетенции учащихся подросткового возраста, так как в практике организации воспитательного процесса эти вопросы не входят в число приоритетных целей учителя-воспитателя.
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 66,7% ответов;
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы-внушения) - 50%;
- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию 11,1%. [7]. Особенно важным можно считать подростковый возраст в развитии
компетентности конструктивного разрешения конфликтов. В отечественной
психологии данный период определяется как критический период. Он является
одним из важнейших в жизни человека и во многом определяет его
дальнейшую судьбу. Мы основываемся на предпосылке, что источником
конфликтного поведения подростков часто является различение ими реальной и
4
идеальной форм (Поливанова К.Н.). В этом возрасте человек стремится к независимости большей, чем у него есть, и что более важно, чем он может "выдержать". Таким образом, причины неспособности подростков к конструктивному общению и взаимодействию с окружающими мы видим, отчасти, в их стремлении быть независимыми от близких и переживании этой зависимости. Часто это проявляется в желании доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми. В данном возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция.
Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Таким образом, цель работы - исследование условий освоения способов разрешений конфликтных ситуаций учащимися 8-9 классов путём разбора конфликтных ситуаций из кинофильмов и рефлексию собственного опыта.
На основе изученных материалов по данной проблеме, нами была выдвинута гипотеза: для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций представленных в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Объектом изучения стала конфликтная компетентность учащихся 8-9 классов.
Предметом изучения стали условия формирования конфликтной компетентности у учащихся 8-9 классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи:
Теоретические:
- провести теоретический анализ исследований, связанных с изучением компетентности и ее видов;
- проанализировать проблему коммуникативной компетентности и состояние ее исследования в современной психологии;
- выделить и обосновать параметры конфликтной компетентности, как компонента коммуникативной компетентности;
- подобрать адекватные методики для измерения данных параметров;
Методические:
- создание киноклуба на базе школы №84 г. Красноярска;
- разработать серию занятий для учащихся 8-9 классов на базе киноклуба;
- провести сравнительный анализ эмпирических данных до и после занятий;
- создание кинотеки по конфликтам;
- проанализировать и обосновать пути и методы оптимизации развития конфликтной компетентности учащихся 8-9 классов в конфликтных ситуациях.
В настоящее время проблема конфликта и конфликтной компетентности стала одной из важнейших проблем нашего общества.
Конфликтная компетентность - устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что понятие конфликтной компетентности возникло и получило свое развитие в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
Под конфликтной компетентностью способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать. Конфликтная компетентность предполагает свободное овладение стратегиями управления конфликтной ситуацией, высокий уровень саморегуляции и ассертивных качеств личности, конфликтоустойчивость, установку на сотрудничество и кооперацию, развитие коммуникативных умений, рефлексивную культуру личности.
В подростковом возрасте возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах. Поэтому важно развивать конфликтную компетентность именно в подростковом возрасте.
Таким образом, выбор средств формирования конфликтной компетентности достаточно обширен: различные игры, музыкотерапия,
дискуссии, тренинги и др. На наш взгляд, основным средством, которое может
включать комплексно все средства развития конфликтной компетентности, является киноклуб. Выбор медиатехнологий должен оказать влияние на проявление и развитие конфликтной компетентности подростков. Важно, чтобы видеоряд соответствовал возрасту участников киноклуба, тематика видеосюжета должна быть интересна учащимся (была созвучна заявленному содержанию занятия). Эффектом работы киноклуба предполагается положительное изменение во всех компонентах конфликтной компетентности: как в знаниях о возможных способах действий, так и в умениях и навыках преобразования конфликтной действительности и готовности производить эти преобразования.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия: анализ ситуаций в культуре (кинофильмы), рефлексия собственного опыта, отработка навыков, полученных в киноклубе, применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни; мы провели формирующий эксперимент, который состоял из трёх этапов, в МБОУ СОШ №84, среди учащихся 8-9 классов, в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 67 человек. Нами был использован ряд диагностических методик, а также разработана модель занятий киноклуба. В рамках данной модели было разработано 15 занятий по 40 минут и собрана кинотека для работы по данной тематике.
С помощью проведённого формирующего эксперимента нам удалось подтвердить, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, была подтверждена.
Конфликтная компетентность - устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что понятие конфликтной компетентности возникло и получило свое развитие в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
Под конфликтной компетентностью способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать. Конфликтная компетентность предполагает свободное овладение стратегиями управления конфликтной ситуацией, высокий уровень саморегуляции и ассертивных качеств личности, конфликтоустойчивость, установку на сотрудничество и кооперацию, развитие коммуникативных умений, рефлексивную культуру личности.
В подростковом возрасте возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах. Поэтому важно развивать конфликтную компетентность именно в подростковом возрасте.
Таким образом, выбор средств формирования конфликтной компетентности достаточно обширен: различные игры, музыкотерапия,
дискуссии, тренинги и др. На наш взгляд, основным средством, которое может
включать комплексно все средства развития конфликтной компетентности, является киноклуб. Выбор медиатехнологий должен оказать влияние на проявление и развитие конфликтной компетентности подростков. Важно, чтобы видеоряд соответствовал возрасту участников киноклуба, тематика видеосюжета должна быть интересна учащимся (была созвучна заявленному содержанию занятия). Эффектом работы киноклуба предполагается положительное изменение во всех компонентах конфликтной компетентности: как в знаниях о возможных способах действий, так и в умениях и навыках преобразования конфликтной действительности и готовности производить эти преобразования.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия: анализ ситуаций в культуре (кинофильмы), рефлексия собственного опыта, отработка навыков, полученных в киноклубе, применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни; мы провели формирующий эксперимент, который состоял из трёх этапов, в МБОУ СОШ №84, среди учащихся 8-9 классов, в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 67 человек. Нами был использован ряд диагностических методик, а также разработана модель занятий киноклуба. В рамках данной модели было разработано 15 занятий по 40 минут и собрана кинотека для работы по данной тематике.
С помощью проведённого формирующего эксперимента нам удалось подтвердить, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, была подтверждена.



