Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером
|
Введение 6
1 Теоретические основы кластерного подхода в креативной экономике 11
1.1 Креативные индустрии как сектор инновационной экономики 11
1.2 Понятие и виды кластеров 23
2 Особенности формирования и функционирования творческих кластеров 31
2.1 Креативные индустрии и творческие кластеры 31
2.2 Опыт организации творческих кластеров в России и за рубежом 33
3 Реализация проектного подхода в управлении творческим кластером 57
3.1 Особенности реализации проектного подхода в креативной экономике 57
3.2 Разработка механизмов реализации проектного подхода в
управлении творческим кластером 67
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Виды кластеров 86
Приложение Б Характеристика моделей творческих индустрий 87
Приложение В Краткая характеристика творческих площадок России... 88
Приложение Г Индикаторы оценки эффективности управления
творческим кластером 91
Приложение Д Оценка рисков проекта 93
1 Теоретические основы кластерного подхода в креативной экономике 11
1.1 Креативные индустрии как сектор инновационной экономики 11
1.2 Понятие и виды кластеров 23
2 Особенности формирования и функционирования творческих кластеров 31
2.1 Креативные индустрии и творческие кластеры 31
2.2 Опыт организации творческих кластеров в России и за рубежом 33
3 Реализация проектного подхода в управлении творческим кластером 57
3.1 Особенности реализации проектного подхода в креативной экономике 57
3.2 Разработка механизмов реализации проектного подхода в
управлении творческим кластером 67
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Виды кластеров 86
Приложение Б Характеристика моделей творческих индустрий 87
Приложение В Краткая характеристика творческих площадок России... 88
Приложение Г Индикаторы оценки эффективности управления
творческим кластером 91
Приложение Д Оценка рисков проекта 93
Креативные индустрии - это синтез культуры, экономики и социальной политики, который включает следующие сферы культуры: издательство, исполнительские искусства, дизайн и мода, изобразительные искусства, кинопроизводство. Впервые понятие «культурных индустрий» было упомянуто немецкими философами и социологами М. Хоркхаймером и Т. Адорно в работе «Диалектика просвещения» в 1947 году. В своей работе авторы отмечают, что культурная индустрия - это промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сфере искусства, живописи, литературы, кино [1]. Более поздние работы можно разделить на две основные группы, отражающие этапы становления и трансформации феномена креативных индустрий. Первая группа включает исследования, посвященные истории и специфике креативных индустрий - труды Дж. Хартли, Д. Хесмонд халфа, О'Коннора, Д. Тросби. Значимыми исследованиями также являются сборники работ британского агентства Comedia. За рубежом понятие «креативная экономика» было впервые введено журналом Business Week в статье The 21st Century Corporation: The Creative Economy . Статья содержит рассуждения автора о перспективах корпораций в XXI веке - процессах их адаптации к условиям новой экономики, в которой возрастает важность идей, а главным средством производства выступают интеллектуальные ресурсы [2]. Креативная экономика - экономика, основанная на высокой концентрации креативной рабочей силы, которая является двигателем инноваций и разработчиком новых подходов в областях науки и исследований, предпринимательства, искусства и культуры [3]. Творческий потенциал выступает фундаментальным ресурсом производства, поэтому креативная экономика способна отказаться от сырьевой зависимости и может обеспечить стабильность развития региона, повысить инвестиционный климат, создать благоприятные социокультурные условия для общества. Креативный класс или люди, имеющие способности к творчеству и созданию новшеств становится ключевым звеном креативной экономики. Для формирования творческой среды представители креативного класса притягивают коллег, туристов, а с ними и инвестиции. Такое сочетание ресурсов обеспечивает постепенный рост и преобразование территорий. Поэтому для развития городов и регионов важно создавать центры творческой активности, которые служат благоприятной средой для проживания и работы представителей творческого класса, которые будут генерировать и реализовывать новые творческие идеи.
Значимый вклад в развитие, раскрытие и описание темы креативной экономики внесли исследователи Дж. Хоукинс и Р. Флорида . Исследователи обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей - ученых, артистов, художников, обладающих творческим мышлением и способностью генерировать уникальные, нетрадиционные идеи. Эти люди создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках [4, 28]. Экономисты Э. Поттер и Дж.Хиз охарактеризовали креативную и культурную отрасль, её влияние на рост национальной экономики [5].
В 1970 - 1980-е годы в мире произошёл экономический кризис, причинами которого послужили резкое удорожание нефти, финансовый и экономический кризисы. Последствиями кризиса стали резкий спад производства, инфляция, отказ от доллара как международной валюты, начало перехода к постиндустриальному обществу, социальное недовольство, а также смена политических деятелей в США и странах Европы. Новое Правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер разработало стратегию развития страны, основанную на перепрофилировании индустриальных городов на развитие экономики, основанной на интеллектуальном и творческом капитале [6]. С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом национальной и муниципальной британской политики. Департамент культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании дал следующее определение творческим индустриям: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [7]. С начала 2000-х годов многие регионы и города мира начали двигаться в направлении развития креативных индустрий, которые являются частью креативной экономики как экономике знаний, творчества и инноваций. Эти годы ознаменованы выходом фундаментальных трудов в сфере творческих индустрий: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричарда Флоридз или «Креативная экономика: как делать деньги из идей» Джона Хоккинса и других исследователей. В данных работах раскрывается определение креативной экономики и творческих индустрий, которые основаны на идеях и креативном подходе, описываются формы творческих индустрий с точки зрения бизнеса, а также определяются их цели и задачи [8]. В свою очередь, Чарльз Лэндри в работе «Креативный город» описал роль креативных индустрий в развитии городов и регионов. Из русскоязычной литературы можно выделить преимущественно переводные работы Ч. Лэндри , Р. Флориды и Дж. Паина и Дж. Гилмора [9]. Важным источником стали издания из серии «Культурные стратегии: Экспертный клуб», подготовленные
Вторая группа трудов зарубежных авторов включает исследования, посвященные отдельным секторам креативных индустрий, их истории и актуальным проблемам, контексту социально-экономического развития и функционирования [10, 11]. К данной группе относятся исследования Николаса Гарнхэма , Азы Бриггса и Питера Бёрка6 , Скотта Лэша и Джона Урри и др.
В 2008-2010 годах международным агентством по торговле и развитию Организации объединенных наций была проведена системная работа по анализу потенциала творческих индустрий и креативной экономики в мире, после чего были опубликованы доклады об оценке ресурсов креативной экономики в формировании политики государств . Доклады стали важными документами, на международном уровне признавшими ключевую роль творческой экономики в современном развитии. Творческий класс признаётся ключевым ресурсом развития креативной экономики. В докладах представлена география распространения творческих индустрий, данные по импорту- экспорту услуг в сфере культуры и развлечений, которые позволили сделать вывод о востребованности творческих продуктов, численности творческого класса и о рейтинге стран, предоставляющих наиболее благоприятные условия для работы творческого класса. На сегодняшний день доля малых творческих предприятий в России оценивается на уровне 13-17%, в США - 50-60%, в Китае - 55%, в странах ЕС - до 70%, в Канаде 90%. Абсолютным лидером по условиям для развития творчества на сегодняшний день являются США, которые составляют конкуренцию странам Европейского Союза в привлечении умных, талантливых и образованных людей, способных создавать, продвигать и реализовывать оригинальные творческие продукты. Для удержание такого социального капитала по всему миру инициируются новые программы по поддержке творческих индустрий.
Финансовые показатели, приведенные в докладах ООН, подтверждают, что креативные индустрии обладают большим потенциалом для развивающихся стран, готовых диверсифицировать экономику и способствовать выходу национальных предпринимателей на мировые рынки. Поддержка среды со стороны государства даст почву для взращивания кризисоустойчивых индустрий, способных привлекать из-за рубежа инвесторов, технологические инновации и бизнесы. С развитием постиндустриальной экономики и глобальных рынков экономическая значимость культуры становится очевидной и признается правительствами развитых стран и международными институтами.
В России рост интереса к практическим разработкам в сфере креативных индустрий произошёл в 1990-2000-х гг., в связи с чем появился ряд публикаций - статьи С. Э. Зуева , Д. Э. Милькова , М. Б. Гнедовского , Е. В.Зеленцовой и других отечественных исследователей. Опираясь на зарубежные источники, авторы публикаций раскрывают особенности креативных индустрий, анализируют западный опыт их исследования и развития, а также дают обоснование возможностям и перспективам адаптации опыта других стран к российским условиям [13, 14, 7, 12].
В течение нескольких десятилетий специалисты в области экономики, социологии, культуры проделали значительную работу по разработке аспектов изучения и формирования креативных индустрий, по анализу и обобщению накопленного опыта. В то же время, область креативных индустрий сложно назвать достаточно проработанной. До сих пор остаётся много вопросов и направлений, которые требуют исследования и прояснения, поскольку сектор креативных индустрий переживает активный рост повсеместно, с каждым днём увеличивая объем материала для изучения [12].
В 1990 году экономист Майкл Портер ввёл понятие экономического кластера в работе «Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран» [15], в которой исследователь показывает свойство конкурентоспособности для отдельных компаний и для целых территорий, регионов и наций. Кластер - это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, которые взаимно дополняют друг друга и способствуют росту собственной конкурентоспособности. Портер указал, что что кластеры помогают не только увеличивать прибыль, но и способствуют инновациям, самореализации людей и налаживанию отношений в сообществе. Данный тезис даёт основания адаптировать кластерную модель к культурной жизни территорий, в которой происходят идентичные процессы.
В конце XX века повсеместно происходит формирование творческих кластеров - молодые художники приходят на заброшенные индустриальные пространства и преобразуют их в творческие. Творческие кластеры формируются повсеместно - в Европе (Великобритания, Германия, Швеция и пр.), в Азии (Китай, Гонконг), в Соединенных штатах Америки. С 2005 года творческие кластеры приходят в Россию с открытием пространств в Москве (центр дизайна Artplay, дизайн-завод «Флакон»), а затем в Санкт-Петербурге (Лофт-проект «Этажи», «Четверти») и с 2010 года площадки начинают разрастаться в других городах страны. В связи с появлением явления творческих кластеров в России, молодые исследователи начинают публиковать исследования на тему функционирования и эффектов творческих площадок в разных городах России. Наиболее значимый вклад в исследование творческих кластеров сделали Н. Зеленская , М.Б. Гнедовский , Н.Г. Федотова , А.А. Гончарик [16]. Вышеперечисленные исследователи являются теоретиками и практиками одновременно. Для формализации и углубленного изучения процессов, происходящих в творческих индустриях создаются кафедры при экономических университетах, независимые институты, организации и пр. К явлению творческих кластеров возникает интерес средств массовой информации, поэтому в последние годы опубликовано много статей о творческих площадках, а также интервью с их основателями и менеджерами. Основными источниками, содержащими данные материалы, являются: The Village, Look at me, Hungry shark, Snob.
В связи с появлением и развитием творческих кластеров в России, этот вопрос изучается различными исследованиями. Количество творческих площадок увеличивается с каждым годом. Однако, творческие индустрии не формализованы на государственном уровне, поэтому статистические данные не отображают динамику развития творческих кластеров. В то же время перед инициаторами и деятелями творческих кластеров возникает ряд управленческих вопросов, касающихся привлечения творческого класса в регионе, повышение эффективности деятельности творческого кластера, коммерциализация творческих продуктов и услуг, расширение пространства, выход на российский и международный рынки и т.д. Готовых ответов на данные вопросы пока не существует, поскольку между площадками разных городов крайне слабые взаимодействия и партнерские отношения. По этой причине, это направление развития креативной экономики сложно формализовать. Неопределенность вокруг явления творческих кластеров означает необходимость их основательного исследования.
Объект исследования - молодежный творческий бизнес-центр «Пилот», предмет исследования - процесс организации управления творческим кластером. Цель исследования - разработка механизмов реализации проектного подхода в управлении творческим кластером. Для достижения данной цели предполагалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы креативной экономики;
- Рассмотреть связь креативных индустрий и творческих кластеров;
- Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области формирования и функционирования творческих кластеров;
- Исследовать, описать и систематизировать основные примеры организации творческих пространств в России и за рубежом, выявить общие принципы и особенности практик;
- Изучить особенности проектного подхода, применительно к креативной экономике;
- Разработать и апробировать механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером.
В качестве основных методов исследования автором были выбраны: анализ литературы по исследуемой проблемы, анализ документальных источников, наблюдение организационных процессов, сбор фактов, метод аналогий и сравнения, метод социологического исследования, методы экономико-статистического анализа, метод эксперимента для апробации полученных результатов.
В центре внимания автора был опыт развития творческих кластеров в городах России. Основное внимание было уделено исследованию основания, развития, функционирования творческих площадок в следующих российских городах - Москва и Санкт-Петербург, которые считаются центрами развития творческих кластеров в России, а также менее крупные, но не менее значимые города - Екатеринбург, Ульяновск, Новосибирск, Ярославль, Красноярск, Владивосток, Краснодар, Иваново и Казань. Для анализа был частично привлечен опыт следующих стран - Великобритания, Германия, Швеция. Важной составляющей эмпирической базы исследования стали публикации и документы, а также собственные исследования, характеризующие деятельность творческих площадок в разных городах России.
Научная новизна диссертационного исследования определяется подробным описанием развития творческих кластеров в России. До этого момента отечественные исследователи активно интересовались и описывали зарубежные практики развития креативных индустрий в целом и творческих кластеров в частности. В ходе исследования было проведено ознакомление с онлайн-источниками о творческих кластерах, были проведены встречи- интервью с кураторами творческих площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска и Екатеринбурга, а также проведено анкетирование менеджеров творческих площадок следующих городов - Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль, Ульяновск, Уфа, Казань, Кострома, Иваново, Владивосток и Ростов-на-Дону. Автором, на основе непосредственных контактов с менеджерами креативных площадок в разных городах России, осуществлен анализ и систематизация опыта развития творческих кластеров в России - проанализированы предпосылки возникновения творческих площадок, выстроена периодизация истории их становления, эволюции и состояния на сегодняшний день. Плюс ко всему, проведён анализ систем управления творческими площадками, а также отмечены позитивный опыт и проблемные ситуации, связанных с развитием творческих кластеров.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента, предыдущие исследования рассматривали данный вопрос через призму культурологии или экономики в общем. Также в ходе работы осуществлен анализ и сделаны предварительные обобщения относительно международного опыта организации и развития творческих кластеров.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации и при его участии.
Ещё одним важным направлением применения диссертационного исследования является область образования, в которой возрастает интерес исследования творческих индустрий. Автор исследования столкнулся с проблемой ограниченности научно-методической базы по данной теме, поэтому представленные в диссертации исследования и их анализ могут быть высоко востребованными в практике образования и дальнейших научных исследований.
Значимый вклад в развитие, раскрытие и описание темы креативной экономики внесли исследователи Дж. Хоукинс и Р. Флорида . Исследователи обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей - ученых, артистов, художников, обладающих творческим мышлением и способностью генерировать уникальные, нетрадиционные идеи. Эти люди создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках [4, 28]. Экономисты Э. Поттер и Дж.Хиз охарактеризовали креативную и культурную отрасль, её влияние на рост национальной экономики [5].
В 1970 - 1980-е годы в мире произошёл экономический кризис, причинами которого послужили резкое удорожание нефти, финансовый и экономический кризисы. Последствиями кризиса стали резкий спад производства, инфляция, отказ от доллара как международной валюты, начало перехода к постиндустриальному обществу, социальное недовольство, а также смена политических деятелей в США и странах Европы. Новое Правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер разработало стратегию развития страны, основанную на перепрофилировании индустриальных городов на развитие экономики, основанной на интеллектуальном и творческом капитале [6]. С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом национальной и муниципальной британской политики. Департамент культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании дал следующее определение творческим индустриям: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [7]. С начала 2000-х годов многие регионы и города мира начали двигаться в направлении развития креативных индустрий, которые являются частью креативной экономики как экономике знаний, творчества и инноваций. Эти годы ознаменованы выходом фундаментальных трудов в сфере творческих индустрий: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричарда Флоридз или «Креативная экономика: как делать деньги из идей» Джона Хоккинса и других исследователей. В данных работах раскрывается определение креативной экономики и творческих индустрий, которые основаны на идеях и креативном подходе, описываются формы творческих индустрий с точки зрения бизнеса, а также определяются их цели и задачи [8]. В свою очередь, Чарльз Лэндри в работе «Креативный город» описал роль креативных индустрий в развитии городов и регионов. Из русскоязычной литературы можно выделить преимущественно переводные работы Ч. Лэндри , Р. Флориды и Дж. Паина и Дж. Гилмора [9]. Важным источником стали издания из серии «Культурные стратегии: Экспертный клуб», подготовленные
Вторая группа трудов зарубежных авторов включает исследования, посвященные отдельным секторам креативных индустрий, их истории и актуальным проблемам, контексту социально-экономического развития и функционирования [10, 11]. К данной группе относятся исследования Николаса Гарнхэма , Азы Бриггса и Питера Бёрка6 , Скотта Лэша и Джона Урри и др.
В 2008-2010 годах международным агентством по торговле и развитию Организации объединенных наций была проведена системная работа по анализу потенциала творческих индустрий и креативной экономики в мире, после чего были опубликованы доклады об оценке ресурсов креативной экономики в формировании политики государств . Доклады стали важными документами, на международном уровне признавшими ключевую роль творческой экономики в современном развитии. Творческий класс признаётся ключевым ресурсом развития креативной экономики. В докладах представлена география распространения творческих индустрий, данные по импорту- экспорту услуг в сфере культуры и развлечений, которые позволили сделать вывод о востребованности творческих продуктов, численности творческого класса и о рейтинге стран, предоставляющих наиболее благоприятные условия для работы творческого класса. На сегодняшний день доля малых творческих предприятий в России оценивается на уровне 13-17%, в США - 50-60%, в Китае - 55%, в странах ЕС - до 70%, в Канаде 90%. Абсолютным лидером по условиям для развития творчества на сегодняшний день являются США, которые составляют конкуренцию странам Европейского Союза в привлечении умных, талантливых и образованных людей, способных создавать, продвигать и реализовывать оригинальные творческие продукты. Для удержание такого социального капитала по всему миру инициируются новые программы по поддержке творческих индустрий.
Финансовые показатели, приведенные в докладах ООН, подтверждают, что креативные индустрии обладают большим потенциалом для развивающихся стран, готовых диверсифицировать экономику и способствовать выходу национальных предпринимателей на мировые рынки. Поддержка среды со стороны государства даст почву для взращивания кризисоустойчивых индустрий, способных привлекать из-за рубежа инвесторов, технологические инновации и бизнесы. С развитием постиндустриальной экономики и глобальных рынков экономическая значимость культуры становится очевидной и признается правительствами развитых стран и международными институтами.
В России рост интереса к практическим разработкам в сфере креативных индустрий произошёл в 1990-2000-х гг., в связи с чем появился ряд публикаций - статьи С. Э. Зуева , Д. Э. Милькова , М. Б. Гнедовского , Е. В.Зеленцовой и других отечественных исследователей. Опираясь на зарубежные источники, авторы публикаций раскрывают особенности креативных индустрий, анализируют западный опыт их исследования и развития, а также дают обоснование возможностям и перспективам адаптации опыта других стран к российским условиям [13, 14, 7, 12].
В течение нескольких десятилетий специалисты в области экономики, социологии, культуры проделали значительную работу по разработке аспектов изучения и формирования креативных индустрий, по анализу и обобщению накопленного опыта. В то же время, область креативных индустрий сложно назвать достаточно проработанной. До сих пор остаётся много вопросов и направлений, которые требуют исследования и прояснения, поскольку сектор креативных индустрий переживает активный рост повсеместно, с каждым днём увеличивая объем материала для изучения [12].
В 1990 году экономист Майкл Портер ввёл понятие экономического кластера в работе «Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран» [15], в которой исследователь показывает свойство конкурентоспособности для отдельных компаний и для целых территорий, регионов и наций. Кластер - это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, которые взаимно дополняют друг друга и способствуют росту собственной конкурентоспособности. Портер указал, что что кластеры помогают не только увеличивать прибыль, но и способствуют инновациям, самореализации людей и налаживанию отношений в сообществе. Данный тезис даёт основания адаптировать кластерную модель к культурной жизни территорий, в которой происходят идентичные процессы.
В конце XX века повсеместно происходит формирование творческих кластеров - молодые художники приходят на заброшенные индустриальные пространства и преобразуют их в творческие. Творческие кластеры формируются повсеместно - в Европе (Великобритания, Германия, Швеция и пр.), в Азии (Китай, Гонконг), в Соединенных штатах Америки. С 2005 года творческие кластеры приходят в Россию с открытием пространств в Москве (центр дизайна Artplay, дизайн-завод «Флакон»), а затем в Санкт-Петербурге (Лофт-проект «Этажи», «Четверти») и с 2010 года площадки начинают разрастаться в других городах страны. В связи с появлением явления творческих кластеров в России, молодые исследователи начинают публиковать исследования на тему функционирования и эффектов творческих площадок в разных городах России. Наиболее значимый вклад в исследование творческих кластеров сделали Н. Зеленская , М.Б. Гнедовский , Н.Г. Федотова , А.А. Гончарик [16]. Вышеперечисленные исследователи являются теоретиками и практиками одновременно. Для формализации и углубленного изучения процессов, происходящих в творческих индустриях создаются кафедры при экономических университетах, независимые институты, организации и пр. К явлению творческих кластеров возникает интерес средств массовой информации, поэтому в последние годы опубликовано много статей о творческих площадках, а также интервью с их основателями и менеджерами. Основными источниками, содержащими данные материалы, являются: The Village, Look at me, Hungry shark, Snob.
В связи с появлением и развитием творческих кластеров в России, этот вопрос изучается различными исследованиями. Количество творческих площадок увеличивается с каждым годом. Однако, творческие индустрии не формализованы на государственном уровне, поэтому статистические данные не отображают динамику развития творческих кластеров. В то же время перед инициаторами и деятелями творческих кластеров возникает ряд управленческих вопросов, касающихся привлечения творческого класса в регионе, повышение эффективности деятельности творческого кластера, коммерциализация творческих продуктов и услуг, расширение пространства, выход на российский и международный рынки и т.д. Готовых ответов на данные вопросы пока не существует, поскольку между площадками разных городов крайне слабые взаимодействия и партнерские отношения. По этой причине, это направление развития креативной экономики сложно формализовать. Неопределенность вокруг явления творческих кластеров означает необходимость их основательного исследования.
Объект исследования - молодежный творческий бизнес-центр «Пилот», предмет исследования - процесс организации управления творческим кластером. Цель исследования - разработка механизмов реализации проектного подхода в управлении творческим кластером. Для достижения данной цели предполагалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы креативной экономики;
- Рассмотреть связь креативных индустрий и творческих кластеров;
- Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области формирования и функционирования творческих кластеров;
- Исследовать, описать и систематизировать основные примеры организации творческих пространств в России и за рубежом, выявить общие принципы и особенности практик;
- Изучить особенности проектного подхода, применительно к креативной экономике;
- Разработать и апробировать механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером.
В качестве основных методов исследования автором были выбраны: анализ литературы по исследуемой проблемы, анализ документальных источников, наблюдение организационных процессов, сбор фактов, метод аналогий и сравнения, метод социологического исследования, методы экономико-статистического анализа, метод эксперимента для апробации полученных результатов.
В центре внимания автора был опыт развития творческих кластеров в городах России. Основное внимание было уделено исследованию основания, развития, функционирования творческих площадок в следующих российских городах - Москва и Санкт-Петербург, которые считаются центрами развития творческих кластеров в России, а также менее крупные, но не менее значимые города - Екатеринбург, Ульяновск, Новосибирск, Ярославль, Красноярск, Владивосток, Краснодар, Иваново и Казань. Для анализа был частично привлечен опыт следующих стран - Великобритания, Германия, Швеция. Важной составляющей эмпирической базы исследования стали публикации и документы, а также собственные исследования, характеризующие деятельность творческих площадок в разных городах России.
Научная новизна диссертационного исследования определяется подробным описанием развития творческих кластеров в России. До этого момента отечественные исследователи активно интересовались и описывали зарубежные практики развития креативных индустрий в целом и творческих кластеров в частности. В ходе исследования было проведено ознакомление с онлайн-источниками о творческих кластерах, были проведены встречи- интервью с кураторами творческих площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска и Екатеринбурга, а также проведено анкетирование менеджеров творческих площадок следующих городов - Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль, Ульяновск, Уфа, Казань, Кострома, Иваново, Владивосток и Ростов-на-Дону. Автором, на основе непосредственных контактов с менеджерами креативных площадок в разных городах России, осуществлен анализ и систематизация опыта развития творческих кластеров в России - проанализированы предпосылки возникновения творческих площадок, выстроена периодизация истории их становления, эволюции и состояния на сегодняшний день. Плюс ко всему, проведён анализ систем управления творческими площадками, а также отмечены позитивный опыт и проблемные ситуации, связанных с развитием творческих кластеров.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента, предыдущие исследования рассматривали данный вопрос через призму культурологии или экономики в общем. Также в ходе работы осуществлен анализ и сделаны предварительные обобщения относительно международного опыта организации и развития творческих кластеров.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации и при его участии.
Ещё одним важным направлением применения диссертационного исследования является область образования, в которой возрастает интерес исследования творческих индустрий. Автор исследования столкнулся с проблемой ограниченности научно-методической базы по данной теме, поэтому представленные в диссертации исследования и их анализ могут быть высоко востребованными в практике образования и дальнейших научных исследований.
Креативная экономика является не только одним из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики, но также обладает весьма высоким преобразующим потенциалом с точки зрения создания источников дохода, рабочих мест и экспортных поступлений. Раскрытие потенциала креативной экономики также предполагает поощрение всеобъемлющего творческого начала обществ, признание своеобразной самобытности тех мест, где она сосредоточена и процветает, улучшение качества жизни в этих местах, повышение их значимости и авторитета и наращивание ресурсов для изыскания различных новых форм будущего. Другими словами, наряду со своими экономическими выгодами креативная экономика также создает ценности, которые не поддаются денежной оценке и которые вносят существенный вклад в обеспечение инклюзивного и устойчивого развития, ориентированного на человека.
В ходе работы над диссертационным исследованием были выполнены следующие задачи - подобран список основополагающей литературы, сформирована теоретическая часть, применены методы исследования, подведены итоги исследования. В ходе диссертационной работы было проведено исследование развития творческих кластеров в России. В результате исследования автор пришёл к выводу, что творческие кластеры - это общее понятие для творческих площадок, которые создаются на территории России и принимают разные формы - центры культуры, центры современного искусства, многофункциональные площадки, лофты, резиденции и пр. В отличие от «простых» бизнес-центров, творческие кластеры имеют «миссию»: они участвуют в развитии новой экономики, создают новую институциональную реальность и даже новые стиль и образ жизни. Поэтому важным фактором для них является не только быстрая прибыль, но - капитализация имиджа, социальная и культурная капитализация.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента. Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации.
В заключение отметим проблемы, нуждающиеся в более глубоком изучении. Основополагающая проблема, с которой столкнулся автор работы - отсутствие официальных статистических данных о творческих кластерах в России. Вторая проблема - отсутствие алгоритма и конкретных инструментов экономической оценки эффективности функционирования творческого кластера. Обе проблемы обусловлены молодостью сектора творческой экономики в России и отсутствием опыта. Поэтому автору видится дальнейшая перспектива в выделении граф статистики для подсчета показателей развития креативных индустрий, а также исследование опыта организации творческих кластеров в регионах.
Учитывая междисциплинарный характер исследования, а также все обстоятельства, сопутствовавшие его подготовке, можно утверждать, что полученные статистические, социологические и экспертные данные в ближайшем будущем станут предметом изучения и более широкой и подробной интерпретации специалистов и исследователей. Сам по себе фактический материал, собранный в ходе работы, представляет практическую ценность как для исследователей, так и для практиков. Автор планирует продолжить работы по исследованию, доработке механизмов и популяризации результатов исследования.
В ходе работы над диссертационным исследованием были выполнены следующие задачи - подобран список основополагающей литературы, сформирована теоретическая часть, применены методы исследования, подведены итоги исследования. В ходе диссертационной работы было проведено исследование развития творческих кластеров в России. В результате исследования автор пришёл к выводу, что творческие кластеры - это общее понятие для творческих площадок, которые создаются на территории России и принимают разные формы - центры культуры, центры современного искусства, многофункциональные площадки, лофты, резиденции и пр. В отличие от «простых» бизнес-центров, творческие кластеры имеют «миссию»: они участвуют в развитии новой экономики, создают новую институциональную реальность и даже новые стиль и образ жизни. Поэтому важным фактором для них является не только быстрая прибыль, но - капитализация имиджа, социальная и культурная капитализация.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента. Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации.
В заключение отметим проблемы, нуждающиеся в более глубоком изучении. Основополагающая проблема, с которой столкнулся автор работы - отсутствие официальных статистических данных о творческих кластерах в России. Вторая проблема - отсутствие алгоритма и конкретных инструментов экономической оценки эффективности функционирования творческого кластера. Обе проблемы обусловлены молодостью сектора творческой экономики в России и отсутствием опыта. Поэтому автору видится дальнейшая перспектива в выделении граф статистики для подсчета показателей развития креативных индустрий, а также исследование опыта организации творческих кластеров в регионах.
Учитывая междисциплинарный характер исследования, а также все обстоятельства, сопутствовавшие его подготовке, можно утверждать, что полученные статистические, социологические и экспертные данные в ближайшем будущем станут предметом изучения и более широкой и подробной интерпретации специалистов и исследователей. Сам по себе фактический материал, собранный в ходе работы, представляет практическую ценность как для исследователей, так и для практиков. Автор планирует продолжить работы по исследованию, доработке механизмов и популяризации результатов исследования.
Подобные работы
- МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия управления образовательной деятельностью высших учебных заведений»
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникационная стратегия креативного кластера на этапе инициации проекта (на примере г. Томска)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Вклад креативных кластеров в обеспечение социально-экономического развития региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



