Введение 3
Глава 1. Теоретические основания использования активных методов обучения в формировании дискурсивной компетенции при обучении иностранному языку 8
1.1 Понятие и виды активных методов в обучении иностранному языку 8
1.2 Принципы при использовании активных методов в формировании
иноязычной коммуникативной компетенции 12
1.3 Дискурсивная компетенция как компонент иноязычной коммуникативной
компетенции 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методика реализации метода коммуникативного тренинга при
формировании дискурсивной компетенции в обучении иностранному языку 25
2.1 Использование тренингового метода при формировании дискурсивной
компетенции 25
2.2 Модель формирования дискурсивной компетенции при использовании
метода коммуникативного тренинга 29
2.3 Практические задания и критерии оценки эффективности формирования
дискурсивной компетенции при использовании тренингового метода 34
Выводы по второй главе 43
Заключение 46
Список используемой литературы 50
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
В связи с этим в нашей системе образования происходит постепенное переосмысление важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов), само направление процесса обучения идет теперь не на увеличение объема передаваемой информации, не на усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а на создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность обучающихся. В чем изменяется роль студента? Он становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Обучение иностранному языку с использованием активных методов строится таким образом, чтобы вовлекать обучающихся в
устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию, что эффективно помогает формированию коммуникативной компетенции учащихся - главной цели обучения иностранному языку.
Коммуникативная компетенция формируется рядом составляющих. В обучении иноязычному дискурсу необходимо учитывать и развивать все компоненты коммуникативной компетенции поскольку каждая из них имеет определенное значение и способствует формированию у обучаемого разносторонней компетенции в общении. Неотъемлемой составляющей модели коммуникативной компетенции выступает дискурсивная, подразумевающая способность к организации речи, высокий уровень сформированности навыков логичного, последовательного, убедительного конструирования собственных высказываний, овладение приемами подачи и получения информации.
Среди различных методов активного обучения хотелось бы обратить особое внимание на актуальность использования метода коммуникативного тренинга в обучении иностранным языкам при формировании дискурсивной компетенции. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие коммуникативных умений, а для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным. Коммуникативный тренинг - это принципиально новая модель подачи информации, совмещающая полезное с интересным, охватывающая весь потенциал учащегося. Тренинговый метод полностью отвечает требованиям современного общества и имеет все основания закрепиться в российской системе образования.
Актуальность данной работы заключается в необходимости анализа активных методов обучения в плане их использования для повышения 3
эффективности обучения при формировании иноязычной коммуникативной компетенции.
Целью исследования является изучение метода коммуникативного тренинга как одного из активных методов обучения при формировании дискурсивной компетенции.
Объектом в работе выступает формирование дискурсивной компетенции при обучении иностранному языку.
Предметом является метод коммуникативного тренинга как эффективное средство формирования дискурсивной компетенции у студентов. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Описать различные виды активных методов в обучении
иностранному языку;
2. Определить принципы при использовании активных методов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Изучить дискурсивную компетенцию как компонент иноязычной коммуникативной компетенции;
4. Рассмотреть использование тренингового метода при формировании дискурсивной компетенции;
5. Разработать модель формирования дискурсивной компетенции при использовании метода коммуникативного тренинга;
6. Привести примеры практических заданий, основанных на разработанной модели, и привести критерии оценки эффективности формирования дискурсивной компетенции при использовании тренингового метода.
Научная новизна представленной работы заключается в том, что, проанализировав различные виды активных методов обучения, был выделен метод коммуникативного тренинга, как один из наиболее эффективных методов в обучении иностранному языку при формировании дискурсивной компетенции.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут использоваться для организации тренинговых занятий при обучении иностранному языку не только для студентов языковых факультетов, но и студентов непрофильных факультетов. Разработана модель формирования дискурсивной компетенции при использовании метода коммуникативного тренинга, составлена примерная структура тренингового занятия, рассмотрены критерии оценки эффективности формирования дискурсивной компетенции в использовании тренингового метода при обучении иностранному языку. Данное исследование может послужить материалом для разработки учебно-методического пособия в организации обучения иностранному языку при использовании метода коммуникативного тренинга.
Материал исследования: Материалами послужили научные статьи и журналы российских и зарубежных ученых, посвященные активным методам обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его цель, задачи, объект, предмет, раскрывается научная новизна.
В первой главе выделены отличительные особенности активных методов обучения; исследована их основная цель; проанализированы принципы использования активных методов обучения, способствующие формированию коммуникативной компетенции; выявлено, что дискурсивная компетенция является одним из ключевых компонентов коммуникативной компетенции; описаны основные этапы порождения дискурса; рассмотрены две глобальные коммуникативные стратегии речевого поведения в рамках дискурсивной деятельности.
Во второй главе изучен метод коммуникативного тренинга; выявлены определенные характеристики, присущие тренингу; исследовано содержание дискурсивной компетенции; создана модель формирования дискурсивной компетенции при помощи метода коммуникативного тренинга для студентов, изучающих иностранный язык; определены критерии оценивания успешности студента в прохождении тренинга; определены критерии выбора проблемнотренинговых ситуаций; представлена примерная структура коммуникативного тренинга; приведен пример задания коммуникативного тренинга для студентов, изучающих английский язык.
В заключении сделан вывод о преимуществах использования активных методов обучения, в частности метода коммуникативного тренинга, и способах их применения в учебном процессе при обучении иностранному языку.
Анализ научной и методической литературы по проблеме активных методов обучения позволил сделать вывод о том, что технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый обучающийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Использование методов активного обучения стимулирует познавательную деятельность обучающихся, вовлекает каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направляет каждого участника учебного процесса на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания.
Активные методы обучения широко используются при обучении иностранному языку. Основная цель активных методов обучения ИЯ - это формирование коммуникативной компетенции, в том числе ее ключевого компонента, дискурсивной. Все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Проведенное исследование позволило осмыслить ряд вопросов, требовавших теоретического обоснования и практической проверки. Таким образом, по итогам исследования:
1. Дана классификация видов активных методов в обучении
иностранному языку. Выявлено, что активные методы обучения делятся на:
- дискуссионные методы, построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения;
- игровые методы, использующие все или несколько важнейших элементов игры и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам;
- рейтинговые методы, активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения;
- тренинговые методы, направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников;
2. Определены принципы при использовании активных методов
в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: принцип активности участников, принцип исследовательской (творческой) позиции, принцип объективации поведения, принцип партнерского общения, принцип проблемного содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении, принцип коллективного характера учебного процесса, принцип моделирования в обучении с целью формирования целостного представления о будущей профессиональной деятельности, принцип непредсказуемости и гибкости занятий;
3. Изучена дискурсивная компетенция, представляющая собой важную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. В нашем исследовании мы рассматривали дискурсивную компетенцию как умение понимать и логически выстраивать отдельные высказывания с учетом лексических, синтаксических и грамматических норм языка, а также учитывая стилистический, жанровый, социокультурный, психологический и эмоциональный фактор, используя средства когезии в целях смысловой коммуникации;
4. Рассмотрено использование тренингового метода при формировании дискурсивной компетенции. Было установлено, что формирование данного вида компетенции происходит путем получения в ходе процесса обучения определенных знаний, а именно: знание о предмете общения и его вербализации в дискурсе; знание типов взаимодействия в группе; осознание самого себя как коммуниканта и той аудитории, с которой происходит общение; знание о том, как вербализуются те или иные типы взаимодействия и актуализируемые роли при помощи языковых средств в соответствии с ситуацией общения; знание жанрового разнообразия текстов;
5. Разработана модель формирования дискурсивной
компетенции при использовании метода коммуникативного тренинга для студентов, изучающих иностранный язык. Данная модель представляет собой стратегию составления учебных занятий, нацеленных на приобретение обучающимися продвинутого уровня сформированности дискурсивной компетенции. Для создания данной модели нами были изучены и сопоставлены принципы активных методов обучения, особенности метода тренинга, его структура, а также содержание дискурсивной компетенции и коммуникативные стратегии в рамках дискурсивной деятельности;
6. Разработаны примеры практических заданий, основанных на
разработанной модели, а также критерии оценки эффективности
формирования дискурсивной компетенции при использовании тренингового метода на занятиях иностранным языком. Оценивание может осуществляться как преподавателем, так и самими студентами. Таким образом, по окончании тренингового занятия работа студента оценивается, исходя, в первую очередь, из того, насколько успешно у него удавалось выражать свои мысли на иностранном языке. Оценка должна складываться и из соблюдения студентом принципов реализации иноязычной коммуникации, то есть из степени его активности и проявления творческой позиции на занятии и из того, насколько внимательно он относился к мнениям и интересам участников общения при взаимодействии с ними. Не менее важно учитывать при оценивании, насколько хорошо в процессе тренинга он оперировал данным преподавателем языковым материалом, насколько успешно у него получилось выполнить задание.
В заключение хотелось бы отметить, что использование метода коммуникативного тренинга эффективно способствует социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных процессов и реализации творческого потенциала обучающихся. Системное и последовательное выполнение заданий тренинга в течение академического года способствует развитию у студентов не только дискурсивной, но и стратегической, социальной, лингвистической, социолингвистической и социокультурной составляющих иноязычной коммуникативной компетенции.
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
2. Борщева В.В., Чекун О.А. Модернизация практического курса «Иностранный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами современных технологий // Оовременное языковое образование: инновации, проблемы, решения / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 6-9.
3. Буйло Е.В. Социально-психологический тренинг как метод инновационного развития коммуникативной компетентности: материалы региональной науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в профессиональном образовании». Ростов н/Д: АкадемЛит, 2013. С. 18-24.
4. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности// Е.В. Буйло И.В. Иванова// Журнал Научно-методическая работа. - 2014. - №12. -12 с.
5. Воронова, А.А. Применение методов активного социальнопсихологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы / А.А. Воронова // Активные методы в работе школьного психолога : сборник научных трудов / ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - Москва : Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии, 1990. - с. 153-164.
6. Гольдин В.Е. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий / В.Е. Гольдин, О.Н. Дубровская // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 2002. Вып. 3. - С. 5 - 18.
7. Горбунов А.Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2014. - № 6 (147). - С. 167-170.
8. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003.-181 с.
9. Гураль С.К., Шатурная Е.А. Болонский процесс: роль дискурсивной компетенции в обучении иностранным языкам // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 7. - С. 109-111.
10. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 726-729.
11. Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языкового вуза на основе современных Интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 74-82.
12. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1995. 167 с.
13. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Ростов н/Д: Ар- кол, 2010.
14. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения: учеб.- метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. - Минск: Аверсэв, 2004.-336 с.
15. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 118-121....40