Введение
1 Правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого
в процессе исполнения федерального бюджета тема 5
1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета 5
1.2 Формы, виды и методы государственного финансового контроля 9
1.3 Полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый
контроль в Российской Федерации 15
2 Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства 23
2.1 Характеристика деятельности органов Федерального казначейства 23
2.2 Организация обслуживания лицевых счетов в органах Федерального
казначейства и осуществление текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета 31
2.3 Анализ результатов деятельности УФК по Красноярскому краю в части текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств 37
3 Совершенствование системы ведомственного контроля в управлении федерального казначейства 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А - Б 60
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.
В настоящее время являются актуальными вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности).
Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование с одной стороны - эффективность использования бюджетных средств, с другой - эффективность методов государственного финансового контроля.
В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство.
Целью данной работы является: анализ системы казначейского контроля и предложение путей для ее совершенствования.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1 раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2 определить структуру органов финансового контроля;
3 определить место Федерального казначейства в системе органов государственного финансового контроля;
4 обозначить основные проблемы при проведении государственного финансового контроля;
5 выяснить пути совершенствования государственного финансового контроля.
Объектом исследования данной работы является: деятельность Федерального казначейства.
Предметом исследования является эффективность применяемых методов финансового контроля в деятельности Федерального казначейства.
В настоящее время особенно актуальны вопросы организации ведомственного контроля, направления его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. Все большее значение в деятельности УФК приобретает внутренний аудит, направленный на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности органов Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.. В связи с чем возникает необходимость внедрения в практику внутреннего контроля аудита эффективности, что потребует внесения изменений в бюджетное законодательство, разработку методологии и стандартов ведомственного контроля, предусматривающих права, обязанности и ответственность сотрудников его службы; повышение профессионального уровня специалистов, участвующих в проведении контрольных мероприятий, совершенствование механизма распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита; внедрение принципов аудита эффективности, которые должны обеспечить высокую его результативность, действенность и экономичность; автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.
Таким образом, в ходе исследования системы казначейского контроля были выявлены следующие проблемы:
- неэффективное использование денежных средств;
- низкая квалификация и заинтересованность сотрудников в работе;
- не совершенное программное обеспечение.
Политика по совершенствованию государственного финансового контроля должна включать следующие направления:
- обеспечение современными техническими средствами мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита;
- для обеспечения эффективного казначейского контроля в условиях БОР необходимо связывать каждый бюджетный расход с некоторым индикатором результативности, и при санкционировании расходов в соответствующих документах должна присутствовать информация о том, на какой индикатор результативности микроэкономического уровня может повлиять данный расход;
- осуществление непрерывного автоматизированного внутреннего контроля;
- разработка классификатора, разделяющего нарушения на финансовые и процедурные;
- автоматизация процессов и процедур по основным направлениям;
- внесения изменений в бюджетное законодательство;
- проведение соответствующим образом подготовки специалистов;
- разработка требований, предъявляемых работникам (уровень их образования, стаж работы и т.п.).
Выполнение вышеуказанных рекомендаций позволит повысить эффективность казначейского контроля, а именно исключит ряд процедурных ошибок, связанных с человеческим фактором, четко определит понятие «внутренний финансовый контроль», его цели и регламентируют полномочия государственных органов, внутренний контроль станет непрерывным, что позволит предотвращать нарушения.
Все это приведет к более рациональному использованию средств, позволит государству в большем объеме выполнять социальные и экономические программы и, следовательно, повысит народное благосостояние.
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru
2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.12.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru
3 Постановление Правительства РФ «О федеральном казначействе»: утв. Постановлением от 01.12.2004 №703 (в ред. от 29.12.2017).- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru
4 Буньков Г.В. Казначейство не опускает руки //Финансы. - 2017. - №8. С. 15-16.
5 Бурцев В.В. Система государственного контроля //Финансы. - 2017. - №9. - 47-49.
6 Голубев М.Е. К вопросу об органах федерального казначейства. //Финансы. - 2016. - № 9. - С. 12-13.
7 Горемыкина Л.Е. Принципы государственного контроля за исполнением бюджета //Финансы. - 2017 г. - №12. - С. 47-49.
8 Еосударственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа::
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/ (Дата обращения 10.05.2018)
9 Данилевский Ю.А., Мезенцева Е.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. //Финансы и статистика, 2017. - №5. - С. 22 - 40.
10 Деревянченко Т.А. Казначейство - государственный контролер исполнения федерального бюджета. //Финансы. - 2017. - №4. - С.29-30.
11 Зайцев В.К. Федеральное казначейство воссоздается поэтапно. //Финансы. - 2014. - № 8. - С.15-22.
12 Иванченко Л. Бюджетный федерализм: опыты и перспективы. //Экономика и жизнь. - 2017. - 30.11. - С. 5.
13 Истомина В.В. Пути перехода на казначейскую форму исполнения бюджета.//Финансы. - 2017. - №1. - С. 8.
14 Ицкович Б.Ф. Контроль финансовых потоков государства органами федерального казначейства. //Финансы. - 2017. - №8. - С. 11-12.
15 Ицкович Б.Ф. Некоторые аспекты финансового контроля бюджетополучателей. //Финансы. - 2017. - №9. - С.31-32
16 Комягин Д.Л. Федеральное казначейство - из прошлого в будущее. //Финансы. - 2017. - №5. - С.57-59.
17 Костромов В.Н. О казначействе. //Финансы. - 2014. - № 9. - С. 14.
18 Кушнер Э.В. О бюджетной классификации Российской Федерации. //Финансы. - 2017. - №12. - С. 24-28.
19 Левин К.Н. Лучше меньше счетов да больше денег (единственным распорядителем бюджетных средств станет федеральное казначейство). //Комерсантъ. - 2016. - 18 мая - С. 11.
20 Мамаков Б.К. О казначействе. //Финансовая газета. - 2013. - № 4. -С. 9.
21 Мамшаков В. О казначействе.// Финансы. - 2016. - №3. - С.6.
22 Матвеенко В. Системы автоматизации казначейского исполнения бюджета: принципы построения. // Финансы. - 2017. - №9. - С.13-15.
23 Медведева М. Федеральная казна: функции, структура, этапы создания. //Финансовая газета. - 2013. - № 4. - С. 9.
24 Нестеренко Т.Г. Завершается создание казначейской системы.//Финансы. - 2017. - №12. - С.3-5.
25 Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами. //Финансы. - 2016. - №3. - С.16-20.
26 Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство: пять лет работы.//Финансы. - 2017. - №3. - С.3-7.
27 Новикова В.Н. Контроль использования средств федерального бюджета, выданных на безвозвратной основе. //Финансы. - №8. - 2017. - С. 22¬25.
28 Петров В.А. Основы бюджетного кодекса Российской Федерации. //Финансы. - 2016. - №7 - С.3-7.
29 Прокофьев С.Е. Единый казначейский счет: региональные проблемы реализации. //Финансы. - 2017. - №12. - С. 12-14.
30 Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству. //Финансы. - 2014. - №72. - С. 8
31 Савина Т.И. Первые шаги казначейства. //Финансы. - 2017. - №6. - С. 5-6.
32 Сидоренко В.В. Эффективность контрольной функции органов федерального казначейства. //Финансы. - 2017. - №8. - С. 30-32.
33 Смирнов А.В. Федеральное казначейство начинает действовать. //Независимая газета. - 2014. - 26.05. - С. 1-2.
34 Украинцева Е.В. Казначейство и бюджет. //Финансовая газета. - 2016. - № 8. - С. 3.
35 Boadway R.W., Bruce N. Welfare Economics.—Oxf., N.Y.: Basil Blackwell, 1984.
36 Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice. 5th ed.— N.Y.: McGraw Hill, 1989.