Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ИЗОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МОЛОДЕЖИ

Работа №185564

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Перечень условных обозначений и сокращений 3
Введение 4
1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития эмоционального интеллекта у молодых людей в контексте арт-терапии 9
1.1 Теоретический обзор проблемы эмоционального интеллекта в зарубежной и
отечественной литературе 9
1.2 Структура эмоционального интеллекта 12
1.3 Характеристика эмоциональной сферы молодежи 20
1.4 Подходы к изучению проблемы арт-терапия 24
1.5 Метод групповой изотерапии как способ развития эмоционального интеллекта 26
2 Эмпирическое исследование развитие эмоционального интеллекта средствами изотерапии 31
2.1 Выборка и этапы организации эмпирического исследования 31
2.2 Методы исследования 34
2.3 Программа по развитию эмоционального интеллектам у молодежи средствами изотерапии 37
2.4 Описание и анализ результатов эмпирического исследования 50
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложение А Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина 83
Приложение Б Таблица Б.2.1 - Описательные статистики для зависимых групп (ЭГ) «до» и «после» 85
Приложение В Таблица В.2.2 - Сравнение зависимых групп (ЭГ) «до» и «после» W- критерий Уилкоксона 86
Приложение Г Таблица Г.2.3 - Описательные статистики для зависимых групп (КГ) «до» и «после» 87
Приложение Д Таблица Д.2.4 - Сравнение зависимых групп (КГ) «до» и «после» W- критерий Уилкоксона 88
Приложение Е Таблица Е.2.5 - Описательные статистики для независимых групп (ЭГ после и КГ после) 89
Приложение Ж Таблица Ж.2.6 - Сравнение независимых групп (ЭГ после и КГ после) U- критерий Манна-Утни 90


Актуальность и постановка проблемы исследования
Актуальность данной работы обусловлена изменениями в способах общения. С расширением популярности мобильных гаджетов, таких как смартфоны и планшеты, молодежь все чаще предпочитает социальные медиа, пренебрегая личными встречами. В результате теряются важные элементы общения, включая невербальную коммуникацию и эмоциональную окраску. Эмоциональный интеллект, играющий важнейшую роль в межличностных взаимодействиях, приобретает особую значимость. Общение превращается в абстрактное взаимодействие: люди обмениваются символами и текстами, что чревато искажением изначального смысла и ослаблением глубины эмоциональной связи.
Вопрос совершенствования эмоционального интеллекта привлекает внимание экспертов. Такой компонент характера способствует улучшению качества общения во множестве областей: в образовательной сфере, на рабочих местах и в повседневных беседах. В условиях современности, когда множество обстоятельств подразумевает стремительную адаптацию и выработку креативных решений, эмоциональный интеллект выступает значимым фактором, содействующим разрешению конфликтных ситуаций и обеспечению гармонии в профессиональной деятельности и личных отношениях.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) представляет собой совокупность навыков, позволяющих осознавать, понимать и регулировать эмоции как собственные, так и окружающих. Исследования последних тридцати лет убедительно показали, что высокий уровень ЭИ у молодежи способствует улучшению способности балансировать позитивные и негативные эмоции и укрепляет личную резилиентность. Эмоциональный интеллект также влияет на разнообразие форм виктимности, включая аутовиктимность, гипервиктимность и невиктимные типы, снижая общий уровень виктимности личности и положительно отражаясь на профессиональных результатах.
В трудах Л.С. Выготского акцентируется важность объединения когнитивного и аффективного компонентов при осуществлении активности индивида, что содействует его успешному встраиванию в социальное пространство. Эффективное регулирование этих элементов достигается посредством концепции эмоционального интеллекта, предложенной Д. Гоулманом. Данные исследований свидетельствуют о том, что 85% успеха управленческой деятельности определяется ЭИ, тогда как лишь 15% обуславливаются общим интеллектом. Эмоциональный интеллект выступает ключевым фактором в процессе подбора персонала, программах подготовки лидеров и образовательных инициативах, включая развитие навыков у студентов. Исследование С. А. Богомаза подтвердило, что среди молодежи социальный и эмоциональный интеллект оказывают более значительное воздействие на профессиональные успехи по сравнению с аналитическим интеллектом. Таким образом, формирование ЭИ приобретает статус одного из центральных направлений профессиональной подготовки и способствует укреплению психологической культуры общества.
В процессе исследования, осуществленного во время пандемии COVID-19, обнаружена обратная зависимость между показателями эмоционального интеллекта (ЭИ) и уровнем учебного стресса у молодых людей. Более того, взаимопомощь во время учебы способствовала уменьшению стресса. Интересно, что показатели межличностного ЭИ у молодых людей уменьшились по сравнению с данными до 2020 года, тогда как наблюдался заметный рост внутриличностного ЭИ. Согласно статистическим данным анализа компании Kepios, число пользователей социальных сетей увеличилось на 30% с началом пандемии, что соответствует свыше 1 миллиарда новых пользователей за последние пять лет. С учетом активного включения цифровых технологий в процесс социализации молодежи возрастает необходимость в развитии эмоциональных компетенций студентов. Исследование продемонстрировало, что внедрение программы изотерапии, направленной на развитие ЭИ, существенно уменьшило долю молодежи с низкими уровнями ЭИ и увеличило процент людей с высоким эмоциональным интеллектом.
Изучение эмоционального интеллекта приобретает особую значимость, поскольку концептуальные аспекты рассматриваемого феномена в области психологии недостаточно исследованы. При этом имеется значительное количество эмпирических данных, свидетельствующих о положительном влиянии эмоционального интеллекта на сфере профессиональной деятельности, эффективности коммуникации, самореализации и других жизненных сферах.
Проблема исследования: заключается в том, что несмотря на признание потенциала арт-терапии, существует дефицит современных эмпирически апробированных и адаптированных для молодых людей программ изотерапии, направленных на комплексное развитие компонентов эмоционального интеллекта, особенно в условиях повышенной цифровизации общения и постпандемических вызовов.
Цель исследования - изучить роль групповой изотерапии, направленной на развитие эмоционального интеллекта у современной молодежи (студенческого возраста)
Объект исследования - эмоциональный интеллект у молодежи (студенческого возраста)
Предмет исследования - психологические условия и эффективность развития эмоционального интеллекта у современной молодежи (студенческого возраста) средствами групповой изотерапевтической программы
Общая гипотеза исследования - предполагается, что эмоциональный интеллект у молодежи приобретает положительный уровень динамики в результате участия в программе групповой изотерапии
Частные гипотезы:
1. Предполагается, что участие в программе групповой изотерапии приведет к статистически значимому повышению общего уровня эмоционального интеллекта у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
2. Ожидается, что после прохождения программы изотерапии у участников экспериментальной группы произойдет статистически значимое развитие таких компонентов ЭИ, как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, по сравнению с контрольной группой.
3. Предполагается, что в контрольной группе не произойдет статистически значимых изменений в уровне развития эмоционального интеллекта за период проведения эксперимента.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме эмоционального интеллекта и его развития в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выделить возрастные и психологические особенности эмоциональной сферы молодежи (студенческого возраста), значимые для разработки программы развития ЭИ.
3. Рассмотреть теоретические основы и специфику применения групповой изотерапии для развития эмоционального интеллекта.
4. Данная работа позволит оценить эффективность программы групповой изотерапии в развитии эмоционального интеллекта среди молодежи, интерпретировать полученные данные и сделать соответствующие выводы.
5. Подобрать комплекс психодиагностических методик для оценки уровня развития эмоционального интеллекта и его компонентов у молодежи.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование по апробации разработанной программы изотерапии с формированием экспериментальной и контрольной групп студентов.
7. Провести количественный анализ полученных данных, оценив динамику показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения программы.
8. Оценить эффективность разработанной программы групповой изотерапии в развитии эмоционального интеллекта у молодежи.
9. Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы:
- Психодиагностическое тестирование (до и после эксперимента);
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина Метод изотерапии;
- Видео-тест «Reading the Mind in the Eyes Test» (Cambridge Mindreading), авторы: S. Baron-Cohen et al. (2001, 2006);
3. Метод изотерапии;
4. Методы статистического анализа данных исследования:
- Описательная статистика для всех переменных;
- U- критерий Манна-Уитни для независимых выборок (сравнение ЭГ и КГ на этапах "до" и "после", сравнение динамики между группами);
- W-критерий Уилкоксона для зависимых выборок (сравнение "до" и "после" внутри ЭГ и внутри КГ);
- Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена);
5. Интерпретационный метод.
Теоретико-методологическая основа: теории эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков); исследования, посвященные возрастным особенностям развития личности (Л.С. Выготский, Э.Г. Эриксон); теоретические основы арт-терапии и изотерапии (А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, В.Н. Никитин, К.Г. Юнг); теории групповой динамики (И. Ялом, К. Левин).
Научная новизна: исследования заключается в разработке, адаптированной для молодежи комплексной программы развития эмоционального интеллекта, сочетающей классические изотерапевтические техники с элементами, направленными на осознание и регуляцию эмоций в контексте современной цифровой коммуникации. Полученные эмпирические данные, подтверждающие эффективность данной программы в дистанционном формате для развития ключевых компонентов ЭИ (понимание и управление эмоциями, межличностный и внутриличностный интеллект) у молодежи, ранее не исследовавшийся в рамках подобных изотерапевтических интервенций. Подчеркивается интеграция традиционных и современных подходов, а также практическая реализуемость программы в условиях дистанционного обучения.
Теоретическая значимость: систематизированы и расширены теоретические представления о возможностях изотерапии в контексте развития эмоционального интеллекта.
Уточнено содержание и структура программы развития эмоционального интеллекта у молодежи с использованием изотерапевтических техник в дистанционном формате.
Обоснована необходимость учета специфики проявления эмоционального интеллекта у молодежи при разработке и реализации программ развития ЭИ.
Результаты исследования вносят вклад в развитие теории арт-терапии и расширяют спектр практических инструментов, доступных специалистам, работающим с молодежью.
Практическая значимость: разработанная программа развития эмоционального интеллекта средствами изотерапии представляет собой готовый к применению комплекс диагностических, коррекционных и развивающих техник для работы с молодежью.
Предложенные методические рекомендации по применению изотерапевтических техник могут быть использованы психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, работающими с молодежью, для развития их эмоционального интеллекта, повышения психологического благополучия и улучшения социальной адаптации.
Результаты исследования могут служить основой для дальнейших исследований в области арт-терапии и развития эмоционального интеллекта. Программа может быть внедрена в работу психологических служб вузов, молодежных центров, а также использована педагогами-психологами в системе дополнительного образования для профилактики эмоционального неблагополучия молодежи, возможность использования материалов программы для разработки тренингов.
Важно отметить, что для получения более качественного результата нужно обратить внимание на ограничения, которые следует доработать.
Эмпирическая база исследования: состоит из 92 молодых людей (46 в экспериментальной группе и 46 в контрольной группе), в возрасте от 19 до 23 лет, проживающих в городе Томск. Распределение по группам происходило с помощью метода рандомизации.
Структура работы:
Настоящая работа состоит из: введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа, посвященная изучению роли групповой изотерапии в развитии эмоционального интеллекта у молодых людей в возрасте от 19 до 23 лет, представляет собой комплексное исследование, охватывающее теоретический анализ проблемы, разработку и апробацию программы изотерапии состоящей из 10 занятий, а также количественный анализ полученных результатов.
Поставленная цель - изучить роль групповой изотерапии, направленной на развитие эмоционального интеллекта у современной молодежи (студенческого возраста) - достигнута в полном объеме.
Выдвинутая гипотеза о положительном влиянии участия в программе групповой изотерапии на развитие ЭИ у молодежи подтверждена результатами эмпирического исследования.
Все три частные гипотезы исследования были подтверждены:
1. Участие в программе групповой изотерапии привело к статистически значимому повышению общего уровня эмоционального интеллекта у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой (р <0.001).
2. После прохождения программы изотерапии у участников экспериментальной группы произошло статистически значимое развитие таких компонентов ЭИ, как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, по сравнению с контрольной группой (р <0.001).
3. В контрольной группе не произошло статистически значимых изменений в уровне развития эмоционального интеллекта за период проведения эксперимента (р> 0.05).
В процессе работы были успешно решены все поставленные задачи:
1. Был проведен глубокий анализ теоретических и методологических подходов к проблеме ЭИ и его развития в зарубежной и отечественной психологии. Изучены ключевые концепции ЭИ, предложенные различными исследователями (И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков и др.), а также рассмотрены различные методы развития ЭИ. Это позволило сформировать теоретическую базу для разработки и реализации программы изотерапии.
2. Второй задачей стояло выделение возрастных и психологических особенностей эмоциональной сферы молодых людей. Были выделены возрастные и психологические особенности эмоциональной сферы молодежи (студенческого возраста), значимые для разработки программы развития ЭИ. Установлено, что студенческий возраст характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью, стремлением к самопознанию и самореализации, а также необходимостью адаптации к новым социальным ролям и требованиям. Эти особенности были учтены при разработке содержания и структуры программы изотерапии.
3. Рассмотрены теоретические основы и специфика применения групповой изотерапии для развития эмоционального интеллекта. Изучены принципы групповой динамики, методы работы с эмоциями в процессе изотерапии, а также возможности использования различных художественных материалов и техник для самовыражения и самопознания.
4. Разработана программа групповых изотерапевтических занятий, направленная на развитие компонентов эмоционального интеллекта у молодежи. Программа включала в себя комплекс 8 техник, направленных на развитие понимания своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также на повышение самооценки и уверенности в себе. Программа была построена с учетом возрастных и психологических особенностей студентов, а также принципов групповой динамики и специфики изотерапии.
5. Подобран комплекс психодиагностических методик позволяющие оценить общий уровень ЭИ, а также отдельные компоненты, такие как самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. В качестве основных инструментов были использованы:
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
- Видео-тест «Reading the Mind in the Eyes Test» (Cambridge Mindreading), авторы: S. Baron-Cohen et al. (2001, 2006);
Стоит отметить, что набор переменных, используемых для оценки эмоционального интеллекта, может быть недостаточным для полного охвата всех аспектов этого конструкта. В будущих исследованиях рекомендуется использовать более комплексные и валидные инструменты для оценки эмоционального интеллекта, а также включать дополнительные переменные, отражающие различные аспекты психологического благополучия (например, уровень стресса, качество жизни, социальную адаптацию).
6. Организовано и проведено эмпирическое исследование по апробации разработанной программы изотерапии с формированием экспериментальной и контрольной групп студентов. В исследовании приняли участие молодые люди (92 человека), проживающие в городе Томск, которые были случайным образом распределены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе проводилось 10 дистанционных занятий (на платформе Googl Meet) по программе изотерапии, продолжительностью 90-120 минут, в то время как в контрольной группе молодые люди продолжали обычную учебную деятельность.
Период проведения изотерапевтической программы мог быть недостаточным для формирования устойчивых изменений в эмоциональном интеллекте. В будущих исследованиях необходимо проводить долгосрочные наблюдения за участниками, чтобы оценить устойчивость полученных результатов и выявить отсроченные эффекты.
7. Проведен количественный анализ полученных данных, оценив динамику показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения программы.
Методы статистического анализа данных исследования: описательная статистика для всех переменных, критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок (сравнение ЭГ и КГ на этапах "до" и "после", сравнение динамики между группами), W-критерий Уилкоксона для зависимых выборок (сравнение "до" и "после" внутри ЭГ и внутри КГ), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты анализа показали, что в экспериментальной группе наблюдается статистически значимое повышение общего уровня ЭИ и отдельных его компонентов по сравнению с контрольной группой (р <0.001).
8. Оценена эффективность разработанной программы групповой изотерапии в развитии эмоционального интеллекта у молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности программы изотерапии в развитии ЭИ у студентов.
9. На основе анализа полученных данных были сформулированы выводы о роли групповой изотерапии в развитии ЭИ у молодежи. Подтверждена гипотеза о положительном влиянии программы изотерапии на развитие ЭИ у студентов. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для психологии и педагогики.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование вносит вклад в развитие психологической науки, расширяя представления о возможностях использования арт-терапевтических методов для развития эмоционального интеллекта у молодежи. Работа систематизирует теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта и его компонентов, а также обосновывает целесообразность применения групповой изотерапии в контексте развития эмоциональной компетентности студентов. Результаты исследования позволяют углубить понимание психологических механизмов влияния арт -терапии на эмоциональную сферу личности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования имеют
практическую значимость для психологов, педагогов и социальных работников, занимающихся развитием эмоционального интеллекта у молодежи. Разработанная программа групповой изотерапии может быть использована в образовательных учреждениях, центрах психологической помощи и других организациях, работающих с молодежью. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по психологии, педагогике и арт-терапии.
Несмотря на достигнутые результаты, данное исследование имеет ряд ограничений, которые определяют направления дальнейших исследований:
• Расширение выборки исследования: в дальнейшем целесообразно провести
исследования с более широкой выборкой участников, включающей студентов разных вузов и специальностей, а также представителей других групп молодежи (например, работающей молодежи, молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
• Изучение долгосрочных эффектов изотерапии: необходимо провести лонгитюдные исследования, направленные на изучение долгосрочных эффектов изотерапии на развитие эмоционального интеллекта и его влияние на различные аспекты жизни молодежи (успеваемость, профессиональная деятельность, межличностные отношения, психическое здоровье).
• Сравнение эффективности различных методов развития ЭИ: целесообразно провести сравнительные исследования, направленные на оценку эффективности различных методов развития ЭИ (например, изотерапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии) для выявления наиболее эффективных подходов к развитию эмоциональной компетентности молодежи.
• Изучение влияния социокультурных факторов: в дальнейших исследованиях нужно изучить влияние социокультурных факторов (например, культурных традиций, ценностей, гендерных стереотипов) на развитие ЭИ и эффективность программ изотерапии.
• Изучение нейрофизиологических механизмов влияния изотерапии на ЭИ: Проведение исследований с использованием методов нейровизуализации (например, МРТ, ЭЭГ) для изучения нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе влияния изотерапии на развитие эмоционального интеллекта. Это позволит углубить понимание процессов, происходящих в мозге в процессе арт-терапевтических занятий, и разработать более эффективные методы воздействия.
Данная работа внесла вклад в решение актуальной проблемы развития эмоциональной компетентности молодежи, что имеет важное значение для их успешной адаптации к современным условиям жизни и достижения личного и профессионального благополучия.



1. Агарагимова В. К., Гасанова Б. М. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии // Известия ДГПУ. 2013. № 4. С. 20-25
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. С. 57-65.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 С.
5. Андреева И. Н. «О синтетической теории эмоционального интеллекта» / И.Н. Андреева // Психология человека в современном мире. — 2009. — Т.2. — С. 289-298.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
7. Андреева, И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2008. — N ° 5. - C. 83-95.
8. Бажин Е. Ф., Эткинд A.M Цветовой тест отношений. Л.,1985.19 с.
9. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей // Молодой ученый. 2016. № 6. [Электронный ресурс]: URL https :// moluch. ru / archive/110/27028// (дата обращения: 20.04.2022).
10. Белоконь О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
11. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты /М., 1993.
12. Власова О. И. Современное молодое поколение: трансформации труда, профессии, образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., 11-14 нояб. 2013 г., г. Екатеринбург. В 3 т. Т. 2 / Рос. гос.проф.-пед. ун-т. Екатеринбург. 2013. С. 221-223.
13. Володина К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 2. С. 86-101.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
15. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. - 1972. - №. 2. - С. 114-123.
..75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ