Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ CAMP В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Работа №185548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

Бизнес-аналитика

Объем работы63
Год сдачи2025
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Теоретические основы оценки стоимости бизнеса 5
1.1. Сущностные характеристики, цели, принципы и этапы процесса оценки
стоимости предприятия 5
1.2. Современные методологические подходы к оценке стоимости бизнеса в
отечественной и зарубежной практике 14
1.3. Обзор и анализ подхода Асвата Дамодарана к оценке инвестиционной
привлекательности бизнеса 26
2. Модель капитальных активов (CAPM) 30
2.1. Теоретические основы и сфера применения модели CAPM 30
2.2. Методика расчёта параметров модели CAPM 35
3. Практическое применение модели CAPM на примере ОАО «РЖД» 40
3.1. Комплексная характеристика компании ОАО «РЖД» 40
3.2. Оценка стоимости компании с использованием модели CAPM 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57

В условиях современной экономики оценка бизнеса и финансовый анализ выступают важнейшими инструментами для принятия обоснованных инвестиционных и управленческих решений. Эти процессы особенно значимы при выборе стратегий приобретения и продажи активов, формировании инвестиционного портфеля, разработке и реализации проектов. Понимание взаимосвязи между стоимостью компании и управленческими решениями — инвестиционной политикой, структурой капитала, дивидендной политикой — критически важно для обеспечения устойчивого развития предприятия и повышения его рыночной стоимости.
Современная экономическая среда характеризуется высокой волатильностью, геополитической нестабильностью и стремительным развитием цифровых технологий, что ведёт к появлению новых финансовых инструментов и трансформации бизнес- моделей. В этих условиях возрастает потребность в актуализации подходов к оценке стоимости компаний и финансовому планированию. Эффективное управление финансовыми ресурсами, инвестициями и рисками становится ключевым фактором устойчивости и конкурентоспособности бизнеса. Всё это требует пересмотра и теоретического осмысления существующих моделей оценки, способных адекватно отражать изменяющуюся экономическую реальность.
Особое значение приобретает задача формирования ставки дисконтирования, которая должна корректно учитывать уровень инвестиционных рисков. Этот вопрос остаётся остро актуальным как в теоретическом аспекте, так и в практической плоскости стратегического управления стоимостью. Кроме того, в условиях цифровой экономики растёт значение нематериальных активов, и их корректная оценка становится необходимым элементом общего стоимостного анализа предприятия.
Результаты оценки стоимости бизнеса важны для разных участников экономического процесса. Для инвесторов это возможность принимать обоснованные решения о покупке или продаже акций, для менеджмента — инструмент оценки эффективности стратегических решений и управления капиталом. Корректная оценка способствует формированию объективной рыночной стоимости компании, повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности.
В связи с этим исследование современных подходов к оценке стоимости бизнеса, инструментов финансового анализа, механизмов управления рисками и моделей стратегического финансового планирования представляется актуальным и практически значимым.
Объектом исследования в данной работе выступает ОАО «РЖД» как субъект хозяйственной деятельности, чья стоимость подлежит оценке. Предметом исследования являются методические особенности применения модели CAPM при оценке стоимости бизнеса.
Цель исследования заключается в проведении оценки стоимости бизнеса на примере ОАО «РЖД» с применением модели CAPM и анализе ограничений её использования в современных экономических условиях России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки стоимости бизнеса с учётом современных экономических условий в Российской Федерации.
2. Рассмотреть основные подходы к оценке стоимости, включая методологию Асвата Дамодарана.
3. Проанализировать модель CAPM: её концептуальные основы, параметры, методику расчёта и применение для определения ставки дисконтирования и средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
4. Провести практическую оценку стоимости ОАО «РЖД» с использованием модели CAPM.
5. Сопоставить полученные расчёты с рыночными данными и выявить причины возможных расхождений.
6. Определить возможности и ограничения применения модели CAPM для оценки стоимости компаний в российских условиях.
Методологической базой исследования послужили системный и абстрактно­логический подходы, методы дедукции, индукции, аргументации и обоснования. В работе использовались эмпирические методы (наблюдение, анализ, сравнение), а также статистические методы, включая расчёт средних значений, группировки, взвешенные коэффициенты, табличное и графическое представление данных. Применялись методы моделирования (математическое, экономическое, имитационное), включая постановку и решение оптимизационных задач, методы дисконтирования денежных потоков и сравнительного анализа.
Дополнительно использовались методы оценки справедливой стоимости, стоимости нематериальных активов, опционов и инвестиционных рисков, а также коэффициентный финансовый анализ и методы управления затратами. Представленное исследование направлено на формирование научно обоснованной и практико­ориентированной методологической базы, необходимой для принятия эффективных финансово-экономических решений в управлении стоимостью предприятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено оценке стоимости бизнеса ОАО «РЖД» с применением модели CAPM (Capital Asset Pricing Model) в рамках доходного подхода, ставя перед собой две ключевые цели: теоретическое исследование современных методологических подходов к оценке стоимости бизнеса, включая модель CAPM, и их адаптации к российским экономическим условиям, а также практическое применение модели CAPM для оценки инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД», выявление её ограничений и разработка рекомендаций по повышению точности расчётов. Для достижения этих целей были последовательно решены шесть задач, каждая из которых внесла вклад в итоговые выводы.
В первой главе исследования были рассмотрены сущность, принципы и методы оценки бизнеса, включая сравнительный, затратный и доходный подходы, с особым вниманием к доходному подходу как наиболее точно отражающему будущий потенциал компании. В условиях нестабильной экономики (высокая инфляция, санкции, регулируемые тарифы) традиционные методы требуют адаптации. Было установлено, что CAPM остаётся ключевым инструментом для расчёта ставки дисконтирования, однако её применение в России осложнено отсутствием точных рыночных данных.
В рамках второй задачи был исследован подход Асвата Дамодарана к оценке инвестиционной привлекательности бизнеса, который интегрирует модель DCF (Discounted Cash Flow), учёт страновых рисков (CRP) и сценарное прогнозирование FCF. Выяснилось, что для российских компаний критически важно включать в расчёты премию за страновой риск (в работе принята CRP = 10%). Также было отмечено, что
прогнозирование FCF должно учитывать долгосрочные инвестиционные циклы, характерные для инфраструктурных компаний.
Третья задача включала детальный разбор CAPM, её параметров и сферы применения. Были выявлены ключевые проблемы модели: зависимость от рыночных данных (P-коэффициент, EMRP), которые для непубличных компаний, таких как ОАО «РЖД», часто берутся по аналогам, а также игнорирование специфики госсектора (гарантированная поддержка, регулируемые тарифы). Был сделан вывод, что CAPM даёт условно-справедливую оценку, но требует корректировок для естественных монополий, и что в российских условиях ставка дисконтирования (WACC) завышается из-за макроэкономических рисков.
Четвёртая задача предполагала расчёт стоимости компании на основе прогноза FCF на 2025-2029 гг. (с учётом инвестиционной нагрузки), терминальной стоимости по модели Гордона (g = 5%) и WACC, рассчитанного через CAPM. Терминальная стоимость ОАО «РЖД» на конец 2029 года составила 1,1 трлн руб. , что явно занижено по сравнению с рыночными аналогами (например, Union Pacific — $150 млрд). Основными причинами недооценки были названы отрицательные FCF из-за высоких CAPEX (БАМ, Транссиб, обновление парка) и WACC = 16% , который не учитывает господдержку и стратегическую устойчивость. Был сделан вывод, что CAPM недооценивает стоимость инфраструктурных компаний, если не корректируется под их специфику.
Пятая задача заключалась в сопоставлении расчётной стоимости с потенциальной рыночной ценой ОАО «РЖД». Были выявлены ключевые расхождения : балансовая стоимость активов (8,7 трлн руб. в 2024 г.) превышает расчётную DCF-оценку в 8 раз , а сравнение с аналогами (например, CSX — $70 млрд) указывает на недостаточность CAPM . Таким образом, для ОАО «РЖД» более релевантны сравнительный подход (мультипликаторы EV/EBITDA, P/S) и затратный метод (оценка активов с учётом инфраструктуры).
Шестая задача выявила главные проблемы модели в российских условиях: отсутствие точных в для непубличных компаний, волатильность безрисковой ставки (16% по ОФЗ в 2025 г.) и игнорирование нематериальных активов (бренд, логистические хабы, цифровизация). В связи с этим были предложены рекомендации : модификация CAPM (введение поправки на государственную поддержку — снижение WACC на 2-3%, использование отраслевых в вместо рыночных) и комбинирование методов (DCF + сравнительный анализ, учёт реальной стоимости активов).
В целом, исследование подтвердило, что CAPM является полезным, но недостаточным инструментом для оценки ОАО «РЖД». Её основные ограничения заключаются в том, что она не учитывает долгосрочные инфраструктурные инвестиции и завышает риски для компаний с госучастием. Направления дальнейших исследований включают разработку адаптированной CAPM для естественных монополий и интеграцию оценки нематериальных активов в DCF-модели.
Таким образом, данная работа подтвердила, что классическая CAPM требует доработок для применения в российской практике, особенно для стратегических компаний. Полученные выводы имеют как теоретическую, так и практическую значимость и могут быть использованы для корректировки инвестиционных решений, совершенствования методик оценки регуляторами и академических исследований в области корпоративных финансов. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.


1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : с изм. и доп. от 25 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон : принят 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ / Российская Федерация. - М. : Информэкспо, 2016. - 880 с.
3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
4. О саморегулировании оценочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» : постановление Правительства РФ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
5. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) : утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256 : зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2007 г., № 10040 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
6. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2) : утв.
приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 : зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2007 г., № 10045 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
7. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3) : утв.
приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254 : зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2007 г., № 10009 [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2018. - Вып. 18.
8. Конституция Р. Ф. Конституция Российской Федерации //принята всенародным голосованием. - 1993. - Т. 12.
9. Акулич И. А., Дыганова Р. Р. анализ финансового состояния оао ржд //Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. - 2023. - С. 11-18.
10. Галевский С. Г. Модификация модели CAMP для корректного учета рисков в методе дисконтированных денежных потоков //n-Economy. - 2019. - Т. 12. - №. 1. - С. 201­212.
11. Горбоносов А. И., Бабич И. С. модификация модели capm для оценки компаний нефтегазовой отрасли //Вектор экономики. - 2021. - №. 5.
12. Горчакова Э. Р. Оценка финансового состояния корпорации (на примере ОАО" Российские железные дороги») //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - №. 3 (55). - С. 101-108.
13. Дедюхин В. А. проблемы применения модели CAPM для оценки стоимости собственного капитала на российском фондовом рынке //Colloquium-journal. - Голопристанський мкькрайонний центр зайнятостц 2019. - №. 9 (33). - С. 144-146.
14. Калачева О. А., Прицепова С. А. Оценка рисков в ОАО" РЖД" //Транспорт: наука, образование, производство (" Транспорт-2019"). - 2019. - С. 173-175.
15. Лазарева Е. А. Оценка оптимальной структуры капитала на примере ОАО «РЖД» //Science Time. - 2015. - №. 6 (18). - С. 289-294.
... всего 27 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ