ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ООО «ЛАМА»)
|
Введение 3
1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность характеристики конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия 11
1.3 Факторы повышения конкурентоспособности предприятия 15
2 Обзор подходов к оценке конкурентоспособности предприятия 21
2.1 Показатели и методы оценки конкурентоспособности предприятия 21
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия в Российской практике 23
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятий в зарубежной практике 25
3 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Лама» 28
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
3.2 Сравнительный анализ конкурентов 50
3.3 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Лама»
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Приложение А Методы оценки конкурентоспособности предприятия 7 7
Приложение Б Лист оценки конкурентоспособности 79
Приложение В Вертикальный анализ баланса ООО «ЛАМА» 80
Приложение Г Горизонтальный анализ баланса ООО «ЛАМА» 81
Приложение Д Анкета 82
Приложение Е База конкурентов с содержанием основных данных 84
Приложение Ж Матрица SWOT - анализа
1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность характеристики конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия 11
1.3 Факторы повышения конкурентоспособности предприятия 15
2 Обзор подходов к оценке конкурентоспособности предприятия 21
2.1 Показатели и методы оценки конкурентоспособности предприятия 21
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия в Российской практике 23
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятий в зарубежной практике 25
3 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Лама» 28
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
3.2 Сравнительный анализ конкурентов 50
3.3 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Лама»
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Приложение А Методы оценки конкурентоспособности предприятия 7 7
Приложение Б Лист оценки конкурентоспособности 79
Приложение В Вертикальный анализ баланса ООО «ЛАМА» 80
Приложение Г Горизонтальный анализ баланса ООО «ЛАМА» 81
Приложение Д Анкета 82
Приложение Е База конкурентов с содержанием основных данных 84
Приложение Ж Матрица SWOT - анализа
Решающим фактором коммерческого успеха предприятия на конкурентном рынке является его конкурентоспособность. Сегодня для нормального функционирования предприятия в условиях рынка необходимо осуществлять поиск и разработку собственной стратегии развития.
Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между результатами и затратами, стремиться и находить новые формы приложения капитала, проводить обоснованную товарную политику, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и финансово устойчивым.
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности. Отсюда, открываются новые перспективные возможности роста конкурентоспособности предприятия, что делает тему исследования еще более актуальной.
Целью исследования является изучение теоретических основ и определение путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из целей данной работы, требуется решить следующие задачи:
- изучить теоретически особенности и проанализировать конкурентоспособность предприятия;
- определить факторы конкурентоспособности предприятия;
- определить уровень конкурентоспособности ООО «ЛАМА»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «ЛАМА»;
Предмет исследования повышение конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - предприятие в сфере розничной торговли ООО «ЛАМА». Исследование проводилось по данным отчетности за 2016-2017 гг.
Методы исследования. В рамках исследования вопросов конкуренции и конкурентоспособности ООО «ЛАМА» были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования, расчетно-аналитические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы включающая 51 источник и 7 Приложений. Структура обусловлена целью и задачами, поставленными в исследовании.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия, определены факторы повышения конкурентоспособности предприятия, проанализирована сущность показателей и методов оценки конкурентоспособности.
Во второй главе будут рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности предприятий с учетом как российского, так и международного опыта. Определена сущность характеристики конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе будет рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен сравнительный анализ конкурентов предприятия и в результате будут определены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ЛАМА». В заключительной части работы будут разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «ЛАМА».
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита и Д. Рикардо и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра старых взглядов.
В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в решение проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты. И.Ансофф, М. Портер и другие экономисты, анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики, и даже от благоприятных случайностей. Исследованием проблемы повышения конкурентоспособности предприятия занимались и многие российские экономисты, среди которых можно выделить М. С. Богданова, В.И Моргунова, Герасимчука, И.Л. Решетникова, Е. М. Азаряна, А. Е. Воронкова, Н. Н.Лебедеву. Вместе с тем, вопросы анализа конкурентоспособности предприятий, были и сегодня остаются одними из наиболее дискуссионных в области управления.
Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между результатами и затратами, стремиться и находить новые формы приложения капитала, проводить обоснованную товарную политику, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и финансово устойчивым.
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности. Отсюда, открываются новые перспективные возможности роста конкурентоспособности предприятия, что делает тему исследования еще более актуальной.
Целью исследования является изучение теоретических основ и определение путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из целей данной работы, требуется решить следующие задачи:
- изучить теоретически особенности и проанализировать конкурентоспособность предприятия;
- определить факторы конкурентоспособности предприятия;
- определить уровень конкурентоспособности ООО «ЛАМА»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «ЛАМА»;
Предмет исследования повышение конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - предприятие в сфере розничной торговли ООО «ЛАМА». Исследование проводилось по данным отчетности за 2016-2017 гг.
Методы исследования. В рамках исследования вопросов конкуренции и конкурентоспособности ООО «ЛАМА» были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования, расчетно-аналитические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы включающая 51 источник и 7 Приложений. Структура обусловлена целью и задачами, поставленными в исследовании.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия, определены факторы повышения конкурентоспособности предприятия, проанализирована сущность показателей и методов оценки конкурентоспособности.
Во второй главе будут рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности предприятий с учетом как российского, так и международного опыта. Определена сущность характеристики конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе будет рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен сравнительный анализ конкурентов предприятия и в результате будут определены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ЛАМА». В заключительной части работы будут разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «ЛАМА».
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита и Д. Рикардо и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра старых взглядов.
В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в решение проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты. И.Ансофф, М. Портер и другие экономисты, анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики, и даже от благоприятных случайностей. Исследованием проблемы повышения конкурентоспособности предприятия занимались и многие российские экономисты, среди которых можно выделить М. С. Богданова, В.И Моргунова, Герасимчука, И.Л. Решетникова, Е. М. Азаряна, А. Е. Воронкова, Н. Н.Лебедеву. Вместе с тем, вопросы анализа конкурентоспособности предприятий, были и сегодня остаются одними из наиболее дискуссионных в области управления.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия, на основе этого было сформулировано авторское определение понятия. Определены способы оценки конкурентоспособности предприятия, среди которых можно выделить: горизонтальный, вертикальный, факторный и сравнительный анализы. А так же методы оценки конкурентоспособности предприятия: оценка с точки зрения сравнительных преимуществ, теории равновесия, с позиции эффективности конкуренции, качеством продукции, а так же SWOT-анализ и построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
На основе проанализированного теоретического материала можно отметить, что финансовая деятельность как составная часть всей хозяйственной деятельности направлена: во-первых, на предоставление планомерного поступления и расходования денежных ресурсов; во-вторых, совершение расчетных дисциплин; в-третьих на достижение оптимального соотношения собственного и заемного капитала и эффективного его использования.
Во второй главе был рассмотрен обзор подходов к оценке конкурентоспособности предприятия применяемых в зарубежной и отечественной практике. В результате было выявлено, что в России в настоящее время не существует общепринятой методики оценки конкурентоспособности компаний. Наиболее широко применяются методы SWOT- анализа.
Среди методик зарубежных авторов оценки конкурентоспособности организации можно привести следующие: SWOT-анализ, SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон организации (SWOT-анализа). PEST анализ, Матрица Бостонской Консалтинговой Группы — давно известный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент анализа, успешно применяемый маркетологами долгие десятилетия. Диаграмма Исикавы (cause-effect diagram, fishbone diagram) - графический инструмент, позволяющий наглядно и систематизировано анализировать взаимосвязи следствий (effects) и причин (causes), которые порождают эти следствия или влияют на них.
В третьей главе был проведен анализ уровня конкурентоспособности предприятия на основе финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛАМА».
Внутренняя среда предприятия является той сферой, которая подвержена наиболее активному регулированию со стороны самого предприятия, поэтому управление внутренними факторами позволяет эффективно воздействовать на уровень его конкурентоспособности.
Такой критерий как конкурентоспособность предприятия отражает совокупные итоги деятельности всех подразделений. В перечень, итогов входят такие элементы как состояние материальной базы, надежность как кадрового, так и финансового обеспечения, уровень управления и способность предприятия оперативно реагировать на изменение воздействия внешних и внутренних факторов, способность адекватно и быстро реагировать на все изменения в поведении покупателей, их вкусовых предпочтений. Усиление и стимулирование конкуренции на товарном рынке возможно только при наличии на нем финансово устойчивых и конкурентоспособных предприятий.
Анализ предприятия позволил сделать следующие выводы.
В магазине ООО «ЛАМА» необходимо осуществлять максимальный контроль состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Расширить круг потребителей с целью уменьшения риска неуплаты денег одним или несколькими крупными заказчиками. По возможности необходимо понизить оборачиваемость срока погашения кредиторской задолженности. И обязательно необходимо следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. В целом динамика развития ООО «ЛАМА» характеризуется падением многих финансовых показателей. Имущество сформировано в основном за счет краткосрочных источников. Так же стоит отметить низкую ликвидность предприятия, превышение сроков погашения дебиторской задолженности над сроками погашения кредиторской задолженности, падение рентабельности. Стоит помнить, что значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия, обязывая тем самым привлекать для погашения кредитов дополнительные источники финансирования.
Изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия, отечественного и зарубежного опыта позволило нам сформировать практические рекомендации. В кратком изложении их суть заключается в следующем:
Первое - Ввод автоматизированных систем управления позволит предприятию ООО «ЛАМА» уменьшить затраты в общем на организацию торговли, что и приведет к увеличению денежных средств. Обеспечив тем самым эффективное исполнение большинства функций и оптимизацию основных процессов бизнеса.
Второе - Оптимизация структуры управления в предприятии, позволит ясно организовать работу всех сотрудников.
Третье - Для того, чтобы предприятие смогло обеспечить конкурентоспособность в течение продолжительного времени, необходимо делать регулярный мониторинг, как внешней среды, так и главных внутренних факторов, гарантирующих конкурентоспособность. Использование такого мониторинга позволит предприятию быстро реагировать на изменение рынка.
Четвертое - Внедрение в практической деятельности мерчендайзинга, позволит предприятию ООО «ЛАМА» удерживать марку прочно функционирующего предприятия, в торговых центрах которых комфортно приобретать покупки и есть вероятность отыскать все необходимые продукты и товары.
Пятое - Следует акцентировать внимание на продукции, которая пользуется спросом и поставлять её заказчикам.
Шестое - Также предприятию необходимо стремиться к налаживанию новых источников каналов сбыта продукции.
Реализация предложенных рекомендаций позволит предприятию ООО «ЛАМА» удерживать марку прочно функционирующего предприятия, повысить его уровень конкурентоспособности, обеспечить большее удовлетворение спроса на продукцию.
На основе проанализированного теоретического материала можно отметить, что финансовая деятельность как составная часть всей хозяйственной деятельности направлена: во-первых, на предоставление планомерного поступления и расходования денежных ресурсов; во-вторых, совершение расчетных дисциплин; в-третьих на достижение оптимального соотношения собственного и заемного капитала и эффективного его использования.
Во второй главе был рассмотрен обзор подходов к оценке конкурентоспособности предприятия применяемых в зарубежной и отечественной практике. В результате было выявлено, что в России в настоящее время не существует общепринятой методики оценки конкурентоспособности компаний. Наиболее широко применяются методы SWOT- анализа.
Среди методик зарубежных авторов оценки конкурентоспособности организации можно привести следующие: SWOT-анализ, SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон организации (SWOT-анализа). PEST анализ, Матрица Бостонской Консалтинговой Группы — давно известный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент анализа, успешно применяемый маркетологами долгие десятилетия. Диаграмма Исикавы (cause-effect diagram, fishbone diagram) - графический инструмент, позволяющий наглядно и систематизировано анализировать взаимосвязи следствий (effects) и причин (causes), которые порождают эти следствия или влияют на них.
В третьей главе был проведен анализ уровня конкурентоспособности предприятия на основе финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛАМА».
Внутренняя среда предприятия является той сферой, которая подвержена наиболее активному регулированию со стороны самого предприятия, поэтому управление внутренними факторами позволяет эффективно воздействовать на уровень его конкурентоспособности.
Такой критерий как конкурентоспособность предприятия отражает совокупные итоги деятельности всех подразделений. В перечень, итогов входят такие элементы как состояние материальной базы, надежность как кадрового, так и финансового обеспечения, уровень управления и способность предприятия оперативно реагировать на изменение воздействия внешних и внутренних факторов, способность адекватно и быстро реагировать на все изменения в поведении покупателей, их вкусовых предпочтений. Усиление и стимулирование конкуренции на товарном рынке возможно только при наличии на нем финансово устойчивых и конкурентоспособных предприятий.
Анализ предприятия позволил сделать следующие выводы.
В магазине ООО «ЛАМА» необходимо осуществлять максимальный контроль состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Расширить круг потребителей с целью уменьшения риска неуплаты денег одним или несколькими крупными заказчиками. По возможности необходимо понизить оборачиваемость срока погашения кредиторской задолженности. И обязательно необходимо следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. В целом динамика развития ООО «ЛАМА» характеризуется падением многих финансовых показателей. Имущество сформировано в основном за счет краткосрочных источников. Так же стоит отметить низкую ликвидность предприятия, превышение сроков погашения дебиторской задолженности над сроками погашения кредиторской задолженности, падение рентабельности. Стоит помнить, что значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия, обязывая тем самым привлекать для погашения кредитов дополнительные источники финансирования.
Изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия, отечественного и зарубежного опыта позволило нам сформировать практические рекомендации. В кратком изложении их суть заключается в следующем:
Первое - Ввод автоматизированных систем управления позволит предприятию ООО «ЛАМА» уменьшить затраты в общем на организацию торговли, что и приведет к увеличению денежных средств. Обеспечив тем самым эффективное исполнение большинства функций и оптимизацию основных процессов бизнеса.
Второе - Оптимизация структуры управления в предприятии, позволит ясно организовать работу всех сотрудников.
Третье - Для того, чтобы предприятие смогло обеспечить конкурентоспособность в течение продолжительного времени, необходимо делать регулярный мониторинг, как внешней среды, так и главных внутренних факторов, гарантирующих конкурентоспособность. Использование такого мониторинга позволит предприятию быстро реагировать на изменение рынка.
Четвертое - Внедрение в практической деятельности мерчендайзинга, позволит предприятию ООО «ЛАМА» удерживать марку прочно функционирующего предприятия, в торговых центрах которых комфортно приобретать покупки и есть вероятность отыскать все необходимые продукты и товары.
Пятое - Следует акцентировать внимание на продукции, которая пользуется спросом и поставлять её заказчикам.
Шестое - Также предприятию необходимо стремиться к налаживанию новых источников каналов сбыта продукции.
Реализация предложенных рекомендаций позволит предприятию ООО «ЛАМА» удерживать марку прочно функционирующего предприятия, повысить его уровень конкурентоспособности, обеспечить большее удовлетворение спроса на продукцию.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Использование инструментов проектного менеджмента для повышения конкурентоспособности (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2021 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО
«СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



