Введение 3
1. Особенности межличностных отношений 11
1. Особенности межличностных отношении подростков 11
1.2 Особенности взаимоотношений подростков с взрослыми ... 14
2.Эмпирическое исследование старших подростков по проблеме
межличностных отношений 20
2.1. Гипотеза и задачи 20
2.2 Таблица первичных данных 22
2.3. Сравнительный анализ результатов 35
2.4 Рекомендации по результатам исследований 38
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 1 66
Подростковый возраст далеко не всегда, как может показаться, рассматривался, как отдельно взятая стадия развития и становления человека. Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики.
Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим еще один возрастной период.
Подростковый период - это самый важный этап в становлении личности человека, т.к. несет за собой ряд характерных изменений и новообразований, характерных для данного возраста. Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет). Современная наука определяет подростковй возраст от (12 до 17 лет). В подростковом периоде формируются все базовые структуры личности, к ним относятся: социальные установки, отношение к себе и другим людям, формирование собственного "Я", оформление ведущих черт характера и поведения.
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте - это общение, по средствам которого ребенок начинает осознавать свое чувство взрослости и безоговорочное причастие к социуму и социальной жизни. Теперь внимание подростка сосредоточенно не только внутри своей семьи, но и направленно на жизнь из вне, сверстников и других людей, окружающих его. Взаимодействие в структуре социума играет важную роль в правильном
формировании и становлении собственного "Я" , развитии сознания и
самосознания.
Одной из главных проблем на данном этапе становится проблема становления личности ребенка, возникновение, а также развитие его самооценки. В этом возрасте ребенок начинает оценивать и анализировать свои поступки, поступки сверстников, поступки старших, на данном этапе начинает возникать чувство взрослости. Самооценка является неотъемлемым компонентов в структуре самосознания, подросток начинает осознавать себя, свои умственные и физические возможности, свое поведение, мотивы и цели, свое отношение к окружающим и себе. Появляется ощущение взрослости, подросток не считает себя ребенком, а взрослые пока не могут относиться к нему, как к равному. Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. Во многих критериях и показателях подросток психологически, а также физиологически соизмерим, но на данном этапе еще не равен взрослому.
Р.Хевигхерст выделяет следующие направления развития:
В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность.
1. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников
2. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
3. Развитие абстрактного мышления
4. Формирование системы ценностей и жизненной философии
5. Самоопределение в области образования и профессии
6. Подготовка к семейной жизни.
В подростковом возрасте наиболее ярко выражена потребность в позитивной оценке и принятии себя другими. Социометрические данные говорят о том, что положение, которое ребенок занимает внутри коллектива сверстников, складывается из определенных факторов характерных для данного возраста.
Для подростков, которые имеют затруднения в общении со сверстниками и занимают позиции "аутсайдеров" в коллективе класса характерен ряд поведенческий особенностей : Агрессивное поведение, подавленность настроения, вспыльчивость и грубость, замкнутость и изолированность жадность и нежелание помогать другим, неуживчивость в коллективе, неряшливость, навязчивость или позиция изгоя. Из-за психоэмоциональной нестабильности у подростка проявляется нестабильность настроения и его резкие перепады, в связи с чем его общение и отношения тоже могут быть нестабильными. Наибольшую значимость для подростка несут групповые и межличностные взаимодействия, общение в компании сверстников.
Степень «включенности» в группу определяет как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
Для подросткового возраста характерной чертой является копирование поведения. В основном имитируется поведение значимого для подростка взрослого человека, который уже сумел достичь определенного уровня, он успешен и занимает высокие позиции в понимании ребенка, важной частью остается внешняя сторона. Но есть и другая часть данного аспекта, когда уровень критичности недостаточно высок, а самостоятельность не ярко выражена, то такой пример может оказать негативное влияние на подростка. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью....
Особенности межличностного взаимодействия современных подростков проявляются в том, что они могут испытывать затруднения в коммуникациях, как со сверстниками, так и с взрослыми, но особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений с взрослыми.
На основе выдвинутой гипотезы и проведённого исследования мы можем сделать вывод о том, что связано это с особенностями характера подростка. Взрослые относятся к нему как к ребенку, не видят в нем абсолютно взрослого человека, а подросток чувствует чрезмерную опеку и попечительство, что существенно снижает уверенность подростка и оскорбляет его чувства. В то же время, подросток довольно упрям, практически не идет на уступки и компромиссы, отношение зачастую резко негативное. Подросток стремиться проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет для подростка важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине подросток ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет.
В ходе исследования мы выяснили, что основным типом деятельности для подростка является именно межличностного взаимодействия со сверстниками и поиск путей самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.
Поскольку устранить физиологические, гормональные факторы, способствующие появлению тревожности, стресса и напряжения в подростковом периоде невозможно, рациональным решением является устранение социальных факторов, оказывающих воздействие на ребенка. Между подростком и родителями часто возникают конфликты и непонимание.
В контексте психологической помощи ребенку в адаптации к взрослой жизни и достижения взаимного понимания между ребенком и родителями является организация психологического консультирования детей и родителей.
Также важно пересмотреть окружение подростка. Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большую часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.
В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию - концепцию личностно - ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно - ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.