Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право оперативного управления и право хозяйственного ведения в гражданском праве Российской Федерации

Работа №185332

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы99
Год сдачи2025
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 7
1 Теоретические и исторические аспекты института ограниченных вещных
прав 11
1.1. Возникновение и развитие института ограниченных вещных прав в Российской Федерации 11
1.2. Понятие и классификация ограниченных вещных прав 20
1.3. Место хозяйственного ведения и оперативного управления в системе
вещных прав 27
2 Право хозяйственного ведения 32
2.1. Понятие и содержание права хозяйственного ведения 32
2.2. Характеристика субъектов права хозяйственного ведения 39
3 Право оперативного управления 51
3.1. Понятие и содержание права оперативного управления 51
3.2. Учреждения как субъекты права оперативного управления 60
3.3. Казенные предприятия как субъекты права оперативного управления 66
4 Перспективы развития права оперативного управления и права
хозяйственного ведения 72
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85


Право оперативного управления и право хозяйственного ведения представляют собой уникальные правовые институты, сформировавшиеся в процессе трансформации экономической и правовой системы России. Их возникновение стало результатом поиска оптимальной юридической модели, обеспечивающей эффективное использование публичного имущества при сохранении права собственности за государством и иными публично¬правовыми образованиями.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:
Во-первых, значительным объемом имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и переданного субъектам на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. По данным из официальных источников государственной статистики, в Российской Федерации функционирует более 40 тысяч государственных и муниципальных учреждений и свыше 1 тысячи государственных унитарных предприятий, за которыми закреплено имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения .
Во-вторых, неоднозначностью теоретических подходов к определению места права оперативного управления и права хозяйственного ведения в системе вещных прав. В науке гражданского права до сих пор отсутствует единое мнение относительно правовой природы данных институтов, их соотношения с классическими вещными правами.
В-третьих, необходимостью совершенствования механизмов управления государственным и муниципальным имуществом в условиях развития рыночной экономики и реформирования гражданского законодательства. В рамках реформирования гражданского законодательства о вещных правах предлагаются различные концепции модернизации или замены данных правовых институтов, что требует тщательного анализа их сущности и значения для современной правовой системы России.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость комплексного исследования института права оперативного управления и права хозяйственного ведения в гражданском праве Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе установления, реализации и прекращения права оперативного управления и права хозяйственного ведения.
Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие право оперативного управления и право хозяйственного ведения, научные концепции и теоретические положения в данной области, а также правоприменительная практика.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических аспектов права оперативного управления и права хозяйственного ведения в гражданском праве Российской Федерации, выявление проблем их реализации и определение перспектив развития данных правовых институтов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Исследовать исторические аспекты возникновения и развития института ограниченных вещных прав в России, в частности, выявить предпосылки возникновения права оперативного управления и хозяйственного ведения.
- Рассмотреть понятие и классификацию ограниченных вещных прав.
- Определить место права хозяйственного ведения и права оперативного управления в системе вещных прав.
- Раскрыть понятие и содержание права хозяйственного ведения.
- Охарактеризовать правовой статус субъектов права хозяйственного ведения.
- Исследовать понятие и содержание права оперативного управления.
- Проанализировать особенности правового положения учреждений как субъектов права оперативного управления.
- Изучить специфику правового статуса казенных предприятий как субъектов права оперативного управления.
- Проанализировать перспективы развития права оперативного управления и права хозяйственного ведения в современном гражданском праве Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных ученых в области гражданского права, посвященные проблематике вещных прав в целом и праву оперативного управления и праву хозяйственного ведения в частности. В работе использованы труды
A. В. Венедиктова, С. М. Корнеева, И. В. Ершова, Ю. К. Толстого, В. А Белова, Е. А. Суханова, В. П. Мозолина, К. И. Скловского, В. К. Андреева,
B. А. Болдырева, И. А. Покровского, Ю. К. Толстой, К. П. Кряжевских,
Ю. Л. Лесковой, З. А. Ахметьяновой, Л. В. Щенниковой и других авторов.
Эмпирическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, связанные с применением законодательства о праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, а также статистические данные о деятельности унитарных предприятий и учреждений.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, включая диалектический, историко-правовой, системный, формально-юридический методы. В основу исследования положен диалектический метод, который используется для анализа эволюции права оперативного управления и хозяйственного ведения в контексте исторического развития гражданского права. Этот метод позволяет выявить взаимосвязь между изменениями в экономической системе России, такими как переход от плановой к рыночной экономике, и трансформацией института ограниченных вещных прав. Диалектический подход способствует выявлению закономерностей развития исследуемых правовых институтов и их адаптации к современным условиям. При анализе отдельных видов ограниченных вещных прав в современном гражданском законодательстве, а также для изучения права оперативного управления и хозяйственного ведения как элементов системы вещных прав, использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов изучения. Историко-правовой метод используется для изучения генезиса ограниченных вещных прав, начиная с дореволюционного периода, через советский период до современности. Например, исследуются этапы формирования права хозяйственного ведения в 1960-х годах и его последующая трансформация в 1990-е годы. Исторический анализ позволяет выявить причины появления данных институтов и их эволюцию под воздействием социально-экономических факторов. Использование данных методов позволило всесторонне исследовать объект и предмет исследования, решить поставленные задачи и достичь цели исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют научные представления о природе и содержании права оперативного управления и права хозяйственного ведения, их месте в системе вещных прав, особенностях реализации данных прав различными субъектами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании гражданского законодательства, в
правоприменительной практике, а также в учебном процессе при преподавании курсов гражданского права, вещного права.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Предполагает наличие введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование права оперативного управления и права хозяйственного ведения в гражданском праве Российской Федерации позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций, отражающих результаты решения поставленных задач.
1. Исторический анализ эволюции ограниченных вещных прав в РФ выявил уникальность институтов хозяйственного ведения и оперативного управления, сформированных в рамках советской плановой экономики как инструментов баланса между хозяйственной самостоятельностью организаций и контролем государства. Концепция оперативного управления, научно обоснованная А.В. Венедиктовым (1948 г.) и закрепленная в законодательстве 1965 г., стала основой для регулирования отношений государственных предприятий с имуществом. Право хозяйственного ведения возникло позднее — в период перестройки, первоначально как «полное хозяйственное ведение» (Закон СССР «О собственности», 1990 г.), предоставлявшее предприятиям почти полномочия собственника. Однако после распада СССР российский законодатель трансформировал его в более ограниченную форму (ст. 294-295 ГК РФ 1994 г.), адаптировав к изменившимся условиям. Несмотря на критику «квазивещной» природы, оба института сохраняют статус ограниченных вещных прав (ст. 216 ГК РФ) благодаря ключевым признакам: абсолютной защите, свойству следования, четкой законодательной регламентации и ограниченности содержания. Их становление и развитие отражают специфику социально-экономических преобразований в России, где публичные интересы собственника остаются доминирующими даже в условиях рыночных реформ.
2. Содержание права хозяйственного ведения определено через триаду правомочий (владение, пользование, распоряжение) с существенными ограничениями в распоряжении недвижимым имуществом. Анализ законодательства (ст. 294-295 ГК РФ, ФЗ № 161-ФЗ) выявил правовые коллизии, связанные с необходимостью согласия собственника на сделки и ничтожностью соглашений, лишающих предприятие возможности осуществлять уставную деятельность. Субъектный состав права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) сокращается в связи с запретом создания новых предприятий на конкурентных рынках, что позволяет констатировать тенденцию к существенному сужению сферы применения права хозяйственного ведения. Однако сохранение данной формы для социально значимых сфер (Крайний Север, естественные монополии) подтверждает ее практическую востребованность.
3. При исследовании понятия и содержания права оперативного управления выявлено, что оно представляет собой установленную законом меру возможного поведения субъекта (учреждения или казенного предприятия) по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданному ему собственником, в рамках, установленных законом, целями деятельности субъекта, заданиями собственника и назначением имущества. Ключевыми признаками данного права являются ограниченное распоряжение, целевой характер использования имущества, сохранение права собственности за учредителем и специальная правоспособность субъектов.
4. Анализ особенностей правового положения учреждений как субъектов права оперативного управления показал, что они имеют разный объем правомочий в зависимости от типа. Наиболее узкими распорядительными правами наделены частные учреждения, которые лишены права распоряжения имуществом. Шире правомочия казенного учреждения, распоряжающегося имуществом с согласия собственника. Автономное и бюджетное учреждения, помимо распорядительных правомочий, имеют право на осуществление приносящей доход деятельности с самостоятельным распоряжением полученными доходами. Ключевой проблемой остается противоречивость судебной практики по изъятию «излишнего» имущества, что требует законодательного закрепления четких критериев и процедур.
5. Отдельного внимания заслуживает проблема отказа от права оперативного управления по инициативе учреждений или казенных предприятий, которая неоднократно становилась предметом судебных разбирательств. Анализ судебной практики показывает, что хотя суды последовательно признают право учреждений отказаться от неиспользуемого имущества и обязанность собственников его принимать, нормативное регулирование данного вопроса остается недостаточным. В частности, отсутствуют четкие процедуры такого отказа и сроки принятия имущества собственником, что приводит к затягиванию процесса и вынуждает учреждения нести неоправданные расходы на содержание ненужного имущества. В связи с этим представляется необходимым законодательно закрепить механизм отказа от права оперативного управления, включая четкие сроки и порядок принятия имущества собственником, ответственность за необоснованный отказ в принятии такого имущества. Реализация этих предложений будет способствовать повышению эффективности управления публичным имуществом и оптимизации бюджетных расходов на его содержание.
6. При определении перспектив развития права оперативного управления и права хозяйственного ведения выявлено, что они связаны с общей тенденцией к унификации и модернизации данных институтов. В краткосрочной и среднесрочной перспективе наиболее вероятным сценарием является постепенное сокращение сферы применения права хозяйственного ведения с параллельным расширением сферы применения права оперативного управления, что в конечном итоге может привести к полному отказу от дуализма прав управления имуществом публично-правовых образований.
7. Таким образом, проведенное исследование подтверждает важную роль институтов права оперативного управления и права хозяйственного ведения в российском гражданском праве, обеспечивающих участие публично¬правовых образований в экономической деятельности и выполнение ими социальных функций, однако их дальнейшее развитие требует модернизации с учетом современных реалий, а также совершенствования для повышения эффективности управления публичным имуществом и обеспечения баланса частных и публичных интересов в гражданском обороте.
Результаты, полученные в ходе выполнения данной магистерской диссертации, позволили выявить ключевые направления совершенствования законодательства, проблемы правоприменительной практики и возможные пути их решения. Выводы, сформулированные в работе, могут быть использованы в практической деятельности, а также в учебном процессе.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 08 авг. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 161-ФЗ : (ред. от 22 апр. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ: принят Гос. Думой 08 дек. 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
5. Об автономных учреждениях : федер. закон от 03 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 21 нояб. 2022 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О государственной регистрации недвижимости : федер. закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ (ред. от 28 февр. 2025 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» : федеральный закон от 27 дек. 2019 г. № 485-ФЗ : (ред. от 28 дек. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 48- ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025.
- Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 : (ред. от 29 июля 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ : постановления Правительства Российской Федерации от 03 февр. 2000 г. № 104 : (ред. от 29 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.
- Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом : постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 г. № 432: (ред. от 07 нояб. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий : постановление Правительства РФ от 15 дек. 2007 г. № 872 : (ред. от 24 нояб. 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности : постановление Правительства РФ от 31 июля 2020 г. № 1148 (ред. от 18 февр. 2025 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
14. Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения : приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 авг. 2005 г. № 205 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
15. Гражданский кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. : (ред. от 26 нояб. 2001 г) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 407. - Утратил силу...114



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ