Введение 5
1 Теоретические основы формирования общего приёма решения текстовых
задач в начальной школе 9
1.1. Понятие «текстовая задача». Виды текстовых задач 9
1.2. Суть общего приема решения текстовых задач и его значение 15
1.3. Анализ методических рекомендаций по использованию общего
приема решения текстовых задач в начальной школе 23
2 Описание опытно-экспериментальной работы и её результаты 26
2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной
работы 26
2.2. Система заданий по формированию общего приема решения
текстовых задач 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы и методические рекомендации 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение 65
Актуальность исследования. Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения обучающегося, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний обучающихся, которые, в свою очередь, являются движущей силой развития потенциала личности и необходимым условием предметной и интеллектуальной компетентности как нового результата школьного образования.
Важнейшая задача современного образования - это процесс формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающимся определенный набор умений: учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Педагогами И.Я. Лернер[23], М.Н. Скаткиным[30] рассматривается следующий показатель качества знаний: полнота и глубина, свёрнутость и развёрнутость, конкретность и обобщённость, осознанность и прочность, оперативность и гибкость. Это предпосылки и необходимые условия формирования качеств, которые стоят как бы на вершине пирамиды знаний, в частности осознанность и прочность.
В методологии преподавания математики понимание знаний рассматривается, прежде всего, как способность обучающихся оправдывать решение проблем, а также проверяется осознанность и сила способности решать проблемы. Решение текстовой задачи является одним из наиболее эффективных средств реализации цели образования, связанного с формированием инициативы, творческой личности, поскольку только при решении текстовых задач реализуются все три этапа применения математики: формализация знание; решение проблемы в рамках математической модели; интерпретация решения проблемы.
В ФГОС НОО отмечается, что одной из главных познавательных универсальных действия - это умение производить решение проблем или задач. Понятие «задача» имеет несколько синонимов (задание, цель, проблема) и широко употребляется во многих разделах науки и практики (педагогическая задача, познавательная задача, техническая задача).
Несмотря на такой разброс в использовании термина, процесс решения задачи в любой области имеет единую структуру: вхождение в ситуацию, требующее досконального анализа ситуации, ее моделирование, анализ, планирование, реализация плана, проверка результата на соответствие поставленной цели.
Например, при обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. Решение учебных задач выступает в роли средства обучения. С их помощью формируются метапредметные и предметные знания, умения, навыки. Умение ставить и решать учебные задачи является одним из основных показателей уровня развития обучающихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
В то же время есть учебные предметы - математика, физика, химия, - где решаются так называемые текстовые задачи. Решение текстовых задач на этих предметах рассматривается как предмет специального изучения. Таким образом, решение задач можно рассматривать в узком и широком смысле.
Если подойти к обучению решению текстовых задач как к обучению решению любой задачи в широком ее значении, то сформированные при этом умения могут использоваться обучающимися при решении любых задач (учебных, практических) и в любом виде умственной и практической деятельности. Формируемые при этом умения, позволяющие решать любую (в том числе и текстовую) задачу, назвали обобщенными, а способ обучения - общим приемом решения задач.
Проблема исследования заключается в установлении психолого-дидактических особенностей процесса решения текстовых задач младшими школьниками и обосновании путей совершенствования обучения решению текстовых задач в начальном курсе математики посредством использования общего приема решения.
Цель исследования: изучить методику формирования общего приема решения текстовых задач в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников общим приемам решения текстовых задач.
Предмет исследования: способы формирования у младших школьников общего приема работы в процессе решения текстовых задач.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «текстовая задача» и выделить виды текстовых задач изучаемых в курсе начальной школы.
2. Определить сущность общего приема решения текстовых задач, и рассмотреть его значение для математического развития обучающихся.
3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить необходимость использования в курсе начальной школы общего приема работы с текстовыми задачами.
Гипотеза исследования заключается в том, что если на уроках математики систематически применять разнообразные формы работы с учащимися при обучении решению задач, то уровень их умения решать текстовые задачи повысится.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследование, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проведено на базе МКОУ «Полевская СОШ».
Практическая значимость работы заключается в подборе и разработке серии заданий, направленных на овладение учащимися общего приема при работе с текстовыми задачами. Материалы и результаты исследования будут полезны учителям, студентам, проходящим педагогическую практику для совершенствования содержания, методов и приемов, используемых при организации работы с текстовыми задачами на уроках математики в начальной общеобразовательной школе. По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Формирование общего приема решения текстовых задач в начальной школе» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы,перспективы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), приложения.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 1 рисунок, объем работы составляет 66 страниц.
Основная цель решения текстовой проблемы - не получить решение проблемы, а не получать результат решения, а само решение как метод, как процесс, как набор логических шагов, ведущих к ответу. Большой эффект обучения дает решение текстовой проблемы по-разному, а также формулирование новых задач как утверждение факта полного овладения методом решения не только этой проблемы, но и класса таких проблем.
Текстовые задачи - это описание на естественном языке определенного явления (ситуации, процесса) с требованием количественно оценить любое явление, установить наличие или отсутствие какой-либо связи между компонентами или определить форму этой связи.
Решение проблем - это большая умственная работа. Чтобы выучить такую работу, вы должны вначале тщательно изучить материал, над которым вам придется работать.
Итак, чтобы научиться решать проблемы, вам нужно понять, что они собой представляют, как они организованы, из каких частей они состоят.
Можно сказать, что для большинства обучающихся текстовые проблемы трудно изучать.
Любая проблема состоит из двух частей: условий и вопроса.
Проблема в том, что вам нужно найти.
Роль текстовых проблем в процессе обучения математике многообразна и сводится к следующим функциям:
- служить ассимиляции математических понятий и отношений между ними;
- обеспечить ассимиляцию обучающимися конкретных концепций, включенных в предметную область задач;
- улучшить навыки обучения обучающихся;
- они учат обучающихся, как использовать этот метод познания реальности, например моделирование;
- развивать у обучающихся способность анализировать, обосновывать, оправдывать;
- развивать логическое мышление среди обучающихся;
- развивать познавательные способности обучающихся путем усвоения путей решения проблем;
- поощрять и укрепить интерес обучающихся к математике.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами был рассмотрен общий приём решения текстовых задач. Результаты, полученные при проведении опытно-экспериментальной работы, подтверждают правоту выдвинутой гипотезы о том, если на уроках математики систематически применять разнообразные формы работы с учащимися при обучении решению задач, то уровень их умения решать текстовые задачи повысится.
Подводя итоги проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Во-первых, общий прием решения текстовых задач является универсальным средством в обучении младших школьников работе с данным видом математических заданий, а поэтому требует к своему формированию особого внимания.
Во-вторых, при формировании общего приема решения текстовых задач в структуре учебной деятельности младшего школьника должны отражаться все виды универсальных учебных действий, что способствует беспрепятственному использованию данного приема в работе с задачами различных видов.
В-третьих, применение разнообразных формы и методов при обучении обучающихся начальной школы решению текстовых задач, способствуют развитию интереса и формированию учебной мотивации, следовательно, положительно отражаются на гармоничном развитии личности обучающегося.
1. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. - Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 299 с.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва : ТЕРРА-НОВА, 2014. - 288 с.
3. Белошистая, А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: дне. ... д-ра пед. наук / Белошистая А. В. - Москва : ПРОТОС, 2003. - 278 с.
4. Брагина Е. В. Рабочая программа по математике для 4 класса на 2017-2018 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urokimatematiki.ru/rabochava-programma-po-matematike-klass-shkola- rossii-4575.html , свободный. - Загл. с экрана.
5. Белошистая, А. В. Методика работы с текстовыми логическими заданиями / А. В. Белошистая // Начальная школа. - 2007. - № 8. - с. 42 - 45.
6. Бантова М.А., Бельтюкова Е.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Байтовой. -3-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 2004. - 335 с.
7. Бородулько, М. А. Обучение решению задач и моделирование / М. А. Бородулько, Л. П. Стойлова // Начальная школа. - 2015. - № 6. - с. 48-49.
8. Бирюкова, А. А. Решение задач по математике для начальной школы. Справочник школьника. / Бирюкова, А. А., М. М. Водяницкая. Филологическое общество «СЛОВО» ACT Москва 2015. 526 с.
9. Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
10. Деменева, Н. Н. Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики / Н. Н. Деменева // Начальная школа. - 2013. - № 9. - с. 52 - 55.
11. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
12. Истомина, Н. Б. Обучение решению задач / Н. Б. Истомина // Начальная школа. - 2014. - № 5. - c.63-64.
13. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для обучающихся фак-тов подготовки учителей нач. кл. пед. ин- тов, колледжей и училищ / Н. Б. Истомина. - Москва : Линка- Пресс, 2013. - 297с.
14. Истомина, Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей / Сост. Н.Б.Истомина, Г. Г. Шмырёва.- Смоленск, «Ассоциация XXI век»., 2005.-270с.
15. Истомина, Н.Б. Работа над составной задачей / Н.Б. Истомина // Начальная школа. - 2014. - № 8. - с.36-37.
16. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - Москва : Просвещение, 2015. -138 с.
17. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практ. пособие / Н.В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - М.: ВНПЦПО, 2013. - 288с.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - Москва : СЛОВО-ПРЕСС, 2013. - 318с.
19. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 4-6 лет на основе формирования приемов анализа текста и вспомогательной графической модели текстов задачи / С.А. Козлова // Начальная школа плюс: До и После. - 2015. - № 9. - с.71-73.
20. Казакова А.С. Использование приёма моделирования при обучении решению текстовых задач в начальной школе //Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения. Сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. - с. 59 - 66.
21. Контрольные работы по математике УМК «Школа России» 4 класс
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://uchitelva.com/matematika/108502-kontrolnve-rabotv-po-matematike-4- klass-umk-shkola-rossii.html, свободный. - Загл. с экрана.
22. Контрольно-оценочный материал по математике для 4 а, б, в, г классов на 2016-2017 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ocenochniv-material-po-matematike-klass-programma-shkola- rossii-1441396.html, свободный. - Загл. с экрана.
23. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения .-Москва : СФЕРА+, 2013. - 186 с.
24. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред., А.М. Пышкало. - Москва : Педагогика, 2007. - 448 с.
25. Моро, М. И. Программа «Математика». 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /М. И. Моро, М. А. Бантова. Москва: Просвещение, 2014. - 124 с.
26. Рудницкая, В.Н. Начальная школа: 2000 задач по математике. - Москва : Дрофа, 2012. - 416 с.: ил. - (Большая библиотека «Дрофы»).
27. Рудницкая, В.Н. Контрольные работы по математике в начальной школе. - Москва: Мнемозина, 2008.- 288 с.
28. Ручкина, В. П. К вопросу о формировании логического компонента познавательных УУД / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина // Педагогические системы развития творчества: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф.
(13-14 дек. 2011 г., Екатеринбург) / отв. ред. С.А. Новоселов. - Екатеринбург: КАЛИНА, 2012. - 689 с.
29. Смолеусова Т.В. Вариативность и выбор при решении задач в условиях реализации ФЕОС НОО // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.1- 5
30. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения. - Москва: ФАРРА, 2012. - 315с.
31. Стойлова, Л.П. Математика / Л. П. Стойлова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. - 424 с.
32. Уткина Н.Е. Проверочные и контрольные работы по математике / Н.Е. Уткина, А. М. Пышкало. - Москва : Просвещение, 2011.- 263 с.
33. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько, Е.С. Немкина, Н.Б. Тихонова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. - 264с.
34. Фатеева, Н. И. Образовательные программы начальной школы: учебник для учреждений высш. проф. образования / Н. И. Фатеева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - Москва : Просвещение, 2009. - 187 с.
36. Царева, С.Е. Виды работы с задачами на уроке математики / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2010. - № 9. - с.71- 72.
37. Царева, С.Е. Методика обучения решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2016. - № 8. - с.41- 42.
38. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина. - Ярославль : Академия, 2006. - 240 с.
39. Шадрина, И.В. Обучение математике в начальных классах / И. В. Шадрина. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 144 с.
40. Шикова, Р.Н. Работа над текстовыми задачами / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2013. - № 11. - с.55- 56.