Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Работа №185268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы59
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Отрасль общественного питания и внутреннее устройство предприятия
общественного питания 5
1.1 Обзор отрасли общественного питания 5
1.2 Внутреннее устройство заведения 8
2 Методы анализа товарного ассортимента 16
3 Реализация оптимизации ассортимента на предприятии общественного питания 26
3.1 Описание предприятия 26
3.2 Бизнес-процесс формирования ассортимента 29
3.3 Проведение анализа и реализация решений на основе выводов анализа 32
3.4 Оценка результатов оптимизации процесса формирования меню 46
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52


Услугами предприятий общественного питания пользуется большая часть россиян - 38% населения посещает заведения на еженедельной основе, 27% ежемесячно, а отказываются всего лишь 9%. Отрасль постоянно развивается, реализуются новые проекты и идеи. За 2024 год оборот общепита составил 3,53 трлн. рублей, увеличившись на 11,9% по сравнению с 2023 годом. Кафе, рестораны и кофейни стали неотъемлемой частью нашей жизни - в них мы встречаемся с близкими, пробуем новые вкусы, проводим свободное время или работаем.
Автор начал работать в сфере общественного питания в 2022 году, изучая отрасль, устройство предприятий изнутри и их особенности. При большем погружении в деятельность было обнаружено, что заведения закрываются почти с такой же частотой, что и открываются - за первый квартал 2025г. открылось 9993 заведения, а закрылось 8341, приблизившись к значениям до эпидемии COVID-19. 9 из 10 предприятий закрывается в первые три года, вне зависимости от внешних факторов. Изучив истории заведений через беседы с владельцами действующих и ликвидированных предприятий, шеф-поварами, управляющими и менеджерами, а также из открытых источников, было выявлено несколько основных причин прекращения деятельности - рост ключевой ставки, дефицит кадров, рост цен на продукты и другие. Однако одна причина выделялась своей частотой на фоне других - отсутствие опыта, знаний, погруженности в сферу общественного питания со стороны владельцев. Большая их часть относилась к открытию как к вкладу в банк - открыли и можно забыть. Важнейшие решения принимаются «по интуиции», без оснований в виде статистики, изучения рынка и советов от экспертов. Эти решения и формируют процессы внутри предприятия, которые препятствуют его дальнейшему развитию. Постоянная смена концепции, кухни, не выстроенная коммуникация внутри коллектива - это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются заведения. Однако эти процессы можно оптимизировать и избежать закрытия.
Улучшить деятельность заведения возможно многими способами, однако один из них выделяется среди остальных - управление ассортиментом предприятия, он же - меню. Продукция является связующим звеном между всеми цехами, а способов его изменить существует бесчисленное количество. Цена, себестоимость, размер меню - это лишь некоторая часть факторов, которые можно абсолютно измерить варьировать. В 9 из 10 заведений отсутствует систематический контроль и анализ ассортимента - процесс работы с меню либо выстроен неправильно, либо он запускается уже когда заведение находится в «точке невозврата». Оптимизация товарного ассортимента играет важную роль в деятельности заведения, она явно отражается в финансовых показателях предприятия, влияет на его устойчивость, успешность и время существования на рынке. Предлагаемая оптимизация меню была реализована в кафе «Break Me Fast» в городе Томск в 2023-2024 годах и качественно повлияла на финансовые показатели предприятия.
Целью данной работы является улучшение финансовых показателей предприятия общественного питания с помощью оптимизации бизнес-процесса формирования меню на основе внедрения анализа товарного ассортимента. Для достижения цели выделено несколько задач - изучение отрасли общественного питания, внутреннего устройства и внутренних процессов заведений, изучение методов анализа товарного ассортимента и применение их на наборе данных из предприятия общественного питания, оптимизация меню путем реализации выводов анализа и оценка результатов.
Объектом исследования является деятельность предприятия общественного питания.
Предметом исследования является процесс формирования ассортимента общественного питания на основе результатов использования методов анализа товарного ассортимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сфера общественного питания расширяется с каждым годом, однако темп ее развития постепенно снижается в связи с постоянным ростом цен на продукты, дефицитом на рынке труда и последним тенденциям по части питания населения. Зайти на данный рынок и успешно управлять предприятием довольно сложно - требуется четкое представление о самой отрасли, о концепциях и форматах, о внутреннем устройстве заведения. Все подразделения тесно связаны между собой, постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, что влияет на скорость распространения влияния принятых управленческих решений. Особенно это касается решений относительно товарного ассортимента - связующего звена всего предприятия. Меню является главным фактором, по которому гости первоначально выбирают заведение для посещения - его состав, обширность и цены.
Процесс формирования меню зачастую выстроен неправильно - он запускается после того, как заведение уже несет убытки, и разбираться в ситуации уже поздно. Как итог накапливается негативный эффект, из которого сложно выбраться. Суть предлагаемой оптимизации заключается в регулярности запуска процесса анализа и формирования меню
- фактор можно отслеживать в динамике, замечать уже существующие слабые стороны, исправлять их и заранее готовить действия по его улучшению, избегая накопления финансовых проблем.
В работе изучены основные методы анализа товарного ассортимента - от классических ABC/XYZ до методов исключительно для сферы общественного питания - модели Касаваны-Смита и модели Дэвида Павесика. Проведение всех перечисленных методов позволило рассмотреть товарный ассортимент заведения с разных сторон, выделяя сильные и слабые позиции, разделяя их на условные группы с предложениями по дальнейшей работе с ними. Особенности заведения, его концепции, меню и экономическая ситуация играют важную роль в проведении анализа - следует учесть множество факторов, влияющих на сами данные.
Каждый проведенный метод анализа товарного ассортимента имеет свои особенности и, как итог, дает характерные результаты. Однако есть и схожие - метод Дибба-Симкина, Касаваны-Смита, Дэвида Павесика и Маркона - они используют схожие метрики, из-за чего было оставлено только два для оптимизации самого анализа.
Методы, упомянутые выше, являются мощным и эффективным инструментом для анализа не только ассортимента заведения, но и его внутреннего экономического состояния
- в ходе детального разбора выделенных позиций подсвечиваются проблемы работы с продуктами, формировании цен и сезонности. На основе результатов анализа были приняты решения по введению новых позиций, как в виде сезонного меню, так и в виде расширения основного. Принятые решения по поводу добавления позиций основаны на популярности блюд, их FoodCost и обратной связи со стороны гостей. Удаление блюд проводилось с учетом результатов анализа, которые послужили основой для дальнейшего изучения позиций, требуемых продуктов и самого процесса работы кухни.
Как итог, проведенная оптимизация и изменения в товарном ассортименте как ее следствие, привело к улучшению финансовых показателей. Специальные меню поднимают ажиотаж, привлекают новых гостей и возвращают старых. Полученный приток гостей помогает снизить негативное влияние сезонности на посещаемость и выручку, что помогает не нести убытки в период низкого спроса. Важно сразу устанавливать корректные цены и корректно устанавливать размеры порций новых позиций - при ошибке на этом этапе заведение получит негативный эффект, так как большая доля в общем объеме продаж приходится на первые 2-3 недели после введения специального меню.
Уменьшение и поддержание на одном уровне показателя FoodCost позволяет получить дополнительную прибыль - в случае «Break Me Fast» при средней ежемесячной выручке в 4,5 млн. рублей чистая прибыль от сокращения FoodCost на 1,24% приносила примерно 58 тысяч рублей в месяц, что составляет почти 700 тысяч рублей в год. Если учитывать, что финансовый план предприятия был рассчитан на ежемесячную выручку в
4,5 млн. рублей и доходность в 10% годовых, то чистая прибыль выросла на 1,3%.


1. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
2. Методология функционального моделирования IDEF0 / Руководящий документ - М.: Госстандарт России, 2000. - 75 с.
3. Розничная торговля и общественное питание // Федеральная служба
государственной статистики. - 2025 - URL:
https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya
4. Астраханцева И.А., Одинцова Е.В. Матрица «Маркон» как инструмент анализа ассортиментной политики предприятия // URL: https://kvod.narod.ru/Marcon.htm
5. База знаний iiko // 2025 - URL: https://ru.iiko.help/home/ru-ru/
6. Бобков О. ABC и XYZ анализ: что это такое, чем отличаются, методы
проведения с примерами // Клеверенс. 2022. - URL:
https://www.cleverence.ru/articles/biznes/abc-i-xyz-analiz-chto-eto-takoe-chem-otlichayutsya- metody-provedeniya-s-primerami/
7. Бойченко П. А., Ву Х. Ш. Особенности применения SWOT и PEST-анализов деятельности хозяйственного предприятия //Цифровое будущее инновационной экономики России. - 2018. - С. 52-56.
8. В России сокращается количество баров, кафе в приоритете // СКБ Контур,
2025. - URL: https://kontur.ru/press/news/55960-
sokrashhaetsya kolichestvo barov kafe v prioritete
9. Динамика цен на кальмаров // Еврокредит. - URL: https://eurocredit.ru/inflation/products/kalmary/
10. Евсеева Д. О., Салпагаров С. И. Сравнение алгоритмов кластеризации CLOPE и k-Modes для анализа данных о заявках на услуги ЖКХ / Москва, 2023. - URL: https://events.rudn.su/event/198/papers/1194/files/1586-ittmm Evseeva.pdf
11. Ицков С. Портфельный анализ меню ресторана. Часть 5. // Welcomepro. - URL: https://welcomepro.ru/upload/iblock/a5d/a5da8f6019de2b248fcb8dc3b97eb7c8.pdf
12. Кластеризация // Loginom Документация. - URL:
https://help.loginom.ru/userguide/processors/datamining/clustering.html
13. Код ОКВЭД 56 - Деятельность по предоставлению продуктов питания и
напитков // Центр Регистрации и Сопровождения Бизнеса. - 2025 - URL:
https://www.regfile.ru/okved2/razdel-i/56.html
14. Логинова Т. ABC-анализ // Unisender Словарь маркетолога. 2024. - URL: https://www.unisender.eom/ru/glossary/chto-takoe-abc-analiz-i-kak-ego-provesti/#anchor-1
15. Марчук И. Как изменился бизнес кафе и ресторанов за три года в России // 2024. - URL: https://www.rbc.ru/wine/news/6736284a9a79476d44beb2d5...33



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ