Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков смыслового чтения у школьников среднего звена

Работа №185244

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1. Формирование навыков смыслового чтения в современной образовательной практике ..9
1.1 Смысловое чтение в условиях современных культурных и образовательных
реалий 9
1.2 Формирование навыков смыслового чтения: анализ существующего опыта 25
2. Формирование смыслового чтения у школьников среднего звена 45
2.1 Методика формирования навыков смыслового чтения у школьников среднего
звена 45
2.2 Апробация методики формирования навыков смыслового чтения у школьников
среднего звена 70
Заключение 79
Список литературы 81
Приложение 1 86
Приложение 2 88
Приложение 3 91
Приложение 4 92
Приложение 5 93
Приложение 6 94
Приложение 7 100
Приложение 8 101
Приложение 9 102
Приложение 10 104


Магистерская работа посвящена вопросам и проблемам формирования навыков смыслового чтения у школьников среднего звена.
Анализ проблемы формирования навыков смыслового чтения показал, что современные школьники сравнительно мало читают, особенно классическую литературу. В настоящее время увеличивается тенденция отказа школьников от чтения книг и предпочтение иных источников информации: компьютера, телевидения, видео. Интернет, кино и видеофильмы вытесняют литературное и смысловое чтение».
Школьники с неохотой проводят время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора или компьютера. «Экранная зависимость ведет к неспособности школьника сконцентрироваться на каком-либо занятии... Данным детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут объединять их, в результате не понимают текста в целом» (Д. И.Фельдштейн).
Согласно изучениям в сфере коррекционной педагогики 25-30% учащихся младших классов начальных школ при достаточно высоком уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения чтения (М.Н. Русецкая).
Сложности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, то есть процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения).
При переходе в среднюю общеобразовательную школу у школьников недостаточно полно сформированы технические навыки чтения, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья учащихся (З.Н. Никитенко).
При обучении чтению важно учитывать, что современные школьники существенно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них доминирует смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. (Н.А. Горлова).
Федеральным государственным образовательным стандартом обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, в частности, познавательные универсальные учебные действия (УУД), составляющие основу умения учиться. Одним из таких результатов называется овладение основами смыслового чтения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, смысловое чтение как универсальное учебное действие, с одной стороны, является результатом образования и способом получения знаний, а с другой - средством развития личности школьников.
Впервые с понятием «смысловое чтение» мы сталкиваемся в исследованиях Л.Ю. Невуевой и А.А. Зубченко. Авторы используют понятие «выразительное (смысловое) чтение» [31]. Исследователи полагают, что смысловое чтение «развиваясь на фоне слитно- » фонетического, характеризуется правильной фразовой интонацией и акцентуацией, систематическим членением произносимого, ясно выраженной мелодикой и ритмом». Данные авторы трактуют смысловое чтение «как действие, ориентированное на способы членения предложения (или текста), в результате которого выделяются группы связанных между собой слов».
Л.А. Мосунова называет «смысловое чтение» как «содержательную систему актов деятельности, составляющих процесс смыслопонимания и смыслопорождения и проходящих ряд закономерно сменяющих друг друга этапов» [29]. В рамках исследования Л.А. Мосуновой термин «смысловое чтение» используется с целью охарактеризовать деятельность обучающегося по раскрытию смыслов текста.
Автор считает, что смысловое чтение имеет деятельностную природу и дает ее описание на основе теории поэтапного формирования умственных действий II. Я. Гальперина, а именно. Основой деятельности смыслового чтения Л.А. Мосунова называет три характеристики. Первой характеристикой смыслового чтения, по Л.А. Мосуновой. является выделение элементов текста (сцены, эпизоды, картины, образы и т.д.). второй - понимание отношений между этими элементами и определение их функции и третьей - определение их смыслов или «значения для себя».
Термин «смысловое чтение» используется в рамках концепции развития универсальных учебных действий. В рамках программы формирования универсальных учебных действий смысловое чтение определяется как познавательное универсальное учебное действие, основное содержание которого раскрывается в единстве четырех составляющих:
- получение, поиск и фиксация информации:
- понимание и преобразование информации;
- применение и представление информации;
- оценка достоверности получаемой информации.
Итогом смыслового чтения должно быть формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Таким образом, в рамках концепции развития УУД смысловое чтение рассматривается как средство развития познавательной сферы и личности обучающегося.
Автор концепции универсальных учебных действий А.Г. Асмолов под смысловым чтением понимает такое чтение, где осмыслена цель чтения и на основе цели чтения выбран вид чтения [45].
В своем исследовании проблемы смыслового чтения С.В. Борисова пошла дальше побудительно-мотивационной фазы и рассматривает весь процесс чтения с точки зрения наличия на каждом этапе его реализации смысловой составляющей. Она рассматривает смысловое чтение как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [6].
На каждой фазе осуществления читательской деятельности, как считает С.В. Борисова, особую роль играют смыслы - личностные (являющиеся составляющими смысловой сферы личности младшего школьника) и объективные (существующие в текстах).
А.А.Миролюбов уточняет, что смысловое чтение не только извлечение и понимание содержательной информации из текста, но и как «... извлекаемая из текста содержательная информация соотносится с личностным отношением к ней читающего субъекта» [27].
Некоторые педагоги не считают смысловое чтение собственно «видом чтения». По их мнению, смысловое чтение - характеристика уровня чтения, а именно: «смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения».
Таким образом, исходя из рассмотренных определений, «смысловое чтение» - это:
- во-первых, деятельностный процесс по извлечению и переработке информации, или, другими словами, познавательное универсальное учебное действие,
- во-вторых, вид чтения;
- в-третьих, метод познания и понимания текста;
- в-четвертых, средство развития личности учащегося.
Анализ рассмотренных понятий доказывает, что смысловое чтение не существует без познавательной деятельности субъекта, цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, уметь анализировать и интерпретировать ее. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
По результатам международных исследований P1SA. проведенных в 2012 г., в которых Россия принимала участие в последний раз, в соответствии с уровнями читательской грамотности, число учащихся России:
- готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6%:
- из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14.3%;
- не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%. что на 8% больше, чем в странах ОЭСР.
Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
В общем зачете учащиеся России заняли 43 .место.
Результаты исследований показывают, что современные школьники испытывают трудности в обучении смысловому чтению. В связи с этим повышается научный и практический интерес к исследованию методик обучения смысловому чтению.
Проблема усугубляется тем. что в начальной и общеобразовательной школе педагоги используют лишь традиционные технологии и методы обучения. Увеличенное внимание уделяется наращиванию темпов чтения и работе над правильностью чтения, что приводит к поверхностному усвоению школьниками содержания текста.
Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость вырабатывают у школьников беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяет максимально извлекать информацию и понимать её.
Таким образом, налицо противоречия между:
- необходимостью обучать смысловому чтению школьников, формировать умения чтения как универсальных учебных действий, с одной стороны, и недостаточным количеством научных работ, раскрывающих сущность, особенности и специфику понятия «смысловое чтение», с другой стороны;
- невозможностью использовать традиционный метод обучения чтению, при котором формируется сначала техническая, а затем содержательная сторона, с одной стороны, и необходимостью развивать у школьников смысловое восприятие и смысловую переработку текстовой информации в рамках единого подхода и метода обучения чтению, с другой стороны.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: необходимость разработки и апробации эффективной методики обучения смысловому чтению школьников среднего звена.
Цель работы - выбор эффективной методики формирования смыслового чтения у школьников среднего звена и оценка ее продуктивности.
Объектом исследования выступает процесс обучения чтению школьников среднего звена.
Предметом исследования является методика формирования навыков смыслового чтения у школьников среднего звена.
В основу исследования положена гипотеза о том, что использование в процессе обучения эффективной методики формирования смыслового чтения, соответствующей современным социальным и культурным условиям, будет способствовать более продуктивному обучению школьников среднего звена.
Задачи исследования:
- проанализировать социально-культурные условия развития и обучения современных школьников:
- исследовать методики обучения смысловому чтению, определить их особенности, достоинства, недостатки;
- выявить наиболее эффективную из проанализированных методик обучения смысловому чтению школьников среднего звена;
- апробировать методику смыслового чтения у школьников среднего звена.
Степень изученности проблемы. В отечественной психологии накоплен значительный опыт изучения смыслового чтения. Основные направления исследований:
- психологическое содержание технического чтения в период первоначального обучения, как основы для формирования смыслового чтения (Б.А. Богуславская. Е.В. Гурьянов. Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев. А.Р. Лурия. Л.С. Цветкова. Д.Б. Эльконин),
- описание трудностей в обучении смысловому чтению (А.П. Нечаев. П.П. Блонский, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия. М.Н. Русецкая, Л.С. Цветкова),
- смысловое чтение как один из видов речевой деятельности (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя. А.А. Леонтьев, А.Н. Соколов);
- смысловое чтение как сложная функциональная система, имеющая многоуровневое строение (А. Р. Лурия. Т.В. Ахутина).
- психологическое содержание смыслового чтения (А.А. Зубченко. Л.Ю. Невуева. Л.Ф. Климанова).
Методологической основой исследования явились научные положения и методики Н.А. Горловой, А.Г. Асмолова, Н.Н. Сметанниковой. С.К. Фоломкиной, З.И. Клычниковой. С.В. Борисовой. Л. А Мосуновой. В.П.Чудиновой.
Методы исследования были обусловлены целью и задачами работы:
- теоретический (анализ методической. психолого-педагогической, лингвистической литературы по теме исследования).
- социолого-педагогический (анализ программ и учебников, анализ устной и письменной речи школьников);
- экспериментальный (анкетирование и наблюдение при проведении констатирующего и обучающего эксперимента, тестирование, метод индивидуальных бесед);
- статистический (обработка результатов эксперимента).
В соответствии с задачами нами построены следующие этапы исследования:
1. Теоретический этап, включающий общую подготовку материалов (анализ научной литературы, определение теоретических и практических задач, понятийный аппарат исследования).
2. Констатирующий этап. включающий диагностические исследования (наблюдения за школьниками, беседы, анкетирование) и оценку полученных практических результатов.
3. Практический этап, включающий подбор и апробирование эффективной методики для формирования навыков смыслового чтения.
Новизна работы заключается в следующих положениях:
- в комплексном критическом исследовании наиболее известных методик обучения смысловому чтению:
- в разработке собственной модели методики обучения смысловому чтению.
Практическая значимость работы состоит в том, что.
- разработана система приемов, заданий и упражнений для формирования навыков смыслового чтения у школьников среднего звена;
- разработанная методики обучения смысловому чтению может быть применена в практической работе педагогов на уроках литературного чтения образовательных учреждений.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы из 51 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, основной целью которого был выбор эффективной методики формирования смыслового чтения у школьников среднего звена и оценка ее продуктивности, сделаем основные выводы.
Изучив феномен смыслового чтения в современных социо-культурных и образовательных условиях, а также проанализировав традиционные и современные методики обучения смысловому чтению, мы подошли к необходимости решить следующие проблемы.
Во-первых, мы имеем современного школьника с новым, системно-смысловым, типом мышления, повышенными потребностями в новой информации, с одной стороны, и проблемами читательской грамотности, с другой стороны.
Во-вторых, анализ факторов, влияющих на чтение современных школьников с новым типом мышления, социо-культурных условий, в которых живет и развивается современный школьник доказал нам. что смысловое чтение, с одной стороны, как деятельностный процесс, с другой, как метод познания и понимания текста, с третьей, как средство развития личности учащегося:
- соответствует требованиям и тенденциям настоящего времени;
- может быть использовано для повышения читательской грамотности современного школьника.
В-третьих, мы имеем не достаточно полное соответствие методик обучения смысловому чтению психологической конституции и новому типу мышления современных школьников.
Таким образом, в силу рассмотренных факторов и условий и анализа представленных методик, возникла необходимость разработки и использования новых методов и приемов по формированию смыслового чтения, для подтверждения эффективности которых необходимо провести экспериментальное исследование.
С учетом выявленных в процессе анализа существующих инструментов и стратегий смыслового чтения, их достоинств и недостатков, мы разработали модель методики обучения смысловому чтению.
Результаты:
Во-первых, разработанная нами методика обучения смысловому чтению учитывает новый тип современного школьника, его мыслительные способности, а также дает возможность ее использования с разными типами текстов, в том числе электронными.
Во-вторых, методика включает все возможные задания, приемы и упражнения, позволяющие развивать у школьников все умения смыслового чтения.
В-третьих, основная форма приемов и упражнений в разработанной модели методики - это диалог, дискуссия, использование которых будет способствовать в дальнейшем общению и сотрудничеству сегодняшних школьников в социуме, ощущению себя равноправными партнерами в процессе любой совместной деятельности.
В-четвертых, в результате апробирования методики на уроках литературного чтения в 5-х классах мы получили положительный эффект от ее использования в деле формирования навыков смыслового чтения, а именно: у учащихся сформированы умения, позволяющие
- получить общее понимание содержания текста;
- извлекать информацию из текста;
- интерпретировать текст;
- критически оценивать текст.
Таким образом, цель работы достигнута, все поставленные задачи - выполнены, гипотеза - подтверждена.



1. Апальков. В. Г. Формирование смыслового чтения: международный и отечественный опыт [Текст] / В. Г. Апальков // Образование. - 2014. - № 6(2). - С. 235-238.
2. Банникова, Т. В. Комплексная работа — инструмент оценки сформированное™ навыков смыслового чтения в начальной школе [Текст] / Т.В. Банникова // Школьная педагогика. -2016. -№1. - С. 44-50.
3. Беспалова, Я.В. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения [Текст] /Я.В. Беспалова, В.С. Беспалов // Начальная школа. - 2012. -№ 6. - С. 46—47.
4. Богданова, Е. С. Мотивация юношеского чтения: проблемы и пути решения [Текст] / Е. С. Богданова // Вестник КГУ им. II.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 201 5. - № 3. - С. 29-33.
5. Бондаренко. Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Текст] / Г. И. Бондаренко И Начальная школа. - 2010. - № 1(12). - С. 91-93.
6. Борисова, С.В. Стратегии чтения иноязычных текстов у младших школьников [Текст] /С.В. Борисова//Начальная школа плюс До и После».-201 1. - №11/1 1. - С. 77-80.
7. Бубекина. Н. В. Библиотечное обслуживание детей России [Текст] / Н.В. Бубекина // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно- практических работ / Составитель В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - С. 152-173..
8. Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / Е.В. Бунеева. О.В. Чиндилова. - М.: Баласс. 2014. - 43 с.
9. Воронцов. А. В. Чтение как социально-экономическая проблема [Текст] / А. В. Воронцов // Общество. - 2009. - № 11. - С. 57-67.
10. Гальскова. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ. 2003. — С. 153-162.
11. Горлова. Н. А. Методические рекомендации по обучению чтению дошкольников и младших школьников к букварю для современных детей [Текст] /11. А. Горлова. - М.: Школьная пресса. 2011. - 48 с.
12. Горлова. Н.А. О смысловой сфере современного ребенка [Текст]: психолингвистический аспект / Н.А. Горлова // Начальная школа. До и после. - 2012. -№6.-С. 13-18.
13. Горлова. Н.А. Обучение русскому и иностранному языку в рамках единой стратегии образования [Текст] / Н.А. Горлова //Начальное образование. - М.: Инфра-М. - 2015. -№5.-С. 10-16.
14. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Граник. С.М. Бондаренко. Л.А. Концевая. - М.: НПО Образование. 1995. - 256 с.
15. Граник. Г.Г. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка |Текст] / Г. Г. Граник. Н. А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3-10...50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ