ОЦЕНКА БИЗНЕСА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИНЦИПЫ. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
|
Введение 2
1 Теоретические основы оценки стоимости предприятия 4
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 4
1.2 Принципы оценки 9
1.3 Подходы, методы и основные этапы оценки бизнеса 12
2 Анализ макро- и микросреды предприятия 19
2.1 Характеристика компании 19
2.2 Анализ рынка для компании «А» 24
2.3 Финансовый анализ ООО «А» 28
3 Оценка стоимости компании «А» 46
3.1 Анализ применимости сравнительного и затратного подходов к оценке 46
3.2 Алгоритм и основные расчеты доходного подхода 52
3.3 Заключение об итоговой рыночной стоимости ООО «А» 56
Заключение 60
Литература 62
Приложение А 68
Приложение Б
1 Теоретические основы оценки стоимости предприятия 4
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 4
1.2 Принципы оценки 9
1.3 Подходы, методы и основные этапы оценки бизнеса 12
2 Анализ макро- и микросреды предприятия 19
2.1 Характеристика компании 19
2.2 Анализ рынка для компании «А» 24
2.3 Финансовый анализ ООО «А» 28
3 Оценка стоимости компании «А» 46
3.1 Анализ применимости сравнительного и затратного подходов к оценке 46
3.2 Алгоритм и основные расчеты доходного подхода 52
3.3 Заключение об итоговой рыночной стоимости ООО «А» 56
Заключение 60
Литература 62
Приложение А 68
Приложение Б
В наше время устойчивого развития рыночных отношений существует потребность в оценке бизнеса, и значение ее только растет. Оценка бизнеса - это общий процесс определения экономической стоимости всего бизнеса или подразделения компании. Оценка бизнеса может быть использована для определения справедливой стоимости бизнеса по целому ряду причин, включая стоимость продажи, установление права собственности партнера, налогообложение и даже бракоразводный процесс. Также может возникнуть необходимость оценить рыночную стоимость при выполнении операций по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности.
Суть экспертной оценки заключается в определении конкретного вида стоимости того или иного объекта оценки в условиях рынка в определенный период времени с учетом всех факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. По мере развития рыночных отношений потребность в оценке различных видов экономических ресурсов будет только возрастать.
С учетом того, для чего производится оценка того или иного имущества, она подразделяется на добровольную, призванную помощь хозяйствующим субъектам в полной мере осуществлять свободный выбор совершения тех или иных операций (например сделок, как вида действий, направленных на возникновение гражданско-правовых отношений, или же определения размера и способа возмещения причиненного вреда), а также обязательную, являющуюся элементом системы государственного контроля и государственного регулирования экономической деятельности. Так, например, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является обязательной оценка объектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ и/или муниципалитетам).
Нужна оценка бизнеса и для выбора направления реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга или структурных подразделений из состава предприятия предполагает проведение рыночной оценки пакета акций, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, их конвертации.
Принимая во внимание все вышеописанное, можно резюмировать - институт оценочной деятельности, несмотря на свою молодость, стал неотъемлемой составляющей современного бизнес общества и находится в стадии активного развития.
Для данного исследования мы ставим перед собой проблему определения стоимости бизнеса для принятия различных управленческих решений, т.к. на данный момент у владельцев анализируемой компании есть вопросы по её дальнейшей деятельности.
Цель данной работы - раскрыть и доказать возможность выбора и констатации подходов и методов оценки на основании финансового анализа предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретической базы оценки бизнеса, включая принципы, методы и подходы;
2. Изучить микро- и макроокружение объекта оценки;
3. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность компании;
4. На основании проведенного финансового анализа выбрать подходы и методы для проводимой оценки;
5. Определить стоимость компании «А».
Объектом исследования являются отношения на рынке финансового капитала по поводу формирования стоимости предприятий с учетом всех ценообразующих факторов, влияющих на стоимость бизнеса.
Предметом исследования выступает стоимость компании «А» как действующего функционирующего предприятия.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы исследования: аналитический, статистический, сравнительный, изучение финансово-хозяйственной деятельности, обобщения, синтеза.
Информационной базой исследования стали статьи и учебники ведущих российских и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, а также данные бухгалтерской отчетности компании «А», отчет по основным средствам, расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса, предоставленные руководством компании.
Суть экспертной оценки заключается в определении конкретного вида стоимости того или иного объекта оценки в условиях рынка в определенный период времени с учетом всех факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. По мере развития рыночных отношений потребность в оценке различных видов экономических ресурсов будет только возрастать.
С учетом того, для чего производится оценка того или иного имущества, она подразделяется на добровольную, призванную помощь хозяйствующим субъектам в полной мере осуществлять свободный выбор совершения тех или иных операций (например сделок, как вида действий, направленных на возникновение гражданско-правовых отношений, или же определения размера и способа возмещения причиненного вреда), а также обязательную, являющуюся элементом системы государственного контроля и государственного регулирования экономической деятельности. Так, например, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является обязательной оценка объектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ и/или муниципалитетам).
Нужна оценка бизнеса и для выбора направления реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга или структурных подразделений из состава предприятия предполагает проведение рыночной оценки пакета акций, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, их конвертации.
Принимая во внимание все вышеописанное, можно резюмировать - институт оценочной деятельности, несмотря на свою молодость, стал неотъемлемой составляющей современного бизнес общества и находится в стадии активного развития.
Для данного исследования мы ставим перед собой проблему определения стоимости бизнеса для принятия различных управленческих решений, т.к. на данный момент у владельцев анализируемой компании есть вопросы по её дальнейшей деятельности.
Цель данной работы - раскрыть и доказать возможность выбора и констатации подходов и методов оценки на основании финансового анализа предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретической базы оценки бизнеса, включая принципы, методы и подходы;
2. Изучить микро- и макроокружение объекта оценки;
3. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность компании;
4. На основании проведенного финансового анализа выбрать подходы и методы для проводимой оценки;
5. Определить стоимость компании «А».
Объектом исследования являются отношения на рынке финансового капитала по поводу формирования стоимости предприятий с учетом всех ценообразующих факторов, влияющих на стоимость бизнеса.
Предметом исследования выступает стоимость компании «А» как действующего функционирующего предприятия.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы исследования: аналитический, статистический, сравнительный, изучение финансово-хозяйственной деятельности, обобщения, синтеза.
Информационной базой исследования стали статьи и учебники ведущих российских и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, а также данные бухгалтерской отчетности компании «А», отчет по основным средствам, расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса, предоставленные руководством компании.
Оценка предприятия (бизнеса) является важным элементом современной рыночной экономики и её результаты являются применимыми в самых разных случаях, например:
- Для более эффективного управления бизнесом;
- В случае реструктуризации предприятия;
- Для определения кредитоспособности предприятия;
- Для страхования;
- В случае переоценки активов;
- Для определения кадастровой стоимости земли и зданий и др.
Из этого следует, что и пользователей у отчета об оценке может быть масса: инвесторы, менеджеры, владельцы бизнеса, банки, страховые компании и многие другие.
При определении стоимости предприятия применяются специальные подходы и методы, базирующиеся на принципах оценки. Существуют три основных подхода: затратный, сравнительный и доходный, каждый из которых имеет свою специфику как в части расчета, так и в части требуемой информации для его осуществления.
Для получения максимально достоверной рыночной стоимости предприятия рекомендуется применять все три подхода, но бывают случаи, когда это невозможно, тогда оценщик обязан обосновывать свой отказ от одного из них. Часто причинами отказа являются недостаточность данных и состояние экономики или рынка на момент оценки.
В данной работе был проведен анализ экономики России и рынка автозапчастей, в частности, томского на дату оценки (январь 2021г.). Также был проведен подробный финансовый анализ ООО «А» и выполнена оценка стоимости компании основными подходами.
Сравнительный подход не применялся при оценке данной компании, исходя из недостаточности данных.
В результате применения метода чистых активов, с учетом корректировок величин запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, была получена рыночная стоимость компании затратным подходом в размере 469 578 тыс. руб.
Далее оценка проводилась доходным подходом, применяя метод капитализации прибыли, мы получили значительно более высокую стоимость ООО «А» в размере 1 081 727 тыс. руб.
В дальнейшем мы согласовали полученные результаты, используя метод согласования по критериям, получив итоговую рыночную стоимость организации 800 000 тыс. руб.
На основании значений стоимости, полученных затратным и доходным подходами, был сделан вывод о достаточно эффективном управлении активами предприятия, т.к. приносимые ими доходы значительно больше их рыночной стоимости.
Если руководство предприятия захочет увеличить стоимость своего бизнеса, то ему будет необходимо проработать свои слабые стороны, что благотворно повлияет на выручку и чистую прибыль, что также поспособствует увеличению рентабельности.
Основной слабой стороной компании можно назвать ее моральное устаревание, т.к. давно не проводился ремонт помещений магазинов, маркетинговая стратегия вообще отсутствует, как и реклама предприятия где-либо. У ООО «А» нет даже аккаунтов в соцсетях, что в современном мире кажется уже невозможным. Также морально устарел сайт, его стоит обновить. Все эти, казалось бы, мелочи на самом деле привлекают покупателей, что положительно сказывается на выручке.
В заключении исследования можно отметить, что при выборе применяемых для затратного и доходного подходов методов в качестве основания применялись исключительно выводы, полученные по результатам финансового анализа. Они полностью согласовались с данными, полученными после более расширенного анализа, что свидетельствует о том, что финансовый анализ и финансовая отчетность являются главнейшими элементами при выборе методов для подходов.
Таким образом, была выполнена поставленная цель исследования, состоящая в доказательстве возможности использования только выводов, полученных в результате финансового анализа предприятия, для обоснования применимости тех или иных методов оценки.
В целом, стоит отметить, что оценка бизнеса будет всегда иметь свою специфику, в зависимости, в первую очередь, от рынка, на котором действует организация, поэтому дальнейшее изучение оценки является довольно актуальным направлением.
- Для более эффективного управления бизнесом;
- В случае реструктуризации предприятия;
- Для определения кредитоспособности предприятия;
- Для страхования;
- В случае переоценки активов;
- Для определения кадастровой стоимости земли и зданий и др.
Из этого следует, что и пользователей у отчета об оценке может быть масса: инвесторы, менеджеры, владельцы бизнеса, банки, страховые компании и многие другие.
При определении стоимости предприятия применяются специальные подходы и методы, базирующиеся на принципах оценки. Существуют три основных подхода: затратный, сравнительный и доходный, каждый из которых имеет свою специфику как в части расчета, так и в части требуемой информации для его осуществления.
Для получения максимально достоверной рыночной стоимости предприятия рекомендуется применять все три подхода, но бывают случаи, когда это невозможно, тогда оценщик обязан обосновывать свой отказ от одного из них. Часто причинами отказа являются недостаточность данных и состояние экономики или рынка на момент оценки.
В данной работе был проведен анализ экономики России и рынка автозапчастей, в частности, томского на дату оценки (январь 2021г.). Также был проведен подробный финансовый анализ ООО «А» и выполнена оценка стоимости компании основными подходами.
Сравнительный подход не применялся при оценке данной компании, исходя из недостаточности данных.
В результате применения метода чистых активов, с учетом корректировок величин запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, была получена рыночная стоимость компании затратным подходом в размере 469 578 тыс. руб.
Далее оценка проводилась доходным подходом, применяя метод капитализации прибыли, мы получили значительно более высокую стоимость ООО «А» в размере 1 081 727 тыс. руб.
В дальнейшем мы согласовали полученные результаты, используя метод согласования по критериям, получив итоговую рыночную стоимость организации 800 000 тыс. руб.
На основании значений стоимости, полученных затратным и доходным подходами, был сделан вывод о достаточно эффективном управлении активами предприятия, т.к. приносимые ими доходы значительно больше их рыночной стоимости.
Если руководство предприятия захочет увеличить стоимость своего бизнеса, то ему будет необходимо проработать свои слабые стороны, что благотворно повлияет на выручку и чистую прибыль, что также поспособствует увеличению рентабельности.
Основной слабой стороной компании можно назвать ее моральное устаревание, т.к. давно не проводился ремонт помещений магазинов, маркетинговая стратегия вообще отсутствует, как и реклама предприятия где-либо. У ООО «А» нет даже аккаунтов в соцсетях, что в современном мире кажется уже невозможным. Также морально устарел сайт, его стоит обновить. Все эти, казалось бы, мелочи на самом деле привлекают покупателей, что положительно сказывается на выручке.
В заключении исследования можно отметить, что при выборе применяемых для затратного и доходного подходов методов в качестве основания применялись исключительно выводы, полученные по результатам финансового анализа. Они полностью согласовались с данными, полученными после более расширенного анализа, что свидетельствует о том, что финансовый анализ и финансовая отчетность являются главнейшими элементами при выборе методов для подходов.
Таким образом, была выполнена поставленная цель исследования, состоящая в доказательстве возможности использования только выводов, полученных в результате финансового анализа предприятия, для обоснования применимости тех или иных методов оценки.
В целом, стоит отметить, что оценка бизнеса будет всегда иметь свою специфику, в зависимости, в первую очередь, от рынка, на котором действует организация, поэтому дальнейшее изучение оценки является довольно актуальным направлением.
Подобные работы
- ОЦЕНКА БИЗНЕСА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ ИМЕТОДЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - Оценка бизнеса действующего предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - Оценка рыночной стоимости действующего предприятия, на примере ООО «Дейрос»
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2005 - Оценка стоимости бизнеса
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 9300 р. Год сдачи: 2016 - Оценка финансовой деятельности предприятия на основе эффективности бизнес-процессов
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности интеграции предприятий
ОАО «Нэфис Косметике» и ОАО «Казанский жировой комбинат»
(на примере ГК «Нэфис»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Методы оценки бизнеса: особенности и характеристики (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, ценообразование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА БИЗНЕСА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018



