Введение 4
1. Концептуальные основы организационно-экономического обеспечения инновационного развития предприятия 8
1.1. Сущность и виды инновационной деятельности современного предприятия 8
1.2. Инновационное развитие как результат осуществления инновационной деятельности 19
1.3 Факторы конкурентной бизнес-среды влияющие на инновационное развитие предприятия 25
Заключение 95
Список использованных источников 97
Современные тенденции экономики, такие как глобализация, мировая конкуренция, укрупнение компаний, обусловливают высокие требования к качеству управления организационным обеспечением инновационной деятельности предприятий.
Несмотря на понимание важности реализации инновационных проектов менеджментом отечественных предприятий, на практике механизм организационного обеспечения инновационной деятельности реализуется посредством разрозненных мер, не имеющих общей концепции и стратегии.
Данный аспект актуализирует формирование комплексного механизма организационного обеспечения инновационной сферы, отвечающего требованиям современного экономического уклада и реальным возможностям предприятия.
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятиям различных отраслей необходимо принимать активное участие в процессе интенсивного роста - широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении конкурентных преимуществ.
Разработка организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предприятия, обеспечивающей необходимый и достаточный уровень его устойчивости, требует : комплексного учета факторов инновационной среды, формирования стратегий и программ инновационного развития с целью повышения инновационного потенциала организации, повышения интенсивности использования инновационных технологий, а также инновационных преобразований на различных уровнях управления.
Состояние изученности проблемы. Выводы настоящего исследования выстроены на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных авторов, внесшие существенных вклад в разработку теоретических и практических аспектов управления инновационной деятельностью предприятия. Это, в частности, труды В.В. Глухова, К.Н. Горпинченко, С.Н.
Кузьминой, К.И. Луговцева, О.В. Марковой, Г.В. Мещерякова, Д.В. Федюнина и др.
В тоже время вопросы эффективного управления исследованы в трудах таких авторов как И.Адизес, И. Ансофф, Е.А. Герасимова, Э.М. Коротков, А. Н. Чаплина и др.
Однако следует отметить, что существующие вопросы, касающиеся формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях современной российской экономики изучены недостаточно, а, следовательно, необходимы научные исследования, направленные на инновационное развитие предприятий.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
- проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятий в современных условиях.
- исследование существующих подходов к построению организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью и предложение авторской модели.
- определение основных показателей для комплексной оценки уровня инновационного развития.
- разработка алгоритма внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
- оценка социально-экономической целесообразности и разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ предприятия на основе инновационного развития.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - предприятия сферы услуг.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления инновационным развитием предприятий в рыночных условиях. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Научная новизна. Научная новизна в диссертационном исследовании заключается в следующем:
1. Сформирована процессная модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
2. Предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
3. Разработан алгоритм внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе разработки инновационных стратегий развития предприятия. Содержащиеся в исследовании теоретические и методологические разработки могут быть применены для повышения эффективности и качества деятельности предприятия сферы потребительских услуг.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект
Свободный» (2016 г.), всероссийской научно-практической конференции студентов «Теория и практика коммерческой деятельности» (2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Региональный рынок в условиях кризиса» (2016 г.).
Публикации по теме исследования. По результатам выполненных исследований опубликовано три научных работы объемом 0,6 п.л.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
В современных условиях хозяйствования инновационную деятельность рассматривают как средство выхода из экономических кризисов. В настоящее время большинство предприятий, чтобы выжить используют ценовые факторы конкуренции, но это не всегда приводит к положительному результату, т.к. в одном случае цена становится слишком заниженной и начинает работать против продавца, когда покупатель из-за слишком низкой цены начинает думать о низком качестве товара (услуги) и отказывается от его приобретения, в другом случае - цена становится завышенной (зачастую необоснованно) и покупатель начинает искать товары-заменители. В таких случаях инновации позволяют использовать новые конкурентные приемы, а то особое положение, которое приобретает организация на рынке, становится эффективной монополией. В условиях эффективной монополии организация приобретает такое положение, при котором у нее появляется возможность извлечения дополнительной прибыли от инновационной деятельности. То есть организация на определенный период времени повышает свою конкурентоспособность (преимущество) на рынке за счет внедренных инноваций.
При управлении инновационной деятельностью имеется необходимость осуществления определенной реструктуризации производства, причем дискретность этой реструктуризации должна носить не единичный характер. Массовость появления новых комбинаций производственных ресурсов на предприятии должна приводить к началу экономического развития объекта хозяйствования. Если инновации на предприятии носят единичный характер, то это не способствует движению в сторону развития, т.к. локальный экономический эффект от внедрения инноваций будет теряться из-за в целом недостаточно эффективного производства. Поэтому необходимо использование предложенного в диссертации организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью.
Система показателей измерения эффективности инноваций должна представлять собой базу, служащую обоснованием для принятия управленческих решений, ввиду наличия рисков инновационной деятельности. Система показателей должна позволять оптимально перераспределять ресурсы организации между наиболее перспективными инновационными идеями, максимально избегая «распыления» ресурсов. Персонал организации, видя динамику показателей инноваций, определенным образом мотивируется на более производительный, творческий труд, что особенно актуально ввиду новизны проделываемой работы. Учитывая сказанное в диссертации предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
Говоря про инновации, нельзя забывать про их коммерческую составляющую, причем коммерческий аспект должен возникать исходя из потребностей рынка, а не только основываться на потребностях производства. При этом по мере внедрения инновации в производство она должна постепенно превращаться в источник дохода. Для этого нами предложен алгоритм внедрения организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что своевременная и активная инновационная деятельность предприятия может серьезно усилить конкурентные преимущества и позицию на рынке. Именно серьезная инновационная активность в кризисных условиях выделяет предприятия с сильным менеджментом и верной стратегией от остальных игроков.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] : федер. закон от от 31.07.1998 N 146-ФЗ ред. от 30.11.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О защите конкуренции. [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О защите прав потребителей. [Электронный ресурс]: закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О независимой оценке квалификации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Авдонина, С. Г. Факторы инновационной активности предприятий /С.Г. Авдонина // Экономические науки. -2011. -No 12. -С. 33-36.
11. Аврамчиков В.М. Инструменты управления распространением инноваций в региональной социально-экономической системе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Аврамчиков Вячеслав Михайлович.- Красноярск, 2015.¬183 с.
12. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И.Ансофф; пер.с англ. под ред. Петухова А.Н. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.¬344с.
13. Архипова, Ю.А. Инвестиционный процесс в инновационной сфере / Ю.А. Архипова // Микроэкономика. - 2010. - N 2. - С.53-58.
14. Безрукова, Т.Л. Инвестиционная привлекательность современных инновационных проектов как механизм повышения эффективности экономической деятельности на промышленном предприятии / Т.Л. Безрукова, А.Н. Борисов, И.И. Шанин // Финансы и кредит. - 2012. - № 20. - С. 16-26
15. Бовин А.А. Управление инновациями в организации : учебное пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович.- 2-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2008.- 415 с.
16. Вертакова Ю. В. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности: монография / Ю.В. Вертакова, Е.А. Алпеева, И.Ф. Рябцева. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 137 с.
17. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика : учеб.пособие / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко.- Москва : Эксмо, 2008.- 432 с.
18. Гармашова Е. П. Развитие теории инновационных процессов/ Е. П. Гармашова // Молодой ученый. —2011. - No2. Т.1. - С. 90-94
19. Гаузе А.С. Классификация видов инновационной деятельности предприятия/ А.С. Гаузе // Успехи современной науки и образования. - 2016 - №7. - Том 3. - С. 49 - 53.
20. Герасимова Е.А. Механизм реализации стратегии инновационного развития предпринимательских структур/ Е.А. Герасимова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 7. - С. 12-17.
21. Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности / Е.А. Герасимова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 175-180.
22. Геращенкова, Т. М. Взаимовыгодное сотрудничество внутри инновационных систем как фактор экономического роста АПК / Т. М. Геращенкова //Научн. Ведом. БелГУ. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. -2012. - № 1. - С. 89-95.
23. Гоньшаков А.Г. Методы формирования показателей оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гоньшаков Александр Геннадьевич.- Владимир,
2011. - 26 с.
24. Горпинченко К.Н. Организационно-экономический механизм управления инновационным процессом: теория, методология и практика (на примере зернового производства): дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Горпинченко Ксения Николаевна.- Краснодар, 2015.- 336 с.
25. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - Москва : ЮНИТИ, 2013. -391 с.
26. Гретченко А.А., Манахов С.В. Инновации в России: история, современность и перспективы/ А.А. Гретченко, С.В. Манахов // Креативная экономика. — 2011. - No 3 (51). — С.76-84.
27. Гусаков М.А. Инновационная среда создания прорывных технологий / М.А. Гусаков // Инновации. —2012. —No6 (164). —С. 26-27.
28. Дабагов, А.Р. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А.Р. Дабагов // Российское предпринимательство. -2012.- No 2. - С. 88-91
29. Демильханова Б. А. Теоретико-методологические подходы к оценке результатов инновационной деятельности /Б. А. Демильханова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 39. - С. 7-11.
30. Заглумина, Н. А. Формирование инструментария оценки уровня инновационного развития предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степен канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.А. Заглумина -Нижний Новгород, 2011. - 16 с.
31. Захаров С.В. Мотивационные аспекты персонала малых предприятий для реализации инновационной деятельности / С.В. Захаров // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93). С. 234-238.
32. Иванова Д.П. О позиционировании логистических инноваций / Д.П. Иванова, В.В. Щербаков,// Инновационная деятельность. - № 3 (26). - Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. - 2013. - с. 99-100.
33. Иванова Д.П. Программно-целевой подход к управлению логистическими инновациями на предприятии: дис. ... канд. экон. наук: 08.0. 05 / Иванова Дарья Павловна.- Санкт-Петербург, 2017.- 222 с.
34. Индикаторы инновационной деятельности 2014: статистический сборник. - Москва: Высш. шк. экономики, 2014. - 472 с.
35. Кисуркин, А. А. Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления / А. А.Кисуркин // Соврем. проблемы науки и образования. - 2012. - № 2 - С. 294.
36. Кондрацкий А.С. Трансформация конкурентных преимуществ инновационых проектов в условиях кризиса / А.С. Кондрацкий // Стратегии бизнеса. - 2017. - № 4 (36). - С. 35-38.
37. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 295 с.
38. Коротков Э. М. Менеджмент: учебник по направлению и специальности "Менеджмент" / Э. М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2011. - 640 с.
39. Крылов А. Г. Разработка системы проектного управления производственными инновациями: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Крылов Алексей Геннадьевич.- Санкт-Петербург, 2015.- 164 с.
40. Кузьмина С.Н. Методологические аспекты управления развитием инновационной деятельности организаций: автореф. дис. . д-ра экон. наук: 08.0. 05 / Кузьмина Светлана Николаевна.- Санкт-Петербург, 2014.- 43 с.
41. Кунгурцева В.С. Повышение уровня инновационного развития на основе совершенствования механизма управления её инновационным потенциалом: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Кунгурцева Виктория Сергеевна.- Самара, 2014.- 16 с.
42. Купреев Ю.В. Инструменты, факторы и этапы обеспечения инновационного развития предприятий/ Ю.В. Купреев // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 14-19.
43. Луговцев К.И. Формирование организационно-экономического механизма управления инновационными проектами: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / Луговцев Кирилл Иосифович.- Москва, 2012.- 26 с.
44. Ляпина С. Ю. Практика управления знаниями в российских компаниях / С. Ю. Ляпина, С. Д. Розмирович // «Росатом» делится знаниями / отв. ред.: В. А. Першуков, Д. С. Медовников. Москва. - 2012. - Гл. 4.-С.123-135
45. Макарова, Е. С. Классификация факторов инновационного потенциала
региона [Электронный ресурс] / Е. С. Макарова / Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka. ru/2012/01/319
46. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент : учеб. /Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2011. - 224 с.
47. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Мальцева - Москва: Юрайт, 2014. - 527 с.
48. Маркова О.В. Методология и механизмы управления инновационным развитием мезоэкономических систем на основе интегрированных формирований: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Маркова Ольга Владимировна.- Самара, 2015.- 42 с.
49. Методология и методы исследования систем управления современных организаций : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Чаплина [и др.] ; М-во образования и науки РФ, Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ,2011. - 374 с.
50. Методология и методы современного менеджмента [Текст] : учебное пособие / А. Н. Чаплина [и др.]. ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2016. - 127 с.
51. Методы проектирования системы управления современных организаций: учеб. пособие / А.Н. Чаплина [и др.]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.- Красноярск, 2011.-436 с.
52. Мильнер Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б.З. Мильнер, Т.М. Орлова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 288 с
53. Мутанов Г.М. Метод оценки инновационности и конкурентоспособности инновационных проектов / Г.М. Мутанов, Ж.С. Есенгалиева // Фундаментальные исследования. -2012. -No 3. Ч. 3. - С. 712-717.
54. Назаров А.И. Развитие методических подходов к управлению инновационной деятельностью организации в условиях турбулентности экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Назаров Александр Иванович.- Самара, 2015.- 17 с.
55. Национальный доклад об инновациях в России 2016 / Открытое правительство; РВК. - Москва, 2016. - 100 с.
56. О состоянии делового климата в России в 2016 году [Электронный ресурс]/ РСПП. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/f/9/
f9c2ca5f8cd104f8d5d40f2a7b50fced.pdf
57. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе - октябре 2016 года [Электронный ресурс]/ Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/805a4a24- 197c-4e72-89ef-529075e25741/monitoring macro 1-10.pdf
58. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: монография / В.Э. Полетаев. - Москва: Инфра-М, 2015. - 624 с.
59. Попов, В. Л. Управление инновационными проектами: извлеченные уроки / В. Л. Попов // Креативная экономика.- 2012. -№4 (64). - С. 56-61.
60. Прахалад, К.К. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан; пер. с англ. Альпина Паблишерз. - Москва: Юрайт, 2011. -255 с.
61. Пригожин А. И. Естественное - искусственное в инновационных процессах / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. — 2013. № 3. — С. 116-130.
62. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - Москва: Высш. шк. экономики, 2014. - 110 с.
63. Рязанов М.А. Построение методики определения эффективности инновационной деятельности / М.А. Рязанов // Вопросы инновационной экономики. —2011. —No 9 (9). — С. 3-12.
64. Семенов А.И. Развитие экономического механизма функционирования национальной инновационной системы: автореф. дис. ... д- ра экон. наук: 08.00.05 / Семенов Александр Иванович.- Саратов, 2015.- 46 с.
65. Склярова, Е.Е. Малое и среднее предпринимательство как структурный элемент инновационной экономики / Е.Е. Склярова// Экономика и социум. - 2014. - № 3 (12).
66. Стратегический менеджмент инновационной организации : учеб. пособие / В. В. Глухов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Государственный университет управления, 2009. - 608 с.
67. Суздалева, Г.Р. Совершенствование системно-интеграционной модели управления инновационной активностью организации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05/ Г.Р. Суздалева - Екатеринбург, 2014. - С. 21.
68. Сураева, М. О. К вопросу об организации корпоративного управления в условиях формирования инновационной экономики / М. О. Сураева, А. П. Жабин, Б. Н. Герасимов // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 2.- С. 88-93.
69. Тамоян П.Г. Методы оценки эффективности управления качеством инновационного проекта: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Тамоян Павел Григорьевич.- Москва, 2010.- 18 с.
70. Товстенко, Б.П. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия / Б.П. Товстенко// Российский экономический журнал. 2012. - №2. - С. 11.
71. Токарев, Б.Е. Определение рыночного потенциала инновационного продукта / Б.Е. Токарев// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №2. - С. 37-38.
72. Трансформация бизнеса в условиях рыночной нестабильности: монография / под ред. Н.К. Моисеевой. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
73. Трилицкая, О.Ю. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / О.Ю. Трилицкая// Вестник Волгогр. гос.ун-та. - 2013. - № 1 (22). - С. 39-40.
74. Федюнин, Д.В. Инновационная модель устойчивого развития розничной торговли на основе рационального ресурсообмена : дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05 / Федюнин Дмитрий Валерьевич. - Москва, 2014. - 295 с.
75. Фирсов, Ю. Факторы и элементы повышения инновационной активности предприятия / Ю. Фирсов// РИСК: ресурсы, информация,снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 25 - 27.
76. Хансевяров, Р.И. Концептуальные основы формирования инновационной экономики / Р. И. Хансевяров // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 3(101). -С. 115-120.
77. Хожаев И.С. Совершенствование методов оценки эффективности инновационных проектов предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.0. 05 / Хожаев Игорь Сергеевич.- Белгород, 2010,- 25 с.
78. Хомутский Д., Управление инновациями в компании / Д. Хомутский. - Москва: Солон-Пресс, 2012. - 160 с.
79. Чаплина А. Н. Менеджмент в торговле : учеб, пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Щедрина ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2010. -232 с.
80. Чаплина А. Н. Стратегические направления инновационного развития предпринимательских структур сферы услуг : монография / А. Н. Чаплина, Е. А. Герасимова; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2013. - 228 с.
81. Чаплина А. Н. Управленческое консультирование: теория и практика : учеб, пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Щедрина, Т. А. Клименкова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2011. - 195 с.
82. Чаплина А.Н. Адаптивно-инновационное управление предпринимательскими структурами с учетом драйв-факторов бизнес-среды / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова // Вестник СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева. - 2014. - № 1. - С. 229-235.
83. Чаплина А.Н. Инновационная восприимчивость в организации развития предприятий розничной торговли (на примере Красноярского края) / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова, И.М. Жигунов // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2. - С. 154-157.
84. Шубнякова Н. Г. Типология инновационных менеджеров / Н. Г. Шубнякова// Шумпетеровские чтения Schumpeterian Reading (SR). Тематический сборник .-2011. -С. 317-321
85. Экономика и управление инновациями / Э. Козловская, Д. Демиденко, Е. Яковлева, М. Гаджиев. - Москва: Экономика, 2012. - 360 с.