Формирование организационно-экономического механизма управление инновационной деятельностью предприятия
|
Введение 4
1. Концептуальные основы организационно-экономического обеспечения инновационного развития предприятия 8
1.1. Сущность и виды инновационной деятельности современного предприятия 8
1.2. Инновационное развитие как результат осуществления инновационной деятельности 19
1.3 Факторы конкурентной бизнес-среды влияющие на инновационное развитие предприятия 25
Заключение 95
Список использованных источников 97
1. Концептуальные основы организационно-экономического обеспечения инновационного развития предприятия 8
1.1. Сущность и виды инновационной деятельности современного предприятия 8
1.2. Инновационное развитие как результат осуществления инновационной деятельности 19
1.3 Факторы конкурентной бизнес-среды влияющие на инновационное развитие предприятия 25
Заключение 95
Список использованных источников 97
Современные тенденции экономики, такие как глобализация, мировая конкуренция, укрупнение компаний, обусловливают высокие требования к качеству управления организационным обеспечением инновационной деятельности предприятий.
Несмотря на понимание важности реализации инновационных проектов менеджментом отечественных предприятий, на практике механизм организационного обеспечения инновационной деятельности реализуется посредством разрозненных мер, не имеющих общей концепции и стратегии.
Данный аспект актуализирует формирование комплексного механизма организационного обеспечения инновационной сферы, отвечающего требованиям современного экономического уклада и реальным возможностям предприятия.
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятиям различных отраслей необходимо принимать активное участие в процессе интенсивного роста - широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении конкурентных преимуществ.
Разработка организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предприятия, обеспечивающей необходимый и достаточный уровень его устойчивости, требует : комплексного учета факторов инновационной среды, формирования стратегий и программ инновационного развития с целью повышения инновационного потенциала организации, повышения интенсивности использования инновационных технологий, а также инновационных преобразований на различных уровнях управления.
Состояние изученности проблемы. Выводы настоящего исследования выстроены на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных авторов, внесшие существенных вклад в разработку теоретических и практических аспектов управления инновационной деятельностью предприятия. Это, в частности, труды В.В. Глухова, К.Н. Горпинченко, С.Н.
Кузьминой, К.И. Луговцева, О.В. Марковой, Г.В. Мещерякова, Д.В. Федюнина и др.
В тоже время вопросы эффективного управления исследованы в трудах таких авторов как И.Адизес, И. Ансофф, Е.А. Герасимова, Э.М. Коротков, А. Н. Чаплина и др.
Однако следует отметить, что существующие вопросы, касающиеся формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях современной российской экономики изучены недостаточно, а, следовательно, необходимы научные исследования, направленные на инновационное развитие предприятий.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
- проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятий в современных условиях.
- исследование существующих подходов к построению организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью и предложение авторской модели.
- определение основных показателей для комплексной оценки уровня инновационного развития.
- разработка алгоритма внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
- оценка социально-экономической целесообразности и разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ предприятия на основе инновационного развития.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - предприятия сферы услуг.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления инновационным развитием предприятий в рыночных условиях. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Научная новизна. Научная новизна в диссертационном исследовании заключается в следующем:
1. Сформирована процессная модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
2. Предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
3. Разработан алгоритм внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе разработки инновационных стратегий развития предприятия. Содержащиеся в исследовании теоретические и методологические разработки могут быть применены для повышения эффективности и качества деятельности предприятия сферы потребительских услуг.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект
Свободный» (2016 г.), всероссийской научно-практической конференции студентов «Теория и практика коммерческой деятельности» (2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Региональный рынок в условиях кризиса» (2016 г.).
Публикации по теме исследования. По результатам выполненных исследований опубликовано три научных работы объемом 0,6 п.л.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Несмотря на понимание важности реализации инновационных проектов менеджментом отечественных предприятий, на практике механизм организационного обеспечения инновационной деятельности реализуется посредством разрозненных мер, не имеющих общей концепции и стратегии.
Данный аспект актуализирует формирование комплексного механизма организационного обеспечения инновационной сферы, отвечающего требованиям современного экономического уклада и реальным возможностям предприятия.
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятиям различных отраслей необходимо принимать активное участие в процессе интенсивного роста - широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении конкурентных преимуществ.
Разработка организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предприятия, обеспечивающей необходимый и достаточный уровень его устойчивости, требует : комплексного учета факторов инновационной среды, формирования стратегий и программ инновационного развития с целью повышения инновационного потенциала организации, повышения интенсивности использования инновационных технологий, а также инновационных преобразований на различных уровнях управления.
Состояние изученности проблемы. Выводы настоящего исследования выстроены на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных авторов, внесшие существенных вклад в разработку теоретических и практических аспектов управления инновационной деятельностью предприятия. Это, в частности, труды В.В. Глухова, К.Н. Горпинченко, С.Н.
Кузьминой, К.И. Луговцева, О.В. Марковой, Г.В. Мещерякова, Д.В. Федюнина и др.
В тоже время вопросы эффективного управления исследованы в трудах таких авторов как И.Адизес, И. Ансофф, Е.А. Герасимова, Э.М. Коротков, А. Н. Чаплина и др.
Однако следует отметить, что существующие вопросы, касающиеся формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях современной российской экономики изучены недостаточно, а, следовательно, необходимы научные исследования, направленные на инновационное развитие предприятий.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
- проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятий в современных условиях.
- исследование существующих подходов к построению организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью и предложение авторской модели.
- определение основных показателей для комплексной оценки уровня инновационного развития.
- разработка алгоритма внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
- оценка социально-экономической целесообразности и разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ предприятия на основе инновационного развития.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - предприятия сферы услуг.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления инновационным развитием предприятий в рыночных условиях. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Научная новизна. Научная новизна в диссертационном исследовании заключается в следующем:
1. Сформирована процессная модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
2. Предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
3. Разработан алгоритм внедрения механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе разработки инновационных стратегий развития предприятия. Содержащиеся в исследовании теоретические и методологические разработки могут быть применены для повышения эффективности и качества деятельности предприятия сферы потребительских услуг.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект
Свободный» (2016 г.), всероссийской научно-практической конференции студентов «Теория и практика коммерческой деятельности» (2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Региональный рынок в условиях кризиса» (2016 г.).
Публикации по теме исследования. По результатам выполненных исследований опубликовано три научных работы объемом 0,6 п.л.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
В современных условиях хозяйствования инновационную деятельность рассматривают как средство выхода из экономических кризисов. В настоящее время большинство предприятий, чтобы выжить используют ценовые факторы конкуренции, но это не всегда приводит к положительному результату, т.к. в одном случае цена становится слишком заниженной и начинает работать против продавца, когда покупатель из-за слишком низкой цены начинает думать о низком качестве товара (услуги) и отказывается от его приобретения, в другом случае - цена становится завышенной (зачастую необоснованно) и покупатель начинает искать товары-заменители. В таких случаях инновации позволяют использовать новые конкурентные приемы, а то особое положение, которое приобретает организация на рынке, становится эффективной монополией. В условиях эффективной монополии организация приобретает такое положение, при котором у нее появляется возможность извлечения дополнительной прибыли от инновационной деятельности. То есть организация на определенный период времени повышает свою конкурентоспособность (преимущество) на рынке за счет внедренных инноваций.
При управлении инновационной деятельностью имеется необходимость осуществления определенной реструктуризации производства, причем дискретность этой реструктуризации должна носить не единичный характер. Массовость появления новых комбинаций производственных ресурсов на предприятии должна приводить к началу экономического развития объекта хозяйствования. Если инновации на предприятии носят единичный характер, то это не способствует движению в сторону развития, т.к. локальный экономический эффект от внедрения инноваций будет теряться из-за в целом недостаточно эффективного производства. Поэтому необходимо использование предложенного в диссертации организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью.
Система показателей измерения эффективности инноваций должна представлять собой базу, служащую обоснованием для принятия управленческих решений, ввиду наличия рисков инновационной деятельности. Система показателей должна позволять оптимально перераспределять ресурсы организации между наиболее перспективными инновационными идеями, максимально избегая «распыления» ресурсов. Персонал организации, видя динамику показателей инноваций, определенным образом мотивируется на более производительный, творческий труд, что особенно актуально ввиду новизны проделываемой работы. Учитывая сказанное в диссертации предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
Говоря про инновации, нельзя забывать про их коммерческую составляющую, причем коммерческий аспект должен возникать исходя из потребностей рынка, а не только основываться на потребностях производства. При этом по мере внедрения инновации в производство она должна постепенно превращаться в источник дохода. Для этого нами предложен алгоритм внедрения организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что своевременная и активная инновационная деятельность предприятия может серьезно усилить конкурентные преимущества и позицию на рынке. Именно серьезная инновационная активность в кризисных условиях выделяет предприятия с сильным менеджментом и верной стратегией от остальных игроков.
При управлении инновационной деятельностью имеется необходимость осуществления определенной реструктуризации производства, причем дискретность этой реструктуризации должна носить не единичный характер. Массовость появления новых комбинаций производственных ресурсов на предприятии должна приводить к началу экономического развития объекта хозяйствования. Если инновации на предприятии носят единичный характер, то это не способствует движению в сторону развития, т.к. локальный экономический эффект от внедрения инноваций будет теряться из-за в целом недостаточно эффективного производства. Поэтому необходимо использование предложенного в диссертации организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью.
Система показателей измерения эффективности инноваций должна представлять собой базу, служащую обоснованием для принятия управленческих решений, ввиду наличия рисков инновационной деятельности. Система показателей должна позволять оптимально перераспределять ресурсы организации между наиболее перспективными инновационными идеями, максимально избегая «распыления» ресурсов. Персонал организации, видя динамику показателей инноваций, определенным образом мотивируется на более производительный, творческий труд, что особенно актуально ввиду новизны проделываемой работы. Учитывая сказанное в диссертации предложены показатели для комплексной оценки уровня инновационного развития.
Говоря про инновации, нельзя забывать про их коммерческую составляющую, причем коммерческий аспект должен возникать исходя из потребностей рынка, а не только основываться на потребностях производства. При этом по мере внедрения инновации в производство она должна постепенно превращаться в источник дохода. Для этого нами предложен алгоритм внедрения организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что своевременная и активная инновационная деятельность предприятия может серьезно усилить конкурентные преимущества и позицию на рынке. Именно серьезная инновационная активность в кризисных условиях выделяет предприятия с сильным менеджментом и верной стратегией от остальных игроков.
Подобные работы
- Формирование организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием сферы услуг в крупном городе на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Управление инновационной деятельностью российских предприятий в
современных условиях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Определение организационно-экономического механизма (Экономика организаций (вариант 17), Алтайский Институт Экономики)
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 150 р. Год сдачи: 2018 - Разработка инновационного механизма управления коммерческой деятельности периодических печатных изданий (на примере ООО «Газета «Вечерние Челны»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование организационно-экономического механизма развития сферы потребительских услуг в крупном городе
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и внедрение организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг.На материалах: ООО «Край Спорт Ресурс»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование организационно-экономического механизма взаимосвязи маркетинговых и логистических процессов на предприятии ООО «ПАЛП Инвест»
Бакалаврская работа, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



