ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА 8
1.1. SMM как инструмент для продвижения музыкальной группы 8
1.2. Особенности продвижения музыкальных групп в Интернете в условиях мирового кризиса, связанного с пандемией COVID-19 15
1.3. Конкурентный анализ Томского рынка музыкальных групп 22
1.4. Общая программа продвижения: цели и задачи 32
2. ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 34
2.1. Настройка и запуск таргетинговой рекламы 34
2.2. Комьюнити-менеджмент: популяризация музыкальной группы и формирование её
положительного образа в веб-пространстве 45
2.2.1. Создание визуального оформления сообщества во «ВКонтакте» 45
2.2.2. Реклама в сторонних сообществах во «ВКонтакте» 46
2.2.3. Использование платформы «Инстаграм» для продвижения группы 47
2.2.4. Проведение конкурса-розыгрыша официальной фанатской атрибутики от группы
«Автобус до конечной» 47
2.3. Организация и использование тематического онлайн-ивента в целях продвижения
музыкальной группы 49
2.4. Реализация контент-плана для сообщества в социальной сети «ВКонтакте» 51
3. ГЛАВА 3 ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «АВТОБУС ДО КОНЕЧНОЙ» 55
3.1 Анализ результатов реализации проекта и рекомендации по корректировке программы
продвижения музыкальной группы «Автобус до конечной» 55
3.2 Рекомендации по онлайн продвижению начинающих музыкальных групп 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88
Сегодня в музыкальном бизнесе всё большее внимание уделяется продвижению определённых музыкальных исполнителей, групп, ансамблей, оркестров и прочих музыкальных коллективов. Над популяризацией новообразованных музыкальных коллективов или одиночных исполнителей среди уже занявших свои ниши музыкантов в различных жанрах работают как частные менеджеры, так и администрации различных городов, имеющих дело с музыкантами и музыкальными группами в рамках культурного обогащения населения. Модель подобных проектов, основанных на формировании и укреплении позиций музыкального коллектива в музыкальном бизнесе строится с учётом жанра музыки, в котором данная группа исполняет свои произведения, а также и во многом зависит от целевой аудитории
Продвижение музыкальной группы подразумевает комплекс мер, направленных на формирование интереса у покупателей, привлечение новых потребителей, а также укрепление товара на рынке. При продвижении музыкальной группы учитываются демографические условия, культурная и историческая составляющая целевой аудитории. Продвижение обычно включает в себя два направления: рекламу данного товара и обеспечение информацией об этом товаре. Под рекламой подразумеваются мероприятия, организованные с целью привлечения первичного внимания участников рынка; в свою очередь к обеспечению информацией относят непосредственно — целевой объект такого внимания: тот или иной носитель информации. К объектам продвижения музыкальных коллективов относятся группы, отличающиеся уникальным звучанием и профессиональными навыками при игре на музыкальных инструментах, однако не всегда обязательно, чтобы обладатели оригинальных музыкальных произведений имели профессиональное музыкальное образование и большой стаж.
Выделяют такие общие параметры, как медийность (постоянное напоминание о себе; постоянный контакт с целевой аудиторией через различные медиа, а в современном мире - через Интернет); логотип; слоган; производство связанной с музыкальной группы сувенирной продукции (футболки с изображениями логотипа или состава). Особое значение в продвижении имеет коммуникация. Она может быть в виде пассивной передачи информации (общие сведения, фотогалерея, распространение рекламных брошюр и листовок). При активной передаче информации используются группы в социальных сетях, функция обратной связи и прочие способы коммуникации с целевой аудиторией. Значительную роль в коммуникации играет использование сети Интернет. В настоящий момент практически все известные музыкальные коллективы имеют веб-сайт, аккаунты в социальных сетях и блоги. Таким образом, на протяжении своего существования успешная музыкальная группа стремится к продвижению и известности, используя для этого самые разные способы и площадки для продвижения.
Томский музыкальный рынок не отличается разнообразием в плане развития новообразованных коллективов. С момента создания музыкальной группы у неё появляется не так много путей продвижения к славе и ни один из них не гарантирует возможности быстро набрать популярность среди местной молодёжи. В основном здесь доминируют такие рекламные средства, как проведение мероприятий в местах досуговой деятельности (бары, анти-кафе, клубы и пр.), а также реклама и продвижение в социальных сетях. Основной социальной сетью для продвижения своей музыкальной группы исполнители выбирают социальную сеть«ВКонтакте», так как здесь, в отличие от «Инстаграма», имеется возможность выкладывать на всеобщее обозрение свои музыкальные произведения, а также потому что «ВКонтакте» является социальной сетью для молодёжи, в том числе и студентов, которые составляют значительную часть населения Томска, как студенческого города.
В начале 2020 года в Интернете появилась и очень быстро набрала популярность информация о появлении нового штампа коронавируса COVID-19 на территории Китая. Изначально данному событию было уделено мало внимания, но вскоре эпидемия перешла в статус пандемии и распространилась по всему миру, в том числе и в России. На момент проведения и написания данного исследования коронавирус парализовал работу огромного количества предприятий, как на территории Российской Федерации, так и во всём мире.
Данный факт не мог не сказаться на способах продвижения предприятий в сети и поставил перед специалистами в области продвижения и маркетинга задачу по приспособлению к возникшим условиям. Также это сказалось и на музыкальной сфере рынка, которая в России держится, в основном, на живых выступлениях. Основная доля вложений в России всегда была направлена именно в сектор концертной деятельности. В условиях пандемии музыкальным группам пришлось искать другой способ заработка и продвижения себя, и на помощь пришла сеть Интернет, а конкретно социальные сети. До этого социальные сети, конечно же, не были обделены вниманием музыкальной индустрии, и контакты с целевой аудиторией, в основном, налаживались именно здесь, но с появлением пандемии социальные сети приобрели статус чуть ли не единственного способа любой музыкальной группы остаться на рынке.
В России многие музыкальные группы оказались не готовы к мировому кризису и с большим трудом остаются конкурентоспособными по отношению к тем, кто смог приспособиться к окружающим обстоятельствам и извлечь выгоду из сложившейся ситуации, ставя под вопрос не просто потерю прибыли или части аудитории, а собственного выживания на современном рынке. Проблема, решаемая в данной работе, заключается в отсутствии выработанной стратегии продвижения себя и своей продукции у современных российских музыкантов в социальных медиа в условиях мирового кризиса, связанного с пандемией.
Целью работы является разработка и реализация программы продвижения молодёжной музыкальной группы на примере музыкальной группы «Автобус до конечной» в условиях мирового кризиса, связанного с пандемией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1) Ознакомиться с особенностями продвижения молодежной музыкальной группы в Интернете в условиях кризисной ситуации
2) Провести конкурентный анализ Томского музыкального рынка
3) Разработать и реализовать программу продвижения группы «Автобус до конечной» в условиях кризисной ситуации
4) Проанализировать результаты реализации проекта и разработать рекомендации по корректировке программы продвижения музыкальной группы «Автобус до конечной»
5) Составить рекомендации по продвижению молодёжных музыкальных групп
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих такие сферы, как маркетинг в социальных сетях (Халилов Д.), новейшие бизнес-разработки в области музыкального рынка (Пассман Д.), управление музыкальной группой и её продвижением (Корнеева С.), продвижение бизнес-проектов в социальных сетях (Ермолова Н.), а также отстройка от конкурентов и создание конкурентоспособного бизнеса (Щербаков С.).
Объектом исследования в данном случае является продвижение молодежных групп в сети Интернет в кризисной ситуации, а предметом - продвижение молодежной музыкальной группы «Автобус до конечной».
Ресурсы проекта:
Кадровые: профессиональный художник, профессиональный фотограф.
Финансовые: бюджет группы и самого исследования.
Информационные: SMM-продвижение, Таргетинговая реклама «ВКонтакте».
Бюджет проекта: Общий бюджет проекта составил около 2000 рублей
Перечень этапов проекта:
1. Проработка концепции: формирование гипотезы по предстоящей работе; подготовка анкеты и проведение исследования; определение целевого ядра аудитории (гендер, возраст, частота посещения сообщества, в какое время посещают социальные сети, какие коммуникативные каналы в Интернете более востребованы у целевой аудитории и т.д.);
2. Подготовка проекта: формирование бюджета по акции; заказ визуального оформления обложки музыкальной группы; проведение фотосессии для визуального оформления сообщества; настройка таргетинговой рекламы для продвижения сообщества во «ВКонтакте»; регистрация группы в социальной сети Инстаграм.
3. Реализация программы продвижения;
4. Анализ результатов реализации программы продвижения.
Поэтапный план реализации проекта:
1. Подготовка дизайн проектов для группы;
2. Подготовка анкет для запуска таргетинговой рекламы;
3. Подготовка контент-плана группы для размещения контента в собственных сообществах, а также рекламных материалов на сторонних ресурсах и сообществах;
4. Размещение рекламных материалов;
5. Реализация программы продвижения;
6. Подготовка отчета по реализации программы продвижения.
Конечным продуктом проекта является реализация программы продвижения группы, результатом которой стало повышение числа целевой аудитории группы, а также увеличение конверсии от них.
Для проекта были выбраны следующие критерии оценки эффективности: посещаемость аккаунтов в день (чел.), количество лайков, количество комментариев, количество репостов, количество подписок (чел.).
К возможным негативным последствиям реализации проекта можно отнести:
1. Частичное или полное не достижение целей (не получили удовлетворительное число подписчиков, не получили нужную посещаемость сообществ и т.д.);
2. Уменьшение числа подписчиков в аккаунтах социальных сетей музыкальной группы.
Способы их коррекции и компенсации соответственно: анализ причин, корректирование проблемных моментов непосредственно по ходу реализации программы продвижения
Структура профильного проекта: профильный проект состоит из трёх разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты, основные понятия и концепции продвижения в Интернет в музыкальном бизнесе в условиях мирового кризиса, связанного с пандемией коронавируса, во втором разработана и реализована программа продвижения , а в третьем проанализированы результаты проекта, составлены рекомендации по корректировке программы продвижения музыкальной группы «Автобус до конечной», а также даны общие рекомендации по продвижению молодёжных групп в условиях кризисной ситуации
Пандемия коронавируса COVID-19 неизбежно повлекла за собой необходимость перехода множества компаний из оффлайн-среды в онлайн. За последние месяцы, начиная с марта 2020 года, в России пандемия достигла своего пика. Множество предприятий не были готовы к грядущему кризису и обанкротились, когда правительством страны начали предприниматься меры по сведению распространения коронавируса к минимуму.
Не стал исключением и музыкальный сегмент рынка. С момента, выхода рекомендаций от администрации городов не посещать массовые мероприятия и не собираться группами более 50 человек, количество живых выступлений музыкальных групп и прочих мероприятий, связанных с музыкальной деятельностью, резко сократилось, что повлекло за собой кризис музыкального сектора не только в России, но и во всём мире.
Единственным выходом из сложившейся ситуации для всего мирового бизнеса, в том числе и музыкального, стала сеть Интернет. Тысячи музыкальных групп начали всё более ответственно подходить к продвижению своих аккаунтов в социальных сетях и к SMM в целом. Несомненно, эпидемия коронавируса послужила сильным толчком для предприятий по всему миру ещё усерднее продвигать свои компании в онлайн-среде. Подобный переход был лишь вопросом времени в современном мире, а мировой кризис в данном случае послужил катализатором ускорения для мирового музыкального рынка в переходе музыкальных групп в виртуальное пространство.
В данной работе рассмотрены и реализованы на практике методы продвижения начинающей музыкальной группы в условиях кризиса. К сожалению, в сложившейся ситуации пандемии все возможности по продвижению группы оффлайн стали не только неактуальны, но и, в большинстве случаев, противозаконны, поэтому вся компания по продвижению группы «Автобус до конечной» была перенесена в онлайн-среду.
Цель данной работы состояла в разработке программы продвижения группы «Автобус до конечной» в условиях кризисной ситуации. Программа была реализована в онлайн-среде посредством различных методов: от таргетинговой рекламы до концептуального контента, связанного с эпидемией и добавляющего в группу актуальную информацию, которая, в свою очередь, подогревает интерес аудитории и приводит в сообщество новых людей.
Для решения задач по определению особенностей продвижения молодёжной музыкальной группы в Интернете, проведению конкурентного анализа и частичной разработке программы продвижения в первой главе работы была проанализирована 61
различная научная литература, в соответствии с которой была составлена стратегия дальнейших действий.
Вторая глава работы посвящена разработке программы продвижения музыкальной группы «Автобус до конечной» в условиях пандемии. Для решения этой задачи был проведен SWOT-анализ конкурентной среды на рынке музыкальных групп в городе Томске. Были сформированы цели и задачи программы продвижения группы. Для того, чтобы программа продвижения была эффективной, проведено маркетинговое исследование целевой аудитории группы, которое позволило определить базовые признаки ЦА. По результатам исследования составлен портрет типичного потребителя — участника группы.
На основании особенностей целевой аудитории и возможностей продвижения в условиях кризиса были сформулированы основные элементы стратегии продвижения. В результате был составлен контент-план продолжительностью на месяц. Этот контент-план был реализован группой «Автобус до конечной» в мае-июне 2020 года. Оценены результаты реализации программы продвижения группы май-июнь 2020 года: отмечено увеличение числа подписчиков группы и активной аудитории; выросла активность подписчиков и количество обсуждении в самой группе.
В третьей главе проведен анализ действий по продвижению группы, а также подробно рассмотрены результаты реализации стратегии, дана оценка результатов деятельности по продвижению.
Опираясь на полученные результаты, был сформулирован ряд практических рекомендаций по реализации программы продвижения группы «Автобус до конечной» в условиях пандемии. При разработке контент-плана для Интернет-сообществ в первую очередь учитывались особенности целевой аудитории группы. Разработанный план продвижения состоит из нескольких этапов: проработка концепции, подготовка проекта, реализация стратегии продвижения, написание отчета по стратегии продвижения.
В этапах описывалась гипотеза мероприятия, сроки его проведения, цели, вид, механизмы продвижения и реализация стратегии продвижения. Бюджет был сформирован исходя из необходимых затрат и подробно прописан. Все подготовленные материалы проходили процедуру согласования с самими музыкантами. Поэтапная реализация проекта основывалась на разработанном для него плане, а также на рекомендациях, полученных в ходе анализа концепции проекта.
1) J. Thornley. What is "social media?" - ProPR. [Электронный ресурс] // URL: http://propr.ca/2008/what-is-social-media/ (дата обращения 5.04.2020)
2) Кабани, Шама SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых медиа! / Шама Кабани. - М.: Питер, 2012. - 240с.
3) Социальные сети: эволюция, структура, анализ [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-seti-evolyutsiya-struktura-analiz/viewer (дата обращения 5.04.2020)
4) Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. — № 13(1), 2007.
5) Сергеева Ю. Вся статистика Интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020- globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения 5.04.2020)
6) Аудитория социальных сетей в России 2019 [Электронный ресурс] // URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения 5.04.2020)
7) Битков Л.А. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282). Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 36-38.
8) Мирумян А.Г. Социальные сети в системе массовой коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 3 (164). Филология. С. 125 - 129.
9) Trattner C., Kappe F. Social Stream Marketing on Facebook : A Case Study // International Journal of Social and Humanistic Computing - 2(1):86-103, 2013.
10) SMM-стратегии и инструменты продвижения — что это такое, как создать + примеры [Электронный ресурс] - URL: https://kakzarabativat.ru/marketing/smm-strategii/ (дата обращения 10.04.2020)
11) Что такое и как происходит SMM и SMO продвижение в социальных сетях?
[Электронный ресурс] - URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/05/21/chto-takoe-i-kak- proishodit-smm-i-smo-prodvizhenie-v-socialnyh-setyah/ (дата обращения: 10.04.2020)
12) Социальные медиа, их виды и правила работы с ними [Электронный ресурс] - URL: (https://semantica.in/blog/soczialnye-media-ikh-vidy-i-pravila-raboty-s-nimi.html) (дата обращения: 10.04.2020)
13) Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики (для бакалавров). Учебник. М.: КНОРУС, 2018. - 676 с.
14) Корнеева С. Музыкальный менеджмент. [Электронный ресурс] // URL: http://komeeva.net/index.php7reqHink18 (дата обращения: 10.04.2020)
15) An explanation of how advertising music affects brand perception [Электронный ресурс] // URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2011/06/110622045135.htm (дата обращения: 20.04.2020)
..50