Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Определение и характеристика основных терминов, использованных в работе 7
1.1.1. Определение и характеристика комического 7
1.1.2. Определение и характеристика сатиры 9
1.1.3. История определения комического и сатиры в мировой культуре 12
1.2.1. Определение и характеристика насилия 20
1.2.2. История определения насилия в мировой культуре 22
Глава 2. Философское и социальное обоснование связи комического и насилия 38
2.1. Дионисическое начало как единое основание комического и насилия согласно
исследованию Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 38
2.2. Связь проявлений комического и насилия на примере исследования Рене Жирара
«Насилие и священное» 43
2.3. Проявления комического как акта социального и психологического насилия в современном обществе. (Взаимосвязь комического и насилия как характеристика
европейской культуры) 47
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А 60
Актуальность исследования. Все, что связано с человеком, с его жизнью, здоровьем и ролью в обществе, имеет большой интерес в современном мире. Уже с зарождения первых цивилизаций и обществ выделяются основные явления, характеризующие взаимодействия людей и социумов, среди которых можно выделить насилие и комическое.
Категории комического и насилия универсальны, их проявления могут быть обнаружены в той или иной форме во всех культурах. Необходимо ответить, что несмотря на свою универсальность, они обладают спецификой - в каждой культуре то, над чем смеются и то, что считается насилием различается, имеет свои правила и нормы. Однако особенной характеристикой европейской культуры считается то, что в её пространстве комическое и насилие могут сосуществовать вместе, взаимно дополнять друг друга. Проявления такой связи обнаруживаются во всех странах, культуры которых испытали значительное европейское влияние, в разных исторических эпохах - начиная от античности и заканчивая XXI веком. Это сочетание выражается через народную культуру (карнавалы, мистерии и т.д.), литературу (сатирические произведения), анекдоты, шутки, межличностное общение людей.
Проблема исследования. Соотношение комического и насилия как характеристика культуры.
Объект исследования. Европейская культура.
Предмет исследования. Проявление комического как акта насилия.
Степень изученности проблемы. Изучение комического является широко освещенной темой в исследованиях философов и культурологов, так как оно неотделимо от жизни и мировоззрения людей. Уже в античный период (VIII в до н.э. - VI в. н.э.) мыслители предпринимали попытки изучения этого явления. Однако большее внимание к комическому появилось в Новое время (XVII в. - начало XX в.) с появлением немецкой классической философии. Не менее важным периодом изучения комического является ХХ век, которому принадлежат одни из самых видных исследователей феномена комического. Так, можно выделить основные направления в исследовании комического:
1. Изучение комического в контексте других категорий. Так, в течении долгого времени комическое/смешное не выделялось как отдельное явление и рассматривалась через противопоставление с трагическим, как смежная категория с уродливым, неправильным, как часть философской мысли.
Особенно важны в этом направлении исследования Аристотеля, Иммануила Канта;
2. Исследования комического через литературные тексты. Филологический и герменевтический анализ позволил определить комическое в историческом контексте, изучить связь его связь к сатирическим, выделить литературную характеристику комического и проявления этой категории в сказках, романах, анекдотах. Особенно важны в этом направлении исследования Михаила Михайловича Бахтина, Анри Бергсона, Юрия Борисовича Борева;
3. Определение комического и смешного с антропологической точки зрения. В этом направление смех является реакцией человека на раздражители внешнего мира, а смеховая культура - социальная структура, направленная на вызывании человека чувства неправильного, искаженного, несоответствия между выдаваемым объектом и тем, чем оно является на самом деле, что вызывает смех. А. Г. Козинцевым в труде «Об истоках антиповедения, смеха и юмора» в 2002 году даже саму улыбку он определяет как оскал, обусловленный ощущением опасности или проявлением агрессии. Со временем оскал преобразовался в улыбку, которая стала проявлением симпатии и дружелюбия. Особенно важны в этом направлении исследования вышеупомянутого Александра Григорьевича, Леонида Владимировича Карасева.
Вопрос изучения насилия также был популярен в западной и восточной философии. Сильное влияние на изучение насилия оказала Эпоха Просвещения, которая характеризуется взрывом в европейской научной мысли, и ХХ век, поднявший вновь вопрос о насилии и жизни после череды разрушительных войн. Понимание того, что насилие порождает только насилие, привело к формированию в ХХ веке этики и практики ненасильственной борьбы за более справедливое общество.
1. Понимание насилия как покушения не столько на жизнь и здоровье, сколько на право человека, вывод насилия в правовое поле. Наибольшее влияние оказали работы Томаса Гоббс - одного из основателей теории
общественного договора и теории государственного суверенитета.
Политическая доктрина, по мнению Гоббса, подчинена задаче исключить всякое повторение революции, развал государства. А человек по природе своей - существо эгоистическое, управляемое не разумом, но страстями. Поэтому при отсутствии внешних сил, сдерживающих проявление эгоистической человеческой природы, люди оказываются в «естественном
состоянии», которое есть состояние войны всех против всех, ибо за исключением страха все основные страсти оказываются формами стремления к господству и насилию. Также заслуживают внимания исследования Иммануила Канта, который нередко обращался к теме человека, его свободы и взаимоотношений с государством и людей между собой. По его мнению, насилие есть покушение не на тело или жизнь, а прежде всего на право, точнее, на правосубъектость, на волю и свободу лица;
...
По итогам исследовательской работы были решены задачи, заявленные во введении. Так, сперва был изучен вопрос определения и изучения комического и насилия. Явления комического интересовали философов, начиная с античных времен, когда творили греческие основатели современной философской мысли Платон и Аристотель, заканчивая разнообразными течениями и интерпретациями ХХ века, когда большую известность и признание получили работы психоаналитика Зигмунда Фрейда, культуролога Михаила Михайловича Бахтина и многих других.
Определение комического, в самом начале его изучения, было связано с проблемой его выделения из смежных областей - философии, литературы и этики, а также с вопросом о значимости и целесообразности исследования комического, так как это явление противопоставлялось трагическому и считалось низменным. Однако, на рубеже XVIII - XIX веков произошел своеобразный «взрыв» в философской мысли, связанный с деятельностью представителей немецкой классической философии - Иммануилом Кантом, Фридриха Вильгельма Шеллинга и Георга Вильгельма Гегеля. Именно Иммануил Кант первым выделил комическое и шутку, как его проявление, в отдельную категорию, заслуживающую самостоятельного изучения. В своих работах философ анализировал юмор, разбирался почему определенные вещи вызывают у человека чувство смеха. Так, он определил, что комическое вызывает смех из-за несоответствия между ожидаемым и произошедшим (если это никому нанесло вреда или ущерба), между тем, чем объект представляется и тем, чем он является на самом деле.
Наибольший вклад в изучение комического привнес ХХ век и исследователи, работавшие в это время. Развитие современной философии привело к появлению различных учений, каждое из которых трактовало комическое и юмор по-своему. Так, Зигмунд Фрейд, основатель школы психоанализа, интерпретировал желание человека шутить как развитие комплексов детства, связывал комическое с инфантильностью. В то же время он экспериментальным образом доказал, что в шутке смешна не сама мысль, а именно способ её донесения. Русский философ и теоретик культуры Михаил Михайлович Бахтин напротив связывал «смеховую культуру» не с развитием отдельной личности, а с историей всей истории. По его мнению, комическое - наследие религиозной культуры, которая изначально выражалась в карнавалах, а со временем приобрела самостоятельные формы. Помимо этого он связывал комическое с социальной сферой и отметил такую функцию комического как временное разрушение привычной иерархии в обществе, устранение повседневных правил морали и закона.
Изучение насилия также интересовало человечество с давних времен. Неудивительно, что уже в античное время философы обращались к этой теме. Однако Платон и Аристотель в своих трудах, посвященных анализу и описанию насилия, связывают это явление с правовой и законодательной сферой. В трактате «Государство» Платон описывает идеальное представление об обществе и образ правителя будущего. По мнению философа, насилие необходимо для того, чтобы привести людей к общей цели, собрать их в единое государство. На востоке вопрос насилия был связан с религией (буддизм, конфуцианство, даосизм), а точнее с проблемой происхождения и распространения страданий человека и всего мира. Именно там появляется философия ненасилия, которая видит основу проблем человека в его склонности к насилию, а разрешение проблемы - в полном отказе от насилия по отношению к другим людям и природе.
С развитием немецкой классической философии развивается и исследование насилие. Оно постепенно выходит из правовой сферы в повседневную, закладывается изучение насилия как раздела этики, современной философии, психологии, социологии и других социальных наук. К ХХ веку категория насилие получает новое развитие в теории психоанализа и З. Фрейд определяет его как одно из двух начал в психике человека:
1. «Эрос» - комплекс влечений к жизни: сексуальное влечение и влечение самосохранения, стремящийся соединить части организма в некое единство.
2. «Танатос» - инстинкт смерти, влечение к деструкции, агрессии, разрушению и насилию.
Продолжает и по-новому осмысляет учение Фрейда представитель неофрейдизма - Эрих Фромм. Он выделяет в человеке биофилию (любовь к живому) и некрофил ию (любовь к мертвому, к процессу деструкции). Согласно Фромму, проблема деструктивности вытекает из феномена бегства от свободы, который определяется как отказ от независимости личности, стремление слиться с чем-то или кем-то внешним для приобретения недостающей силы. Это нежелание и страх принять свободу парадоксальным образом приводят к деструктивности. Задушенная внутренняя свобода рождает синдромы насилия. Так Фромм усматривает рождение разрушительности в преднамеренном отказе человека от самого себя и от собственной уникальности.
Теоритическое обоснование связи между комическим и насилием может быть обнаружено в работах немецкого философа Фридриха Ницше и французского антрополога Рене Жирара. В анализе античной культуры Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» обнаруживается единая основа насилия и комического - дионисическое начало. Оно характеризуется стихийным, иррациональным, животным начало, олицетворяющим 55
хаос жизни, растворение целого в массе. Это начало вызывает в человеке одновременно и состояние животного ужаса, и блаженного восторга. Именно из дионисического происходит комедия и агрессия. необходимость исследования эллинской культуры на примере работы Ницше обусловлено тем, что впоследствии античность стала фундаментом для развитие европейской культуры.
...
1. http://iph.ras.ru/elib/1469.html (дата обращения 21 ноября 2017 г.)
2. http://www. saferinternet.at/ (дата обращения 09 июня 2018 г.)
3. https://www.youtube.com/channel/UCR-Hcwi27-Ee6VnGzmxE1pA (дата обращения 9 июня 2018 г.)
4. https://www.youtube.com/watch?v=wIh2B5oDIxo [музыкальный видеоролик] (дата обращения 9 июня 2018 г.)
5. Аристотель. Поэтика: Об искусстве поэзии. М. : Художественная литература , 1967 г. 181 с.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса .М. : Художественная литература , 1990 г. 241 с.
7. Бергсон Анри. Смех в жизни и на сцене. М.: Искусство, 1992 г. 128 с.
8. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. 1991. 524 с.
9. Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть. М,: Добросвет, 2000. 268 с.
10. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. Норинт, 2004 г, 1473 с.
11. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970 г. 131 с.
12. Босворт К.Э. Средневековый исламский мир: арабское общество и литература. М.: Наука, 1976. 135 с.
13. Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования: учеб. Пособ. Томск, 2006 74 с.
14. Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. 2002. 369 с.
15. Гаспаров М.. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. 30 с.
16. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 томах. М.: Искусство, 1971 г. 379 с.
17. Гоббс Томас. Философские основания учения о гражданине. Москва-Минск: АСТ, Харвест, 2001 г. 468 с.
... всего 51 истчников