Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК НАУЧНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ

Работа №184976

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы159
Год сдачи2023
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические основания изучения практик научного волонтерства 8
1.1. Теория практик 8
1.2. Понятие определения «научное волонтерство» 10
1.3. Обзор исследований научного волонтерства 14
2. Структура и содержание практик научного волонтерства в России 19
2.1. Социально организованные и реализованные действия участников научного
волонтерства в России 22
2.2. Комплекс пониманий научного волонтерства его участниками в России 30
2.3. Драйверы и барьеры научного волонтерства в России 38
2.4. Правила практик участников научного волонтерства в России 41
2.5. Телеоаффективная структура практик участников научного волонтерства в России 43
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение А Программа исследования 57
Приложение Б Гайд интервью 60
Приложение В Список информантов 62
Приложение Г Расшифровки интервью 63
Приложение Д Анкета 104
Приложение Е Таблицы распределения 107
Приложение Ж Таблицы распределения открытых вопросов 111
Приложение З Матрица анализируемого контента

Актуальность: 25 июля 2022 года председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее план мероприятий Десятилетия. В его рамках будет идти работа по 18 проектам и инициативам, одна из которых — «Научное волонтерство». К 2025 году к реализации научных проектов планируется привлечь более 100 тысяч научных волонтеров. Инициатива рассчитана на широкую аудиторию всех возрастов и направлена на вовлечение граждан в масштабные исследовательские проекты, в том числе по сбору и анализу научных данных [12]. Таким образом, государство заинтересовано в развитии научного волонтерства в России и в дальнейшем будет способствовать его росту.
Несмотря на это, научное волонтерство в России только начинает свое развитие. В 2020 году ВШЭ провела опрос с целью выявить вовлеченность граждан России в научное волонтерство. Всего 3% от выборочной совокупности принимало участие в какой-либо научной волонтерской деятельности за последние полгода [8].
Несмотря на малую численность участников научного волонтерства, в настоящее время среди молодежи существует огромный потенциал прироста научных волонтеров. В 2018 году ВЦИОМ провел исследование, посвященное волонтерству. Подавляющее большинство (80% респондентов) молодежи от 18 до 24 лет выразили готовность к участию в волонтерских программах [5].
Крупным толчком для популяризации научного волонтерства стал запуск портала «Люди науки», где размещаются российские проекты для научных волонтеров. Портал «Люди науки» стал первой площадкой в России для распространения информации как о научном волонтерстве, в целом, так и об отдельных научных проектах. «Люди науки» представлены в виде сайта и сообщества в социальной сети «ВКонтакте». «ВКонтакте» является одной из самых популярных социальных сетей в России среди молодежи. По данным ВЦИОМ из исследования 2022 года, посвященного наиболее популярным социальным сетям и мессенджерам среди россиян, 77% молодежи от 18 до 24 лет практические ежедневно пользуются социальной сетью «ВКонтакте» [14].
Так как Россия только начинает свой путь в развитии научного волонтерства, нет достаточного количества исследований российских авторов на эту тему. Встает необходимость понимания и описания феномена научного волонтерства. Такие исследования помогут понять механизмы и структуру научного волонтерства и ускорить его развитие и становление.
Проблема: Какие практики участников научного волонтерства распространены в России?
Объект: Научное волонтерство в России
Предмет: Практики участников научного волонтерства в России
Цель: Выявить структуру и содержание практик участников научного волонтерства в России
Задачи:
1. Проанализировать уже имеющиеся исследования по теме практик научного волонтерства;
2. Задать дефиницию, операционализировать понятие «научное волонтерство»;
3. Выявить социально организованные и реализованные действия участников научного волонтерства в России;
4. Выявить комплекс пониманий научного волонтерства его участниками в России;
5. Выявить правила практик участников научного волонтерства в России;
6. Выявить «телеоаффективную» структуру практик участников научного волонтерства в России.
Теоретико-методологические основания написания работы: Теоретической основой для данной работы выступают теории практик П. Бурдье, Э. Гидденса, Т. Шацки. А также, исследования посвященные научному волонтерству А. Ирвинга, Р. Бонни, М. Хаклая, Дж. Новака, Дж. Нильсена, А. Дэвис и Дж. Симон, А. Уиггинса и К. Кроустоуна.
Новизна: Новизна работы заключается в изучении структуры и содержания практик участников научного волонтерства в России, а также создании типологии этих практик.
Практическая значимость: Научное волонтерство только начинает свое развитие в России, нет достаточного количества исследований на эту тематику. Изучение этого феномена позволит выделить рекомендации для его успешного развития в России. Полученные результаты пополнят научно-исследовательскую базу в сфере исследований научного волонтерства. Полученные результаты и разработанная в ходе исследования типология практик научного волонтерства может также использоваться в дальнейших исследовательских работах, посвященных научному волонтерству.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог работе, можно говорить о востребованности и актуальности выбранной темы. Научное волонтерство в России только набирает популярность, но в результате оно сможет стать мощным инструментом популяризации науки. Поэтому, изучение особенностей научного волонтерства в России позволит выявить необходимые направления работы в его развитии.
Был проведен анализ медиаконтента в сообществе «Люди науки» в социальной сети ВКонтакте. В выборочную совокупность вошло 849 постов, которые эмпирическим путем были категоризированы. Кроме того, исследование предполагало анализ профилей подписчиков сообщества, а также анализ графа их связи. Всего было проанализировано 3204 профиля пользователей. Также, было проведено полуструктурированное интервью с научными волонтерами, было собрано 10 интервью с подписчиками сообщества «Люди науки» в социальной сети «ВКонтакте», которые имели опыт участия в проектах научного волонтерства. Также, было проведен онлайн-опрос среди участников сообщества «Люди науки» в социальной сети «ВКонтакте», в итоговую выборку вышло 122 респондента, имевшие опыт участия в проектах научного волонтерства.
В ходе работы были выявлены особенности практик участников научного волонтерства:
1. Научным волонтерам характерно участие преимущественно в естественнонаучных проектах. Научное волонтерство, в целом, больше распространено в естественных науках;
2. Научные волонтеры в России участвуют преимущественно в Российских проектах, организаторами которых зачастую становятся высшие учебные заведения ;
3. Дуализм альтруистических и прагматических мотивов участия научных волонтеров. Добровольная деятельность, но для самих волонтеров существует перечень выгод, из-за которых они участвуют в научном волонтерстве.
4. Главной функцией научного волонтерства является популяризация науки в целом. При этом, в России научное волонтерство не имеет широкого распространения и требует собственной популяризации. Несмотря на то, что научное волонтерство предполагает привлечение большого количества людей к научной деятельности. Главным барьером для развития научного волонтерства в России является отсутствие должной популяризации.
5. Деятельность в научном волонтерстве хоть и рассчитана на непрофессионалов, от волонтеров требуется обучение в ходе участия в проектах. Получение знаний является как мотивирующим фактором, так и следствием участия в научном волонтерстве.
6. Несмотря на то, что научное волонтерство подразумевает участие непрофессионалов в науке, у волонтеров существует страх того, что их квалификации не хватит для участия в проектах.
7. Деятельность научного волонтерства происходит в основном в интернете. Большинство проектов подразумевают дистанционный вариант участия.
8. Поиск проектов производится научными волонтерами самостоятельно, в основном на специализированных платформах.
Также, был составлен классификатор практик участия по виду деятельности в рамках проектов научного волонтерства:
1. Анализ архивных документов и текстовой информации
2. Анализ медиаконтента
3. Предоставление оборудования и технических мощностей устройства
4. Сбор данных с помощью специализированного оборудования
5. Сбор информации путем наблюдений
6. Создание медиаконтента
7. Уход за природным участком или видом животных
8. Участие в научных экспедициях или помощь с их проведением
9. Участие в опросе или интервью
10. Участие в эксперименте или помощь с его проведением
А также, были выявлены основные мотивы участия в научном волонтерстве. Они были разделены на альтруистические и прагматические мотивы участия:
Альтруистические мотивы участия в научном волонтерстве:
1. Помощь ученым;
2. Популяризация науки;
3. Заниматься общественно полезной деятельностью.
Прагматические мотивы участия в научном волонтерстве:
1. Получение сертификатов и грамот;
2. Карьерный рост и улучшение материального положения;
3. Обретение социальных связей;
4. Получение новых знаний, расширение кругозора;
5. Ощущение удовлетворенности от проделанной работы;
6. Желание приблизиться к научному сообществу, развиваться в научной деятельности;
7. Желание интересно провести время, досуг.
Таким образом, все цели и задачи исследования были достигнуты.



1. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье : пер. с фр. / А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н. А. Шматко; под ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.
2. Власов В. В. Привлечение школьников и студентов к исследованиям окружающей среды, актуальным для фундаментальной и прикладной науки: иностранный и российский опыт / В. В. Власов, Е. Н. Воронина, М. Р. Галямова, С. Е. Седых // Researcher. - 2020. - № 2. - С. 12-20.
3. Волков В.В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
4. Волкова А. В. Потенциал «гражданской науки» в общественно-политическом развитии // Социально-политические исследования. - 2019. - №. 1. - С. 41-50.
5. Волонтерство в России: сегодня и завтра [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. -
URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volonterstvo-v-rossii-segodnya-i-
zavtra(Дата обращения: 06.03.2023).
6. Газоян А. Г. Гражданская наука как инструмент научной коммуникации: анализ российской практики // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - №. 4. - С. 810-817.
7. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс : пер. И. Тюрина. - М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.
8. Гохберг Л. М. Практики волонтёрства в науке / Л. М. Гохберг, В. В. Полякова, К. С. Фурсов // Наука, технологии, инновации: экспресс-информация. - 2020. - № 161. - С. 1-2.
9. Дьяков А. А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции // Известия Саратовского университета. - 2011. - №1. - С. 8-12.
10. Железняк В. Н., Серёдкина Е. В. Гражданская наука в эпоху высоких технологий / В. Н. Железняк, Е. В. Серёдкина // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - №. 10. - С. 27-34.
11. Масланов Е. В. Гражданская наука - наука как призвание / Е. В. Масланов, А. В. Долматов // Epistemology &Philosophy of Science. - 2019. - №3. - С. 40-43.
12. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 июля 2022 года №2036-р // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - URL:http://government.ru/docs/46130/(Дата обращения: 06.03.2023).
13. Ромашкина Г. Ф. Гражданская наука - за и против / Г. Ф. Ромашкина, А. В. Лисица // Siberian Socium. - 2022. - Т. 6. - № 3 (21). - С. 39-59.
14. Российская аудитория социальных сетей и мессенджеров: изменения на фоне
спецоперации [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-socialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii (Дата обращения: 06.03.2023).
15. Широканова А. А. Формы научной коммуникации в информационном обществе // Вестник Брестского университета. - 2011. - № 2. - С. 150-157.
16. Bautista-Puig N. Scientific Landscape of Citizen Science Publications: Dynamics, Content and Presence in Social Media / N. Bautista-Puig, D. Filippo, E. Mauleon, E. Sanz-Casado // Publications. - 2019. - №7(1). - P. 1-22.
17. Bonney R. Citizen science: A lab tradition // Living Bird. - 1996. - Vol. 15. - № 4. - P. 7-15.
18. Cohn J. P. Citizen science: Can volunteers do real research? / BioScience. - 2008. - V. 58. - Issue 3. - P. 192-197.
19. Conrad C. C. A review of citizen science and community-based environmental monitoring: issues and opportunities / C. C. Conrad, K. G. Hilchey // Environmental monitoring and assessment. - 2011. - V. 176. - P. 273-291.
20. Davies A. Citizen engagement in social innovation-a case study report / A. Davies, J. Simon //A deliverable of the project: «The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe» (TEPSIE). - European Commission-7th Framework Programme, Brussels: European Commission. - 2012. - 97 p.
21. Haklay M. Citizen Science and Volunteered Geographic Information: Overview and Typology of Participation // In Crowdsourcing Geographic Knowledge: Volunteered Geographic Information (VGI) in Theory and Practice. - 2012. - P. 105-122.
22. Hill W. C. Edit wear and read wear / W. C. Hill, J. D. Hollan, D. Wroblewski, T. McCandless // Proceedings of the SIGCHI conference on Human factors in computing systems. - 1992. - P. 3-9.
23. Irwin A. Citizen science: A Study of People, Expertise, and Sustainable Development / A. Irwin. - London ; New York : Routledge, 1995. - 216 p.
24. Irwin A. No PhDs needed: how citizen science is transforming research // Nature. - 2018. - Т. 562. - №. 7726. - P. 480-483.
25. Loscher G. Management, organizations and contemporary social theory / G. Loscher, V. Splitter, D. Seidl. - London, 2019. - Ch. 7 Theodore Schatzki’s practice theory and its implications for organization studies. - P. 115-134.
26. Mueller M. P. The future of citizen science / M. P. Mueller, D. Tippins, L. Bryan // Democracy and Education. - 2012. - V. 20. - №. 1. - P. 1-12.
27. Nielsen J. Participation inequality: Encouraging more users to contribute
[Электронный ресурс] / Nielsen Norman Group. - 2006. - URL:
http://www.useit.com/alertbox/participation inequality.html(дата обращения: 06.03.2023).
28. Novak J. Citizen Science / J. Novak, M. Becker, F. Grey, R. Mondardini. - London, 2018. - Ch 9: Citizen engagement and collective intelligence for participatory digital social innovation. - P. 124-145.
29. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oed.com/ (access date: 04.03.2023).
30. Public participation in scientific research: defining the field and assessing its potential for informal science education : A CAISE Inquiry Group Report / Washington, DC: Centre for Advancement of Informal Science Education (CAISE) ; participants: R. Bonney R. [et al.]. - 2009. - 58 p.
31. Quality criteria catalogue for citizen science projects on Osterreich forscht, 2019. -
URL: https://zenodo.org/record/3648369/files/II%3Dqualitycriteria_quest_v1.1_EN.pdf/ (access
date: 04.03.2023).
32. Schatzki T. R. The site of the social: A philosophical account of the constitution of social life and change / T. R. Schatzki. - University Park: The Pennsylvania State University Press, 2002. - 320 p.
33. Schatzki T. R. Social Practices: A Wittgensteinian approach to human activity and the social / T. R. Schatzki. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 242 p.
34. Schatzki, T. R. The timespace of human activity: On performance, society and history as indeterminate teleological events / T. R. Schatzki. - Plymouth: Lexington Books, 2011. - 278 p.
35. Serrano F. Engaging citizens in science for research excellence // Science Node. -
2013. - URL: https://sciencenode.org/feature/engaging-citizens-science-research-excellence.php
(access date: 04.03.2023).
36. Serrano F. Green paper on Citizen Science for Europe: Towards a society of empowered citizens and enhanced research / F. Serrano. - Brussels, 2013. - 54 p.
37. Silvertown J. A new dawn for citizen science // Trends in Ecology & Evolution. - 2009. - V. 24. - Issue 9. - P. 467-471.
38. Skarlatidou A. User experience of digital technologies in citizen science / A. Skarlatidou, M. Ponti, J. Sprinks, C. Nold, M. Haklay, E. Kanjo // Journal of Science Communication. - 2019. - №18(1). - P. 1-8.
39. The eBird enterprise: An integrated approach to development and application of citizen science / B. L. Sullivan. [et al.] // Biological conservation. - 2014. - V. 169. - P. 31-40.
40. Wiggins A. From conservation to crowdsourcing: A typology of citizen science / A. Wiggins, K. Crowston // 2011 44th Hawaii international conference on system sciences. - IEEE, 2011. - P. 1-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ