Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЕЛЕНЫ ПРЕКРАСНОЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

Работа №18496

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ. РЕЦЕПЦИЯ ТРОЯНСКОГО МИФА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 11 ЛИТЕРАТУРЕ 11
1.1 Проблема художественного восприятия. Истоки рецептивной эстетики 11
1.2 К вопросу о типологии рецепции. «Креативная рецепция» как
диалог с классическим текстом 19
1.3 Эволюция образа Елены в литературной традиции 23
1.3.1 Амбивалентный образ Елены в античных текстах 23
1.3.2 Символический смысл образа Елены в трагедии Гёте «Фауст»... 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ЕЛЕНЫ ПРЕКРАСНОЙ В ЛИТЕРАТУРЕ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 39
2.1 Трагический образ Елены Спартанской в одноименной пьесе Э. Верхарна 39
2.2 Демифологизация классического сюжета о призраке Елены
Прекрасной в лирическом фарсе П. Клоделя «Протей» 47
2.3 Идеологический компонент в трактовке образа Елены в пьесе Ж.
Жироду «Троянской войны не будет» 54
2.4 Исповедь Елены в радиопьесе В. Хильдесхаймера «Жертва Елены» 66
2.5 Идейно-эстетическая функция образа Елены Прекрасной в
повести К. Вольф «Кассандра» 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

Исследованием мифа занимаются многие науки: литературоведение, фольклористика, этнография и др. Такой интерес, отмечает М.И. Стеблин- Каменский, вызван тем, что многое в мифе остаётся «загадочным». «Бесспорно в отношении мифа только одно: миф - это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно» [Стеблин-Каменский, 1976: 30]. Учёные разрабатывали различные методы анализа и интерпретации мифологических сюжетов. В современной гуманитарной науке исследователи обращаются к таким теориям, как символическая концепция Э. Кассирера, структуралистская - К. Леви-Строса, эстетическая (выразительная) - А.Ф. Лосева. Миф рассматривался с точки зрения проявления в нём архетипов (К. Юнг), связи с ритуалом и обрядами (М. Элиаде, лорд Рэглан, С.Х. Хук). Например, ритуал исцеления, как отмечает М. Элиаде, отсылает нас к мифу о сотворении мира. Леви-Брюль показал, что миф можно интерпретировать и с точки зрения психологии.
Немаловажной является роль мифологии и в становление литературы. Это, как пишет Шеллинг, объясняется тем, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства... Она есть ... почва, на которой только и могут ... произрастать произведения искусства» [Шеллинг, 1966: 105]. Соответственно, между мифологией и литературой устанавливается не только генетическая связь - «через сказку и народный эпос, - но и по типу отражения действительности (содержательная образность)» [Аверинцев, 1987: 223].
Существенные изменения в характере мифа, как отмечают А.В. Гулыга, Б. Малиновский, К. Хюбнер, происходят в XX веке. Он начинает восприниматься не как форма знания, а как побуждение к действию. Вследствие этого в литературе Новейшего времени выделяют три основных варианта функционирования мифа: переложение мифа в литературное произведение («Иосиф и его братья» Т. Манн), наполнение сюжета известного мифа новым идейным содержанием («Улисс» Дж. Джойс, «Кентавр» Дж. Апдайк), создание собственной мифологической реальности (Дж.Р.Р. Толкин) [Полякова, Казакова, 2012: 186].
Особое место в мировой литературе занимают античные сюжеты. Так, например, цикл мифов о Троянской войне привлекал внимание многих писателей, принадлежащих к разным эпохам и литературным направлениям. Этот цикл получил множество интерпретаций ещё в эпоху Античности. События, воспетые Гомером, нашли своё отражение в следующих произведениях: Ликофрон «Александра», Катулл «Свадьба Пелея и Фетиды», Квинт Смирнский «О событиях после Гомера», Иосиф Исканский «О Троянской войне», Бенуа де Сент-Мор «Роман о Трое», Гвидо де Колумна «О разрушение Трои».
Писатели Нового времени, следуя классическим образцам, находят в сказаниях о подвигах античных героев неиссякаемый источник творческого вдохновения. В XX веке интерес к данной теме во многом был обусловлен эпохой: напряженное время перед двумя крупными войнами, фашистская идеология, захватническая политика Германии. Обращаясь к мифологическим сюжетам, писатели пытаются найти ответы на вопросы своего времени: «Произведения классики воспринимаются не как модель или образец, а как своеобразный «банк идей», плодотворно «работающий» в условиях современности» [Шарыпина, 1998: 342].
Одним из первых драматургов XX века, рассмотревших мифологический сюжет вкупе с современной эпохой, был Жан Кокто. Создавая драму «Антигона», автор высказал интересное суждение, что «он хотел оживить древний шедевр, «разгладить на нем морщинки», привнести в «Антигону» ритм современности» [История западноевропейского театра, 1985: 63]. Эти слова справедливы и по отношению к другим «античным» драмам Кокто - «Эдип-царь», «Орфей». Обращаясь к мифологическим сюжетам и образам, Ж. Кокто заложил традиции рецепции мифа в литературе XX века, предопределив новые пути его интерпретации, по которым будут следовать писатели 30 - 40-х гг., например Ж. Ануй и Ж. Жироду [История западноевропейского театра, 1985: 65].
В Германии интерес к мифу еще до Второй мировой войны возродили писатели-экспрессионисты. Во второй половине века литературный мифологизм становится одним из способов осмысления не только прошлого, но и будущего. Размышляя об истоках и последствиях нацизма, «писатели, художники, деятели культуры начинают обращаться к историческим аналогиям, вековому опыту человечества, заложенному в мифах» [Шарыпина, 1998: 345]. Как замечает Т.А. Шарыпина, античный код в немецкой литературе XX века выступает в «роли своеобразного, вечного этико-эстетического критерия» [Шарыпина, 2014: 190].
Используя классический сюжет, писатели Новейшего времени переосмысляют его нравственно-философскую основу. Модернизация мифа проявляется в стремлении рассмотреть поведение героев с позиции психологизма. Интересны не только самоотверженные поступки героев, батальные сцены, но и сфера любви, эмоций. Именно поэтому женские образы начинают играть более весомую роль, выходят на первый план.
Из всех античных героинь Елена вызывает самые противоречивые характеристики. Ее обольстительная красота невольно заставляет восхищаться героиней и преклоняться перед ней. Но вместе с тем такой красоте свойственна не созидательная, а разрушительная сила. Так, образ Елены ещё в Античности становится амбивалентным. Вследствие этого существуют разные оценки поведения спартанской царицы, ее роли в развязывании кровопролитной Троянской войны, соответственно,
формируются разные линии в интерпретации образа, которые находят своё развитие и в литературе XX века.
В отечественном и зарубежном литературоведении был сделан ряд попыток определить специфику образа Елены. Исследователи обращают внимание на двойственность, противоречивость и неоднозначность образа в литературе Античности. Г.А. Жерновая отмечает мотив измены, сопровождаемый наказанием, который встречаем в трагедии Эсхила «Агамемнон» [Жерновая, 2010: 52]. По мнению А. Дойла, прототипом Эсхиловской красавицы является Пандора Г есиода: «Елена Эсхила резонирует с Пандорой Гесиода, архетипическая красота которой ничего не приносит, кроме гибели смертным мужчинам» [Doyle, 2009: 25]. Ученый рассматривает двух героинь как предвестниц конца героического века; как объекты, копии и призраки, как мертвых невест, и как средства и инструменты [Doyle, 2009: 11].
В трагедии Еврипида «Елена» красавица предстает верной супругой, сохранившей свою честь женой [Ярхо, 1999]. Интересна интерпретация образа Елены в произведении Еоргия, о которой пишет Р.Б. Еаланин: «Похвала Елене» является похвальной вовсе не Елене, но риторическому искусству ...Елена в этой речи предстает как бездеятельное, аффицируемое логосом существо, от которого ничего не зависит» [Еаланин, 2010: 125].
Анализируется рецепция образа Елены Прекрасной и в литературе Нового и Новейшего времени. Так, например, А. Рэдукану рассматривает произведения У. Шекспира «Троил и Крессида», «Обесчещенная Лукреция» и К. Марло «Трагическая история жизни и смерти Доктора Фауста». Исследовательница обращается к анти-гомеровской версии изображения красавицы, которую называет «древней традицией призрачной Елены» («the ancient Helen ghost tradition») [Raducanu, 2014: 22]. По мнению А. Рэдукану, для писателей призрак красавицы является угрозой, явлением смерти, привидением, вернувшимся мертвецом призрачного существования, двойником, демоном и суккубом [Raducanu, 2014:35].
Особое значение имеют работы Т.А. Шарыпиной («Восприятие античности в литературном сознании Германии XX в. (троянский цикл мифов)»; «Игровые формы воздействия на зрителя в театре Германии второй половины XX века»; «Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии И.В. Гёте «Фауст» и мифологической опере Еуго фон Еофмансталя
Исследовательница анализирует трагедию И.Ф. Еёте «Фауст», оперу Еуго фон Еофмансталя «Египетская Елена», радиопьесу В. Хильдесхаймера «Жертва Елены» и оперетту П. Хакса «Прекрасная Елена».
Для И.В. Гёте, как замечает Т.А. Шарыпина, Елена является художественным символом, воплощением высшей красоты, совершенства, стремление к которому облагораживает человека. Именно поэтому спартанская царица не подвластна человеческому суду.
Елена Гуго фон Еофмансталя проявляет безразличие, пассивность к происходящим событиям. «Она как бы живет в ином моральном измерении <...> «по ту сторону добра и зла» [Шарыпина, 2013: 164]. Писатель сосредотачивает свое внимание на проблеме самосознания вернувшегося с войны человека (образ Менелая).
Специфика образа Елены, как отмечает Т.А. Шарыпина, в радиопьесе В. Хильдесхаймера приближена к гётевской трактовке образа: и святая, и грешная одновременно: «Перед нами то современная женщина, озабоченная вечными женскими проблемами, то трогательная в своей наивности идеалистка» [Шарыпина, 2015: 309].
Иной взгляд на образ Елены Хильдесхаймера представлен в работе П.И. Ковалевой («Типологические черты советской радиодраматургии 1970-х годов»): «... наивность и скромность прекрасной Елены напрочь отсутствуют» [Ковалева, 2015: 73]. Исследовательница называет красавицу «легкомысленной кокеткой, умело плетущей интриги и наслаждающейся жизнью без оглядки на окружающих» [Ковалева, 2015: 73].
Создавая своё произведение, П. Хакс соединяет мифологический сюжет с игровой стихией «бульвара»: оперетта написана в форме травестии. Выбор данного жанра раскрывает специфику образов героев: «Елена превращается в «кокотку», легкомысленную «дочь птицы», а место жрецов, богов и героев занимают «бульвардисты», денди и поэты» [Шарыпина, 2015: 310].
Создавая образ спартанской царицы, бельгийский писатель Эмиль Верхарн пытается показать целостность и гармоничность подлинной красоты: внешней и внутренней. Как замечает И.Д. Шкунаева, когда красота отделяется от духа, образ героини словно расщепляется: «Красота Елены - это другая, вторая и главная Елена, диктующая свою волю Человеку и Царице Елене» [Шкунаева, 1973: 220]. Эта идея разрыва «между красотой и разумом, красотой и духом» раскрывается в статье Н. Кинкулькиной «Первая постановка «Елены Спартанской». Так, по мнению исследовательницы, Э. Верхарн ставит проблему XX века - «утрату целостного, гармонического восприятия мира» [Кинкулькина, 1983: 88].
В лирическом фарсе П. Клоделя «Протей», как пишет В.П. Кузьмина, Елена самодовольна и легкомысленна [Кузьмина, 1981: 299]. По мнению И.А. Некрасовой, супруга Менелая является «болтливой простушкой» [Некрасова, 2007: 48].
Образ равнодушной красавицы, замечает А. Михайлов, рисует в своей драме Ж. Жироду («Троянской войны не будет»): «В этой ослепительно прекрасной гречанке нет доброты, нежности, тепла. Нет в ней даже простой чувственности» [Михайлов, 1981: 23]. По мнению О.Е. Лю дининой, «... идеал женской красоты и воплощение непостижимости женской любви, создаваемый в "Илиаде", сменяется весьма тривиальным образом бессердечной кокетки, губительницы чистых душ» [Лю динина, 2004: 311].
Обращаясь к традиционному сюжету, К. Варналис «не просто переосмысливает мифологический материал, а буквально «выворачивает его наизнанку»: появляются антигерои, антиситуации и даже антимораль!» [Соколюк, 1983: 6]. Елена в таком контексте предстает «похотливой» женщиной, стремящейся удовлетворить свои желания [Соколюк, 1983: 6].
Для К. Вольф (повесть «Кассандра»), по мнению Т.Ш. Саид- Батталовой, Елена становится символом родины. Еоворя о двойственности образа, писательница ставит один из важных вопросов: где на самом деле была спартанская царица? В итоге К. Вольф приходит к выводу, что Елены не было в Трое. Мнимое похищение красавицы было использовано для развязывания Троянской войны: грекам нужна богатая добыча, а троянцам необходимо разжечь воинственное настроение своего народа [Саид- Батталова, 2005: 87].
Таким образом, несмотря на широкий корпус исследований, посвященных вопросам художественной рецепции сюжетов Троянского цикла, проблема трансформации образа Елены Прекрасной затронута в них лишь поверхностно, в рамках мотивного анализа отдельных произведений. На сегодняшний день в отечественной науке нет глубокого комплексного исследования, которое представило бы эволюцию образа героини от Античности до современности, что определяет научную новизну темы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена устойчивым интересом современного литературоведения к проблемам рецепции классических сюжетов в литературе Новой и Новейшей эпох.
Цель: исследовать особенности рецепции образа Елены Прекрасной в литературе Новейшего времени.
Задачи:
1) рассмотреть проблему художественного восприятия и обозначить основные виды рецепции;
2) выявить особенности восприятия античного мифа в художественно-эстетических исканиях писателей Нового и Новейшего времени;
3) исследовать эволюцию рецепции образа Елены Прекрасной в литературе XX века, обратившись к контексту мировой литературной традиции;
4) проанализировать мотивный комплекс героини в художественных произведениях.
Объектом исследования является образ Елены Прекрасной.
Предмет - художественная рецепция образа Елены Прекрасной в европейской литературе XX века.
Материалом послужили следующие тексты: Гомер «Илиада», Эсхил «Агамемнон», Горгий «Похвала Елене», Еврипид «Троянки», «Елена», «Орест», Еёте «Фауст», Э. Верхарн «Елена Спартанская», П. Клодель «Протей», Ж. Жироду «Троянской войны не будет», В. Хильдесхаймер «Жертва Елены», К. Вольф «Кассандра».
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные проблеме освоения классического наследия, его влияния на писателей разных эпох, взаимодействия традиций и новаторства. Данные вопросы рассматривали такие учёные, как А.А. Аникст, В.Ф. Асмус, НЯ. Берковский, А.В. Карельский, А.В. Михайлов, А.А. Фёдоров,И.В. Карташова, Н.С. Павлов. К теории мифа обращались А.А. Потебня,А.Н. Веселовский, А.М. Золотарёв, С.А. Токарев.Поэтика мотива интересовала таких исследователей, как ВЯ. Пропп, Б.В. Томашевский, М.М. Бахтин, Б.М. Еаспаров, О.М. Фрейденберг, Б.Н. Путилов,Н.Д. Тамарченко И.В. Силантьев.
Методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, метод мотивного анализа, рецептивный метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена истокам рецептивной эстетики, проблеме художественной коммуникации в рамках данной теории. Рассматривается типология рецепции, в частности, виды «креативной рецепции», представленные в работах Е.В. Абрамовских. Анализируется рецепция образа Елены Прекрасной в эпоху Античности и Просвещения. Во второй главе рассматривается эволюция рецепции образа Елены в литературе XX века, способы модернизации античного материала.
Апробация работы: Участие в конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» (15.04.2016 - 25.04.2016). Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (25.04.2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев особенности рецепции образа Елены Прекрасной в литературе XX века, можно сделать следующие выводы:
К проблеме восприятия (рецепции) обращались многие исследователи разных школ и направлений. Но должное внимание данному вопросу было уделено теоретиками рецептивной эстетики, которая сформировалась во второй половине XX века. Рецептивная теория актуализирует фигуру читателя. Реципиент рассматривается как соучастник, сотворец в создании смысла художественного произведения. В процессе взаимодействия между читателем и текстом формируется онтологический статус произведения, конструируются ценности художественного замысла. Появляется интерес ученых к возможной классификации рецепции. Один из оригинальных типов рецепции был предложен Е.В. Абрамовских. «Креативную рецепцию» исследовательница рассматривает как художественный диалог между двумя писателями, один из которых завершает незаконченный текст своего предшественника. Писатель-реципиент реконструирует авторский замысел, раскрывает сюжет, используя новый исторический материал.
Самым неоднозначным и противоречивым образом Троянского цикла мифов является образ Елены Прекрасной. Спартанская царица невероятно красива, но ее красота обладает не созидательной, а разрушительной силой. Героиня и восхищает, и вызывает ненависть, она виновница войны и, одновременно, жертва. Именно поэтому античные авторы (Гомер, Горгий, Эсхил, Еврипид) наделяют Елену как отрицательными, так и положительными качествами.
По-разному драматургами осмысляется проблема виновности / невиновности Елены в развязывании кровавых событий. Так, Эсхил доказывает вину героини, а софист Горгий приводит несколько аргументов, которые оправдывают ее. Под пером Гомера и Еврипида изображены «истинные» виновники в развязывании кровопролитных событий - боги, для которых похищение Елены лишь средство подтолкнуть греков к войне.
Еще в Античности появляется нетрадиционная версия классического сюжета, представленная в поэме Стесихора «Палинодия»: сохраняя свою верность Менелаю, Елена на протяжении всей войны жила в Египте. В Трою был увезен ее призрак из эфира.
Таким образом, в эпоху Античности формируется мотивный комплекс героини, который найдет свое воплощение и в литературе последующих эпох: мотив красоты, неверности (любвеобильности), мотив двойника, мотив вины.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа Спартанской царицы представлена в эпоху Просвещения в трагедии И.В. Гёте «Фауст». Гётевская Елена становится воплощенным символом нетленной красоты и высокого искусства, а, следовательно, поступки героини не подвергаются этической оценке.
Интерес к Троянским событиям в литературе XX века был обусловлен самой эпохой: распространение фашистской идеологии, захватническая политика Германии, две крупные Мировые войны. Обращаясь к известному мифологическому сюжету, писатели пытаются осветить актуальные проблемы и вопросы современности, когда меняется взгляд на войну, на подлинный героизм. Художники рассматривают проблему манипуляции общественным сознанием, утраты гармоничного восприятия мира. Поднимают вопрос об истинной природе человека, об ответственности каждого перед своим народом, своей страной. Писатели переосмысляют нравственно-философскую основу древнего предания и раскрывают процесс создания идеологических мифов.
Художники модернизируют Троянский сюжет, психологически мотивируя поведение героев, уделяя значительное внимание сфере чувств. Усложняется восприятие образа Елены и ее роли в развязывании войны.
Сохраняя мотивный комплекс героини, писатели пытаются по-новому раскрыть образ красавицы. Так, героиня выполняет активную роль, наделяется ярко выраженным деятельным началом, способностью к анализу, к рефлексии. Ее поведение не подвергается осмыслению с точки зрения морали.
Трагический образ Елены, воплощающий совершенную красоту, представлен в пьесе Э. Верхарна «Елена Спартанская». Его героиня эволюционирует, приобретая новые, привлекательные черты, меняя свои предпочтения. Но герои, испытывая к красавице лишь страстное влечение, не способны оценить «преображения» Елены. Спартанская царица оказывается одинокой и становится жертвой собственной красоты, магия которой у самой героини вызывает страх и опасение.
П. Клодель («Протей») развенчивает классический сюжет о призраке Елены, используемый авторами как возможность оправдать красавицу. В мире лжи, лицемерия и обмана Елена предстает гордой, безжалостной, меркантильной царицей.
Подобное изображение встречаем и в драме Ж. Жироду «Троянской войны не будет». Елена не способна испытывать жалость, вину. Ее обольстительная красота легко соседствует с духовной пустотой. Однако героиня Жироду умна, рассудительна. Елена осознает, что является игрушкой в руках политиков. Именно поэтому она проявляет пассивность и безразличие, тем самым бросая вызов миру мужчин-дельцов.
Свою героиню В. Хильдесхаймер («Жертва Елены») наделяет ярко выраженным деятельным началом. Елена доступными ей способами пытается предотвратить кровопролитие, разрушив эгоистические планы своего супруга. Но красавица становится жертвой политической интриги, общественных предрассудков, что встречаем и в повести К. Вольф «Кассандра». Писательница обличает и спартанцев, и троянцев, которые проявляют непреодолимое желание развязать войну.
При разной оценке нравственных качеств героини и ее поступков общим для авторов XX века является стремление осмыслить причины войны. Снимая божественный план в трактовке событий, писатели перекладывают ответственность за кровопролитие на алчных и честолюбивых правителей, использующих похищение Елены как благовидный повод к войне. В этом контексте героиня предстает «орудием» в руках не богов, а самих людей, жертвой политических интриг.



1. Верхарн Э. Елена Спартанская / пер. В. Брюсова. М., 1909. 92с.
2. Вольф К. Кассандра [Электронный ресурс] 2001. URL:
http://rovallib.com/book/volf krista/kassandra.html (дата обращения: 25.02.2015) .
3. Гёте И.В. Фауст. М.: Худож. лит., 1969. 520с.
4. Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М., 1987. 375 с.
5. Горгий. Похвала Елене [Электронный ресурс] URL: http://kogni.narod.ru/rit21.htm (дата обращения: 20.02.2015).
6. Еврипид. Трагедии: в 2 т. [Электронный ресурс]. М.: Наука: Ладомир, 1999. Т. 1. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid1 9.txt (дата обращения: 17.02.2015).
7. Еврипид. Трагедии: в 2 т. М.: Худож. лит., 1969. Т. 2. 718 с.
8. Жироду Ж. Пьесы / пер. с фр. А.Д. Михайлова. М., 1981. 648 с.
9. Клодель П. Протей / пер. А.Г. Мовшенсона. М., 1923. 64 с.
10. Эсхил. Трагедии / пер. В. Иванова. М.: Наука, 1989. 589 с.
11. Hildesheimer W. Das Opfer Helena // Das Opfer Helena / Monolog. Zwei Horspiele. Frankfurt am Main. 1965. C. 7-72.
Научная литература
12. Абрамовских E.B. «Возможный» сюжет в произведениях нон-финито: рецептивный аспект // Новый филологический вестник. 2006. № 2 (3). С. 206-210.
13. Абрамовских Е.В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема: на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08. М., 2007. 453 с.
14. Абрамовских Е.В. Роман Ингарден как основоположник рецептивной эстетики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. С. 414-416.
15. Абрамовских Е.В. Функционирование категории «non-finito» в литературе и кино [Электронный ресурс]. 2016 С. 25-36. URL.: https://digilib.phil.muni.ez/bitstream/handle/11222.digilib/136035/2 OperaSlavica
26-2016-3 5.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.05.2017).
16. Абрамовских Е.В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема (на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина): автореф. дис. ... д-ра филол. наук:
10.01.8. М., 2007. 44 с.
17. Абрамовских. Е.В. Рецептивные стратегии текста non-finito // Вестник ЮУрЕУ. 2007. № 8 (80). С. 56-60.
18. Абрамовских. Е.В. Типология креативной рецепции
незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А.С. Пушкина) // Вестник ОЕУ. 2007. №5. С. 57-64.
19. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979. С. 5-40.
20. Аверинцев С.С., Эпштейн М.Н. Мифы // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 222-225.
21. АникстА.А. «Фауст» Еёте: лит. коммент. М.: Просвещение, 1979. 240 с.
22. Аникст А.А. Творческий путь Еёте. М.: Худож. лит., 1986. 544 с.
23. Анненский И.Ф. Орестея // История античной драмы: курс лекций. СПб.: Еиперион, 2003. С. 230-246.
24. Бахтин М.М. Ереческий роман // Литературно-критические очерки. М., 1986. С. 123-148.
25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный
ресурс] М., 1979. URL.: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic (дата обращения: 10.05.2017).
26. Белинский ВТ. Статьи и рецензии 1841 года // Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1953 - 1959. Т. 4. 1954. С. 408-601.
27. Брюсов В.Я. В гостях у Верхарна. Из записной книжки // Дневники. Автобиографическая проза. Письма / сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М.: ОЛМА - ПРЕСС Звездный мир, 2002. С. 250-259.
28. Веселовский А.Н. Поэтика мотивов // Историческая поэтика. М.,С. 300-306.
29. Е аланин Р.Б. Соотношение логоса, бытия и истины в трактате Еоргия «Похвала Елене» // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. № 4. С. 123-127.
30. Еаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., 1994. С. 28-82.
31. Еегель Е.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М., 1968. Т.1. 309 с.
32. Еолосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 248 с.
33. Ерабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в
западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. 318 с.
34. Денисман Т.Е., Эфрос Н.Д. Переписка с Эмилем Верхарном 1906 - 1914 // Литературное наследие. М., 1976. Т.58. С. 546-621.
35. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс, 1979. 318 с.
36. Жерновая Е.А. Кассандра в системе характеров трагедии Эсхила «Агамемнон» // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусства.
2010. № 11. С. 42-56.
37. Загидуллина М.В. Ранние статьи Еоголя о Пушкине: к вопросу о «внутрицеховой» рецепции // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2004. №1. С. 34-41.
38. Зоркая Н. Ханс Роберт Яусс. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-39.
39. Иглтон Т. Теория литературы / пер. Е. Бучкиной, под ред. М. Маяцкого, Д. Субботина. М., 2010. 295 с.
40. Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польского А. Ермилова, Б. Федорова. М., 1962. 570 с.
41. История западноевропейского театра: в 8 т. М., 1985. Т. 7. 535 с.
42. Камышников Р.В., Чалая Е.В. Рецептивная эстетика в качестве инструмента анализа произведений британских поэтов Первой мировой войны // В1сник СевНТУ. 2012. № 126. С. 118-121.
43. Кинкулькина Н. Первая постановка «Елены Спартанской» // Русская классика и мировой театральный процесс: межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. А.А. Якубовский. М., 1983. С. 86-99.
44. Ковалева П.И. Типологические черты советской
радиодраматургии 1970-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 01. Екатеринбург, 2015. 201 с.
45. Ковылкин А.Н. Вопросы рецептивной эстетики // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 153-157.
46. Коган М.А. и др. Мифологический словарь. М., 1965. 299 с.
47. Кожанова В.Ю. Концепты рецептивной эстетики в
интепретативной парадигме медиатекста // Вестник московского ун-та.2012.№ 5. С. 97-107.
48. Константинова. А.В. Рецепция поэзии Теда Хьюза в Еермании (на примере сборника «Ворон»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2009. 23 с.
49. Кузьмина В.П. Французская комедия 20 - 30-х годов XX века (П. Клодель, Ж. Кокто, Ж. Ануй) // Писатели и жизнь: сб. ист.-лит., теор. и крит. ст. / под ред. С.Д. Артаманова. М., 1981. С. 284-302.
50. Левакин Н.Н. Художественная рецепция как
литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) // Известия ПГЛУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 308-310.
51. Летина Н.Н. Теоретические основания рецепции в
провинциальном искусстве // Регионология. 2008. № 3. С.295-302.
52. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 415 с.
53. Луцевич Л.Ф. Авторецепция как попытка формирования литературной рецепции в «Авторской исповеди» Николая Г оголя [Электронный ресурс]. URL: http://domgogolya.rU/science/researches/1104 (дата обращения: 15.08.2015).
54. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей / под. ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта [Электронный ресурс]. 1914. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/215 (дата обращения: 10.05.2015).
55. Людинина О.Е. Генезис и эволюция французской
мифологической драмы первой половины XX века: дис. ... д-ра филол. наук:
10. 01. 03. М., 2004. 442 с.
56. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000. 406 с.
57. Мельникова Е.Е. Понятие рецепции: современные
исследовательские подходы к анализу текстов культуры // Ярославский пед. вестник. 2012. № 3. С. 239-242.
58. Мережинская. А.Ю. Диалог с классикой: интерпретация наследия А.П. Чехова и авторецепция в русской драматургии 1900 - 2000-х годов // Русская литература. Исследования. 2010. Вып. 14. С. 4-34.
59. Мифологический словарь / сост. И.Н. Лосев, Н.С. Капустин,
О.Т. Кирсанова, В.Е. Тахтамышев. Ростов н/Дону, 1997. 576 с.
60. Михайлов А.Д. Путь Жироду - драматурга // Жан Жироду. Пьесы. М.: Искусство, 1981.С. 3-30.
61. Некрасова И.А. Жанр лирического фарса во французской католической драматургии XX века: с приложением пьес Поля Клоделя «Протей», «Медведь и Луна». СПб., 2007. 192 с.
62. Некрасова И.А. Поль Клодель и европейская сцена XX века. СПб., 2009. 460 с.
63. Ощепков А.Р., Луков В.А. Русская рецепция Марселя Пруста // Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс] http://www.zpu- ioumal.ru/e-zpu/2008/5/Qshchepkov&Lukov (дата обращения: 15.08.2015).
64. Палиевская Д.М. Эволюция театра абсурда в послевоенной литературе ФРГ: автореф. дне. ... канд-та филол. наук: 10.01.05. М., 1993. 31 с.
65. Полякова О.Л., Казакова И.Б. Литературный миф Нового времени: опыт структурирования у И.В. Гёте и Дж. Китса // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 185-190.
66. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2003. 144 с.
67. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент //
Типологические исследования по фольклору: сб. науч. ст. памяти В.Я. Проппа (1895 - 1970). М., 1975. С. 141-155.
68. Сабашникова А.А. Драматургия Поля Клоделя периода 1905 - 1924: проблема жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. М., 1989. 174 с.
69. Саид-Батталова Т.Ш. Криста Вольф. «Кассандра» - миф и реальность. К проблеме традиции // Вестник ВЭГУ. 2005. № 2. С. 83-89.
70. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. 296 с.
71. Словарь: Античные писатели [Электронный ресурс]. СПб.: Лань, 1999. URL: http ://ancientrome. ru/dictio/article. htm (дата обращения: 25.05.2015)
72. Современный словарь-справочник: Античный мир / сост.: М. И.
Умнов [Электронный ресурс]. М.: Олимп: ACT, 2000. URL:
http://antiquites.academic.ru/1831 (дата обращения: 25.05.2015).
73. Соколюк В. Пенелопа в зеркале сатиры // К. Варналис. Дневник Пенелопы. М.: Известия, 1983. С. 5-12.
74. Стеблин-Каменский М.И. Миф [Электронный ресурс]. Л.: Наука,
1976. URL: http://norse.ulver.com/articles/steblink/myth/index.html (дата
обращения: 27.03.2015).
75. Тамарченко Н.Д. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема // Теория литературы: в 2 т. Теоретическая поэтика. М., 2004. Т.1. С. 193-205.
76. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 304 с.
77. Теории, школы, концепции (критические анализы).
Художественная рецепция и герменевтика / ответ. ред. Ю.Б. Борев. М.: Наука, 1985. 287 с.
78. Томашевский Б.В. Тематика // Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / вст. ст. Н.Д. Тамарченко. М., 1999. С. 176-199.
79. Фрейденберг О.М. Мотивы // Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 221-222.
80. Фрумкин К.Г. Соблазнитель. Размышление о вечном образе //
Нева [Электронный ресурс]. 2013. № 13. URL.:
http://magazines.russ.ru/neva/2013/5/fr17-pr.html (дата обращения: 21.10.2016).
81. Хренов H.A., Мигунов А.С. Очерки эстетики и теории искусства. М., 2013. С. 380-400.
82. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
83. Цветкова М.В. Возможности рецептивного подхода в рамках компаративистского исследования // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2010. Т. 2. № 3. С. 8-12.
84. Цурганова Е.А. Западное литературоведение XX века:Энциклопедия. М.: Intrada, 2004. С. 350.
85. Шарыпина Т.А. Античные коды в немецком философско-эстетическом и литературном сознании XX века // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (3). С. 186-192.
86. Шарыпина Т.А. Восприятие античности в литературном сознании Германии XX в. (троянский цикл мифов): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.05. М., 1998. 532 с.
87. Шарыпина Т.А. Игровые формы воздействия на зрителя в театре Г ермании второй половины XX века // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №1. С. 304-311.
88. Шарыпина Т.А. Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии Гёте «Фауст» и мифологической опере Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена» (к проблеме творческих схождений) // Российский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 159-167.
89. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
90. ШкунаеваИ.Д. Елена Спартанская // Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. С. 219-222.
91. Щеглов Г.В., Арчер В. Мифологический словарь [Электронный ресурс]. 2006. URL.: http://mythology.academic.ru/1235 (дата обращения:18.11.2015) .
92. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010.251 с.
93. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc myphology/317 (дата обращения: 18.11.2015).
94. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://symbols logos.academic.ru/568 (дата обращения: 20.03.2016).
95. Эсслин М. Театр абсурда [Электронный ресурс]. URL:
http://teatr-lib.ru/Library/Esslin/absurd/# Toc398482385 (дата обращения: 07.11.2015) .
96. Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии [Электронный ресурс]. 1999. URL:
http://www.lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid0 1 .txt (дата обращения:
18.05.2015) .
97. Ярхо В.Н. Миф об Оресте и Электре в западногерманской литературе XVIII - XX вв. [Электронный ресурс]. URL.:
http://simposium.ru/ru/node/9743 (дата обращения: 04.01.2017).
98. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение / пер. с нем., вст. ст. Н. Зоркой. 1995. № 12. С. 34-84.
99. Doyle A. Aeschylus’ Pandora - Helen in the Agamemnon
[Электронный ресурс]. 2009. С. 11-27.
http://akroterion.journals.ac.za/pub/article/view/24 (дата обращения: 05.01.2017).
100. Raducanu A. The ghost tradition: Helen of Troy in the Elizabethan
era. [Электронный ресурс]. 2014. С. 22-36. URL: https://www.degruyter.com /view/j /genst.2014.13.issue-1/genst-2015-0002/genst-2015-0002.xml (дата обращения: 05.01.2017).
101. Theis O.F. Emile Verhaeren // The North American Review. 1913. Vol. 198. No. 694. P. 354-364.
102. Turquet-Milnes G. Verhaeren // Some Modern Belgian Writers. A Critical Study. New York, 1917. P. 68-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ