Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Работа №184906

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
1 Теоретические основы бизнес-моделей 10
1.1 Существующие концепции бизнес-моделей 10
1.2 Эволюция бизнес-моделей в менеджменте 18
1.3 Разработка и внедрение новых бизнес-моделей 23
2 Цифровая трансформация бизнеса 32
2.1 Цифровая трансформация: содержание и сложившиеся практики 32
2.2 Цифровые платформы как основной элемент новых бизнес-моделей 43
2.3 Формирование цифровых экосистем в рамках бизнес-моделей 52
3 Цифровая трансформация АО «Почта России» 63
3.1 Характеристика деятельности АО «Почта России» 63
3.2 Стратегия создания новой бизнес-модели: ИТ-компании 72
3.3 Совершенствование бизнес-процессов компании 78
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 89

Положение любой компании во многом определяется тем, насколько оперативно она сможет отреагировать на глобальные тренды - устойчиво развивающиеся тенденции в политике, экономике, науке, технологиях, обществе. Современным организациям нужна бизнес-модель, которая позволит быстро и эффективно получать, обрабатывать информацию для принятия своевременных управленческих решений и реализации стратегического видения.
Бизнес-среда находится на пороге фундаментальной цифровой трансформации. Изменение цепочек создания добавленной стоимости, переход от экономики знаний к экономике действий, замена умными технологиями не только рутинного труда, но и высококвалифицированных специалистов.
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что смена парадигмы менеджмента, обусловленная совершенно другим миром бизнеса, темпом и содержанием перемен, образом жизни и поведением людей, другими проблемами, потребностями, технологиями и инструментами решения этих проблем и удовлетворения потребностей, требует существенного переосмысления, нового взгляда на деятельность компаний и их развитие, которое определяется жесткой конкурентной борьбой в глобальном пространстве. Для того чтобы они обладали значительной степенью конкурентноспособности, реализовывали свои цели и задачи, развивались, им необходимо все свои стратегические цели и оперативные решения направлять на формирование и наращивание конкурентных преимуществ, что предопределяет формирование новых бизнес-моделей.
Объект исследования связан с процессом трансформации бизнес-моделей предпринимательских структур.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе цифровой трансформации бизнес-моделей.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретико-прикладное исследование трансформации бизнес-моделей в условиях цифровизации и анализ формирования ИТ-компании на примере деятельности АО «Почта России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть существующие подходы к формированию и эволюции бизнес-моделей.
2. Выявить основные направления и сложившиеся практики цифровой
трансформации бизнес-моделей.
3. Проанализировать деятельность компании АО «Почта России» и предложить направления по совершенствованию ее бизнес-модели.
Информационной базой для сбора и обработки материала послужили статьи российских исследователей, данные с аккредитованных новостных порталов, учебная и методическая литература зарубежных и отечественных специалистов в области формирования и регулирования бизнес-моделей организаций в условиях цифровизации, информация, полученная из открытых источников сети Интернет, в том числе официальные сайты зарубежных и российских компаний. Большое внимание было уделено анализу статистических данных и деятельности компаний в условиях цифровизации на основе корпоративных сайтов, финансовой и нефинансовой отчетности.
Основные методы исследования - обобщение, систематизация, анализ, включая анализ литературных источников, синтез, классификация информации, сравнительный анализ лучших практик, описание и сравнение методов трансформации бизнес-моделей.
Структура работы состоит из трёх глав, введения и заключения, в котором отражены основные этапы работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровая среда формирует новые рынки и новые продукты, влияя на подходы к созданию потребительской ценности. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятиям необходимо стратегически оценивать новые цифровые возможности, понимать ключевые факторы внутренней и внешней среды, определяющие успешность процессов цифровой трансформации, и формализовать имеющиеся знания в новые источники прибыли.
В работе даются подходы к определению понятия бизнес-модели. Наиболее ёмким и подходящим является определение Ч.Ким, которое заключается в том, что бизнес-модель представляет собой кривую ценности, которая отражает, каким образом компания будет удовлетворять потребности потребителя по разным критериям.
Раскрыты существующие подходы к формированию и эволюции бизнес-моделей.
В работе была дана классификация основных цифровых технологий, которая носит прикладной характер для предприятий при реализации ЦТр и позволяет выбрать необходимый набор технологий в зависимости от решаемых задач. Дано описание трансформирующей роли основных цифровых технологии, которые обладают сквозным эффектом (5G, Интернет вещей,В1дИа1а, Цифровые двойники).
Выявлены основные направления и сложившиеся практики цифровой трансформации бизнес-моделей.
Описаны основные направления, по которым может проводиться проект ЦТр на предприятии: трансформируя клиентский опыт; трансформация операционных процессов; трансформация бизнес-модели.
Проведен анализ и разработаны рекомендации по трансформации бизнес-модели в АО «Почта России». А именно:
- Перевод логистических процессов в онлайн с помощью IoT;
- Интеграция с платформами электронной торговли и онлайн магазинами;
- Цифровая трансформация портфеля услуг;
- Омниканальный клиентский фронт;
- Архитектура и инфраструктура;
- Операционная модель;
- Инновации и продуктовая фабрика;
- Цифровое клиентское ядро (создание единого клиентского профиля).
Проведен анализ тенденций и лучших практик в трансформации бизнес моделей в условиях цифровизации.
Выделенные рекомендации позволят усилить конкурентные преимущества, а также усовершенствовать работу организации, не отставая от тенденций и требований нынешнего времени. Трансформируя действующую бизнес-модель в цифровую платформу.
По результатам могут быть получены следующие выгоды: могут быть оптимизированы процессы закупок, транспортировки, управления запасами, складирования, управления финансами и персоналом. Дальнейшее внедрение инновационных цифровых инструментов будет способствовать успешному исполнению национальной программы «Цифровая экономика».
Закономерным продолжением развития цифровизации после образования цифровой платформы является создание цифровой экосистемы.
Цифровая трансформация бизнеса представляет собой, осознанный руководством фирмы процесс изменения ее менеджмента на основе внедрения технологий в бизнес. Драйверами такой трансформации являются изменяющиеся потребности клиентов, действия конкурентов, а также появление и распространение новых технологий.



1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
2. Александрова, Т. В. Цифровизация как современный тренд развития
менеджмента производственных организаций / Т. В. Александрова. — Текст : электронный//[Электронный ресурс]. - Режим доступа::
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-sovremennyy-trend-razvitiya- menedzhmenta-proizvodstvenny horganizatsiy???history =20&pfid=1 &sample= 26&ref=0 (дата обращения: 07.11.2021).
3. Алексеенко, О. А. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике / О. А. Алексеенко, И. В. Ильин // Информационное общество. - 2018. - № 2. - С. 25-28.
4. АО «Почта России» [Электронный ресурс] // официальный сайт - Электрон. дан. 2005 - 2022 АО «Почта России» - URL: https://www.pochta.ru/
5. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2018
6. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: Дис к.э.н.: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2015.
7. Бабаев А. Б. Разработка модели жизненного цикла информации в условиях «цифровой» экономики / А. Б. Бабаев, Т. Н. Егорушкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - С. 217- 225. - URL: http://ekoncept.ru/2019/194025.htm. (дата обращения: 09.11.2021).
8. Борисова О.А., Головацкий Н.Я., Колесникова С.В., Выпряжкина И.Б. и др. Современные проблемы регионального управления проектами: отраслевой аспект: коллективная монография. - М.: Издательство «Научный консультант», Москва, 2016. - 168 с.
9. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. С. 13.
10. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 316 с.
11. Веселовский М.Я. Совершенствование господдержки отечественных корпораций // Вопросы региональной экономики. 2012. № 2 (11). С. 78-82.
12. Веселовский М.Я., Никонорова А.В. Информационные технологии как платформа повышения эффективности инновационной экономики Аудит и финансовый анализ. 2016. №4, С. 432-435.
13. Веселовский М.Я., Федотов А.В., Вилисов В.Я., Меньшикова М.А., и др. Формирование конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях экономической нестабильности: коллективная монография / Под редакцией М.Я Веселовского, И.В. Кировой. Москва, 2017.
14. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 9. - с.1345-1358.
15. Гэри П. Хэмел: Менеджмент XXI века. Новые открытия/ Harward Business Review Россия, Октябрь 2019/ Электронное периодическое издание «Harvard Business Review Россия»
16. Дебелак Д. Бизнес-модели: Принципы создания процветающей
организации. - М: ИД «Гребенников», 2009. - 256 с.
17. Дейвенпорт Т., Уэстерман Д. (2018) Цифровой провал. Harvard Business Review Россия. URL: https:// hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p26701(дата обращения:
12.12.2021) .
18. Джонсон М., Кристенсен К., Кагерманн Х. Обновление бизнес-модели // Harvard Business Review. - 2009. - № 3. - С. 63.
19. Каплан Р. С., Нортон Д. П. (2003) Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес. 320 с.
20. Клейнер Г.Б., Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент — путь к менеджменту XXI века Российский журнал менеджмента 16 (2): 231- 252 (2018)
21. Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 12. - № 3. - С. 107-130.
22. Краснушкина Н. Российский бизнес затягивает с «цифрой». Мониторинг технологий / Н. Краснушкина // Коммерсантъ. - 2019. - 7 октб. (№182). - С. 2. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4117181?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm _ca mpaign=newsletter. школы экономики.
23. Кто будет править миром? // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. - 2019. - № 3. - С. 34-38. - URL: http://bit.samag.ru/archive/article/2134(дата обращения:
12.12.2021) ..
24. Кузнецов Н. В. Государственная программа «Цифровая экономика
Российской Федерации»: анализ готовности регионов / Н. В. Кузнецов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. - №1 (57). - URL:
ййр8://еее-гедюп.ги/агйс1е/5709/.(дата обращения: 12.12.2021).
25. Курчеева, Г. И. Информационные технологии в цифровой экономике: учебное пособие / Г. И. Курчеева, И. Н. Томилов. — Новосибирск : НГТУ, 2019 — 79с.
— ISBN 978-5- 7782-4037-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152240(дата обращения: 21.12.2021).
26. Лысенков, М. С. Влияние цифровых технологий на развитие предприятий /
М. С. Лысенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). - С. 243-244. - //[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/331/74027/(дата обращения: 06.12.2021).
27. Майоров, И. Г. Основы цифровой экономики: учебное пособие / И. Г. Майоров. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021 — 94 с. — Текст : электронный // Лань :электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176557(дата обращения: 01.12.2021).
28. Мамычев, А. Ю. Мир в цифровую эпоху: политика, право и экономика в
XXI веке: коллективная монография / А.Ю. Мамычев, Я.В. Гайворонская, Д.А. Петрова и др. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 216 с. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1088708(дата обращения: 01.03.2022).
29. Маркидес К. Новая модель бизнеса: Стратегии безболезненных инноваций.
- М.: Альпина Паблишер: Юрайт, 2010. - 304 с.
30. Номоконов В.П., Цифровая трансформация в СИБУРе // Презентация.
[Электронный ресурс]. URL:
https://drive.google.com/file/d/1X9u3DHLqOBhTsCNK2b3mOquom2ahz6x_/view (дата
обращения: 27.02.2022)
31. О концепции развития России до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - М., 2020.
32. О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: ФЗ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2020.
33. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р UL: h://govrr/do/28653/ (дата обращения: 16.03.2022)
34. Обзор стратегии 2020 - 2030 // Почта России. - 2020. - URL:
https://www.pochta.ru/documents/10231/6764792782/CTpaTerua+pa3BUTua+AO+«no4Ta+Pocсии»+2020-2030гг..рбГ/84а52д4е-78д1-448а-Ьдсд-с6Ь087Ь420са
35. Остервальдер А, Пинье И. Построение бизнес-моделей. - М: Альпина Паблишер, 2013. - 288 с.
36. Официальный сайт Менеджмент 3.0 URL: Й11р8://шападешеп130.сош(дата обращения: 15.12.2021)
37. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekono micheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_p lanovyy_period_2022_i_2023_godov.html (дата обращения 27.12.2021)
38. Пирогова, О. Е. Укрепление конкурентоспособности компаний сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода / О. Е. Пирогова, Т. М. Сморчкова // Перспективы науки. - 2018. - № 2 (101). - С. 77-81.
39. Плахотникова, М. А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях / М. А. Плахотникова, О. А. Крыжановская // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2017. - № 1(31). - С. 45¬50.
40. Портер М. (2005) Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 715 с.
41. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.04.2019, N 15 (часть III), ст. 1750.
42. Прохоров А., Коник Л. (2019) Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «Альянс Принт», 460 с.
43. Прохоров А., Цифровая трансформация в цифрах // Журнал «Открытые
системы. СУБД» №02, 2016. [Электронный ресурс] URL:
https://www.osp.ru/os/2016/02/13049319/(дата обращения: 08.03.2022)
44. Сатунин А. Цифровизация: Практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии / перевод с английского А. Сатунин. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 252 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/140522(дата обращения: 07.02.2022).
45. Скворцова М. А. Правовое регулирование цифровой экономики в России / М. А. Скворцова, А. А. Харагоргиев // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2019. - № 4. - С. 53-55. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37157361.
46. Слави Б. Цифровые платформы - новый тренд в корпоративной автоматизации / Б. Славин // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. - 2019. - № 2. - С. 12-15. - URL: http://bit.samag.ru/archive/article/2111.
47. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра?. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 432 с.
48. Стрекалова Н.Д. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2. - С. 133-137.
49. Стрекалова Н.Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 95-105.
50. Стратегия почты России // Почта России. - 2020. - URL:
https://www.pochta.ru/company/mission-and-strategy
51. Суртаева, О. С. Цифровизация в системе инновационных стратегий в
социально- экономической сфере и промышленном производстве : монография / О. С. Суртаева. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2021. - 154 с. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1232775(дата обращения: 05.02.2022).
52. Третьяк О.А., Климанов Д.Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. - 2016. - Т. 14. - № 1. - С. 115-130.
53. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
54. Указ Президента РФ от 07052018 № 20 (ред от 19072018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2020 года» - Документ предоставлен Консультант Плюс wwwolr (дата обращения: 16.03.2022).
55. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
56. Финансовый отчет // Почта России. - 2021. - URL:
https://www.pochta.ru/assets/IFRS_2021_raskrytie_0db7e67a21.pdf
57. Ховард Кинг, What is digital transformation? // Статья в интернет журнале
“The Стиагсйап”. 21.11.2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.theguardian.com/media- network/media-network-blog/2013/nov/21/digital-
transformation (дата обращения: 18.03.2022)
58. Хэмел Г. Во главе революции. - СПб: BestBusinessBooks, 2007. - 368 с.
59. Цифровая логистика Направление электронной коммерции АО «Почта
России» // Почта России. - 2020. - URL:
https://www.pochta.ru/documents/10231/0/Презентация_Цифровая+логистика.pdf/3f99362e-4ecc-41a6-ac7b -4b933e318ff5
60. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: доклады к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина. - Москва : ВШЭ, 2021. - 239 с.
61. Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.
62. Чесборо Г. Открытые бизнес-модели: IP - менеджмент. - М.: Поколение, 2008.- 352 с.
63. Adner R. 2017. Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy. Journal of Management 43 (1): 39-58.
64. Adner R., Kapoor R. 2016. Innovation ecosystems and the pace of substitution: Reexamining technology S-curves. Strategic Management Journal 37: 625-648.
65. Fabian Ludwig, Business Models enabled by Industrie 4.0 and Internet of Things // Дисеертация на соискание магистерской степени. ProQuest. 2016. - C. 40-42.
66. G. Gereffi, J. Humphrey, T. J. Sturgeon. The Governance of Global Value Chains//Review of International Political Economy. 2005. Том 12. Выпуск №1. C. 78-104.
67. Gliffy Online [Electronic resource] // Gliffy. - Mode of access: https://www.gliffy.com/products/online/
68. Hamel G., Prahalad K. Competing for the Future. - Boston: Harvard Business Review Press, 1996. - 384 p.
69. loT в России. Особенности и перспективы развития // БИТ. Бизнес &
Информационные технологии. - 2018. - № 4. - С. 14-25. - URL:
http://bit.samag.ru/archive/article/2004.
70. Karl Tauscher, Business Models in the Digital Economy: An Empirical Study of Digital Marketplaces. Изд. - Fraunhofer. - C. 9.
71. Linder J., Cantrell S. Changing Business Models: Surveying the Landscape [Electronic resource] // Shanghai University of Finance and Economics. - 2000. - Mode of access: http://course.shufe.edu.cn/jpkc/zhanlue/upfiles/edit/201002/20100224120954.pdf
72. О. Solvell, Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower, 2009.
73. Osterwalder, A., Pigneur Y., Tucci C.L. Clarifying business model: origins, present, and future of the concept // Communications of the Association for Information Systems. - 2005. - Vol. 16. - P. 751-775.
74. Rappa M. Business models on the web [Electronic resource] // Managing the Digital Enterprise. - Mode of access: http://www.digitalenterprise.org/models/models.html
75. Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Incentive Strategies to Catalyze Public Goods Provision. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. - 307 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ