ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и психологического благополучия у молодежи 6
1.1 Подходы к определению ценностных ориентаций 6
1.2 Подходы к определению психологического благополучия личности и его
структура 18
1.3 Ценностные ориентации и психологическое благополучие молодежи 24
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Характеристика выборки и организация исследования 37
2.2 Методы исследования 38
Глава 3. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи 42
3.1 Особенности ценностных ориентаций у молодежи разных
национальностей 42
3.2 Особенности психологического благополучия у молодежи разных
национальностей 53
3.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического благополучия у
молодежи разных национальностей 58
Выводы к главе 3 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и психологического благополучия у молодежи 6
1.1 Подходы к определению ценностных ориентаций 6
1.2 Подходы к определению психологического благополучия личности и его
структура 18
1.3 Ценностные ориентации и психологическое благополучие молодежи 24
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Характеристика выборки и организация исследования 37
2.2 Методы исследования 38
Глава 3. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи 42
3.1 Особенности ценностных ориентаций у молодежи разных
национальностей 42
3.2 Особенности психологического благополучия у молодежи разных
национальностей 53
3.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического благополучия у
молодежи разных национальностей 58
Выводы к главе 3 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
Актуальность работы определяется тем, что в последние десятилетия проблема психологического благополучия всё чаще становится предметом исследования в психологии. Подобная ситуация вызвана необходимостью решения ключевых вопросов, задач в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Многие исследования посвящены изучению объективных и субъективных факторов, которые служат основанием для благополучия, внутреннего равновесия человека и способны усилить ощущение счастья (М. Селигман, Э. Динер, Р. Эммонс, Д.А., К. Рифф, Леонтьев). Ценности определяют направленность целей и мировоззренческих ориентиров. Следовательно, ценности как базовые конструкты многомерного мира человека определяют и направленность поиска счастья, и качественные характеристики самого состояния благополучия человека (В. Е. Клочко, О. И. Муравьева). Ценности личности, являясь регуляторами ее жизнедеятельности, неизбежно влияют и на способ существования, и на восприятие объективной реальности, и на способность принять ответственность за свою жизнь, и на способность быть активным творцом своей жизни. Именно ценностная сфера личности может выступать в качестве психологически решающей, во многом определяющей суть отношений личности к себе и к миру, задающей многие другие психологические, социальные и поведенческие особенности человека.
Россия является поликультурной страной в которой отдельное внимание уделяется развитию этнокультурных особенностей и традиций её народов. А.Л . Журавлев, считает, что именно полиэтничная среда, с одной стороны, является мощным стимулом формирования толерантного и уважительного отношения к представителям других этнокультурных групп, а с другой стороны, вызывает опасность формирования нетерпимости и ксенофобии в молодежной среде [19].
В связи с этим актуализируется изучение факторов психологического благополучия молодежи разных национальностей. В условиях современного, чрезвычайно динамичного социального мира кросскультурные исследования приобретают все большее практическое, по-настоящему актуальное значение, а потому становятся все более распространенными, разнообразными и межпредметными.
Вопросы связи ценностей личности и ее психологического благополучия в последнее время довольно часто становятся предметом теоретических и эмпирических исследований современных психологов (Д. Г. Амбросова, О. Г. Митрофанова, А.Л. Журавлев, А.К. Игибаева, О.И. Муравьева), однако этнопсихологический аспект такой связи еще недостаточно изучен.
Цель исследования - выявить этнопсихологические особенности ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия молодежи.
Объект исследования - ценностные ориентации и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования - этнопсихологические особенности ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи.
Задачи:
1. Проанализировать развитие научных представлений о ценностных ориентациях и психологическом благополучии для выявления психологического содержания исследуемых феноменов.
2. Выявить особенности ценностных ориентаций у молодежи разных национальностей.
3. Определить особенности характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей.
4. Установить взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей.
Гипотеза исследования: существуют особенности в ценностных ориентациях и характеристиках психологического благополучия у студентов русской, бурятской и казахской национальностей.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных данных.
2. Эмпирические методы. Психодиагностические опросники: для
выявления ценностных ориентаций молодежи использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и «Ценностный опросник» Ш. Шварца, для выявления психологического благополучия использовалась методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко).
3. Методы математической статистики: описательная статистика,
сравнительный анализ (непараметрический критерий Н-Краскела- Уоллиса), корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Т еоретико-методологическое основание:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о структуре ценностей М. Рокича;теория базовых ценностей Ш. Шварца; отечественные концепции ценностно-смысловой сферы личности В. Б. Ольшанского, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Д.А. Леонтьева,А. В. Капцовой, Л. В. Карпушиной; концепция психологического благополучия К. Рифф, теория субъективного благополучия Е. Динера;системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия Р. М. Шамионова, психология счастья и оптимизма И. А. Джидарьян.
Теоретическая значимость заключается в расширении представлений об особенностях ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов русской, бурятской и казахской национальностей .
Практическая значимость, заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, куратора учебной группы, при разработке программ психологического сопровождения студентов разных национальностей в вузах. При этом в целях повышения уровня психологического благополучия студентов психологу рекомендуется осуществлять деятельность, направленную на развитие и гармонизацию ценностно-смысловой сферы личности.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Россия является поликультурной страной в которой отдельное внимание уделяется развитию этнокультурных особенностей и традиций её народов. А.Л . Журавлев, считает, что именно полиэтничная среда, с одной стороны, является мощным стимулом формирования толерантного и уважительного отношения к представителям других этнокультурных групп, а с другой стороны, вызывает опасность формирования нетерпимости и ксенофобии в молодежной среде [19].
В связи с этим актуализируется изучение факторов психологического благополучия молодежи разных национальностей. В условиях современного, чрезвычайно динамичного социального мира кросскультурные исследования приобретают все большее практическое, по-настоящему актуальное значение, а потому становятся все более распространенными, разнообразными и межпредметными.
Вопросы связи ценностей личности и ее психологического благополучия в последнее время довольно часто становятся предметом теоретических и эмпирических исследований современных психологов (Д. Г. Амбросова, О. Г. Митрофанова, А.Л. Журавлев, А.К. Игибаева, О.И. Муравьева), однако этнопсихологический аспект такой связи еще недостаточно изучен.
Цель исследования - выявить этнопсихологические особенности ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия молодежи.
Объект исследования - ценностные ориентации и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования - этнопсихологические особенности ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи.
Задачи:
1. Проанализировать развитие научных представлений о ценностных ориентациях и психологическом благополучии для выявления психологического содержания исследуемых феноменов.
2. Выявить особенности ценностных ориентаций у молодежи разных национальностей.
3. Определить особенности характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей.
4. Установить взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей.
Гипотеза исследования: существуют особенности в ценностных ориентациях и характеристиках психологического благополучия у студентов русской, бурятской и казахской национальностей.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных данных.
2. Эмпирические методы. Психодиагностические опросники: для
выявления ценностных ориентаций молодежи использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и «Ценностный опросник» Ш. Шварца, для выявления психологического благополучия использовалась методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко).
3. Методы математической статистики: описательная статистика,
сравнительный анализ (непараметрический критерий Н-Краскела- Уоллиса), корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Т еоретико-методологическое основание:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о структуре ценностей М. Рокича;теория базовых ценностей Ш. Шварца; отечественные концепции ценностно-смысловой сферы личности В. Б. Ольшанского, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Д.А. Леонтьева,А. В. Капцовой, Л. В. Карпушиной; концепция психологического благополучия К. Рифф, теория субъективного благополучия Е. Динера;системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия Р. М. Шамионова, психология счастья и оптимизма И. А. Джидарьян.
Теоретическая значимость заключается в расширении представлений об особенностях ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов русской, бурятской и казахской национальностей .
Практическая значимость, заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, куратора учебной группы, при разработке программ психологического сопровождения студентов разных национальностей в вузах. При этом в целях повышения уровня психологического благополучия студентов психологу рекомендуется осуществлять деятельность, направленную на развитие и гармонизацию ценностно-смысловой сферы личности.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В последнее время проблема поиска факторов психологического благополучия становится актуальной, особенно у молодежи, обучающейся в поликультурной среде университетов. В изучении факторов благополучия важным признается исследование ценностей личности как базового конструкта многомерного мира человека.
Проведенное исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи позволило сделать следующие выводы:
1. Выявлены особенности ценностных ориентаций у молодежи разных национальностей. Для русских студентов наиболее значимыми среди терминальных являются конкретные жизненные ценности: здоровье, любовь, друзья, работа, материальные ресурсы, среди инструментальных ценностей к значимым относятся честность, образованность, ответственность, воспитанность, рационализм и жизнерадостность. Среди незначимых можно отметить счастье других, удовольствие, высокие запросы и непримиримость к недостаткам других. Для казахских студентов значимы такие ценностные ориентации, как здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность и познание, воспитанность, независимость, твердая воля, образованность, честность и смелость в отстаивании своего мнения, к незначимым относятся общественное признание, творчество, аккуратность и непримиримость к недостаткам других. У студентов бурятской национальности наиболее значимыми в иерархии ценностных ориентаций являются здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие друзей, интересная работа, свобода, воспитанность, честность, жизнерадостность, ответственность, рационализм, широта взглядов, к наименее значимым относятся ценности удовольствия, счастье других, высокие запросы и непримиримость к недостаткам других. Установлены статистически значимые различия в структуре ценностных ориентаций в группах студентов. Для русских студентов наиболее значимые ценности в отличие от других групп являются общественное признание и образованность, для казахских студентов это ценности удовольствия, высокие запросы и твердая воля, для бурятских студентов наиболее значимы ценности - наличие друзей и аккуратность.
Установлено также, что в структуре базовых ценностей (по тесту Шварца) существуют как общие так различные тенденции в отношении иерархии ценностей. Так у русских студентов значимыми ценностями являются ценности открытости изменениям (самостоятельность, гедонизм) и забота о людях(доброта). Для большинства казахских студентов характерны ценности открытости к изменениям и самоутверждения (самостоятельность, гедонизм, достижения). У бурятских студентов наиболее важные ценности открытость изменениям (самостоятельность, гедонизм), а также забота о людях и природе (универсализм). Гедонизм и самостоятельность - это ценности характерные для всех групп. Определены достоверно значимые различия в структуре ценностей: для бурят более значимой ценностью являются традиции, менее значима эта ценность для казахских студентов, для казахов более значимой является ценность стимуляция (стремление к новизне), которая наименее значима для русских студентов.
2. Определены особенности характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей. Установлено, что у респондентов всех групп большинство шкал психологического благополучия имеют средний уровень выраженности, при этом общий уровень психологического благополучия у русских и казахских респондентов на низком уровне. Определены статистически значимые различия по общему показателю психологического благополучия, указывающие на то, что более благополучными являются студенты бурятской выборки.
3. Установлена взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей. Русские студенты, оценивающие себя субъективно более благополучно, проявляют уверенность в себе, ответственность, для них важны: счастливая семейная жизнь, доброта, гедонизм и безопасность, те студенты, которые оценивают себя менее благополучно, ориентированы больше на продуктивную жизнь, отстаивание своего мнения и нетерпимы к недостаткам в себе и других. Казахские студенты с высоким уровнем психологического благополучия отдают предпочтение ценностям: продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие друзей, стимуляция. Студенты, оценивающие себя менее благополучно, ориентированы больше на традиции, рационализм и независимость. У студентов бурятской выборки, оценивающих себя психологически более благополучно, в структуре ценностной сферы значимыми являются ценности стимуляции (новизны), материально обеспеченная жизнь, аккуратность, ответственность. Ценности познание, творчество, счастье других, высокие запросы чаще выражены у студентов с низкими показателями психологического благополучия.
Полученные данные позволяют заключить, что гипотеза исследования о наличии особенностей в ценностных ориентациях и характеристиках психологического благополучия у студентов русской, бурятской и казахской национальностей получила свое подтверждение.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования этнопсихологических факторов психологического благополучия на более количественно представленной выборке с включением разных этнокультурных групп.
Проведенное исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия молодежи позволило сделать следующие выводы:
1. Выявлены особенности ценностных ориентаций у молодежи разных национальностей. Для русских студентов наиболее значимыми среди терминальных являются конкретные жизненные ценности: здоровье, любовь, друзья, работа, материальные ресурсы, среди инструментальных ценностей к значимым относятся честность, образованность, ответственность, воспитанность, рационализм и жизнерадостность. Среди незначимых можно отметить счастье других, удовольствие, высокие запросы и непримиримость к недостаткам других. Для казахских студентов значимы такие ценностные ориентации, как здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность и познание, воспитанность, независимость, твердая воля, образованность, честность и смелость в отстаивании своего мнения, к незначимым относятся общественное признание, творчество, аккуратность и непримиримость к недостаткам других. У студентов бурятской национальности наиболее значимыми в иерархии ценностных ориентаций являются здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие друзей, интересная работа, свобода, воспитанность, честность, жизнерадостность, ответственность, рационализм, широта взглядов, к наименее значимым относятся ценности удовольствия, счастье других, высокие запросы и непримиримость к недостаткам других. Установлены статистически значимые различия в структуре ценностных ориентаций в группах студентов. Для русских студентов наиболее значимые ценности в отличие от других групп являются общественное признание и образованность, для казахских студентов это ценности удовольствия, высокие запросы и твердая воля, для бурятских студентов наиболее значимы ценности - наличие друзей и аккуратность.
Установлено также, что в структуре базовых ценностей (по тесту Шварца) существуют как общие так различные тенденции в отношении иерархии ценностей. Так у русских студентов значимыми ценностями являются ценности открытости изменениям (самостоятельность, гедонизм) и забота о людях(доброта). Для большинства казахских студентов характерны ценности открытости к изменениям и самоутверждения (самостоятельность, гедонизм, достижения). У бурятских студентов наиболее важные ценности открытость изменениям (самостоятельность, гедонизм), а также забота о людях и природе (универсализм). Гедонизм и самостоятельность - это ценности характерные для всех групп. Определены достоверно значимые различия в структуре ценностей: для бурят более значимой ценностью являются традиции, менее значима эта ценность для казахских студентов, для казахов более значимой является ценность стимуляция (стремление к новизне), которая наименее значима для русских студентов.
2. Определены особенности характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей. Установлено, что у респондентов всех групп большинство шкал психологического благополучия имеют средний уровень выраженности, при этом общий уровень психологического благополучия у русских и казахских респондентов на низком уровне. Определены статистически значимые различия по общему показателю психологического благополучия, указывающие на то, что более благополучными являются студенты бурятской выборки.
3. Установлена взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик психологического благополучия у молодежи разных национальностей. Русские студенты, оценивающие себя субъективно более благополучно, проявляют уверенность в себе, ответственность, для них важны: счастливая семейная жизнь, доброта, гедонизм и безопасность, те студенты, которые оценивают себя менее благополучно, ориентированы больше на продуктивную жизнь, отстаивание своего мнения и нетерпимы к недостаткам в себе и других. Казахские студенты с высоким уровнем психологического благополучия отдают предпочтение ценностям: продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие друзей, стимуляция. Студенты, оценивающие себя менее благополучно, ориентированы больше на традиции, рационализм и независимость. У студентов бурятской выборки, оценивающих себя психологически более благополучно, в структуре ценностной сферы значимыми являются ценности стимуляции (новизны), материально обеспеченная жизнь, аккуратность, ответственность. Ценности познание, творчество, счастье других, высокие запросы чаще выражены у студентов с низкими показателями психологического благополучия.
Полученные данные позволяют заключить, что гипотеза исследования о наличии особенностей в ценностных ориентациях и характеристиках психологического благополучия у студентов русской, бурятской и казахской национальностей получила свое подтверждение.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования этнопсихологических факторов психологического благополучия на более количественно представленной выборке с включением разных этнокультурных групп.
Подобные работы
- СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Различия в показателях психологического здоровья у студентов разных направлений подготовки
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Причины возникновения и модели разрешения студенческих конфликтов в общежитиях Алтайского государственного университета
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Удовлетворенность браком в современной молодой семье
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018





