РЕФЕРАТ 3
Введение 6
1 Теоретические предпосылки формирования корпоративной культуры 8
1.1 Корпоративная культура в контексте организационной культуры 8
1.2 Сущность и роль корпоративной культуры 16
1.3 Факторы, влияющие на процесс управления корпоративной культурой 24
2 Анализ специфических методов, техник и технологий корпоративной культуры 30
2.1 Этапы формирования корпоративной культуры 30
2.2. Технология формирования корпоративной культуры 42
2.3 Корпоративный университет как инструмент организационной культуры 46
3 Корпоративная культура как фактор эффективности управления современным
предприятием на примере ПАО «Сбербанк» 57
3.1 Краткая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк» 57
3.2 Анализ эффективности корпоративной культуры 61
3.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Сбербанк» ....72
Заключение 75
Литература 77
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 86
Приложение Г 87
Приложение Д 88
Приложение Ж 91
В настоящее время в процессе формирования эффективного стиля руководства важная роль отводится корпоративной культуре, содействующей успешному развитию организации. Под корпоративной культурой понимается совокупность общепризнанных норм и образцов поведения, ценностных взглядов, которые устанавливают образец и смысл работы сотрудников вне зависимости от их многофункциональных прямых обязанностей и должностного положения. Культура предприятия связывает как все виды деятельности, так и все отношения изнутри компании, делает при этом более сплоченным коллектив, а также формирует имидж организации, создает ее внешний образ, устанавливает взаимоотношения c поставщиками, партнерами, покупателями.
Актуальность темы исследования заключается в том, что корпоративная культура в настоящее время позволяет придать организации свой неповторимый, уникальный облик в глазах партнеров и клиентов, и это является в достаточной степени важным фактором конкурентоспособности компании в рыночных условиях. Грамотно сформированная корпоративная культура содействует повышению эффективности работы организации.
Всё выше сказанное обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы и определяет ее теоретическую и практическую значимость.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании возможностей совершенствования процесса управления корпоративной культурой на предприятии.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные подходы к разработке корпоративной культуры и сравнить основные определения корпоративной культуры с положениями, изложенными ПАО «Сбербанк»;
- выявить основные элементы корпоративной культуры современного предприятия и определить основные субъекты процесса формирования корпоративной культуры;
- провести анализ корпоративной культуры на предприятии, выявить сильные и слабые стороны ;
- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры на предприятии.
Объект исследования - предприятия, функционирующие в условиях рыночной экономики и в ситуации корпоративных отношений.
Предмет исследования - процесс управления корпоративной культурой на предприятии.
Методы исследования: изучение и обобщение, наблюдения, анализ. Применение названных методов позволяет объективно воспринимать сущностные особенности концепции корпоративной культуры, инструментов и методов ее реализации.
Цели и задачи исследования предопределили структуру данной работы, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретические аспекты исследования корпоративной культуры развивались в трудах зарубежных и российских ученых. В частности, понятие «корпоративная культура», его идентификация и разграничение с понятием «организационная культура», а также подходы к классификации занимают центральное место в научно-исследовательских и учебно-методических работах: Антонова В.Г., Спивака В.А., Павлуцкий А., Соломанидиной Т.О., Азарова А.К., Камерон К., Куинн Р., Виханского А.Л., Наумова А.И., Веснина В.Р., Минцберг Г.; а также труды раскрывающие частные вопросы корпоративного университета корпоративного образования: Рыбкина Н.Б., Леонтьева Е.Г., Романова М.М., Татарникова А.А., Голышенковой О., Баснер А., Юрченко В., Катькало В.С., Волков Д.Л.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций при совершенствовании корпоративной культуры ПАО «Сбербанк». Данный выпускная квалификационная работа отличается высокой практической значимостью, поскольку в работе разработаны мероприятия, увеличивающие ощущение сопричастности сотрудников с компанией, что в свою очередь повлечет повышение эффективности работы компании и ее конкурентоспособности
Появление необходимости в изучении корпоративной культуры связано с существенным влиянием процесса глобализации экономического и социального пространства на изменения внутренней организационной среды. Корпоративная культура может стать инструментом, как способствующим повышению показателей эффективности компании, так и сдерживающим ее развитие. В связи с тем, что организационная культура инерционна, возникает необходимость в ее формировании, изменении и управлении.
С точки зрения совершенствования деятельности компании проблематика управления корпоративной культурой является весьма перспективным направлением. Исходя из того, что корпоративная культура существует в любой организации, где есть люди, создающие определенную социальную, внутреннею среду в процессе взаимодействия, она индивидуальна и неповторима, так как складывается из множества особенностей, которые присущи только ей. Поэтому основным инструментом обеспечения конкурентоспособности компаний является корпоративная культура, определяемая как определенная система ценностей, норм поведения, правил, традиций, относительно которых живут сотрудники.
В ходе проведенного исследования была достигнута цель выпускной квалификационной работы - исследованы возможности совершенствования процесса управления корпоративной культурой в ПАО «Сбербанк».
В результате проведенных исследований управления корпоративной культурой в ПАО «Сбербанк», были проделаны следующие работы:
- проанализированы основные подходы к разработке корпоративной культуры и проведен сравнительный анализ определения корпоративной культуры с положениями, изложенными ПАО Сбербанк;
- выявлены основные элементы корпоративной культуры современного предприятия и определены основные субъекты процесса формирования корпоративной культуры ;
- проведен анализ корпоративной культуры на предприятии, выявлены сильные и слабые стороны;
- разработаны рекомендации по совершенствованию корпор ативной культуры на предприятии.
Рассмотрев пример одной из крупнейших компаний России, можно сделать вывод о том, что в настоящее время корпоративная культура является необходимостью организации, так как ей отведена роль определенного образца поведения сотрудников, а также формирования имиджа компании во внешней среде. Поэтому создается корпоративная культура, которая позволяет эффективно использовать человеческие ресурсы для реализации стратегии компании, повысить уровень сплоченности сотрудников, а также, ко всему перечисленному, корпоративная культура открывает перспективы развития самой компании.
Подводя итоги, следует обозначить, что изучение корпоративной культуры имеет ценность для компаний любого масштаба. Выявление принципов становления и развития эффективной корпоративной культуры помогает улучшить показатели работы, лояльность сотрудников и повысить репутацию бренда.
Бакалаврская работа была направлена на изучение корпоративной культуры ПАО Сбербанк. По описанию организации и изучению корпоративной культуры уделено особое внимание в практической части данной работы. С помощью анкетирования работников, удалось понять приоритеты работников, понять внутренний климат, отношение сотрудников внутри организации и позволило разобрать ряд мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры .
Основными рекомендациями по совершенствованию корпоративной культур ы является: поощрение желания сотрудников к инициативе и самообучению, обратная связь, публичное одобрение заслуг работников, ввести систему наставничества. Это нужно для того, чтобы показать значимость каждого сотрудника.
Носителями благоприятного образа организации являются его сотрудники, основная задача корпоративной культуры - создание благоприятных, доверительных, взаимовыгодных отношений руководства с персоналом на всех уровнях управления. Это достигается предоставлением им возможностей большего участия в принятии решений, заботой о содержании их работы, системой поощрений.
Применяя общелогические методы научного познания (анализ литературы и интернет сайтов) приходим к выводу, что формирование и поддержание эффективной корпоративной культуры необходимо всем организациям, которые хотят занимать лидирующие позиции в своей сфере и предоставлять актуальный продукт/услугу потребителям.
1. Berthel J. Personal-Management. Stuttgart: Verlag C.E. Poeschel, 1992. - P. 426.
2. Boehmer D., Marino M. How board governance and company culture intersect // Heidrick & Struggles Governance letters, 2015. -Р. 4-6.
3. Borodai Vladimir Brand of the employer as DNA of corporate culture of service company // European research. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brand- of-the-employ.(gama обращения: 30.04.2020).
4. Dutova O.A. Corporate culture and its influence on workforce efficiency // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/corporate-culture-a.. (дата обращения: 30.04.2020).
5. Edgar M. Shein. Organization Culture and Leadership / M. Edgar. - SanFrancisco : Jossey-Bass, 1985. - 336 p.
6. Lomaia Nino Internal cultural environment of international company // European science review. 2019. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internal-cultural-environment-of- international-company (дата обращения: 30.04.2020).
7. Mukha Svitlana V. MODERN UKRAINIAN CORPORATE CULTURE // БИ. 2018. №12 (491). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/modern-ukrainian-corporate-culture (дата обращения: 30.04.2020).
8. Sabetova T.V. Corporate culture as a tool of a company's competability improvement within labour market // RJOAS. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/corporate- culture-a.. (дата обращения: 30.04.2020).
9. Titarenko Larissa, Zaslavskaya Maria, Avetisyan Pargev Academic and corporate cultures in modern university (a case study of Armenia and Belarus) // Wisdom. 2019. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/academic-and-corporate-cultures-in-modern- university-a-case-study-of-armenia-and-belarus (дата обращения: 30.04.2020).
10. Widayatama Idaman, Syah Tantri Yanuar Rahmat, Anindita Rina HEALTH AND SAFETY SYSTEM IMPLEMENTATION OF CONSTRUCTION PROJECT WORK INTO CORPORATE CULTURE TO INCREASE PERFORMANCE // RJOAS. 2019. №5.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/health-and-safety-s.. (дата обращения: 30.04.2020).
11. Азаров А. В. Методическое пособие к курсу «Организационная культура». Томск 2010. С. 6.
12. Андреева О. Д. Технологии корпоративной культуры. - М.: Банки и биржи, 2010. с.134.
13. Аубекирова Анастасия Исмагуловна Корпоративная культура организации // Достижения науки и образования. 2018. №7 (29). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/korporativnaya-kultura-organizatsii (дата обращения 30.04.2020).
14. Богатырева М.Р., ЕгорушковаЮ.И.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №1-1. URL: https//cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-i- podderzhaniya-korporativnoy-kultury (дата обращения 30.04.2020).
15. Годовой отчет 2018 [Электронный ресурс] // ATD — Электрон. дан. — Москва:
2018. — URL: https://2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/people/internal- environment/ (дата обращения 13.05.2020).
...69