ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепция проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» ....11
1.1 Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций: обзор существующих
подходов 11
1.2 Анализ российской и зарубежной практики составления профессиограмм специалиста по
рекламе и связям с общественностью 18
L3 Особенности поколения Z как базовое основание для разработки профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью 26
L4 Концепция проекта: «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски 33
2. Механизм реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных
коммуникаций» 38
2. 1. Поэтапный план реализации проекта 38
2.2. Критерии оценки эффективности проекта 45
3. Отчет о реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных
коммуникаций» 48
3. L Оценка промежуточных результатов внедрения проекта 48
3.2. Варианты корректировки негативных последствий внедрения проекта 49
Заключение 51
Список литературы и использованных источников 56
Приложение №1 62
Приложение №2 63
Приложение №3 64
Приложение №4 66
Приложение №5 67
Приложение №6 68
Приложение №7 69
Приложение №8 70
Приложение №9 71
Приложение № 10 73
Приложение №11 74
Приложение № 12 75
Приложение №13 76
Приложение №14 77
Приложение №15 ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепция проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» ....11
1.1 Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций: обзор существующих
подходов 11
1.2 Анализ российской и зарубежной практики составления профессиограмм специалиста по
рекламе и связям с общественностью 18
L3 Особенности поколения Z как базовое основание для разработки профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью 26
L4 Концепция проекта: «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски 33
2. Механизм реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных
коммуникаций» 38
2. 1. Поэтапный план реализации проекта 38
2.2. Критерии оценки эффективности проекта 45
3. Отчет о реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных
коммуникаций» 48
3. L Оценка промежуточных результатов внедрения проекта 48
3.2. Варианты корректировки негативных последствий внедрения проекта 49
Заключение 51
Список литературы и использованных источников 56
Приложение №1 62
Приложение №2 63
Приложение №3 64
Приложение №4 66
Приложение №5 67
Приложение №6 68
Приложение №7 69
Приложение №8 70
Приложение №9 71
Приложение № 10 73
Приложение №11 74
Приложение № 12 75
Приложение №13 76
Приложение №14 77
Приложение №15 78
Приложение №16 79
Приложение №17 82
Приложение №18 91
Приложение №19 93
Приложение №20 95
Приложение №21 96
Приложение №22 97
Приложение №23 98
Приложение №24 99
На сегодняшний день интернет является неотъемлемой частью коммуникаций в жизни людей разного поколения. В своей книге «Как массовое сотрудничество изменяет все» американские авторы Дж. Тапскотт и Э. Уильямс утверждают, что «интернет превращает жизнь в постоянное массовое сотрудничество для поколения Z . Молодые люди являются активными создателями медийного контента и испытывают страсть к взаимодействию». Особенности поколений Z проявляются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Рассмотрим это на примере сферы социальных коммуникаций, в которой быстро появляются новые тренды во взаимодействии с потенциальными аудиториями.
Как утверждает, руководитель PR-службы «HeadHunter» Никита Девятов: «В медиа - пространстве всё устаревает моментально, на смену одним трендам завтра приходят другие» . Будущие работники в сфере социальных коммуникаций - это поколение Z. Соответственно, изучение особенностей поколения Z необходимо для понимания того, как помочь в полноценной реализации будущим специалистам по рекламе и связям с общественностью в профессиональной среде.
Согласно американской «теории поколения» экономиста Нейла Хоува и историка Уиляма Штрауса поколения сменяют друг друга каждые 20-25 лет . На сегодняшний день подрастает новое поколение Z (с 2000 года), которое отличается своими характеристиками по сравнению с поколением Y.
Поколение Z или центениалы - это люди, которые родились в цифровой эпохе. Они воспринимают краткую и наглядную информацию, быстро переключают внимание с одной задачи на другую, не строят долгосрочных планов на будущее и живут в настоящем. Хотят получить максимальные комфортные условия, как в жизни, так и в работе. Для них профессиональная среда - это самореализация, высокий доход, наивысшая удовлетворенность от деятельности и свободный график работы. Стоит отметить, что данное поколение ещё мало изучено . Пока оно отчетливо характеризуется гиперактивностью и визуальным мышлением.
В настоящее время, поколение Y является потенциальным работодателем для будущих специалистов рекламы и связей с общественностью. В конце 2017 года «Ассоциация компаний - консультантов в сфере общественных связей» (АКОС) провела исследование, целью которого было изучить портрет и уровень мотивации сотрудников сферы социальных коммуникаций. По данным исследования «АКОС» возрастная картина сферы рекламы и PR следующая: средний возраст руководителя - 38 лет, а сотрудников - от 23 лет. Вышеизложенные данные показывают, что руководители сферы социальных коммуникаций, относятся к возрастной группе поколения Y.
Поколение Y отличается от поколения Z своими идеалистическими взглядами. Для них характерны жизненные ценности: толерантность, равноправие, свобода выбора, путешествия. Они требуют уважение к своим умениям, навыкам и профессиональным компетенциям 3. Для них профессиональная среда - это опыт и развитие навыков, достижение высоких результатов, изменение мира к лучшему, быстрое получение своего вознаграждения. Они сосредоточены на многозадачности и взаимодействием с другими людьми. Таким образом, понимание о профессиональной среде у поколений Y и Z отличаются друг от друга. Для поколения Y - это развитие навыков и постановка долгосрочных целей для достижения высокого результата; а для поколения Z - это работа с наивысшим удовольствием и принятием решения «здесь и сейчас».
В связи с отличительными особенностями поколений Y и Z возникает потребность в нахождении общего источника информации о профессии в сфере социальных коммуникаций. Одним из вариантов такого источника может стать профессиограмма. «Профессиограмма - представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающую в себя перечень профессионально-личностных качеств, предъявляемых этой профессией в соответствии с современными условиями» . Основная роль профессиограммы - адаптация специалиста в профессиональной среде.
По мнению экспертов в области рекламы и PR О.И Дорогиной, М.А Николаевой: «На сегодняшний день не существует четко сформулированной профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью, причина этому является мало изученность о том, каким должен быть специалист» . Вследствие, чего профессиограмма для будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью предоставляется потенциальными работодателями в сжатом и малоинформативном виде.
Потенциальные работодатели поколения Y составляют её на основе требований своего понимания профессиональной среды, так как ещё не существует единого образа профессионала. Это сказывается на том, что для будущих работников - поколения Z такой вариант профессиограммы останется незамеченным, потому что отсутствует ориентация на особенности характерных черт самого соискателя. Соответственно, данная профессиограмма окажется сложной для полноценного понимания сущности профессии рекламы и PR.
Поэтому, проблемой в исследуемой настоящей выпускной квалификационной работе, является недооценка потенциальными работодателями особенностей поколения - Z в разработке профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью. Это приводит к таким нежелательным последствиям как: неоправданное ожидание от профессии в сфере социальных коммуникаций у будущих специалистов; негативное отношение руководителей, связанное с неудовлетворением их требований к будущим работникам; нехватка квалифицированных кадров в сфере рекламы и PR.
Анализ выше заявленной проблемы будет осуществлен на примере разработки профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью.
На сегодняшний день, профессиограмма специалиста по рекламе и связям с общественностью, а также её взаимосвязь с особенностями нового поколения Z интересует многих авторов - её пытаются изучать с различных сторон. В работе А. Иванова: «Профессиограмма как эталонная модель специалиста» рассматриваются возможности профессиограммы в подготовке современного конкурентоспособного выпускника любой специальности. В своей книге «Поколения кризиса и подъема» автор М.Исаева раскрывает основные аспекты классической теории поколения В. Штрауса и Н. Хоува, а также характеристики сменяющихся поколений и прогнозы дальнейшего их развития. Американские авторы Дж. Тапскотт и Э. Уильямс в книге «Как массовое сотрудничество изменяет все» представляют идею о том, что цифровая эпоха влияет на формирование характерных черт нового поколения Z и ими генерируется массового сотрудничество на различных интернет - площадках. В книге «Связи с общественностью как социальная инженерия» В.А Ачкасова и Л.В Володина рассматривают ключевые понятия профессиограммы специалиста по связям с общественностью и основные составляющие образа профессионала.
Объектом настоящей квалификационной работы является профессиограмма как источник профессионального самоопределения молодого сотрудника - поколения Z; а предметом - специфика поколения Z как базовое основание для разработки профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение - потенциальные работодатели - поколения Y составляют профессиограмму на основе своего понимания профессии рекламы и PR. Такой вариант профессиограммы может вызвать сложности в интерпретации необходимых профессионально-личностных качеств у будущих работников - поколения Z. Одним из возможных вариантов разрешения данной ситуации является разработка современной профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций.
Цель настоящей ВКР - разработка профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций с учётом особенностей будущих работников - поколения Z.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Провести обзор существующих подходов к составлению профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций и анализ создания её опыта в российской и зарубежной практике;
2. Выявить особенности поколения Z, описать как базовое основание для разработки профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью;
3. Сформировать концепцию проекта «Профессиограмма специалиста по рекламе и связей с общественностью»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски;
4. Создать поэтапный план реализации проекта «Профессиограмма специалиста по рекламе и связей с общественностью»;
5. Определить критерии оценки эффективности проекта;
6. Описать возможные негативные последствия проекта и способы их устранения.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких авторов как: основатель - отец PR Э.Л Бернейз «Кристаллизация общественного мнения» , где автор предложил первую комплексную профессиограмму специалиста по связям с общественностью Н.М Галимуллина, О.Н Коршунова: «Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью» раскрывает существенные различия в понимании единого образа профессионала специалиста по рекламе и PR. между студентами и работодателями Выстраивание общего взаимопонимания с цифровым поколением в профессиональной среде рассматривается в книге Д.Стиллмана «Поколение Z на работе». Наиболее приближенная к представленной теме является научная работа О. И. Дорогиной, М. А. Николаевой: «Рекламное образование: профессиограмма специалиста» рассматривается собственно сущность профессиограммы в сфере социальных коммуникаций и её роль в образовательном процессе для будущих работников.
Также источниками информации для автора данной выпускной квалификационной работы послужили материалы сайтов: Научной электронной библиотеки открытого доступа «КиберЛенинка» - https://cyberleninka.ru, электронной библиотеки диссертации - http://www.dissercat.com; научной библиотеки национального исследовательского Томского государственного университета - http://lib.tsu.ru/ru, а также данные группы компаний по поиску работы "HeadHunter» - https://.hh,ru. Интернет - журнал специализированный на исследованиях и новостях в сфере PR - http://prclub.spb.ru; Интернет - портал профессиограммы специалистов - http://www.profigrama.ru; Официальный сайт креативного рекламного агентства «Serviceplan Group Russia» - https://plan-net.digital; официальный сайт «Ассоциация компаний консультатов в области связей с общественностью» - http://www.akospr.ru/
В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы следующие общенаучные методы: анализ научной литературы; выдвижение гипотезы; целеполагание. Из социологических методов автором были использованы экспертное интервью с потенциальными работодателями в сфере социальных коммуникаций, анкетный опрос студентов направления подготовки «Рекламы и связей с общественностью» с помощью Google формы в г. Томске. Экспертное интервью - оценка профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций.
Для реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» были использованы следующие виды ресурсов: кадровые (дизайнер); материально-технические (компьютер). Бюджетирование на нулевой основе.
Этапы реализации проекта:
1. Рассмотреть современный портрет российского специалиста рекламы и связей с общественностью в 2018 году;
2. Проанализировать тенденции современного рынка труда для будущих специалистов рекламы и связей с общественностью в г. Томске;
3. Выявить основные профессиональные компетенции и личностные качества кандидата на должность специалиста рекламы и связей с общественностью у руководителей рекламных и PR агентств/отделов компании в г. Томске
4. Изучить образ, представления и ожидания о предстоящей профессиональной деятельности с точки зрения студентов старших курсов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в г.Томске
5. Составить сравнительный анализ образа профессионала с точки зрения студентов старших курсов направления «Реклама и связи с общественностью» и экспертов данной сферы в г. Томска
6. Разработать профессиограмму специалиста по рекламе и связям с общественностью в соответствии с полученными данными исследования «образ профессионала сферы социальных коммуникаций»;
7. Оформить профессиограмму специалиста по рекламе и связям с общественностью в виде книжного издания;
8. Разработать техническое задание для дизайнера;
9. Описать возможные негативные последствия выпуска методического пособия и способы их устранения.
Конечный продукт проекта: методическое пособие «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций».
Результат проекта: выпуск методического пособия «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» позволит изменить разнообразное понимание об образе профессионала сферы социальных коммуникаций, а также поможет выстроить эффективный рабочий процесс между потенциальным работодателем - Y и будущим сотрудником - поколения Z.
Критерии оценки эффективности реализации проекта;
1. Положительные отзывы о методическом пособии «Профессиограмма специалиста по рекламе и связям с общественностью» от будущих работников - поколения Z;
2. Увеличение квалифицированных специалистов по рекламе и связям с общественностью;
3. Повышение лояльности потенциальных работодателей к будущим работникам поколения - Z;
4 Положительная оценка от эксперта в области социальных коммуникаций;
Диагностический инструментарий: количество отзывов о книге в социальных сетях; оценка книжного издания от эксперта в области социальных коммуникаций.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
1. Недостаток информированности потенциальных работодателей и их будущих работниках;
2. Непонимание идеи концепции книжного издания «Профессиограмма специалиста по рекламе и связей с общественностью»;
3. Несоблюдение выполнения сроков специалистами;
4. Пассивное отношение читателей к книжному изданию «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций»;
Способы коррекции негативных последствий:
1) Активное освещение о выпуске методического пособия «Профессиограмма специалиста по рекламе и связям с общественностью» при помощи рекламной и PR кампаний;
2) Объяснение идеи проекта на различных интернет - площадках
3) Составление конкретного плана реализации проекта;
4) Сформулировать аргументы о важности прочтения данного методического пособия;
Практическая ценность настоящей квалификационной работы заключается в том, что в данной работе собрана актуальная на сегодняшний день информация, современные статьи, которые будут полезны специалистам в области рекламы и PR при написании исследовательских работ на тему - профессиограмма специалиста рекламы и связей с общественностью. Общее понимание о профессии рекламы и связей с общественностью между потенциальными работодателями и их будущими сотрудниками необходимо для эффективного рабочего процесса. Важность в реализации проекта состоит в том, чтобы помочь выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и удовлетворить требования потенциальных работодателей в профессиональной среде. Благодаря выпуску методического пособия «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций», увеличится поток квалифицированных специалистов и повысится лояльность у потенциальных работодателей к будущим работникам.
ВКР состоит из введения, концепции проекта, механизма реализации проекта, отчета о реализации проекта, а также заключения, списка литературы и приложений. Первая глава включает в себя концепцию проекта, где представлены следующие разделы: обзор существующих подходов к составлению профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций и анализ опыта её создания в российской и зарубежной практике; особенности поколения Z как базовое основание для разработки профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций; концепция проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций», где обозначены цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски. Во второй главе «Механизм реализации проекта» описывается поэтапный план реализации проекта «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» и определены критерии оценки эффективности этого проекта. В третьей главе «Отчёт о реализации проекта» представлена оценка промежуточных результатов внедрения проекта и описываются варианты корректировки негативных последствий внедрения проекта.
На сегодняшний день интернет является неотъемлемой частью коммуникаций в жизни людей разного поколения. Поколение Y отличается от поколения Z своими идеалистическими взглядами. Для них характерны жизненные ценности: толерантность, равноправие, свобода выбора, путешествия. Они требуют уважение к своим умениям, навыкам и профессиональным компетенциям. Для них профессиональная среда - это опыт и развитие навыков, достижение высоких результатов, изменение мира к лучшему, быстрое получение своего вознаграждения. Они сосредоточены на многозадачности и взаимодействием с другими людьми. Таким образом, понимание о профессиональной среде у поколений Y и Z отличаются друг от друга. Для поколения Y - это развитие навыков и постановка долгосрочных целей для достижения высокого результата; а для поколения Z - это работа с наивысшим удовольствием и принятием решения «здесь и сейчас».
В связи с отличительными особенностями поколений Y и Z возникает потребность в нахождении общего источника информации о профессии в сфере социальных коммуникаций. Одним из вариантов такого источника может стать профессиограмма. «Профессиограмма - представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающих в себя перечень профессионально-личностных качеств, предъявляемых этой профессией в соответствии с современными условиями». Основная роль профессиограммы - адаптация специалиста в профессиональной среде
Профессиограмма специалиста по рекламе и связям с общественностью имеет отличительные особенности, связанные с комплексным подходом, где специфика сферы социальных коммуникаций - это динамика развития; социальные характеристики обусловлены включенностью нового поколения в информационные технологии, а психологические - устойчивость к изменениям профессиональной среды. Роль профессиограммы заключается в том, что помочь молодому специалисту адаптироваться в профессиональной среде и сформировать полноценно образ профессионала в сфере социальных коммуникаций.
Анализ российской практики составления профессиограмм специалиста по связям с общественностью и бренд-менеджера продемонстрировал разные интерпретации сущности профессии рекламы и PR. Не в каждом разделе были раскрыты профессионально-личностные качества, которые бы отражали образ профессионала сферы социальных коммуникаций. Эти критерии имеют сходства с аналитическим теоретическим подходом. В данных профессиограммах представлены только основные аспекты профессии и нормативные показатели трудовой деятельности, и частично отражены психологические качества специалиста.
В зарубежной практике было выявлено само понятие «профессиограмма специалиста» в значении «HandBook» («руководство») для американского специалиста по связям с общественностью. В данный профессионально-ориентированный источник входит подробное описание профессии PR, как и в текстовом и графическом виде, так и видео формате. Отметим, что в содержании американского «Handbook» затрагивается широкий круг характеристик профессиональной деятельности, что является схожим для теоретического комплексного подхода. В нём описаны как социально-экономические, так и психологические характеристики, требуемые для реализации компетентного специалиста по связям с общественностью. А во Франции - професииограмма является приближенной к описанию характеристик труда. За основу было взято описание «менеджера рекламных исследований» В него входят виды профессиональной деятельности, общие знания, схожие профессии. Данные критерии характерны для задачно-личностного модульного подхода, который отражает только краткую постановку профессиональных задач.
Изучение особенностей поколения Z необходимо для понимания того, как помочь в полноценной реализации будущим специалистам по рекламе и связям с общественностью в профессиональной среде. Для выявления особенностей молодого поколения как базовое основание в разработке профессиограммы специалиста по рекламе и связям с общественностью была взята книга американских исследователей Д. Стиллман и И.Стиллман «Поколение Z на работе». В результате анализа были выявлены ключевые особенности поколения: погружение в Phygital - technology («фиджитал технологии»); стремление к персонализации, уникальности, свободному выбору своего профессионального пути; реалистичное мнение о карьере и лидерстве; всегда быть в курсе всех событий и следовать за трендами в современном обществе.
Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций должна содержать в себе актуальные данные требования от потенциальных работодателей в развёрнутом виде. Если у потенциального работодателя возникает спрос в специалисте, обладающего «креативностью», «широким кругозором»; «коммуникабельностью». Для будущего сотрудника - поколения Z возможно возникнут сложности в понимании этого запроса. Тогда в развернутом виде это будет выглядеть следующим образом: «принимать нестандартные решения в реализации коммуникации»; «гибкость мышления в соответствии с спецификой компании»; «умения договариваться с людьми любого ранга». Содержание профессиограммы преимущественно в виде небольшого текста с добавлением инфографики. К примеру, статистические данные представить в виде графиков; тематические фотографии. Для удобства использования данная профеессиограмма представлена в печатном и электроном виде.
Учитывая результаты проведённого обзора существующих подходов, анализа российской и зарубежной практики в составлении профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций и особенностей поколения - Z была сформулирована концепция проекта «Профессиограмма в области социальных коммуникаций». Концепция проекта представляет собой создание профессионально - ориентированного источника о профессии рекламы и PR, который позволит будущим сотрудникам - поколения Z быть конкурентоспособным на рынке труда.
В результате проведенного исследования «Образ профессионала сферы социальных коммуникаций среди студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» г. Томска» были выполнены этапы плана проекта и были сделаны следующие выводы:
На сегодняшний день, российский портрет специалиста по связям с общественностью является преимущественно женщина 25-30 лет с высшим образованием. Семейное положение: женат/замужем и имеет одного ребёнка. Средний уровень дохода и есть собственный автомобиль. В профессиональной деятельности- обладает средним уровнем английского языка, а также является продвинутым пользователем ПК, фоторедакторов, видеомонтажа, следит за современными трендами рекламного и PR рынка. Личные качества: активность, коммуникабельность, следит за своим габитарным имиджем, трудолюбие, неординарный подход к решению задач, чувство юмора.
Основными тенденциями современного рынка труда для будущих специалистов рекламы и связей с общественностью в г. Томске являются преимущественно рекламно-производственные и маркетинговые агентства. А также отметим, что специализированных PR-агентств не было выявлено. Следующая тенденция - формулировки «личных качеств» кандидата представлены в разнообразных трактовках. К примеру, «коммуникабельный», «общительный», «стрессоустойчивый», «уравновешенный». В большинстве случаев встречаемые личные качества в обобщенном виде выглядят так: коммуникабельность, мобильность, инициативность, организованность, стрессоустойчивость. И последняя тенденция - «смежность» деятельности, томские работодатели не разделяют специалиста по рекламе и связей с общественностью по узконаправленной деятельности. Если у вас должность «специалист по рекламе», то вы должны проводить маркетинговое исследование, вести социальные сети, делегировать обязанности других сотрудников, быть дизайнером и копирайтером... и т.д.
В результате проведенного интервью, мнения экспертов в области социальных коммуникаций о профессионально-личностных качествах разделились. С одной стороны, специалист по рекламе и связей с общественностью должен быть универсальным сотрудником. В его обязанности должно входить многочисленные обязанности. К примеру, вести переговоры с деловыми партнерами; координировать и правильно расставлять задачи своей команде; заниматься написанием рекламных и PR текстов...и т.д. С другой стороны для руководителей рекламных и PR агентств/отделов образ профессионала сферы социальных коммуникаций представляет собой специалист с наполненной жизненной энергией, который готов вносить в дело полностью себя. В большой степени, эксперты придают позитивную окрашенность образу, что свидетельствует о чертах экстраверта. Также прослеживается тенденция соблюдения габитарного имиджа. Если рассматривать со стороны профессионализма, то, как утверждают эксперты - это человек «знаток» своего дела, который умеет распределять равномерно свои ресурсы.
По мнению студентов старших курсов направления подготовки «Рекламы и связей с общественностью» в образ профессионала сферы социальных коммуникации должны входить: профессиональные компетенции, устойчивое эмоциональное состояние, самореализация в профессиональной деятельности. Представления студентов об образе профессионала сферы социальных коммуникаций являются размытыми. Большинство студентов уже владеют профессиональными качествами следующими: навыками публичных выступлений; организация специальных мероприятий; написание рекламных и PR текстов; ведением социальных сетей. Если рассматривать личные качества, то это преимущественно коммуникабельность и стрессоустойчивость. Но всё равно студентов пугает страх неизвестности и не чёткий запрос от руководителя. От студентов хотят работодатели видеть профессионала универсала, который может всё от продвижения социальных сетей до управления репутации компании. Студенты старших курсов направления подготовки «Рекламы и связей с общественностью» оценили значимость профессиограммы положительно. Для студентов источник информации о профессии должен быть в виде современной инфографики либо в небольшой книге/журнал с иллюстрациями
«Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» была оформлена в методическое пособие в соответствии с исследованием «образа профессионала сферы социальных коммуникаций». Она представлена, как и в печатном виде, так и электроном виде для удобства использования.
В промежуточные результаты внедрения проекта вошли следующие части: оформление методического пособия «Профессиограмма специалиста в области социальных коммуникаций» с помощью визуализации в стиле инфографики. Следующим результатом была составлена структура содержательной и смысловой части, в которой делается акцент на упрощение трактовок и выражений. И последним результатом - это общий итог композиции, в которой вошли 21 страниц всего методического пособия. Каждый раздел составил не более 1-2 страниц. Выбор такого количество страниц связан с восприятием информации поколения - Z и быстрым переключением вниманием с одного объекта на другой.
Разработка проекта требует дальнейшего развития в плане продвижение самого методического пособия. В самом процессе практически не возникало негативных последствий внедрения проекта. На промежуточных этапах были небольшие задержки с выполнением поставленных задач. В итоге все произведенного работы были выполнены.
1. Авдюкова А. Е. Психографические характеристики профессионального портрета бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т И, №2 С.50-55
2. АКАР бизнес монитор 2018 [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id8347 (дата обращения 17.11.2018)
3. АКОС// [Электронный ресурс]/ Кто работает в сфере рекламы и PR URL: http://www.akospr.ru/[ (дата обращения: 26. 02 2019 года)
4. Американский портал трудоустройства и карьеры «Occupational Outlook HandBook» США [электронный ресурс] URL: https://www.bls.gov/ooh/media-and- communication/public-relations-specialists.htm#tab-l (дата обращения: 01.05.2019)
5. Американский портал трудоустройства и карьеры «Occupational Outlook HandBook», США [электронный ресурс]/ Handbook «Public Relations Specialists» URL: https://www.bls.gOv/ooh/media-and-communication/public-relations-specialists.htm#tab
6. Баулина О. Профессия рекламист: двигающие торговлю [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.proforientator.ru /index.php?option=com_ content&view =article&id= 211:2009-12 (дата обращения: 15.04.2019)
7. Бернейз Э.Л «Кристаллизация общественного мнения»: пер. с англ. - Москва: ООО «И.Д Вильямс», 2015 стр 55-98
8. Бернейс Э. Инженерия согласия. - Полис. Политические исследования. 2013. №4. С. 122-131
9. Бычкова М.Н., Окушова Г.А. Профильные мастерские в классическом университете: от компетенции к самоорганизации креативного профессионала// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.;URL: http://www.science-education, ru/ru/article/view?id=l 1145 (дата обращения: 11.04.2019).
10. Вестник ЧТУ. Научная статья О. И. Дорогина, М. А. Николаева «Рекламное образование: профессиограмма специалиста» 2014. № 1. С. 145-152.
И. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/144PVN415
12. Дж. Тапскотт, Э. Уильямс. М., «Как массовое сотрудничество изменяет все» /-2009,- 392 с.
13. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №3. — С. 290-295
14. Иванова А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста [Текст]
// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 154-155. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 07.03.2019)
15. Интерактивный портал службы труда и занятости населения министерства труда и социального развития Краснодарского края [электронный ресурс] Положение рынка труда Краснодарского края апрель 2018 г. URL: httr)s://www.kubzan.ru/Documents/Detail/5942fb02-2cb9-43dc-b298-ed98916feb27/(дата обращения: 28,04,2019)
..51