ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. «Мягкая сила» в контексте философских учений и политического опыта традиционного Китая 11
1.1 «Мягкая сила» в философских учениях традиционного Китая 11
1.2. Политический опыт использования «мягкой силы» в традиционном
Китае 19
Глава 2. Место политики мягкой силы КНР в реформах модернизации Дэн
Сяопина 22
2.1. «Мягкая сила» в идеологии политики «реформ и открытости» 23
2.2. Начальный опыт использования «мягкой силы» и его результаты 32
Глава 3. Культурная составляющая политики «мягкой силы» и результаты ее реализации 44
3.1. Деятельность Институтов Конфуция 44
3.2. Гастроли трупп Пекинской оперы 48
3.3. Проникновение элементов китайской культуры в мировое
этнокультурное пространство 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников и литературы 64
Актуальность данной работы заключается в необходимости глубже изучить культурную составляющую политики КНР, имеющую большое значение для внешнеполитического курса страны в целом, с целью лучшего понимания тенденций развития ситуации на международной арене в будущем, по мере роста влияния Китая. Более того, современная политика Китая во многом основывается на учениях, сформировавшихся ещё в древности, от чего и зависит залог её успеха. Подобный опыт «обращения к прошлому» может быть перенят и использован другими странами, именно поэтому важно изучить компонент «мягкой силы» КНР от самого его зарождения до настоящего времени.
Современный период истории Китая ознаменовал собой как внутреннее стремительное развитие государства, так и расширение его влияния на международной арене. При рассмотрении и изучении действий КНР в отношении иностранных государств всегда оцениваются экономические и политические рычаги, включающие в себя инвестиционную политику данной страны, комплексы различных договоров и соглашений, подписанных Китаем и соответствующих его внешнеполитическому курсу, военный аспект внешней политики, а также другие категории, которые относятся к действиям с позиции силы.
Однако именно Китай накопил огромный опыт по использованию во внешних и внутренних взаимодействиях потенциал так называемой «мягкой силы». Китайская Народная Республика, являясь одной из крупнейших и наиболее быстро развивающихся стран, также активно пользуется средствами политики «мягкой силы».
Быстрый экономический рост Поднебесной - это первопричина развития страны, но это вызывает и определённые сопутствующие проблемы. Государство нуждается в природных ресурсах, доступе к рынкам, расширении политического влияния и т.д. Достижение данных целей возможно и жёсткими методами, однако Китай, стремясь присоединиться к числу развитых демократических держав, уделяет «мягкой силе» всё большее внимание. Так, Председатель КНР Си Цзиньпин в 2014 году заявил: «Мы должны увеличить мягкую силу Китая, сформировав положительную риторику о Китае и приложить все усилия для того, чтобы китайское послание дошло до мирового сообщества»1
То, что вопросы политики «мягкой силы» обсуждаются на самом высоком уровне и звучат из уст первого лица государства, говорит о факте того, что это является насущным вопросом и представляет большую важность для КНР.
Культурный аспект политики мягкой силы Китайской Народной Республики очень разнообразен. Можно выделить такие конкретные практические примеры, как продвижение китайской письменности и традиционной культуры, образовательные обмены, расширение медиа индустрии (развитие таких медиаканалов, как Xinhua и CCTV как аналогов западных CNN, BBC и т.д.), и даже деятельность таких мировых звёзд китайского происхождения, как Яо Мин, Джеки Чан, Чжан Имоу и др., также может считаться отдельной категорией мягкой силы.
Актуализации выяснения истоков и проявлений этого феномена китайской цивилизации и посвящена данная работа.
Степень изученности проблемы на данный момент остаётся небольшой, но, начиная с конца XX века, и по сей день, как отечественные, так и зарубежные специалисты уделяют всё большее внимание данной сфере. Научные труды известных отечественных и зарубежных востоковедов и аналитиков оказали существенную помощь при написании данной работы.
Среди работ отечественных учёных существуют отдельные публикации авторов, специализирующихся на данной теме. Вопросам политики мягкой силы уделяют внимание следующие авторы: Михневич С.В. в своих работах подробно рассматривает каждый отдельно взятый аспект политики мягкой силы КНР; Лебедева М.М.3 оценивает самое явление «мягкой силы» с теоретической стороны; Ганьшина Г.И. уделяет большое внимание процессу исторического развития явления политики мягкой силы в Китае. В исследовании культурной составляющей политики мягкой силы в КНР значительную роль сыграла диссертация Турушевой Н.В. , в которой подробно описывается деятельность КПК в сфере культуры.
За рубежом немалое количество исследований на эту тему проводилось китайскими исследователями, среди которых Шуфан Янь 6,Ван Хунин, Янь Сюэтун, Су Чанхэ и др., а также американскими специалистами: Джозефем Наем8 9, который считается основоположником исследований мягкой силы как таковой, среди его работ множество заметок о деятельности КНР в данной области; Денис Дженг , рассматривающая действия Китая в сфере политики мягкой силы на современном этапе и т.д.
...
В современном мире, одним из главных “трендов” которого является глобализация, стало недопустимо ведение государственной политики жёсткими методами, не согласующимися с общечеловеческими ценностями. В случае, если государство придерживается подобного курса, оно зачастую становится “изгоем” в международном сообществе. Поэтому большое количество стран на данный момент придерживается методов «мягкой силы» в собственной внешней политике.
Китайская Народная Республика, войдя в число крупнейших и наиболее быстро развивающихся держав на рубеже XX-XXI веков, также очень активно стала использовать политику «мягкой силы» для принятия своих решений. Это характерно как для её внешней, так и внутренней политики, которые тесно переплетались на протяжении всей истории Поднебесной.
Несмотря на то, что сам термин «мягкой силы» возник сравнительно недавно, её главные идеи чётко прослеживаются в культурных категориях традиционного Китая, таких как, конфуцианство и стратагемность мышления.
Учение Конфуция, став превалирующим на территории Китая ещё в древности, оказало огромное влияние на всю жизнь китайского общества, которое, приняв эти ценности, построило на их основе всю свою жизнь, то есть его принципам подчинялись все - с самых низов общества до его верха. Это поспособствовало и тому, что политика государства, как внутренняя, так и внешняя, также строились на конфуцианских принципах и 36 китайских стратагемах. Переплетение этих идей привело, например, к формированию трибутарной системы отношений Китая с другими странами.
В процессе собственного исторического развития Китай пережил множество метаморфоз и потрясений, оказавших большое влияние на различные сферы жизни государства. Тем не менее, базовые составляющие китайского менталитета, закрепились в умах людей достаточно крепко, 61
чтобы проявляться, пусть и не осознанно, в их действиях в будущем. Это становится очевидно из того, что стратагемное мышление и конфуцианские ценности прослеживаются в деятельности всех современных китайских лидеров, включая даже Мао Цзэдуна, который фактически был ярым противником проявления любой традиционной культуры.
Ярким проявлением политики «мягкой силы» стали реформы Дэн Сяопина, начавшиеся в 70-х гг. ХХ века. Принимая во внимание все особенности Китая (как менталитет народа, так и специфику самого государства), Дэн Сяопин и его сторонники смогли построить необходимый последовательный план преобразований, что привело к значительному экономическому развитию страны. При этом нами было доказано, что эти реформы фактически были построены на основе традиционных конфуцианских представлений и стратагем, что, вероятно, было одной из причин их успешности.
Период 1990-х гг. стал настоящим испытанием для Китая по ряду причин. В первую очередь, КНР осталась единственным крупным государством с социалистическим строем и столкнулась с крайне жестоким и интенсивным давлением со стороны капиталистического мира, в том числе из-за событий конца 1980-х гг. в Китае. Приняв этот вызов, Китай вынужден был выстроить правильную внешнеполитическую тактику, чтобы выбиться в мировые лидеры, не став при этом государством-изгоем, представляющим угрозу для международного сообщества, каким его видели страны Запада. Такой тактикой стали предложения Ху Цзиньтао о построении гармоничного мира в сотрудничестве со всем мировым сообществом, основанные в первую очередь на идеях «мягкой силы» и конфуцианства.
...
1. Ванлуо Кунцзы сюэюань [Электронный ресурс] // Официальный сайт Институтов Конфуция - Режим доступа: http://www.chinesecio.com/ (дата обращения: 24.04.18);
2. Военные хитрости: 36 стратагем. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://china-
inc.ru/news/voennye_khitrosti_36_kitajskikh_stratagem/2015-01-30-238 (дата обращения: 26.03.18);
3. Выступление Председателя КНР Ху Цзиньтао на Саммите ООН. [Электронный ресурс] // Китайский информационный интернет-центр - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/russian/195668.htm (дата обращения: 21.04.18);
4. Ежегодный журнал Томского государственного университета - Томск,
2016. ;
5. Ежегодный журнал Томского государственного университета - Томск,
2017. ;
6. Конституция КНР (в ред. 2018г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_ russian/ (дата обращения: 10.03.18);
7. Путь современного Китая к обществу «сяокан» / по мат. Агентства
Синьхуа [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://russian.china.org.cn/russian/49591.htm (дата обращения: 21.04.18);
8. Речь Ху Цзиньтао в честь 30-летия III пленума ЦК КПК XI-го созыва. [Электронный ресурс] // Жэньминь жибао онлайн. - Режим доступа: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2008-12/19/content_160626.htm (дата обращения: 19.04.18) ;
9. Универсальный цитатник. [Электронный ресурс]: Мао Цзэдун. - Режим
доступа: http://web.zone.ee/russinstitut/citata/citata/citata-11.html (дата
обращения: 21.04.18);
10. China’s Big Bet on Soft Power. [Электронный ресурс] // Council on
Foreign Relations. - Режим доступа:
https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-big-bet-soft-power (дата
обращения: 10.03.18)
11. Nye, J. What Russia and China Don’t Get About Soft Power [Электронный
ресурс]. / J.S. Nye // Foreign Policy. - 2013. - Режим доступа:
https://foreignpolicy.com/2013/04/29/what-china-and-russia-dont-get-about- soft-power/ (дата обращения: 10.03.18);
12. Ratings for China generally favorable. [Электронный ресурс] // Pew
research center. - Режим доступа:
http: //www.pewglobal .org/2014/07/14/global-oppo sition-to-u-s- surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas-image/pg-2014-07- 14-balance-of-power-2-01/ (дата обращения: 24.04.18);
13. Tianmen, China and the U.S. public opinion [Электронный ресурс] // Pew research center. - Режим доступа: http://www.pewresearch.org/fact- tank/2014/06/03/how-americas-opinion-of-china-has-changed-since- tiananmen/ (дата обращения: 24.04.18);
Литература:
14. Артемкин А. Н. Китайская мудрость стратагем и планирование
[Электронный ресурс] // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №4 (5). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-mudrost-stratagem-i- planirovanie (дата обращения: 26.03.18);
15. Бодрова О.И. Опыт Китая в построении культуры «гармоничного мира». [Электронный ресурс] // Вестник ВСГУТУ 2013. №3. - Режим доступа: https://clck.ru/DaSs9 (дата обращения: 21.04.18);
... всего 45 источников