Введение 3
Глава 1. Формирование коммуникативной компетенции посредством кейс- метода на современном этапе обучения иностранному языку 6
1.1 Коммуникативная компетенция и её роль в современном
образовательном процессе 6
1.2 Структура кейс-метода и его характеристика 11
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию иноязычной коммуникативной компетенции школьников средней ступени обучения
посредством кейс-метода 25
2.1 Организация экспериментальной работы 255
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 33
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы
Приложение А
Выпускная квалификационная работа направлена на изучение развития коммуникативной компетенции у школьников средней ступени обучения посредством использования кейс-метод в процессе обучения иностранному языку. Одной из актуальных задач преподавания иностранного языка в российской системе образования является формирование речевой культуры школьников как основы, которая создаёт коммуникативную компетенцию. Педагогика находится в постоянном поиске вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и их применению. К тому же, ученику необходимо быстро и эффективно перерабатывать, а затем применять в диалоге большое количество информации. По мнению исследователя В. В. Гаврилова речь обучающихся должна непрерывно совершенствоваться, иначе впоследствии школьники не смогут решать образовательные и воспитательные задачи, которые перед ними ставят педагоги.
Одним из инновационных способов развития коммуникативной компетенции является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Именно поэтому введение учебных кейсов в практику обучения обучающихся на уроках иностранного языка становится важной задачей. Кейс позволяет обучить учащихся аналитическому мышлению, навыкам систематизации информации и формулированию мыслей.
Работа над решением кейсов позволяет принимать правильные решения, применять освоенные ранее теоретические знания в конкретно данной ситуации. Соответственно кейсы помогают сформировать фундамент для дальнейшей тренировки навыков по решению учебных заданий, например, таких как чтение, говорение, аудирование и письмо во время подготовки к сдаче ОГЭ, ЕГЭ или международных экзаменов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время применение кейс-метода в преподавании иностранного языка является одним из инновационных способов развития коммуникативной компетенции у школьников. Учёные Ю. Д. Красовский, Г. А. Брянский, Ю. Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов ставили эксперименты по разработке и внедрению кейс-метода в российскую образовательную среду. По их мнению, описание ситуации и условий кейса максимально приближены к реальным условиям ситуаций, которые могут возникнуть в процессе какой-либо производственной задачи.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений на основе кейс-метода для развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников средней ступени обучения.
Объект исследования - формирование иноязычной коммуникативной компетенции у школьников средней ступени обучения посредством использования кейс-метода на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - кейс-метод как способ развития иноязычной коммуникативной компетенции у школьников средней ступени обучения.
Основные задачи исследования:
1) изучить современные исследования в области педагогики и методики по развитию иноязычной коммуникативной компетенции школьников средней ступени;
2) изучить опыт использования кейс-метода в преподавании иностранного языка отечественными и зарубежными методистами и преподавателями;
3) разработать комплекс упражнений на базе кейс-метода для развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников средней ступени обучения.
...
В работе мы исследовали формирование коммуникативной компетенции у школьников средней ступени обучения. Предметом исследования было использование кейс-метода в образовательном процессе, развивающего коммуникативную компетенцию школьников средней ступени обучения при изучении иностранного языка. В ходе работы нами был разработан комплекс упражнений на основе кейс-метода, проведена его апробация и сделан ряд выводов.
Проанализировав основные теоретические характеристики кейс -метода, мы пришли к выводу, что он имеет ряд преимуществ:
Во-первых, кейс-метод позволяет перенести усвоенные ранее теоретические знания грамматического и лексического материала на практику.
Во-вторых, метод позволяет погрузиться обучающимся в контекст реально существующей ситуации, что позволяет сформировать навыки предметного анализа материала.
Во-третьих, использование кейсов в процессе учебной деятельности помогает совершенствовать навыки разговорной речи, учит формировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
В-четвёртых, кейс-метод помогает сформировать критическое мышление обучающихся.
При выборе учебных кейсов важно учитывать уровень владения иностранным языком, познавательные интересы и психолого-педагогические особенности обучающихся.
Также можно утверждать то, что у учеников в процессе решения кейсов возрастает потребность в понимании сути учебного материала, развиваются познавательные способности, растёт стремление к саморазвитию, происходит изменение познавательных процессов: речь, память, внимание, воображение и мышление меняются, создаются условия для развития логической памяти.
Кейс позволяет развить у учеников системное и аналитическое виды мышления, которые помогают найти верный вариант решения поставленных проблем в нестандартных ситуациях.
Соответственно, внедрение кейс-метода в образовательный процесс позволяет обеспечить формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средней ступени обучения, помогает сформировать у учеников навыки критического, аналитического и системного видов мышления. Данный метод обучения позволяет обеспечить качество знаний по иностранному языку у обучающихся.
1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. — «Феникс». — 2000. — С. 384.
2. Ангеловский А. А. Сущностная характеристика иноязычной коммуникативной компетентности и её основные функции // Вестник ЮУрГУ. — 2011. — №22. — С. 68-74.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс. — 2002. — С. 301.
4. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130132.
5. Бычкова В. О. Технология использования кейсов на занятиях по иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Вестник Московского государственного областного университета. — 2017. — №3. — С. 69-77.
6. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — №6. — С. 38.
7. Гаврилов В. В. Становление методики развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — С. 44-54.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия. — 2006. — С. 336.
9. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. — 2005. — №2. — С. 169-194.
10. Далингер В. А. Тенденции развития современного российского образования. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2020.
11. Домбровская М. А. Коммуникативный подход в процессе обучения иностранному языку: коммуникативные упражнения и их роль. // Бизнес и дизайн ревю. — 2016. — №3.
12. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС // Человек и образование. — 2014. — №3. — С. 99-100.
13. Медведева А. В. Критерии оценивания обучающихся на уроках иностранного языка с применением кейс-метода // Вестник науки и образования — 2018. — №6. — Том 1. — С. 110-112.
14. Нугманова Ф., Кулькова М. Разработка и применение кейс - технологии, ориентированной на развитие метапредметных навыков старшеклассников на уроке английского языка. — 2021. — №2 (64). — С. 258263.
15. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — С. 224.
... всего 30 источников