Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников

Работа №18465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки формирования ценностного отношения к
здоровью у младших школьников 8
1.1 Ценностное отношение личности к здоровью как предмет психолого-педагогического анализа 8
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у
младших школьников 19
1.3 Изучение уровня сформированности ценностного отношения к
здоровью у младших школьников 30
2 Результаты опытно - экспериментальной работы по формированию
ценностного отношения к здоровью у младших школьников с помощью блога 35
2.1 Использование блогов в учебно - воспитательном процессе начальной
школы 35
2.2 Описание содержания и условий использования блога, направленного
на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников 43
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы по формированию
ценностного отношения к здоровью у младших школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58



Актуальность исследования.
Образование и здоровье - это основные из важнейших благ жизни, определяющих благополучие не только человека в отдельности, но и благополучие государства. Государство и общество заинтересованы в здоровой и образованной нации, в связи с этим Правительством Российской Федерации был принят ряд документов: «Концепция модернизации
Российского государства», «Национальная доктрина образования до 2025 г», Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Одновременно с этим в настоящее время в российском образовании реализуется федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования), направленный на духовно- нравственное развитие и воспитание школьников, способных принимать моральные нормы, национальные ценности и установки, влияющие на укрепление физического и духовного здоровья обучающегося [56].
Здоровье младших школьников, а также внедрение эффективных мер, направленных на его укрепление, становится важнейшей социальной задачей, в том числе и на уровне государства. Именно в раннем детстве формируется здоровье нации.
В Федеральном Законе РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3) одним из приоритетов государственной политики в области образования выделен принцип «гуманистического характера образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности». В ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся» определено, что «образовательная организация создает условия для охраны здоровья обучающихся» [21].
Поэтому становится актуальным рассмотрение вопроса
формирования ценностного отношения к здоровью школьников и привитие навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Стремительное развитие общества, информатизация, глобальная компьютеризация и быстрое изменение социальных институтов требуют новых подходов к образованию. Общество и государство предъявляют новые требования к выпускнику, новые компетентности, которые помогут ему быть востребованным в новых быстроизменяющихся условиях. Одновременно с этим к школе предъявляются требования по качественному образованию. В настоящий момент качественное современное образование невозможно без развития информатизации и вовлечения Интернета в образовательный процесс. Переход к модели образования 2.0 невозможен без компьютеризации и информатизации. Но здесь также имеет место быть проблема, актуальная для большинства современных школьников, - это ухудшение здоровья. За годы, проведенные в школе, многие обучающиеся приобретают болезни, переходящие в хроническую форму.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения здоровья», большую роль отводит формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, прослеживает линию, направленную на воспитание у обучающихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью как важнейшему фактору, способствующему формированию и развитию познавательных и эмоциональных качеств развития ребенка, достижению планируемых результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования [56].
При формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы у обучающихся должны быть «сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни» [56].
В последнее десятилетие большую тревогу вызывает следующий факт: по данным НИИ «Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи», около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического или психического здоровья. Увеличился процент детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств, самоубийств, жестокого обращения со сверстниками, с животными со стороны подрастающего поколения. Растет процент вовлеченности школьников в асоциальные явления. Эти факты говорят о неэффективности используемых в образовательных организациях и социальных институтах методов, приемов и средств гигиенического воспитания и привития навыков здорового образа жизни [37].
Проблема формирования ценностного отношения к здоровью школьников изучалась в трудах отечественных ученых: К.Д. Ушинского, В.
А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Проблема: поиск наиболее результативных средств формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды.
Цель исследования - разработать блог, направленный на формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников, теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить результативность его использования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе, направленный на формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников.
Предмет исследования - средства формирования ценностного отношения к здоровью младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников будет происходить успешнее, если использовать в учебно-воспитательном процессе блог, работа с которым предполагает:
- знакомство школьников с текст и видеоматериалами,
рассказывающими об особенностях здоровья, условиях сохранения его.
- организация обсуждений на форуме выполнения распорядка дня, ежедневного выполнения зарядки, режима выполнения уроков, питьевого режима, соблюдения правильной осанки и т.д.
- обратная связь организована в виде творческих рисунков и личных рекордов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования и привития младшим школьникам ценности здоровья очень актуальна в настоящий момент в современной системе образования.
Ценностное отношение к здоровью - это отношение человека к здоровью как к ценности, которое включает знание и представление о здоровье (физической составляющей), позитивные эмоции (психологической составляющей), а также сохранение и укрепление здоровья (социальной составляющей).
В ходе исследования определены следующие составные части ценностного отношения к здоровью младших школьников:
• Когнитивный - представления о здоровье, здоровом образе жизни и восприятии здоровья как личной ценности;
• Эмоциональный - эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезням, их субъективная оценка;
• Поведенческий - выстраивание модели правильного поведения, направленной на поддержания здоровья и здорового образа жизни [48].
При изучении уровня ценностного отношения к здоровью младших школьников использовалась методика С. Дерябко и В. Левина «Индекс отношения к здоровью», которая направлена на исследование ценностных установок и жизненных приоритетов младших школьников. При изучении уровня отношения учеников к собственному здоровью и их отношения к сохранению и укреплению здоровья использовалась методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» Н.С. Г аркуша.
В практической части работы нами был разработан и внедрен блог «Здоровье школьника», способствующий формированию ценностного отношения школьников к здоровью, работа с которым предполагала:
^Формирование представлений младших школьников о здоровье, знакомство с презентациями, текстовыми документами, видеофайлами по вопросам здоровья.
2) Организацию работы по просвещению школьников, учет
посещаемости, соблюдения режима дня, режима двигательной активности.
3) Организацию обратной связи школьников по вопросам здоровья.
Эффективность разработанного блога в плане решения поставленных в
ходе исследования задач подтверждается положительной динамикой сформированное™ ценностного отношения к здоровью младших школьников в экспериментальной группе.
В целом нам удалось решить поставленные задачи и достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и апробировать блог, цель которого являлось формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников.


1. Абаскалова , Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»: дис. ...д-ра пед. Наук:13.00.01/Абаскалова Н.П.-Новосибирск, 2001.-367 С.
2. Анисимов, С.Ф. Введение в аксиологию:/С.Ф. Анисимов/.-М.- Современные тетради учебное пособие, 2001
3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье :/Н.М. Амосов/.- Москва: Молодая гвардия, 1979.- С. 108;
4. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника:[ Электронный ресурс]/ // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 20.05.2018).
5. Баева, Л.В. Ценности изменяющегося мира:[Электронный ресурс]/Л.В. Баева /режим дocтyпa:https://astresearch.narod.ru/baeva_9htm.
6. Белов, С.А. Использование блогов в образовательном процессе /С.А. Белов// Ползуновский альманах.- 2011.-№1.-С. 150-154
7. Бецких, Н.Н. Антология педагогической мысли России II половины 19 в начало XXB/ П.А. Лебедев//.-М.: Педагогика, 1990.- С. 185
8. Бецких, Н.Н. Генеральный план императорского Воспитательного дома/ /сос. под. ред. П.А.Лебедев/.- М.: Педагогика, 1990.- С.152.
9. Большая советская энциклопедия/М.: Советская энциклопедия, 1986.- т.24.-кн.1.-с.608
10. Боровская, Л.А. Формирование у младших школьников освнов здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия№1.Психологические и педагогические науки.-2013.- № 2.- С. 35-47
11. Вайнер, Э.Н., Бекетова Л.М., Грязнова О.Ю, Наносова, Е.Е /Валеологическое образование(проблемы, поиски, решения)//: Сб. науч.тр.- Липецк.-1996.- С.-25-30;
12. Вайнер, Э.Н. Здоровый образ жизни как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности./Э.Н. Вайнер// Основы безопасности жизнедеятельности.-М.:, 2009.- С.-124;
13. Вебер, М. Избранные произведения: Основы социологического понятия. Пер. с нем/ Состю, общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990. - 643 с.
14. Веретинникова, В.П. Использование блогов в учебном процессе
[электронный ресурс]/В.П. Веренинникова, //режим
доспута: www.rusnauka.com/5_NMIY_2009/philologia/140997
15. Волоховский, В.В «Психологические механизмы и основы
классификации блогов/В.В. Волоховский// Личность и
межличностные взаимодействие в сети Интернет. -Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2006.-С. 117-131;
16. Воробьева, И.И. Педагогические основы формирования ценностного
отношения школьников к здоровому образу жизни/[Электронный ресурс]/И.Н. Воробьева/.-М: Современные научные исследования и инновации, 2015 №12./режим доступа/
http//web.snauka. ru/issues/2015/12/61032/;
17. Воробьева, Н.Н. Теоретические основы формирования мотивационно¬ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры [монография]/Н.Н. Воробьева/: Москва: Вектор науки Тол.ГУ. серия: Педагогика, психология.-2014.№ 1(16).- С.37-40;
18. Всемирная организация здравоохранения. Устав ВОЗ, 1946.
19. Давыдова, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /В.В. Давыдова //Вопросы психологии .-Москва: 1999.- № 34.- С.14-19;
20. Ефремова, М.В. Возможности использования сервисов Веб 2.0. в современном образовании/М.В. Ефремова//Педагогический журнал.- 2011.- №1.-С.34-41.
21.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ от 29.12.2012, ред. от 06.04.2015 г;
22. Кабаева, В.М. Формирование осознанного отношения к собственному
здоровью у подростков: автореф. дис канд.пс.наук: 19.00.07/ВМ.
Кабаева/.-Москва,2002.-С.31;
23. Каган, М.С. О философском понимании ценностей /Системный подход и гуманитарное знание//изб.ст.Л.:изд-во, ЛГУ,- 1991.-С.343-351;
24. Казначеев, В.П. «Здоровье нации, культура, футурология XXI века Сборник статей и докладов В.П. Казначеева (2007-2012 гг.) Новосибирск ББК - 94. ISBN 978-5-7241-0107Казначеев В.П. Здоровье ...»
25. Капке, В.А. Основы философии/[текст]/М.:Логос.- КНО рус.,2000.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/Г.М. Коджаспирова//.- М.:Академия, 2000.-С.176;
27. Киселева, М.П., Использование блогов в учебном процессе
[Электронный ресурс]/М.Л. Киселева, А.Е. Самарина/.- режим доступа expo/Smolensk.ru/doklad_11/kiseleva_samarina_2.doc./;
28. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. - М., «Педагогика», 1988.
29. Лукьянова, М.И Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогические проблемы
30. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников /С.И.Маслов//. - Тула, 1999. - 130 с.;
31. Микроблоггинг. Википедия [Электронный ресурс] //http://ru.wikipedia. ogr/wiki/
32. Митрошенков, О.А. история и философия науки: учебное пособие для вузов/О.А. Митрошенков//.- Из-во Юрайт,2018.-с.267.
33. Науменко, Л.С.Блог учителя профессионально-педагогическая
деятельность[текст]/Л.С. Науменко//Мир науки, культуры,
образования.-2014.-№5._с.61-65;
34. Нефедова, А.С. Формирование ценностного отношения к здоровью как
психолого-педагогическая проблема педагогики/А.С.
Неферова//Молодой ученый.-М.:,2014 с.274- 279.
35.Овчаров, Е.А.Здоровье школьников ;уч.пособ.- Нижневартовск.: из- Нижневартовский гос.пед.ин-т.-2000 .
36. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка. Российск.акад.наук.- М.:/А-Темп.-2004.-е. 227.
37.Образование и здоровье [Текст] М., Эврика, 2003.
38. Панин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школы/[монография]/А.А. Панин.-Пенза: ПГПУ, 2011.- с. 228;
39. Психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.Полит издат., 1990.-е.- 494 .
40. Проект национальной образовательной инициативы- Наша новая школа: [электронный pecypc]//http:pedsovet.org/conten/view/5850/241/;
41. Российская педагогическая энциклопедия: т.2.Т2/ред. В.В. Давыдова. - М.: большая российская энциклопедия, 2009.-780 с.;
42. Савинова, Л.Ю. Психолого -педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к здоровью [текст] Л.Ю. Савинова, РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург
43. Словарь иностранных языков.- М.: Русский язык, 1988.- с.471;
44. Смирнова, Ю.В. Ценностная ориентация на ЗОЖ младшего
школьника/Ю.В. Смирнова//Челябинск, журнал Образование:
здоровье, безопасность.-2013 г с.332-336
45. Смирнова, Ю.В. Мониторинг здоровья учащихся, молодежи / Ю.В. Смирнова. Д.З. Шибкова//Адаптация биосистематик естественных и экстремальных факторов среды: мат. Межд.науч. конф.-Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2006.-С.328-330.;
46. Смирнова, Ю.В. Ценностное отношение к здоровью как личностный результат образовательной деятельности Ю.В.Смирнова //Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: мат.Всерос. науч-практ.конф. Ч 7.-М.: Челябинск: изд-во «Образование», 2009.-С.324-326;
47. Смирнова, Ю.В. Здоровье сберегающий потенциал образовательной
среды школы[текст]/Ю.В.Смирнова//Человек и образование.-
СПб.,2008.-№4.-с. 13-18;
48. Сухомлинский, В.А. /Избранные педагогические сочинения/ сос.О.С. Богданова, В.З. Смаль.-М.: Педагогика, 1980, с. 235;
49. Сухомлинова, Е.Н. диссертация Научная биб-ка Молодой учитель, 2014, №13
50. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г (Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р)
51. Татарникова, А.Г. Гуманная школа - путь формирования здорового образа жизни ребенка / А.Г Татарникова//. - Тула, 1993;
52. Татарникова, А.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблеме педагогической валеологии /А.Г. Татарникова///Пособие.СПб, 1999,- с.120-130;
53. Трещева, О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов [текст]/О.Л. Трещева// Здоровье и образование: Матер.Международ. конгресса валеологов.СПб, 1999.- с.176-177;
54. Тугаринов, В.И. Теория ценностей в марксизме/В.П. Тугаринов.-Л.: Изд-во ЛГУ,1968.-37с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ