Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения (Ульяновский государственный педагогический университет)

Работа №184565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Ульяновский государственный педагогический университет.
Выборка: 60 студентов факультета педагогики и психологии заочной формы обучения.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов заочной формы обучения8
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Структура и виды учебной мотивации студентов высших учебных заведений…… 11
1.3 Специфика образовательного процесса в условиях заочной формы обучения в педагогическом вузе 15
1.4 Особенности формирования учебной мотивации у студентов-заочников педагогического направления 21
2 Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.1.1 Описание выборки исследования 27
2.1.2 Методики исследования учебной мотивации студентов 30
2.1.3 Процедура проведения исследования 34
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 38
2.2.1 Анализ структуры учебной мотивации студентов-заочников 38
2.2.2 Сравнительный анализ мотивации студентов заочной формы обучения разных курсов…. 43
2.2.3 Факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов-заочников педагогического вуза 48
2.3 Рекомендации по развитию учебной мотивации студентов заочной формы обучения 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87



Актуальность исследования. В современных условиях модернизации системы высшего образования особую актуальность приобретает проблема учебной мотивации студентов различных форм обучения. Заочная форма обучения в педагогическом вузе представляет собой особую образовательную среду, характеризующуюся специфическими условиями организации учебного процесса, контингентом обучающихся и требованиями к их самостоятельной учебной деятельности. Как отмечают А.К. Маркова [26], Т.О. Гордеева [9], В.И. Моросанова [28], учебная мотивация является ключевым фактором, определяющим эффективность образовательного процесса и профессиональное становление будущих специалистов.
Студенты заочной формы обучения педагогического вуза представляют собой особую категорию обучающихся, большинство из которых совмещает учебную деятельность с профессиональной работой в сфере образования. Данная специфика создает уникальные условия для формирования учебной мотивации, требующие детального изучения. При этом в современной психолого-педагогической литературе недостаточно представлены исследования, посвященные анализу мотивационной сферы студентов-заочников педагогического направления, что обусловливает необходимость изучения данной проблемы.
Существующие противоречия между потребностью в повышении качества подготовки педагогических кадров через заочную форму обучения и недостаточной изученностью особенностей учебной мотивации данной категории студентов, а также между спецификой организации образовательного процесса на заочном отделении и традиционными подходами к развитию учебной мотивации определяют актуальность настоящего исследования.
Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности особенностей учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения, что затрудняет разработку эффективных подходов к психолого-педагогическому сопровождению данной категории обучающихся.
Проблема формулируется следующим образом: каковы особенности учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза и какие факторы на нее влияют.
Цель исследования: выявить особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения.
Объект исследования – учебная мотивация студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования – особенности учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза и факторы, влияющие на нее.
Гипотеза исследования:
Учебная мотивация студентов-заочников педагогического вуза имеет специфическую структуру, характеризующуюся доминированием профессиональных мотивов и мотивов творческой самореализации.
Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на учебную мотивацию, являются профессиональный опыт, возрастные особенности и организационно-педагогические условия образовательного процесса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию учебной мотивации студентов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить структуру и виды учебной мотивации студентов высших учебных заведений.
3. Выявить специфику образовательного процесса в условиях заочной формы обучения в педагогическом вузе.
4. Определить особенности учебной мотивации у студентов-заочников педагогического направления.
5. Провести эмпирическое исследование структуры учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза.
6. Выявить факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов-заочников.
7. Разработать рекомендации по развитию учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории мотивации А.Н. Леонтьева [23], концепции учебной мотивации А.К. Марковой [26], Л.И. Божович [6], Е.П. Ильина [16], современные подходы к изучению мотивации учебной деятельности студентов Т.О. Гордеевой [9], В.И. Моросановой [28], Д.А. Леонтьева [23]. Значимыми для исследования стали работы по проблемам заочного обучения Н.В. Кузьминой [21], Е.И. Огарева [29], а также исследования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей А.А. Реана [34], В.А. Якунина [47], Н.Ц. Бадмаевой [5].
В работе были использованы следующие методы исследования:
 методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, синтез;
 эмпирические методы: психодиагностическое тестирование с использованием методики для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), методики «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), тест-опросника «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс);
 анкета для изучения факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов заочной формы обучения (авторская разработка);
 методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона), сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента), факторный анализ, множественный регрессионный анализ.
Этапы исследования:
I этап (подготовительный): анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение методологических основ, формулирование цели, задач, гипотезы исследования, подбор диагностического инструментария, формирование выборки исследования.
II этап (основной): проведение теоретического анализа проблемы учебной мотивации студентов заочной формы обучения, организация и проведение эмпирического исследования, математическая и статистическая обработка полученных данных.
III этап (заключительный): анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования, формулирование выводов, разработка практических рекомендаций, литературное оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в расширении научных представлений об особенностях учебной мотивации студентов заочной формы обучения, выявлении специфики ее структуры и в процессе профессионального становления. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса на заочных отделениях педагогических вузов, разработки программ психолого-педагогического сопровождения студентов-заочников, создания системы мониторинга учебной мотивации. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных данных преподавателями, кураторами, специалистами психологических служб для повышения эффективности образовательного процесса и развития мотивационной сферы студентов заочной формы обучения.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В исследовании приняли участие 60 студентов факультета педагогики и психологии заочной формы обучения (52 женщины и 8 мужчин) в возрасте от 21 до 46 лет. Выборка была сформирована с использованием метода стратифицированного отбора по курсам обучения (по 12 человек с 1 по 5 курс). Большинство участников исследования (73,4%) совмещают обучение с профессиональной деятельностью в сфере образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (включающего 89 отечественных и зарубежных источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование особенностей учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза позволило получить комплексное представление о структуре, динамике и факторах формирования мотивационной сферы данной категории обучающихся. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования подтвердили актуальность изучения специфики учебной мотивации студентов-заочников и необходимость разработки дифференцированных подходов к психолого-педагогическому сопровождению их образовательной деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что учебная мотивация представляет собой сложное интегральное психологическое образование, включающее совокупность мотивов, целей, потребностей и других побудителей, определяющих направленность и интенсивность учебной деятельности. Характерными особенностями учебной мотивации являются системность, динамичность, многокомпонентность и полидетерминированность. Структура учебной мотивации студентов высших учебных заведений включает ценностно-смысловой, целевой, эмоциональный, когнитивный и регуляторный компоненты, соотношение которых меняется в процессе профессионального становления и зависит от направления подготовки.
Анализ специфики образовательного процесса в условиях заочной формы обучения выявил ряд особенностей, создающих уникальный контекст для формирования учебной мотивации. Чередование периодов интенсивной аудиторной работы и самостоятельного освоения учебного материала, значительная доля самостоятельной работы, профессиональная направленность обучения, совмещение учебной и профессиональной деятельности студентов определяют специфические требования к мотивационной готовности обучающихся. Важной особенностью контингента студентов-заочников педагогического вуза является наличие у большинства из них профессионального опыта в сфере образования, что создает предпосылки для формирования осознанной профессиональной мотивации.
Эмпирическое исследование, проведенное на выборке из 60 студентов заочной формы обучения Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, позволило выявить специфические особенности структуры учебной мотивации данной категории обучающихся. Структура учебной мотивации студентов-заочников педагогического вуза характеризуется доминированием профессиональных мотивов, учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации, образующих единый фактор профессионально-познавательной мотивации. Менее выраженными в структуре учебной мотивации являются социальные, коммуникативные мотивы, мотивы престижа и мотивы избегания неудачи.
Особенно значимым результатом исследования является выявление динамики мотивационной структуры в процессе обучения. От первого к пятому курсу наблюдается трансформация учебной мотивации студентов-заочников: происходит рост значимости профессиональных, учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации при одновременном снижении значимости мотивов престижа, получения диплома и избегания неудач. Данная динамика свидетельствует о качественном изменении мотивационной направленности от преобладания внешних мотивов к доминированию внутренних, что способствует повышению эффективности учебной деятельности и профессиональному развитию.
Корреляционный и регрессионный анализ позволил выявить комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование учебной мотивации студентов-заочников педагогического вуза. Наибольший вклад в формирование учебной мотивации вносят стаж педагогической деятельности, характер взаимодействия с преподавателями и академическая успеваемость. Социально-демографические факторы, такие как возраст, также оказывают значимое влияние на мотивационную структуру: с увеличением возраста повышается значимость внутренних мотивов обучения и снижается ориентация на избегание неудач. Организационно-педагогические факторы, включающие удовлетворенность организацией учебного процесса, качество методического обеспечения и доступность информационных ресурсов, создают условия для актуализации и развития позитивной учебной мотивации.
Выявленные особенности учебной мотивации студентов-заочников обусловили необходимость разработки комплексных рекомендаций по ее развитию. Предложенная система рекомендаций включает организационно-педагогические, содержательно-методические и личностно-психологические мероприятия. Организационно-педагогические рекомендации направлены на оптимизацию условий образовательного процесса, создание мотивирующей образовательной среды, учет профессионального опыта студентов. Содержательно-методические рекомендации ориентированы на интеграцию теоретического материала с практическими задачами педагогической деятельности, использование интерактивных технологий обучения, дифференциацию заданий для самостоятельной работы. Личностно-психологические рекомендации фокусируются на развитии навыков саморегуляции, формировании конструктивных установок, психологической поддержке студентов.
Важным аспектом разработанных рекомендаций является их дифференцированность в зависимости от этапа обучения. Для студентов младших курсов приоритетными являются мероприятия по адаптации к специфике заочного обучения, развитию навыков самоорганизации, актуализации профессиональных интересов. Для студентов старших курсов акцент делается на интеграции теоретических знаний и практических навыков, развитии профессиональной рефлексии, стимулировании творческой самореализации.
Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения исследование расширяет представления о структуре и динамике учебной мотивации в условиях заочной формы обучения, вносит вклад в понимание специфики мотивационной сферы взрослых обучающихся, совмещающих образование с профессиональной деятельностью. Выявленные закономерности дополняют существующие теоретические модели учебной мотивации и могут служить основой для дальнейших исследований в данной области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования организации образовательного процесса в педагогических вузах, реализующих программы заочной формы обучения. Разработанные рекомендации могут быть использованы преподавателями, кураторами, специалистами психологических служб для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов-заочников. Выявленные факторы, влияющие на учебную мотивацию, позволяют целенаправленно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся, создавая условия для их академического успеха и профессионального развития.
Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения особенностей учебной мотивации в различных образовательных контекстах. Перспективными направлениями исследований могут стать изучение влияния цифровых технологий на мотивацию студентов заочной формы обучения, анализ особенностей мотивации в условиях смешанного обучения, исследование взаимосвязи учебной и профессиональной мотивации у работающих студентов. Кроме того, представляет интерес лонгитюдное исследование динамики мотивации на протяжении всего периода обучения, а также изучение отдаленных эффектов различных мотивационных стратегий на профессиональную деятельность выпускников.
Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о специфической структуре учебной мотивации студентов заочной формы обучения педагогического вуза, характеризующейся доминированием профессиональных мотивов и мотивов творческой самореализации, которая трансформируется в процессе обучения от преобладания внешних мотивов к преобладанию внутренних. Полученные данные создают научную основу для разработки эффективных стратегий психолого-педагогического сопровождения студентов заочной формы обучения и способствуют повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов.



1. Акользина С.И. Изменчивость учебных мотивов и целей у студентов педагогического вуза // Интеграция психолого педагогических наук и актуальных образовательных практик, 2024: Сборник материалов международной очной научно-практической конференции, Оренбург, 25 апреля 2024 года. Оренбург: Агенство Пресса, 2024. С. 19-23.
2. Алексеева П.М. Роль преподавателя в формировании мотивации к учению у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 31-34.
3. Анализ мотивации будущих педагогов к обучению в педагогическом вузе / А.К. Мурзатаева, Г.А. Сулейменова, Б.А. Нурмагамбетова, Б.Е. Кильдибекова // 3i: Intellect, Idea, Innovation - интеллект, идея, инновация. 2023. № 2. С. 212-219.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2016. 158 с.
5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2019.
280 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
7. Бородина О.В., Пирязева М.В. Специфика академической мотивации студентов первого курса педагогического вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2024. № 4. С. 13-17.
8. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 2017. 412 с.
9. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития. М.: Смысл, 2019. 344 с.
10. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2020. 336 с.
11. Жердева Л.А., Павликова А.Е. Особенности учебной мотивации студентов вуза, обучающихся на старших и младших курсах // Социокультурные, психологические и педагогические координаты развития личности: Материалы Международной научно-практической конференции, Владимир, 05–06 октября 2023 года. Владимир: Издательско-полиграфическая компания «Транзит-ИКС», 2023. С. 249-252.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2018. 448 с.
13. Зырянова С.М., Иванова А.В., Шанц Е.А. Повышение мотивации студентов к учебной деятельности в педагогическом вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 4(85). С. 20-28.
14. Иванова Л.Н., Хрисанова Е.Г. Особенности проявления мотивации к овладению профессией у студентов педагогического вуза // Перспективы науки. 2023. № 11(170). С. 336-340.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2017. 512 с.
16. Ильина Т.И. Методики психодиагностики в учебном процессе. М.: Изд-во МГУ, 2018. 248 с.
17. Карпова Е.В., Трубохина В.А. Специфика учебной и профессионально-педагогической мотивации первокурсников и выпускников педагогического вуза // Научный поиск: сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Филигрань», 2023. С. 136-143.
18. Карпова Е.В. Психолого-педагогические факторы развития учебной мотивации студентов. М.: Академия, 2020. 192 с.
19. Касьянова Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся вуза в ходе формирования учебной мотивации // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы X Международной научно-практической конференции, Орёл, 30–31 марта 2023 года. Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2023. С. 219-223.
20. Койчуева Л.М. Психологические условия профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3(217). С. 586-588.
21. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2018. 119 с.
22. Лебедева А.А., Шульгина В.Р., Акулинин Ф.В. Способы мотивации студентов в процессе обучения // Корпоративное управление и инноватика в условиях трансформационных процессов: Сборник научных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами» (RCIMSS-2023), Москва, 25 октября 2023 года. Том 15. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2023. С. 224-231.
23. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2016. 511 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2018. 352 с.
25. Мальчукова Н.Н., Виноградова М.В. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов // АПК: инновационные технологии. 2023. № 2(61). С. 60-66.
26. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 2018. 192 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 352 с.
28. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. 2017. № 3. С. 12-22.
29. Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: Воронеж, 2019. 200 с.
30. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2020. 23 с.
31. Парамонова В.В. Мотивация учения студентов первого и пятого курса педагогического института // Великие учителя и наставники: наследие через века. Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов. Посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 07 декабря 2023 года. Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2023. С. 705-713.
32. Петрова Н.А. Особенности мотивационной сферы студентов заочного отделения педагогического вуза // Психология образования. 2021.
№ 2. С. 45-53.
33. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2019. 192 с.
34. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2018. 432 с.
35. Реан А.А., Якунин В.А. Мотивация учебной деятельности студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Психология. 2017. № 12. С. 134-141.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 2018. 480 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019.
713 с.
38. Скиннер Б.Ф. Наука и человеческое поведение. М.: Апрель-Пресс, 2017. 576 с.
39. Смирнов А.В. Мотивационные особенности студентов разных форм обучения // Психологическая наука и образование. 2020. № 4. С. 78-85.
40. Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 2018. 320 с.
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019. 490 с.
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер, 2018. 860 с.
43. Чудновский В.Э. Психология развития личности. М.: МПСИ, 2019. 384 с.
44. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. М.: Институт психологии РАН, 2017. 656 с.
45. Элерс Т. Диагностика мотивации к избеганию неудач // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2018. С. 462-464.
46. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2019. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ