Работа сделана на примере Республики Коми.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Введение 3
1. Теоретико-методологическая основа управления программами и проектами в государственном управлении 6
1.1. Понятие и роль проектного управления в государственном управлении 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование проектов в государственном управлении 9
1.3. Реализация государственных проектов и критерии их эффективности 13
2. Программы и проекты в сфере здравоохранения в Республике Коми 17
2.1. Основа управления программ и проектов в сфере здравоохранения 17
2.2. Практика проектного управления в Республике Коми 21
2.3. Анализ действующих программ и проектов в сфере здравоохранения в Республике Коми 25
3. Паспорт проекта: «Цифровизация телемедицинских услуг в отдалённых районах Республики Коми» 29
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложения 39
Управление программами и проектами в сфере здравоохранения представляет собой актуальную тему для исследования, особенно в условиях современных социально-экономических реалий. Эффективная организация медицинской помощи населению требует системного подхода, направленного на достижение конкретных результатов при рациональном использовании имеющихся ресурсов. При этом проектный подход в государственном управлении позволяет сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях развития здравоохранения и достичь измеримых показателей в установленные сроки.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования механизмов управления программами и проектами в сфере здравоохранения для повышения доступности и качества медицинской помощи населению. Особую значимость данная тема приобретает для регионов с низкой плотностью населения и труднодоступными территориями, к которым относится Республика Коми. Географические, демографические и экономические особенности региона создают дополнительные сложности в организации медицинского обслуживания и требуют инновационных подходов к управлению здравоохранением.
Целью исследования выступает анализ теоретических и практических аспектов управления программами и проектами в сфере здравоохранения и разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса в Республике Коми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретико-методологические основы управления программами и проектами в государственном управлении;
 изучить нормативно-правовое регулирование проектов в государственном управлении;
 проанализировать критерии эффективности реализации государственных проектов;
 исследовать основы управления программами и проектами в сфере здравоохранения Республики Коми;
 оценить практику проектного управления в Республике Коми;
 проанализировать действующие программы и проекты в сфере здравоохранения в Республике Коми;
 выявить проблемы в реализации государственных проектов в сфере здравоохранения в Республике Коми;
 предложить направления совершенствования применения проектного управления в сфере здравоохранения в Республике Коми.
Объектом исследования выступает система управления программами и проектами в сфере здравоохранения.
Предмет исследования – механизмы и инструменты управления программами и проектами в сфере здравоохранения Республики Коми.
В процессе исследования применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение. Также использовались специальные методы: статистический анализ, контент-анализ нормативно-правовых документов, экспертные оценки.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области проектного управления, государственного и муниципального управления, экономики здравоохранения. Эмпирическую базу исследования формируют нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, статистические данные, отчеты о реализации государственных программ и проектов в сфере здравоохранения.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных рекомендаций органами государственной власти Республики Коми при формировании и реализации программ и проектов в сфере здравоохранения. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования механизмов проектного управления в здравоохранении региона, повышения эффективности использования ресурсов и улучшения качества медицинской помощи населению.
Работа способствует углублению научного понимания специфики проектного управления в социальной сфере, где результаты деятельности не всегда могут быть выражены только в экономических показателях. Внимание к региональному контексту позволяет адаптировать общие методологические подходы к управлению проектами под реальные условия функционирования системы здравоохранения в Республике Коми, учитывая инфраструктурные ограничения, кадровую ситуацию и потребности населения.
В результате проведенного исследования управления программами и проектами в сфере здравоохранения Республики Коми были получены ценные теоретические и практические результаты. Проектное управление в государственном секторе выступает действенным инструментом решения социально-экономических задач, особенно в такой жизненно важной отрасли как здравоохранение.
Проведенный анализ теоретико-методологических основ управления программами и проектами позволил установить, что проектное управление в государственном секторе представляет собой комплексный механизм, обеспечивающий достижение конкретных целей в установленные сроки с использованием выделенных ресурсов. Подробное изучение нормативно-правовой базы выявило наличие достаточно разработанной федеральной законодательной основы, регламентирующей проектную деятельность в здравоохранении. Ключевыми документами выступают Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Исследование действующих программ и проектов в сфере здравоохранения Республики Коми продемонстрировало наличие системных региональных инициатив. Особого внимания заслуживают программа «Модернизация первичного звена здравоохранения» и проект «Повышение рождаемости в Республике Коми». Анализ статистических данных свидетельствует об определенных положительных тенденциях в реализации данных программ. Так, в рамках модернизации первичного звена в 2023 году было поставлено и введено в эксплуатацию 1667 единиц медицинского оборудования, закуплено 2742 единицы медицинского оборудования на общую сумму 714,4 млн рублей. Поступило 7 передвижных комплексов в комплектации ФАП для обслуживания отдаленных районов. Проведенный анализ финансирования здравоохранения показал, что общий объем федерального финансирования в 2023 году составил 2,3 млрд рублей, из которых 1,052 млрд рублей направлены на модернизацию первичного звена здравоохранения, а более 650 млн рублей выделено на строительство медицинских учреждений. Доходы республиканского бюджета в 2023 году составили 115,1 млрд рублей, а расходы – 118,6 млрд рублей.
Вместе с тем, исследование выявило ряд проблем, препятствующих эффективной реализации программ и проектов в сфере здравоохранения республики. К наиболее острым относятся кадровый дефицит (нехватка 1270 специалистов, в том числе 681 врача), неполное достижение целевых показателей по привлечению медицинских специалистов в рамках программы «Земский доктор/Земский фельдшер» (привлечено 27 врачей при плане 41), а также демографические проблемы (сокращение рождаемости до рекордно низкого уровня - 6254 младенца в 2023 году).
На основе выявленных проблем разработаны практические рекомендации по совершенствованию проектного управления в сфере здравоохранения Республики Коми. Предложенные меры включают усиление цифровой трансформации отрасли, развитие инфраструктуры медицинских учреждений в отдаленных районах, комплексное решение кадровых проблем и совершенствование механизмов финансирования. Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке и реализации программ и проектов в сфере здравоохранения Республики Коми, а также быть использованы для совершенствования региональной системы управления здравоохранением в целом. Перспективными направлениями дальнейших исследований представляются изучение возможностей государственно-частного партнерства в здравоохранении региона и разработка методик оценки эффективности реализации региональных проектов с учетом специфики северных территорий.
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. – М.: [б. и.], 2011. – 96 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». – М.: [б. и.], 2017. – 45 с.
3. Баженова, С., Граммова, Е., Данилова, Л., Ковалева, И., Корниенко, М. Учредители: Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2024. – Т. 32, спецвып. S1. – С. 536–541.
4. Бешкарев, А. А., Пыстина, О. В. Медиаобраз города Сыктывкара в сетевых СМИ Республики Коми // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. – 2024. – № 1(29). – С. 13–22.
5. Беликова, Е. А. Модели оценки устойчивости проектов в социальной сфере на примере здравоохранения // Управленческий учёт и анализ. – 2022. – № 4. – С. 60–67.
6. БНК – Новости и аналитика Республики Коми URL: https://www.bnkomi.ru ( дата обращения: 11.05.2025).
7. Волоцков, А. А. Национальные проекты как реализация целевых ориентиров стратегического развития регионов России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 4(76). – С. 24.
8. Гагиев, Н. Н., Гончаренко, Л. П., Сыбачин, С. А., Шестакова, А. А. О ходе выполнения национальных проектов в Арктической зоне Российской Федерации на примере Чукотского автономного округа // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2023. – Т. 16, № 1. – С. 76.
9. Давыдова, Л. И., Шапошников, С. А. Цифровизация региональных систем здравоохранения: вызовы и решения // Менеджмент в здравоохранении. – 2022. – Т. 23, № 3. – С. 21–30.
10. Комиинформ – Информационное агентство Республики Коми URL: https://komiinform.ru, (дата обращения: 11.05.2025).
11. Куратова, Л. Цифровая трансформация отрасли здравоохранения северного региона // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2024. – № 1. – С. 200–214.
12. Кузнецова, О. В. Проектное управление в здравоохранении: проблемы и перспективы регионального уровня // Экономика и управление в XXI веке. – 2021. – № 2(58). – С. 104–111.
13. Министерство здравоохранения Российской Федерации URL: https://minzdrav.gov.ru, (дата обращения: 11.05.2025).
14. Министерство здравоохранения Республики Коми URL: http://www.minzdrav.rkomi.ru, свободный. – Дата обращения: 11.05.2025.
15. Михальченкова, Н. А., Романец, Е. А. Политические аспекты цифровой трансформации здравоохранения в задачах национальных целей развития: цифровой контур и статус цифровых платформ // Власть. – 2024. – Т. 32, № 4. – С. 42–49.
16. Морозова, Ю. А. Уровни комплексной оценки медико-экономической эффективности здравоохранения при стратегировании отрасли // Управленческое консультирование. – 2024. – № 4(184). – С. 47–62.
17. Ню, Д. Е. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи (на примере Республики Адыгея) // Научный редактор. – 2023. – № без номера. – С. 58.
18. Официальный портал национальных проектов в Республике Коми URL: https://respublika11.ru, (дата обращения: 11.05.2025).
19. Портал «Так здорово» – Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний URL: https://www.takzdorovo.ru (дата обращения: 11.05.2025).
20. Петерсон, Л. А. Развитие волонтерского (добровольческого движения) в организациях среднего профессионального образования на примере ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» // Печатается по решению Методического совета Колледжа искусств Республики Коми. – Протокол № 8 от 27 марта 2024 года. – С. 35.
21. Правительство Республики Коми URL: https://www.rkomi.ru, (дата обращения: 11.05.2025).
22. Пухова, Э. П., Труфанов, Д. О., Кутумова, О. Ю., Ланг, А. А., Мыльникова, Д. Г. Социальные эффекты внедрения профилактических программ и проектов в сфере общественного здоровья в Красноярском крае // Здоровье мегаполиса. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 36–51
23. Рощупкина, И. А. Цифровые технологии в управлении медицинскими организациями северных регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2023. – № 12(522). – С. 86–95.
24. Сивкова, Е. Н., Никитина, М. Г. Эффективность внедрения телемедицинских технологий в субъектах РФ // Здравоохранение Российской Федерации. – 2022. – № 5. – С. 45–49.
25. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) URL: https://rosstat.gov.ru, (дата обращения: 11.05.2025).
26. Черкасская, Г. В. Глава 12. Проблема анализа состояния и развития социальной сферы как части региональной экономической системы на примере регионов Северо-Западного федерального округа // Вопросы социально-экономического развития регионов Северо-Запада России: стратегии и реальность. – 2023. – С. 205–225.
27. Щербакова, А. С. Анализ выброшенных продуктов в рамках бюджетного финансирования на бесплатное питание в школьных учреждениях (на материалах Республики Коми) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. – 2024. – № без номера. – С. 260.