ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты, понятие и сущность Интернет-банкинга 6
1.1 Понятие и история Интернет-банкинга
1.2 Классификация и виды Интернет-банкинга 10
1.3 Регулирование Интернет-банкинга в РФ 14
2. Основные проблемы, качество обслуживания и безопасность Интернет- банкинга 19
2.1 Программное обеспечение и функционал Интернет - банкинга
2.2 Информационная безопасность против кибератак 24
2.3 Рейтинги российских Интернет-банкингов 47
3 Интернет-банкинг в ПАО «Сбербанк» 51
3.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк»
3.2 Характеристика Интернет-банкинга в ПАО «Сбербанк» 56
3.3 Условия использования «Сбербанк Онлайн» 59
3.4 Операции, предоставляемые физическим лицам для работы в «Сбербанк 64
Онлайн»
3.5 Проблемы совершенствования «Сбербанк Онлайн» и пути их решения 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях развитие банковского бизнеса неразрывно связано с автоматизацией, внедрением новейших технических средств и передовых банковских технологий по продвижению на рынок банковских продуктов и услуг, а также с поиском инструментов, которые повышают привлекательность банковских услуг, чему способствуют инновации.
На данном этапе развития России становится очень актуальным и выгодным использование всех возможностей современного развития технологий, во всех сферах экономики, хозяйства и т.п. Нельзя не заметить необходимость в использовании российскими банковскими структурами новой информационной среды - глобальной сети интернет, которая стремительно превращается в «абсолютный» рынок. Правильно используя предоставленные интернетом возможности, можно ускорить развитие практически любого вида бизнеса, в частности оптимизировать и усовершенствовать осуществление безналичных платежных расчетов. Это приведет к повышению скорости и качества обслуживания безналичных платежей клиентов, и, как следствие, банки, которые будут иметь развитую и современную систему обслуживания клиентов, конечно, повысят свой рейтинг. Составляющими этой сферы бизнеса является электронная коммерция и интернет - банкинг.
Благодаря всемирной сети - Интернет, которая вошла в нашу жизнь и стала повседневной необходимостью, в банках появился Интернет-банкинг, характеризующий себя как система управления банковскими счетами в режиме онлайн.
Интернет-банкинг - это одна из наиболее быстро развивающихся сфер на сегодняшний день в нашей стране. История развития этой отрасли не всегда была однозначной и лишь после широкого её применения в западных странах она начала широко распространяться и в России. Предполагалась дальнейшая основная работа в самих отделениях банка, однако быстрорастущая конкуренция среди представителей финансовой сферы требовала новых решений.
В условиях современной, рыночно ориентированной экономической системы, на передний план выходит необходимость исследования коммерческих банков ввиду роста банковской конкуренции.
Банковская конкуренция представляет собой специфический процесс, который являет собой соперничество кредитных организаций между собой по поводу наиболее благоприятного места на рынке предоставления банковских услуг и банковских продуктов.
Банковская конкуренция обостряется также в современных условиях ввиду того, что на российском рынке отечественные банки конкурируют как друг с другом, так и с зарубежными банками.
Для того чтобы привлекать все новых и новых клиентов банкам необходимо было создавать преимущества для потенциальных потребителей их услуг. Одним из таких нововведений в определённый момент и стала сфера Интернет- банкинга как наиболее перспективная ветвь развития технологий в сфере финансов. Бурное развитие Интернет- банкинга позволило многим западным группам открывать собственный бизнес на территории России. Это в свою очередь порождало давно ожидаемую конкуренцию.
После прихода западных лидеров отечественные банки начинали отчётливо понимать, что без дополнительных условий и комфортных для клиента нововведений они не смогут конкурировать с опытными игроками данного сегмента.
Российскому банковскому сообществу удалось устоять и даже показать достаточно хорошие результаты. Благодаря большому содействию правительства по отношению к отечественным представителям финансовой индустрии сфера Интернет-банкинга продолжала развиваться и к концу 2014 года уже клиенты начали оценивать достоинство и надёжность банка по тому, присутствует ли среди прочих его услуг Интернет-банкинга. К этому времени уже более 85% всех банков как национального, так и регионального масштабов имели в своём арсенале хорошо сбалансированную и надёжную систему Интернет-банкинга.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня Интернет-банкинг выступает одним из наиболее прогрессирующих сервисов. Она позволяет при помощи сайта банка осуществлять виртуальное общение с банком, получать информацию по счетам, выполнять различные финансовые операции 24 часа в сутки. С новыми возможностями пропадает необходимость посещать отделения банка, для этого достаточно иметь компьютер или же другое устройство имеющее доступ в Интернет.
На сегодняшний день Интернет-банкинг превратился в обыденный инструмент для повседневной работы. Теперь прежде чем выбрать банк, у клиентов появилась возможность оценить, как условия предлагаемых продуктов, так и функциональность, и привлекательность его систем дистанционного доступа.
Объектом исследования является деятельность ПАО Сбербанк в дистанционном банковском обслуживание.
Предметом исследования являются финансовые услуги, предоставляемые в рамках Интернет-банкинга.
Цель выпускной квалификационной работы: Выявить основные проблемы Интернет- банкинга для физических лиц и разработать рекомендации по их решению на примере ПАО «Сбербанк»
Для достижения цели, выделены следующие задачи:
• Определить преимущества и недостатки Интернет-банкинга;
• Провести анализ использования Интернет-банкинга в РФ;
• Проанализировать функциональные возможности «Сбербанк Онлайн»;
• Выявить основные проблемы Интернет-банкинга в ПАО «Сбербанк»;
Методы исследования: сбор и группировка материала, проведение расчетов, построение таблиц и сравнение.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена истории создания Интернет-банкинга, сущности его и правовому регулированию. Здесь же подробно описаны возможности системы, определены ее преимущества и недостатки.
Вторая глава посвящена рынку Интернет-банкинга для физических лиц в РФ. Здесь проанализированы функциональные возможности Интернет-банкинга и пользователей услугами систем Интернет-банкинга, безопасность обслуживания, на основании отобранных статистических данных, анкетированных опросов и рейтингов опубликованных аналитических агентств.
В третьей главе проведен анализ системы «Сбербанк Онлайн» для физических лиц в банке ПАО «Сбербанк». Здесь охарактеризованы принципы работы Интернет-банкинга в банке, выявлены проблемы, препятствующие развитию Интернет-банкинга для физических лиц.
На современном этапе развития банковских систем различных стран мира бесперебойная и быстрая обработка денежных и информационных потоков является одной из главных задач кредитных организаций.
В условиях жесткой конкуренции на банковском рынке, становится очевидной необходимость внедрения новых информационных технологий. На сегодняшний день большое количество коммерческих банков Российской Федерации уделяют свое внимание повышению качества обслуживания клиентов при одновременном уменьшении издержек.
В условиях современной, рыночно ориентированной экономической системы, на передний план выходит необходимость исследования коммерческих банков ввиду роста банковской конкуренции.
Банковская конкуренция представляет собой специфический процесс, который являет собой соперничество кредитных организаций между собой по поводу наиболее благоприятного места на рынке предоставления банковских услуг и банковских продуктов. Банковская конкуренция обостряется также в современных условиях ввиду того, что на российском рынке отечественные банки конкурируют как друг с другом, так и с зарубежными банками.
В процессе написания работы сделан вывод о том, что банки ориентированы на качественную политику по работе с клиентами и предпринимают меры по ее совершенствованию. Активно при этом развивается направление предоставления Интернет- услуг.
На сегодняшний день большое количество коммерческих банков Российской Федерации уделяют свое внимание повышению качества обслуживания клиентов при одновременном уменьшении издержек. В настоящее время все большее распространение среди таких технологий банковских услуг коммерческих банков Российской Федерации получают разнообразные виды дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Понятие ДБО может рассматриваться с различных точек зрения: начиная от такого узкого понятия, как предоставление кредитной организацией конкретных банковских услуг с использованием программно-аппаратного обеспечения до широкого сегмента банковского рынка.
В общем случае под ДБО понимается следующее понятие: «система предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без непосредственного визита в офис банка), чаще всего с использованием компьютерных или телефонных сетей».
В настоящее время все большее распространение среди таких технологий банковских услуг коммерческих банков Российской Федерации получают разнообразные виды дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.
Дистанционные виды банковского обслуживания активно развиваются из года в год. Прежде всего, это связано с развитием сети Интернет, в которой становится все больше и больше активных пользователей.
Наиболее популярными видами дистанционного банковского обслуживания, по которым с каждым годом растут показатели является интернет-банкинг и мобильный банкинг.
Благодаря всемирной сети - Интернет, которая вошла в нашу жизнь и стала повседневной необходимостью, в банках появился Интернет-банкинг, характеризующий себя как система управления банковскими счетами в режиме онлайн.
Интернет-банкинг - это одна из наиболее быстро развивающихся сфер на сегодняшний день в нашей стране. История развития этой отрасли не всегда была однозначной и лишь после широкого её применения в западных странах она начала широко распространяться и в России. Предполагалась дальнейшая основная работа в самих отделениях банка, однако быстрорастущая конкуренция среди представителей финансовой сферы требовала новых решений.
Интернет-банкинг для физических лиц в целом дает возможность управлять всеми своими счетами, в том числе картами и вкладами, получать необходимую информацию, выполнять различные операции, расплачиваться за товары и услуги, доступность к расширенной статистике по счетам и вкладам, приобретение различных продуктов банка.
Интернет-банкинг «Сбербанк России» представлен системой «Сбербанк Онлайн», которая позволяет совершать множество банковских операций в любой момент, независимо от времени суток, без обращения в отделение, используя компьютер или ноутбук. Данная кредитно-финансовая организация по всем показателям представляет собой ведущую кредитно-финансовую организацию в Российской Федерации. Несмотря на то, что банк является крупным и давно уже заслужил доверие со стороны своих клиентов, он активно внедряет новые услуги для население. Также важную роль в направлении своего развития банк отводит расширению дистанционных видов банковского обслуживания.
Так, например, в недавнем времени «Сбербанк» обновил мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для всех платформ: iOS, Android и WinPhone. Теперь для регистрации в приложении не нужен банкомат или веб-версия интернет-банка - достаточно ввести номер карты и подтвердить авторизацию по коду из СМС-сообщения. В новой версии мобильного приложения можно быстро перевести деньги не только клиенту Сбербанка, но и на карты Visa и MasterCard других российских банков. Для моментального перевода достаточно указать номер карты получателя. В сервисе анализа расходов можно создавать собственные категории расходов и переносить в них совершенные операции, что позволяет лучше контролировать повседневные траты.
Самыми популярными услугами в области Интернет-банкинга ПАО «Сбербанк России» являются оплата услуг ЖКХ и оплата иных услуг (мобильной связи, ТВ, Интернет и др.). Так же самые большие денежные обороты проходят при осуществлении оплаты через СБОЛ услуг ЖКХ.
Целью моей выпускной работы было: Выявить основные проблемы Интернет- банкинга для физических лиц и разработать рекомендации по их решению на примере ПАО «Сбербанк».
Во всех трех главах мы задействовали множество тем, которые помогли достичь выполнения цели работы. Данная тема с каждым годом будет только увеличивать обороты, с каждым годом информации касающейся интернет- банкингов будет все больше и обширней.
Банки не остановятся на достигнутых результатах, потому что интернет- банкинг -это сфера крупной денежной прибыли банка. Банк заинтересован в развитии интернет- банкингов. Интернет- банкинг - это целый комплекс автоматизированных банковских систем, состоящий из множества модулей.
ПАО «Сбербанк» использует самые современные телекоммуникационные и сетевые оборудования. Эффективность и надежность функционирования интернет- банкинга напрямую зависит от качества программного обеспечения. В ПАО «Сбербанк» помимо ИТ- отдела, который занимается техническим обеспечением интернет- банкинга, существует отдел «Банк XXI века», который занимается внедрением систем, решением возникших проблем в процессе обслуживания клиентов, продвижением систем удаленных каналов обслуживания.
Изучив рынок интернет- банкинга отметим, что это возможность управлять своими счетами, контролировать их, выполнять финансовые операции в любое удобное время, в любой точки земного шара, при наличии подключения к сети интернет.
Отметили важную проблему интернет- банкинга - это киберпреступность, которая неблагоприятно влияет на развитие интернет- банкинга. ПАО «Сбербанк» постоянно внедряет новые методы защиты. Все самые новые технологии безопасности ПАО «Сбербанк» применяет в системе «Сбербанк Онлайн». Обеспечивая клиента высокой степенью безопасности. Банк должен уметь предугадывать действия преступников или оперативно принимать меры по устранению кибератак.
ПАО «Сбербанк» выигрывает на уровне других банков из-за своей многолетней истории, привлекая большое количество клиентов. ПАО «Сбербанк» является одним из наиболее устойчивых банков России.
В ходе работы, мы выяснили, что для интернет- банкинга важным аспектом является непрерывное технологическое развитие и завоевание доверия клиентов. Кроме этого, важно ПАО «Сбербанк» проводить популяризацию интернет- банкинга, проводить широкомасштабную рекламу.
Для продвижения «Сбербанк Онлайн» нужно иметь высококвалифицированных специалистов. Банк должен обучить специалистов новым технологиям, собрать самых лучших специалистов в службе поддержки клиентов. Сейчас служба поддержки клиентов ПАО «Сбербанк», по опросам клиентов, получает не высокие отзывы о качестве обслуживания. Чаще всего на это влияет долгое время ожидания и переключение на других специалистов. Несколько лет назад ПАО «Сбербанк» проводил универсализацию сотрудников банка, для того чтобы клиент обратившись к одному специалисту мог решить любую проблему. Возможно, это не лучшая идея в сфере интернет- банкинга следует делать акцент на узких специалистов в своей области, чтобы они знали все нюансы продуктов и услуг и могли решить любую поставленную задачу. К тому же это несложно сделать, ведь клиент, позвонив в службу поддержки, всегда выбирает с помощью телефона направление, по которому он обратился. Это даст возможность направить к нужному специалисту, а специалист, в свою очередь должен качественно, быстро и клиенториентировано решить любую проблему.
Также в работе были описаны операции, проводимые ПАО «Сбербанк» в системе интернет- банкинга. На сегодняшний день, это действительно широкий спектр различных операций. Также было отмечено, что ПАО «Сбербанк» ежегодно модернизирует свою систему и внедряет все больше удобных функций для клиента.
Подводя итог, можем отметить, что тема цифровых технологий, в нашем случае это интернет- банкинг, является более чем актуальной на сегодняшний день. Данное направление является двигателем прогресса в финансово- денежной системы страны, а не только на уровне банков. Это контроль денежных средств находящихся в обороте, это инструмент финансового мониторинга денежных средств поступающих на счета физических и юридический лиц. Поэтому со стороны государства, тоже будут ускорять процесс принятия нормативно- правовых актов, федеральных законов и т.д. отметим, что интернет- банкинг является одной из передовых цифровых технологий, которая позволит перевести банковское обслуживание на абсолютно новый качественный уровень. Повысит финансовую грамотность населения. Люди станут больше обращаться к информационным технологиям, которые в скором будущем будут неотъемлемой частью жизни каждого человека.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 26 июня 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2018)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 29 декабря 2015 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.12.2018)
4. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: федер.закон от 10 декабря 2003г.№ 173-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015г.) //«Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2018)
5. О национальной платежной системе [Электронный ресурс]:федер. закон от 27 июля 2011г. № 161-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2018)
6. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 1 сентября 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.12.2018)
7. Оперсональных данных [Электронный ресурс]: федер.закон от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
8. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 08 марта 2015г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.12.2018)
9. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер.закон от 07 августа 2001г. № 115-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.12.2018)
10. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.12.2018)
11. О правилах осуществления перевода денежных средств[Электронный ресурс]:положение утв. Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П(ред. от 06 ноября 2015г.)// «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2019)
12. О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств [Электронный ресурс]: положение утв. Банком России 9 июня 2012 г. № 382-П (ред. от 14 августа 2014 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.01.2019)
13. О рекомендациях по организации применения средств защиты от вредоносного кода при осуществлении банковской деятельности [Электронный ресурс]: письмо Банка России от 24 марта 2014 г. № 49-Т(ред. от 14 августа 2014 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2019)
14. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный ресурс]: письмо Банка России от 7 декабря 2007 г. № 197-Т // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2019)
15. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: стандарт Банка России от 17 мая 2014 г. СТО БР ИББС-1.0-2014 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2019)
..53