ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА КАК СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1 Программное обеспечение как товар 6
1.1.1 Свойства программного обеспечения как товара 6
1.1.2 Доверительная природа программного обеспечения 8
1.1.3 Виды программного обеспечения как товара 9
1.2 Экономические особенности рынка программного обеспечения 11
1.2.1 Структура рынка программного обеспечения 11
1.2.2 Основные признаки рынка программного обеспечения 13
1.3 Статистический анализ рынка программного обеспечения 16
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-МОДЕЛИ НА РЫНКЕ ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
2.1 Государственное регулирование рынка программного обеспечения 26
2.1.1 Интересы государства и общественное благосостояние на рынке программного
обеспечения 26
2.1.2 Особенности защиты интеллектуальной собственности в России 28
2.1.3 Проблемы регулирования отрасли программного обеспечения 31
2.2 Поведение производителей на рынке программного обеспечения 37
2.2.1 Бизнес-модели производителей программного обеспечения 37
2.2.2 Проблема пиратства: особенности и инструменты защиты 44
2.3 Разработка рекомендаций для участников рынка ПО 47
3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
ГОРОДЕ ТОМСКЕ 56
3.1 Состояние отрасли программного обеспечения в Томске 56
3.2 Вертикальный и горизонтальный анализ совокупной отчетности томских
компаний-разработчиков 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1 Программное обеспечение как товар 6
1.1.1 Свойства программного обеспечения как товара 6
1.1.2 Доверительная природа программного обеспечения 8
1.1.3 Виды программного обеспечения как товара 9
1.2 Экономические особенности рынка программного обеспечения 11
1.2.1 Структура рынка программного обеспечения 11
1.2.2 Основные признаки рынка программного обеспечения 13
1.3 Статистический анализ рынка программного обеспечения 16
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-МОДЕЛИ НА РЫНКЕ ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
2.1 Государственное регулирование рынка программного обеспечения 26
2.1.1 Интересы государства и общественное благосостояние на рынке программного
обеспечения 26
2.1.2 Особенности защиты интеллектуальной собственности в России 28
2.1.3 Проблемы регулирования отрасли программного обеспечения 31
2.2 Поведение производителей на рынке программного обеспечения 37
2.2.1 Бизнес-модели производителей программного обеспечения 37
2.2.2 Проблема пиратства: особенности и инструменты защиты 44
2.3 Разработка рекомендаций для участников рынка ПО 47
3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
ГОРОДЕ ТОМСКЕ 56
3.1 Состояние отрасли программного обеспечения в Томске 56
3.2 Вертикальный и горизонтальный анализ совокупной отчетности томских
компаний-разработчиков 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Индустрия программного обеспечения - одна из самых динамичных и конкурентных отраслей в секторе высоких технологий. Это важная для экономики область, которая генерирует значительный доход, обеспечивает рабочие места и отвечает за преобразование отраслей. В первую очередь, программные продукты представляют ценность для бизнес-структур: зависимость успеха бизнеса от данных продуктов неоспорима. Программное обеспечение позволяет автоматизировать и вывести на новый уровень работу бухгалтерии, взаимодействие с клиентами, оптимизировать поставки и производственный процесс, осуществлять качественные маркетинговые исследования и множество прочих специфических функций, будь то моделирование процесса бурения или автоматическое построение выкройки. Бизнес вынужден постоянно обновлять инструменты работы, успевать за технологиями, чтобы не потерять свои позиции в отрасли. Такие условия являются благоприятными для роста предложения программных продуктов, и, как следствие, недобросовестного поведения производителей. Перед разработчиками остро стоит проблема выделения своего продукта из общей массы, подачи сигнала потребителям о качестве программы. Кроме того, компании-разработчику необходимо правильно выбрать бизнес-модель: что разрабатывать, кому продавать, как продавать, на каких условиях, каким образом получать доход и извлекать прибыль.
Создание благоприятных условий на рынке программного обеспечения в России выгодно не только самим разработчикам, но и экономике в целом по ряду причин. Во- первых, в 2015-2016 гг. в правительстве активно обсуждаются вопросы формирования независимости страны от иностранного программного обеспечения, импортозамещение и развитие своих продуктов. Во-вторых, российские программисты считаются по праву одними из лучших в мире в области информационной безопасности, разработки промышленных программ. Поэтому так важно не упускать преимущество. В-третьих, для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынках, основанных на принципиально новых технологиях, необходим качественный и современный софт. Рынки, выделенные в качестве приоритетных в концепции Национальных технологических инициатив, невозможно завоевать без конкурентоспособного программного обеспечения, разработкой которого необходимо заниматься уже сейчас. Эти факторы позволяют заключить, что исследование российского рынка программного обеспечения, анализ его структуры и поиск проблем функционирования - актуальная задача, стоящая как перед разработчиками, так и перед государством.
Несмотря на кажущийся успех отрасли программного обеспечения, экономисты по всему миру обеспокоены ее состоянием. «Старый» рынок программного обеспечения с «коробочными» версиями продуктов и основной угрозой в виде пиратства - хорошо изучен и понятен. Однако за последние десять лет условия функционирования рынка поменялись: увеличилась скорость передачи данных, доступность и емкость серверов, увеличилась скорость обновления аппаратного обеспечения. При этом институциональные условия - законы о защите авторского права, антимонопольное законодательство - не изменились. Наша гипотеза в том, что инновационность и динамичность отрасли обеспечиваются в первую очередь небольшими фирмами. Условия же, в которых вынуждены развиваться малые компании-разработчики, вызывают вопросы.
Цель работы: дать характеристику поведению субъектов рынка программного обеспечения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. выделить наиболее существенные признаки программного обеспечения как товара;
2. проанализировать модель рынка программного обеспечения в общем виде, выделить институциональные условия его функционирования;
3. проанализировать фактическое состояние российского рынка ПО, выявить, истинны ли теоретические положения применительно к российскому рынку;
4. рассмотреть сферы государственного регулирования рынка и интересы участников;
5. проанализировать и структурировать бизнес-модели, к которым могут прибегать разработчики программного обеспечения;
6. разработать и систематизировать рекомендации участникам рынка;
7. проверить полученные гипотезы на примере рынка программного обеспечения Томской области.
Данная тема не пользуется популярностью у ученых-экономистов и недостаточно изучена. Большой вклад в математическое моделирование бизнес-моделей на рынке программного обеспечения (ПО) внес В. И. Соловьев. Ю.П Ехлаковым было проведено исследование процессов оказания услуг на рынке программных продуктов. Результаты анализа структуры и динамики спроса на программные продукты представлены в работе И.В. Трегуб, Е.А. Янченко. Н.В. Берёза исследовал и обосновал в своей работе тенденции, складывающиеся на IT-рынке. Доверительную природу программного обеспечения изучали М.М. Юдкевич, Н.М. Розанова, С.С. Бакаев. Исследования правовой и институциональной среды представлены в работах Кристофера Тучи, Ристо Раджала, Матти Росси. О положении малых фирм на рынке программного обеспечения пишет Жаклин Уолш.
Объектом исследования является российский рынок программного обеспечения. Предметом исследования являются особенности поведения государства и производителей на рынке программного обеспечения.
Цель и задачи исследования предопределили структуру работы. Первая глава посвящена характеристике рынка программного обеспечения, в том числе особенностям ПО как товара, а также статистическому анализу российского рынка. Во второй главе рынок представлен с точки зрения производителя и государства. Исследуются правовая среда, барьеры для входа, возможные бизнес-модели. Разрабатываются рекомендации для регулятора, а также для малых и средних фирм-разработчиков программного обеспечения. Третья глава призвана закрепить сформулированные гипотезы на статистическом материале томских фирм-разработчиков ПО.
В данной работе активно использованы такие методы научного познания как описание, анализ и синтез, сравнение, моделирование, системный подход.
Создание благоприятных условий на рынке программного обеспечения в России выгодно не только самим разработчикам, но и экономике в целом по ряду причин. Во- первых, в 2015-2016 гг. в правительстве активно обсуждаются вопросы формирования независимости страны от иностранного программного обеспечения, импортозамещение и развитие своих продуктов. Во-вторых, российские программисты считаются по праву одними из лучших в мире в области информационной безопасности, разработки промышленных программ. Поэтому так важно не упускать преимущество. В-третьих, для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынках, основанных на принципиально новых технологиях, необходим качественный и современный софт. Рынки, выделенные в качестве приоритетных в концепции Национальных технологических инициатив, невозможно завоевать без конкурентоспособного программного обеспечения, разработкой которого необходимо заниматься уже сейчас. Эти факторы позволяют заключить, что исследование российского рынка программного обеспечения, анализ его структуры и поиск проблем функционирования - актуальная задача, стоящая как перед разработчиками, так и перед государством.
Несмотря на кажущийся успех отрасли программного обеспечения, экономисты по всему миру обеспокоены ее состоянием. «Старый» рынок программного обеспечения с «коробочными» версиями продуктов и основной угрозой в виде пиратства - хорошо изучен и понятен. Однако за последние десять лет условия функционирования рынка поменялись: увеличилась скорость передачи данных, доступность и емкость серверов, увеличилась скорость обновления аппаратного обеспечения. При этом институциональные условия - законы о защите авторского права, антимонопольное законодательство - не изменились. Наша гипотеза в том, что инновационность и динамичность отрасли обеспечиваются в первую очередь небольшими фирмами. Условия же, в которых вынуждены развиваться малые компании-разработчики, вызывают вопросы.
Цель работы: дать характеристику поведению субъектов рынка программного обеспечения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. выделить наиболее существенные признаки программного обеспечения как товара;
2. проанализировать модель рынка программного обеспечения в общем виде, выделить институциональные условия его функционирования;
3. проанализировать фактическое состояние российского рынка ПО, выявить, истинны ли теоретические положения применительно к российскому рынку;
4. рассмотреть сферы государственного регулирования рынка и интересы участников;
5. проанализировать и структурировать бизнес-модели, к которым могут прибегать разработчики программного обеспечения;
6. разработать и систематизировать рекомендации участникам рынка;
7. проверить полученные гипотезы на примере рынка программного обеспечения Томской области.
Данная тема не пользуется популярностью у ученых-экономистов и недостаточно изучена. Большой вклад в математическое моделирование бизнес-моделей на рынке программного обеспечения (ПО) внес В. И. Соловьев. Ю.П Ехлаковым было проведено исследование процессов оказания услуг на рынке программных продуктов. Результаты анализа структуры и динамики спроса на программные продукты представлены в работе И.В. Трегуб, Е.А. Янченко. Н.В. Берёза исследовал и обосновал в своей работе тенденции, складывающиеся на IT-рынке. Доверительную природу программного обеспечения изучали М.М. Юдкевич, Н.М. Розанова, С.С. Бакаев. Исследования правовой и институциональной среды представлены в работах Кристофера Тучи, Ристо Раджала, Матти Росси. О положении малых фирм на рынке программного обеспечения пишет Жаклин Уолш.
Объектом исследования является российский рынок программного обеспечения. Предметом исследования являются особенности поведения государства и производителей на рынке программного обеспечения.
Цель и задачи исследования предопределили структуру работы. Первая глава посвящена характеристике рынка программного обеспечения, в том числе особенностям ПО как товара, а также статистическому анализу российского рынка. Во второй главе рынок представлен с точки зрения производителя и государства. Исследуются правовая среда, барьеры для входа, возможные бизнес-модели. Разрабатываются рекомендации для регулятора, а также для малых и средних фирм-разработчиков программного обеспечения. Третья глава призвана закрепить сформулированные гипотезы на статистическом материале томских фирм-разработчиков ПО.
В данной работе активно использованы такие методы научного познания как описание, анализ и синтез, сравнение, моделирование, системный подход.
В ходе работы были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования. Итогом работы стали следующие выводы и результаты.
1 Существенными признаками программного обеспечения как товара являются: нематериальность, идемпотентность, зависимость от реализации института защиты авторских прав, принадлежность к интеллектуальным средствам труда, зависимость от формы, доверительная природа. Данные свойства определяют значимые отличия программного обеспечения от традиционных товаров, что сказывается на модели рынка, и оказывают влияние на выбор бизнес-модели для разработчика. Основными признаками рынка являются: глобальность, низкие барьеры для входа, влияние сетевых эффектов, связь со всеми отраслями экономики и возможность расширения, инновационность, централизация и упрощение сбыта, возрастающая отдача от масштаба.
2 Рынок программного обеспечения близок по своей модели к монополистической конкуренции. При этом внутри отрасли существует немало непересекающихся сегментов с разной структурой, где нередко встречается доминирующая олигополия с конкурентным окружением.
3 Статистический анализ показал, что:
• девальвация рубля и санкции повлияли на рынок программного обеспечения двояко: экспортные доходы компаний выросли, увеличился иностранный спрос на услуги сервисных компаний. При этом положение фирм, ориентированных на внутренний рынок, ухудшилось.;
• по показателям роста зарубежных продаж продуктовые компании стали уступать сервисным. При этом на внутреннем рынке, напротив, сервисные компании уступают продуктовым;
• небольшие компании сильнее крупных пострадали от кризиса и испытывают сложности с ростом;
• на российские софтверные компании приходится примерно 2,7% мирового рынка программного обеспечения (включая услуги заказной разработки).
4 Данные мирового рынка указывают на опасность стагнации отрасли. Анализ общественных интересов и роли государства показал, что малые фирмы играют важную роль в процессе преобразования отраслей. Сделан вывод, согласно которому малые фирмы- производители программного обеспечения дискриминируются действующим законодательством в области интеллектуальной собственности, и такие искусственные барьеры для входа приводят к отсутствию конкуренции в секторе программного обеспечения. Регулятору же необходимо озаботиться следующими задачами:
• эмпирические исследования по выживаемости малых фирм-разработчиков;
• измерение объема ценных изобретений, не являющихся коммерческими;
• исследование ограничения инноваций путем сокрытия информации о совместимости;
• определение оптимальной структуры рынка для индустрии программного обеспечения;
• прогноз для отрасли без каркаса мелких фирм.
5 Поведение разработчиков определяется моделью бизнеса. Выделены и классифицированы бизнес-модели фирм-разработчиков программного обеспечения. Собраны инструменты, к которым прибегают разработчики для повышения своей конкурентоспособности, позволяющие разработчикам посылать «правильные» сигналы о качестве своей продукции. Это модель распространения программного обеспечения как услуги (SaaS), самостоятельное внедрение продукта, расширение и усовершенствование технической поддержки, диверсификация лицензионных соглашений, совместимость продукта с распространенным ПО и объединение с производителями аппаратных средств. Разработаны и систематизированы рекомендации малым и средним фирмам-разработчикам программного обеспечения.
6 Статистический анализ ситуации на томском рыке программного обеспечения показал соответствие проблем томских разработчиков теоретическим выкладкам. В России оставаться конкурентоспособными компаниям помогают как уже описанные инструменты, так и ориентация на заказную разработку софта конкретному заказчику. Проблемой же остается низкий спрос на стандартизированный российский софт. Вертикальный и горизонтальный анализ совокупной финансовой отчетности акцентирует внимание на проблемах малого бизнеса, который является основой томского и российского сегментов разработки программного обеспечения. А именно: низкий темп прироста количества регистраций новых компаний, снижение темпов роста выручки и прибыли, высокая доля кредиторской и дебиторской задолженности.
1 Существенными признаками программного обеспечения как товара являются: нематериальность, идемпотентность, зависимость от реализации института защиты авторских прав, принадлежность к интеллектуальным средствам труда, зависимость от формы, доверительная природа. Данные свойства определяют значимые отличия программного обеспечения от традиционных товаров, что сказывается на модели рынка, и оказывают влияние на выбор бизнес-модели для разработчика. Основными признаками рынка являются: глобальность, низкие барьеры для входа, влияние сетевых эффектов, связь со всеми отраслями экономики и возможность расширения, инновационность, централизация и упрощение сбыта, возрастающая отдача от масштаба.
2 Рынок программного обеспечения близок по своей модели к монополистической конкуренции. При этом внутри отрасли существует немало непересекающихся сегментов с разной структурой, где нередко встречается доминирующая олигополия с конкурентным окружением.
3 Статистический анализ показал, что:
• девальвация рубля и санкции повлияли на рынок программного обеспечения двояко: экспортные доходы компаний выросли, увеличился иностранный спрос на услуги сервисных компаний. При этом положение фирм, ориентированных на внутренний рынок, ухудшилось.;
• по показателям роста зарубежных продаж продуктовые компании стали уступать сервисным. При этом на внутреннем рынке, напротив, сервисные компании уступают продуктовым;
• небольшие компании сильнее крупных пострадали от кризиса и испытывают сложности с ростом;
• на российские софтверные компании приходится примерно 2,7% мирового рынка программного обеспечения (включая услуги заказной разработки).
4 Данные мирового рынка указывают на опасность стагнации отрасли. Анализ общественных интересов и роли государства показал, что малые фирмы играют важную роль в процессе преобразования отраслей. Сделан вывод, согласно которому малые фирмы- производители программного обеспечения дискриминируются действующим законодательством в области интеллектуальной собственности, и такие искусственные барьеры для входа приводят к отсутствию конкуренции в секторе программного обеспечения. Регулятору же необходимо озаботиться следующими задачами:
• эмпирические исследования по выживаемости малых фирм-разработчиков;
• измерение объема ценных изобретений, не являющихся коммерческими;
• исследование ограничения инноваций путем сокрытия информации о совместимости;
• определение оптимальной структуры рынка для индустрии программного обеспечения;
• прогноз для отрасли без каркаса мелких фирм.
5 Поведение разработчиков определяется моделью бизнеса. Выделены и классифицированы бизнес-модели фирм-разработчиков программного обеспечения. Собраны инструменты, к которым прибегают разработчики для повышения своей конкурентоспособности, позволяющие разработчикам посылать «правильные» сигналы о качестве своей продукции. Это модель распространения программного обеспечения как услуги (SaaS), самостоятельное внедрение продукта, расширение и усовершенствование технической поддержки, диверсификация лицензионных соглашений, совместимость продукта с распространенным ПО и объединение с производителями аппаратных средств. Разработаны и систематизированы рекомендации малым и средним фирмам-разработчикам программного обеспечения.
6 Статистический анализ ситуации на томском рыке программного обеспечения показал соответствие проблем томских разработчиков теоретическим выкладкам. В России оставаться конкурентоспособными компаниям помогают как уже описанные инструменты, так и ориентация на заказную разработку софта конкретному заказчику. Проблемой же остается низкий спрос на стандартизированный российский софт. Вертикальный и горизонтальный анализ совокупной финансовой отчетности акцентирует внимание на проблемах малого бизнеса, который является основой томского и российского сегментов разработки программного обеспечения. А именно: низкий темп прироста количества регистраций новых компаний, снижение темпов роста выручки и прибыли, высокая доля кредиторской и дебиторской задолженности.
Подобные работы
- Личностные особенности специалистов 1Т-сферы как предиктор ментальной репрезентации «образа другого»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Юридическая ответственность субъектов предпринимательства в условиях цифровой экономики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННО-ЗАЁМНЫМИ СРЕДСТВАМИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Моделирование бизнес решений с использованием Р2Р - технологий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Технология блокчейн как метод защиты от противозаконных операций на финансовых рынках
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Совершенствование инвестиционной деятельности на рынке транспортных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005



