Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ПАНДЕМИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОГ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 14
1.1 Понятие страха и тревоги в психологии 14
1.2 Переживание тревоги и страхов у студентов 17
1.3 Восприятие и влияние пандемии коронавируса на психические состояния
населения 21
1.4 Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2 ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХОВ И ТРЕВОГ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ COVID-19 29
2.1 Обзор выборки исследования 29
2.2 Обзор методик исследования 34
2.3 Обработка и интерпретация результатов исследования 36
2.4 Рекомендации по управлению страхами и регуляции тревожности для
студентов в период пандемии коронавируса 58
2.5 Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
72
Приложение 2 «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» 75
Приложение 3 Корреляционный анализ интенсивности страхов с возрастными показателями 78
Приложение 4 Сравнительный анализ интенсивности страхов у студентов очно и очно-заочного обучения 80
Приложение 5 Сравнительный анализ интенсивности страхов у студентов переболевшими/не переболевшими новой коронавирусной инфекцией 84
Приложение 6 Сравнительный анализ интенсивности страхов у студентов, прошедших и не прошедших вакцинацию 87
Приложение 7 Корреляционный анализ интенсивности страхов с оценкой угрозы пандемии 90
Приложение 8 Корреляционный анализ интенсивности страхов и уровня РТ 92
Приложение 9 Корреляционный анализ интенсивности страхов и уровня ЛТ 94
Пандемия COVID-19 - текущая пандемия, которая была вызвана распространением новой коронавирусной инфекции Sars-Cov-2 в конце 2019 года. Несмотря на то, что пандемия ещё не подошла к своему завершению, на данный момент имеется большое количество статистических данных о том, каким образом она повлияла на физическое и ментальное здоровье мирового населения [15].
Социальная тревожность и вытекающие из неё психологические проблемы, проявляющиеся у разных людей в совершенно разной степени, сопровождает все глобальные кризисы и часто принимает массовый характер. Пандемия коронавирусной инфекции не является исключением из правил [34]. К примеру, согласно отчету Американской психологической ассоциации, за 2021 год, у жителей США наблюдается рекордный уровень стресса и тревожности [41]. О таком же высоком уровне стресса у европейцев говорится в другом исследовании, опубликованном в январе 2021 -го в авторитетном медицинском журнале Lancet [37]. Наконец, по данным психологов РАН, в 2020 году каждый третий россиянин жаловался на симптомы депрессивных расстройств [6].
Введенный в нашей стране режим самоизоляции из-за угрозы распространения COVID-19 является феноменом современности, непривычным для естественного хода жизни человека, поскольку порождает нестабильность и неопределенность, создает угрозу нормальному существованию. К тому же психологическая неготовность людей к сложившейся в обществе ситуации, вызванной распространением коронавируса, могла повлиять на особенности восприятия и переживания ими страхов. За последние десятилетия психологическая наука значительно продвинулась в изучении эмоциональной сферы личности. Однако проблема контроля эмоции страха, особенно в случае развития фобий, которую еще в прошлом веке известный исследователь эмоциональной сферы К. Изард считал нерешенной, до сих пор остается актуальной в науке. Е.В. Субботский отмечает, что ежедневный непосредственный личный контакт с другими людьми обеспечивает человеку ряд позитивных подтверждающих составляющих, среди которых: стабильность мира, нормальное психическое состояние, контроль планов на будущее, внешняя активность (перемещение в пространстве, личные контакты с людьми), возможность отвлечься от сосредоточенности на своих внутренних переживаниях и не думать о глобальных вопросах существования, таких как смысл жизни и неизбежность смерти [31]. Н.В. Гришина назвала случившуюся пандемию коронавируса экзистенциальным кризисом, связанным с нарушением психологических границ персонального пространства и пространства социального бытия, поскольку происходит разрушение нашего привычного существования: изменяются принципы взаимодействия личности с окружающим миром, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои жизненные замыслы [8]. Исследователь подчеркивает, что страхи, тревоги, отчаяние, депрессия являются неотъемлемыми спутниками кризиса существования. Д.В. Ковпак в своем докладе, представленном на Санкт-Петербургском саммите психологов, отметил, что в условиях самоизоляции страх вызывает ряд факторов: «физическое дистанцирование и социальная изоляция; картинки в постах и статьях, видеосюжеты о погибших, их количестве, похоронах; страх смерти и потери близких; тревога по поводу возможной потери работы, пропитания, жилья и будущих доходов; недоверие к правительству, противоречивая информация о рисках по поводу вируса; масса фейковых новостей; тревога перед возможным экономическим кризисом; неопределенность новой жизни после спада вируса» [13]. Психологические аспекты восприятия ситуации вынужденной самоизоляции являются актуальными для всех возрастных групп. При этом студенческая молодежь как социальная общность характеризуется наибольшей адаптивностью к вызовам времени и темпу современной жизни, но в то же время молодые люди имеют
недостаточный жизненный опыт преодоления сложных ситуаций, поэтому являются очень уязвимыми в плане переживания различных страхов [17].
Актуальность исследования продиктована повышением уровня страха и тревог, характерных для студенческой молодежи, и изменением ее поведения, обусловленным внезапными переменами в современном обществе, связанными с пандемией COVID-19. Ситуация вынужденной самоизоляции, которая была предложена государством для недопущения распространения опасной инфекции и снижения количества летальных исходов, для общества оказалась новым опытом, и психологическая неготовность к ней могла повлиять на специфику проявления страхов среди представителей молодого поколения.
Гипотеза исследования: психологическое состояние студентов
характеризуется повышением уровня страхов и тревог в период пандемии COVID-19 и имеет разную степень интенсивности и проявления страхов и тревог в зависимости от гендерных и возрастных показателей.
Цель исследования: выявить особенности переживания тревоги и интенсивность страхов у студентов в период пандемии коронавируса.
В качестве объекта выступают психические состояния студентов в период пандемии коронавируса.
Предметом исследования стали особенности проявления страхов и тревог у студентов в период пандемии коронавируса.
Материалом исследования послужила выборка из 39 студентов в возрасте от 18 до 40 лет - учащиеся очного и очно-заочного отделений факультета психологии Томского государственного университета.
Методы и методики исследования: анализ научных источников; анкетирование (анкета содержит вопросы о социально-демографических характеристиках, отношении к пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, заболеваемости и вакцинации); тестирование («Шкала тревоги» Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой); статистический 11
анализ таблиц распределения частот; корреляционный анализ Пирсона; t- критерий Стьюдента; статистический анализ двумерных таблиц сопряженности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические разработки по проблеме страха и тревоги в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить выраженность личностной и ситуационной тревожности у студентов в период пандемии коронавируса.
3. Определить интенсивность и иерархическую структуру актуальных страхов в период пандемии коронавируса.
4. Установить гендерные и возрастные различия в выраженности тревожности, интенсивности и страхов у студентов в период пандемии коронавируса.
5. Выявить взаимосвязь тревожности и интенсивности страхов с показателями отношения к пандемии, заболеваемости, вакцинации и формы обучения у студентов.
6. Разработать рекомендации по управлению страхами и регуляции тревожности для студентов в период пандемии коронавируса.
Теоретико-методологические основания написания работы. Основные подходы к изучению тревоги и страха были изучены в работах отечественных и зарубежных ученых Дж. Уотсона, У. Джеймса, З. Фрейд, М. Миллер, С.Л. Соловьева, Д.В. Ковпак, К.Р. Сидоров, Е.В. Воскресенская, Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова, Ч. Спилберг, Ю. Щербатых, Е. Ивлева, Р. Кеттелл, А. Адлер, К. Изард, А. Я. Чебыкина, И. Г. Павлова, Ю. В. Давыдова, Л. Бинсвангер, Дж. Боулби, В.К. Вилюнас, А. Маслоу, Р. Лэйнг, Р. Мэй, Г. Селье, Г. Салливан, В. Франкл, М. Хайдеггер, К. Хорни и др.
Исследовательский интерес к данной проблеме вызван воздействием пандемии на психическую сферу и адаптационные возможности населения, поскольку возникновение ситуации, угрожающей жизни и здоровью, может 12
приводить к различного рода психологическим проблемам, таким как: паническое расстройство, депрессия, тревога и т.д. Пандемия в краткие сроки вошла в число значимых факторов влияния социальных факторов на здоровье человека [29, 39].
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Теоретический анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов показал, что страх и тревога является одновременно психическим состоянием личности и её отношением к складывающимся в обществе стрессогенным воздействиям, которые, в одних случаях мобилизуют человека на активные действия и развитие, в других случаях, парализуют, вызывая тревожность высокой интенсивности, что в свою очередь может негативно сказаться на качестве жизни человека. В первой главе были освещены ключевые понятия исследования. В данной работе под тревогой следует понимать эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать следующими ощущениями: неопределенность, беспокойство, беспомощность. Тревога представляет комплекс таких эмоций, как страх, стыд, чувство вины, печали. Страх - это более конкретная и предметная эмоция, в отличие от тревоги. Страх - это негативная, фундаментальная эмоция. Это переживание, которое возникает при ожидании угрозы или при встрече с нею. Было прокомментировано различие между понятиями страха и тревоги: страх - это реакция на конкретную угрозу, в то время, как тревога - это генерализованный, беспредметный страх. В ходе анализа научных статей было изучено и проанализировано переживание тревог и страха студентами вузов. Был сделан вывод, что ощущение страха и тревоги студентами в процессе обучение и профессионального становления - это неотъемлемая часть психоэмоционально состояния.
Результат осмысления социально-психологических факторов, влияющих на проявление страхов и тревог в различные возрастные периоды жизни студента, позволил осуществить анализ страхов в возрастной период от 18 до 40 жизни человека, показав, что такие страхи, как смерть близкий, неопределенность будущего, заболеваемость, страх преподавателя, финансовое неблагополучие являются для студентов ведущими в период их учебной деятельности и пандемии коронавируса.
На основании методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» были получены и проинтерпретированный следующие показатели: уровень низкой РТ составил 46,2%, умеренной - 35,9%, высокая РТ наблюдается у 17,9%. Уровни ЛТ: низкий- 12,8%, умеренный - 30,8%, высокая тревожность - 56,4% респондентов. Следует отметить, что уровень ЛТ довольно высокий по сравнению с РТ.
Согласно обработанным результатам «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС), высокий интегральный показатель страха у женщин составил 67,7% а у мужчин всего 37,5%.
Были выявлены основные страхи, с которыми сталкиваются студенты в период пандемии: страх будущего, страх не реализации, страх перед экзаменами, страх в общении с преподавателями и др. Также был рассмотрен вопрос о влиянии пандемии на жизнь людей. В ходе изучение литературы, назрел вывод, что пандемия имеет прямое влияние на переживание и усиление страхов и тревог у населения. 5. Была определена интенсивность
актуальных страхов, самые высокие значения у таких страхов как Страх болезни - 7, Страх ответственности - 6, Страх бедности - 7, Страх перед экзаменами - 6, Страх перед негативными последствиями болезней близких людей - 6, Страх перед публичными выступлениями - 6.
Сравнительный анализ интенсивности страхов у мужчин и женщин показал, что интенсивность определенных страхов отличается у женщин и мужчин. Также корреляция отмечается между возрастными показателями и такими страхами ,как: страх за сердце, страх изменений в личной жизнь, страхам пауков змей, страх преступности, страх преподавателя, страх перед будущим), страх перед негативными последствиями болезни близких, страх самоубийства.
Проведенное эмпирическое исследование не выявило статистически значимых или сильных показателе, которые бы подтверждали прямую зависимость уровня тревожности и различных показателей: гендерных, возрастных, заболеваемость, угрозы и последствий пандемии. Несмотря на это, был выявлена обратная корреляция ЛТ и возрастных показателей, и слабая корреляция между ЛТ и оценкой угрозы пандемии для будущего студентов. у студентов, что свидетельствует не только о характерных личностных проявлениях, но и о неблагоприятной ситуации, в который находятся студенты. Суммируя вышеизложенной, стоит заметить ,что степень интенсивности страхов либо выше среднего значения, либо высокая, что может свидетельствовать психологическом состояние студентов, характеризуется повышенной личностной тревожностью и опасением угрозы от пандемии в период заболеваемости COVID-19. Для снижения интенсивности страхов и тревожности, были приведены рекомендации по управлению страхами и регуляции тревожности для студентов в период пандемии коронавируса.
Выполненное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности обозначенной проблемы. Перспективным представляется дальнейшее изучение интенсивности страхов и тревог в период пандемии, а также разработка методов, направленных на коррекцию тревожности и страха.
Необходимо отметить, что дальнейшие исследования в этой области могут быть направленны на выявление источников страхов и тревог у студентов вузов, так как тревожные состояния могут оказывать отрицательный эффект в тех случаях, когда они неадекватны объектам и ситуациям, тогда человек теряет самоконтроль, способность к конструктивной жизнедеятельности. Если же тревога является адекватной и не выходит за рамки нормы, то мы можем говорить о положительном влиянии данного параметра на жизнь человека.
1. Акопов Г.В. Особенности эмоционального профиля и содержание социальных страхов студенческой молодежи / Г.В. Акопов, Л.С. Суренова, С.И. Тимошкин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - №69. - С. 10-14.
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
3. Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество.
- 2021. - Том 12. № 1. -С. 10-25. doi:10.17759/sps.2021120102
4. Баринов Д.Н. Социальное настроение тревоги и страха: сущность,
структура, особенности функционирования // Социодинамика. - 2019. - № 7. - С. 39 - 53. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.7.30136 URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30136 (дата обращения:
18.12.2021) .
5. Быховец Ю.В., Дан М.В., Никитина Д.А. Международный опыт
исследований и практических рекомендаций населению в период пандемии коронавируса. [Электронный ресурс]. URL:
www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/covid-19 (дата обращения: 07.11.2021).
6. Воздушно-капельная тревога. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. kommersant.ruURL: https://www. kommersant.ru/doc/4628233? query=%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D 1 %80%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D1%8F (дата обращения: 23.07.2021).
7. Воскресенская Е.В. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика): методические рекомендации / Е.В. Воскресенская, Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. - 53 с.
8. Гришина Н.В. Экзистенциальный оптимизм и пессимизм // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8315/ (дата обращения: 02.12.2021).
9. Елисеев О. П. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) // Практикум по психологии личности. - СПб., 2003. - С. 226-227.
10. Зборовский, К. Э. Особенности психологического здоровья студентов во
время пандемии COVID-19 / К. Э. Зборовский, Н. Г. Аринчина, Л. Н. Цехмистро // European research forum: Сборник статей V
Международной научно-практической конференции.- Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». - 2021. - С. 82-88.
11. Изард Кэррол Э. Теория дифференциальных эмоций. «Эмоции
человека». - М, 1980. - С. 52-71.
12. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. The Psychology of Emotions / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. - СПб.: Питер.,2012. - С. 74-90.
13. Ковпак Д.В. Кризис и пандемия - опасности и возможности [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8211/ (дата обращения: 03.12.2021).
14. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии. Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта + техники релаксации на DVD. - СПб: Наука и Техника, 2012. - 288 с.
15. Коронавирус - симптомы, общая информация [Электронный ресурс]. URL: https://covid19.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 16.04.2021).
..44