Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ Г. ТОМСКА (ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ И ГАЛЕРЕЯ «В ГЛАВНОМ»)

Работа №184415

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Музей и куратор - точки трансформации 11
1.1 Как изменение функций художественного музея привело к появлению
фигуры куратора 11
1.2 Типология и направления кураторской деятельности 18
1.3 Художественные аспекты кураторской работы в музейной деятельности 23
2 Анализ кураторских проектов 30
2.1 Модели кураторских исследований 30
2.2 Отличие столичного и регионального кураторских проектов 35
2.3 Особенности российской парадигмы кураторской деятельности 43
3 Культурная жизнь Томска 48
3.1 Кураторская работа в ТОХМ 48
3.2 Кураторская работа в галерее «В главном» 53
3.3 Анализ перспектив развития художественных аспектов кураторской
работы в городе Томске 58
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65

Искусство всегда являлось ответной реакцией человеческой мысли на происходящее в окружающей его действительности. В этом смысле очень значимыми стали конец XIX и весь XX век с их интенсивными историческими преобразованиями, которые отразились на разных аспектах общественной жизни, в том числе и культуре. В это время сформировалось два основных течения: модернизм, стремящийся к эстетизации и характеризующийся растущей ролью стремления к абстрактному мышлению. И постмодерн, старающийся ввести в смысловое межкультурное поле больше новых точек зрения и сделать их доступнее для больших масс. Это позволило по-новому осмыслить рефлексивные переживания художника, построение новой коммуникации между искусством и зрителем, разрыв с традицией и построение уникальных направлений художественной мысли. Появление новых задач привело к тому, что миру потребовалась новая специальность в лице куратора - своеобразного медиума в сфере искусства .
Актуальность выбранной проблемы обусловлена изучением вектора развития культурной политики в Российской Федерации. В 2020 году фондом «Институт экономики и социальной политики» было проведено исследование, направленное на выявление основных проблем в сфере культуры, выделенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В составе основных проблем, связанных с достижением целей и результатов государственной культурной политики, субъекты отмечают необходимость сглаживания культурного неравенства между регионами . Показательно, что субъектами Сибирского федерального округа было сформулировано наибольшее количество проблем в расчете на один регион . Также данное исследование показало необходимость обучения, переподготовки и системного повышения квалификации специалистов творческих направлений.
Направление арт-кураторства действительно для России является достаточно молодым и набирающим обороты - это можно понять по активно создающимся образовательным программам, которые ставят целью обучить кураторов. Программы по подготовке арт-кураторов уже действуют в магистратурах СПбГУ и НИУ ВШЭ . Направления культурного музейного менеджмента также представлены в Санкт-Петербургском, Орловском и Казанском институтах культуры. Однако ни в одном высшем учебном заведении Сибирского федерального округа не ведётся комплексная подготовка арт-кураторов музейных учреждений . Опыт региональных музеев при анализе кураторских практик также изучен недостаточно. Вместе с тем музейные учреждения выступают инструментом, наполняющим городскую среду смыслами и символами. Они становятся инициаторами культурных событий, обусловливающих развитие региона. Таким образом, особое значение в свете новых задач приобретает проведение анализа культурной жизни Томска, доказывающее, что в региональных городах есть большой потенциал для реализации кураторских практик и развития культурной жизни.
Кураторство, как часть музейной практики, в наши дни активно развивается. Динамичный рост порождает проблемы, которые остаются нерешенными и в наши дни. Теоретические основы разработаны далеко несовершенно, а практика вариативна в разных учреждениях . Современному музейному куратору важно не только разбираться в истории искусства и основах музеологии, но и быть готовым к постоянно изменяющимся событиям мира, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы. Специалисту данного профиля необходимо мыслить критически и думать о том, как наладить взаимодействие между музейным предметом, автором и зрителем, как продвигать искусство в регионах, как могут измениться функции музея в целом в России. Потому исследования становления кураторского дела являются сложными и очень важными для понимания развития репрезентации искусства.
Цель исследования - выявление потенциала культурной жизни Томска, основываясь на анализе художественных аспектов кураторских проектов.
Достижение цели осуществляется путём решения следующих конкретных задач:
1. Изучить историю трансформации музея в обществе с целью выявления изменения его функций.
2. Выявить причины появления кураторской работы.
3. Выявить основные художественные аспекты кураторской работы.
4. Проанализировать российские кураторские проекты, выявить особенности российской парадигмы кураторства.
5. Определить специфику региональных кураторских проектов.
6. Проанализировать перспективы развития кураторских проектов в Томске.
В качестве объекта работы избрана культурная жизнь Томска.
Предметом исследования являются кураторские практики ТОХМа и галереи «В главном» в культурной жизни Томска.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена анализом, дедукцией и индукцией, обобщением, а также классификацией. К практическим методам относятся сравнения, интервью и описание.
Источники исследования:
1) каталоги и пресс-релизы музейных экспозиций и галерейных выставок;
2) информационные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, в частности Томска, представляющие и анализирующие наиболее заметные явления кураторской деятельности, а также персональные сайты музеев;
3) интервью с представителями арт-среды: кураторами,
галеристами, критиками, художниками;
4) материалы открытых дискуссий (Круглый стол «Голый куратор», дискуссия «Кураторство: апология любви и дружбы», симпозиум «Большой проект для России»);
5) видео- и аудиозаписи открытых лекций, которые проводили действующие кураторы и исследователи, занимающиеся теоретическим анализом кураторских практик (В.Мизиано, О.Туркина, Т.Смитт).
Литература представлена научными трудами (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующими теме исследования и специализированными периодическими изданиями, освещающими события современной художественной жизни («Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Искусство»). При изучении кураторской работы важно обращаться не только к отечественным исследователям, но и к зарубежным авторам, так как именно они являются основоположниками теоретической базы кураторства.
1) Литература, рассматривающая историю развития кураторства через призму изменения их функций, представлена в трудах Э. Александера, Пола О’Нил, Майкла Баскара и Терри Смита. «Музеи в движении: введение в историю и функции музеев» - самая известная работа Э. Александера - монография 2008 года, которая никогда не публиковалась на русском языке и малоизвестна в России, однако уже три десятилетия входит в списки обязательной литературы большинства музейных учебных программ .
Центральные темы монографии - функции и роль музея в современном обществе, изменение отношения к посетителю музея во второй половине ХХ века. Данная работа позволяет проследить историю развития музейного дела и положения роли куратора в нём.
Терри Смит в 2012 году провёл исследование о том, какие формы принимает кураторство сегодня, обладают ли кураторы особым типом мышления и в чем заключается его специфика, результаты которого отразил в книге «Осмысляя современное кураторство» 1.
Пол О’Нил в своей книге «Культура кураторства и кураторство культуры (культур)» 2015 года представляет историческое развитие кураторского дискурса . Данная книга представляет собой подробный анализ становления современного кураторского дискурса с конца 1980-х, однако делает акцент именно на независимое кураторство и на причины обособление куратора от музейного пространства.
Для анализа деятельности куратора в музейном пространстве была взята вторая часть книги Майкла Баскара «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка» , вышедшая в 2017 году, в которой автор дает краткий обзор кураторства именно как музейной профессии, начиная с кабинетов редкостей XVI-XVII веков, и заканчивая анализом работы современных кураторов XXI века, что является важным шагом в понимании становления фигуры куратора.
2) Роль куратора в художественном процессе изучали такие авторы как: Т.Е. Шехтер, И.М. Бакштейн, В. Мизиано, Б. Гройс. Стоит отметить, что книга Виктора Мизиано «Пять лекций о кураторстве», вышедшая в 2015 году, является основополагающим источником отечественной литературы . Это первый опыт обобщения практики кураторской работы российского автора. Данная книга является соединением теоретических аспектов - истории кураторства и становления выставок и описания практического опыта куратора - примеров из его профессиональной биографии. В. Мизиано перенёс интернациональные понятия профессии в российский контекст, освещая соотношение локальной системы искусства и глобальных процессов, объясняя всё это с учётом политических и социальных тенденций. Также данную тему поднимали следующие исследователи - Елена Прилашкевич в своей диссертации «Кураторство в современной художественной практике» и А.А. Шпак в диссертации «Роль куратора в современном художественном пространстве». Последняя работа особенно интересна, потому что одна из немногих включает анализ региональных кураторских проектов.
3) Специфику кураторского дела и роль куратора в современной культуре рассматривали такие авторы как И.М. Бакштейн, В.В. Савчук, О.В. Холмогорова.
4) В работах следующих авторов: В.В. Савчук, М. Фрай, О.В. Холмогорова, М.В. Бирюкова, кураторство рассматривается не как самостоятельная тема, а как часть художественного процесса общения.
5) Изучением развития кураторского дела в Сибири занимается исследовательница Томского государственного университета Куклина Анастасия, чьи работы описывают специфику развития современного искусства в Сибири и эмпирический опыт в контексте построения кураторского проекта. Кураторство в Сибири является темой научных работ и Д.В. Дёмкиной, изучающей влияние данного феномена на развитие культурной жизни Алтайского края.
6) Большую роль в истории кураторства занимают различные диалоги, дискуссии и круглые столы, где в формате общения кураторство представало с различных аспектов и как понятие, и как современный способ коммуникации. Это особенно важно, потому что позволяет конструировать понимание самостоятельно, опираясь на опыт действующих практиков, а не на оценку автора. Интервью с известными кураторами содержится в работах Ханса Ульриха Обриста, Пола О'Нила. Работа Х. У. Обриста «Краткая история кураторства», вышедшая в 2012 году, представляет собой сборник интервью с одиннадцатью самыми известными кураторами, во многом сформировавшими лицо современного искусства . Эти интервью автор брал сам, акцентируя внимания именно на опыте кураторов, на их ошибках и «выигрышах». Данная работа также позволяет проследить историю становления кураторства через слова и ощущения самих действующих кураторов.
Таким образом, исходя из выше изложенного, наиболее системно или полно тема кураторства стала излагаться с 2012 года в трудах зарубежных авторов - Пола О’Нила и Терри Смита. В отечественной парадигме теоретизацией комплексно занимается В. Мизиано с 2015 года.
Тема изучения культурной жизни города Томска через анализ художественных аспектов кураторских практик, в частности музейных, ранее не рассматривалась и не разрабатывалась, что и определяет новизну данной работы. Кураторские практики, как течение новое для России, проникает в регионы с рядом опозданий. Об этом можно судить по сайтам для абитуриентов ВУЗов, которые предоставляют полный отчёт о программах российских университетов. Положительный опыт выпускников и сотрудников программ, обучающих кураторскому делу, позволяет сделать вывод, что выявлять аспекты кураторской работы и учиться применять их на практике - одна из самых важных задач, стоящих в наши дни перед музейными институциями . Особенно актуальна эта задача для Сибирского региона.
Практическая значимость работы заключается в том, что изученный опыт может быть применен при проектировании кураторских проектов в российских условиях с учетом специфики ведения культурной политики в Томском и других регионах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении представлены актуальность, предмет, объект, а также цель и задачи дипломной работы. В первой главе рассматриваются трансформации музея и куратора в целях выявления их точек пересечения и взаимодействия. Вторая глава посвящена анализу двух кураторских проектов, реализующихся в XXI веке, а также выявлению основных художественных аспектов кураторской работы в России и регионах. Третья глава включает в себя рассмотрение кураторской работы в Томском областном художественном музее и в галерее «В главном», расположенной в здании главного корпуса Томского государственного университета, также анализ перспектив развития
художественных аспектов кураторской работы в городе Томске. В заключении подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мировая практика показывает, что развитие музеев идёт по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом меняет подход к организации музейной деятельности, в том числе и при работе с посетителями. Современные музеи вынуждены находить компромисс между научным содержанием экспозиций и понятными многим формами их репрезентации. Так, в прошлом столетии выявился запрос на фигуру-медиум, которая могла бы не только создавать смыслы, но и оформлять их для дальнейшей репрезентации в обществе. Так, произошло зарождение новой специальности - куратора.
Анализируя причины появления кураторства можно выделить, во- первых, историческую ситуацию, связанную с общественным производством, где главным субъектом становятся знание и наука. Вторая причина заключается в изменении отношения к производству знаний и теоретическим специальностям в целом. И, в-третьих, стоит выделить появление новых философских веяний. Постмодерн, сменивший в XX веке модерн, способствовал появлению всё большего количества смысловых конструкций и пониманию необходимости их систематизации, интерпретации и репрезентации.
Эволюция арт-индустрии привела к тому, что фигура куратор сменила ряд функций - от «выбора» произведений искусства до полноправных художников. Кураторы объясняют зрителям, как интерпретировать конкретные сообщения, скрытые в произведениях искусства, влияют на их культурные вкусы и формируют спрос на рынке культурной продукции, что подтверждает их статус культурных посредников. Современный этап развития института кураторства связан, прежде всего, с внутренней критикой, с попытками кураторов осмыслить собственную практику и свое место в современной арт-индустрии. Она выражается в создании специализированных кураторских журналов, проведении конференций, открытых столов и других кураторских дискуссий.
Однако, несмотря на оформляющуюся систему кураторской теории и существующие успешные примеры кураторских проектов, у российского института кураторства существует ряд своеобразных черт, обособленных от европейской парадигмы. Институт кураторства в России развивается всё ещё медленнее западного, особенно в отдалённых регионах. Система искусства не интегрирована в общественные дебаты и не ставит перед собой цели критического осмысления. Происходит недостаточная поддержка кураторских проектов, потому кураторы вынуждены искать дополнительных партнёров, переводя фокус внимания с производства знаний, на способы их монетизации. Однако на примере международных проектов, которые проводятся в России (GYDRA) даже в Сибири (Красноярская биеннале), можно утверждать, что международное взаимодействие способствует сглаживанию ряда негативных факторов и позволяет выстроить важную для России систему арт-кураторства. На региональном уровне выделяется дополнительная проблема -отсутствие должной инициативы и профессиональной подготовки со стороны региональных деятелей в сфере искусства. Однако даже в таких условиях у регионов есть большой потенциал и преимущества в сфере реализации культурных проектов - небольшие территории, наличие имеющихся связей, свой культурный код, который можно переосмыслить в рамках экспозиционного пространства.
Именно на это опирается команда галереи «В Главном» при построении своих проектов. В кураторских выставках переосмысляются феномены региональной и российской действительности через призму современных экспозиционных форм. Современные экспозиции, проекты и лекции с каждым годом привлекают всё больше посетителей и способствуют большей популяризации через СМИ. В данный момент в Томске закладывается фундамент развития современного института кураторства - город с радостью принимает новых специалистов и готов формировать новые кадры. Уже есть ряд успешно реализованных проектов, которые доказывают, что включение института кураторства в культурную жизнь города способствует его скорейшему развитию и популяризации. Более того у Томска есть большой потенциал для развития института кураторства не только локального, но всероссийского и международного формата.
Выявленная в исследовании разница между институциональным и неинституциональным куратором объясняет причины использования традиционной формы работы с экспозицией, пространством и посетителями в Томском художественном музее. Музейный куратор ограничен музейной коллекцией, и, как следствие, формами презентации экспозиционного пространства. Но опыт многих выставок показал, что музеи могут активно привлекать к своей работе специалистов разных научных специальностей, художников и кураторов, чтобы расширить поле деятельности и увидеть новые формы работы с посетителями в целях репрезентации искусства. У ТОХМ есть большой потенциал в развитии института кураторства, который можно развить, сменив роль куратора с менеджера на не режиссёра выставки. Так, ТОХМ может заимствовать некоторые формы работы с пространством, которые уже сейчас реализуются в галерее «В Главном» как для временных, так и для постоянных экспозиций.
Анализ кураторских практик в Томске показал перспективность и важность данного течения для развития городского пространства, привлечения внимания к актуальным проблемам через поиск новых форм репрезентации искусства и работы с посетителями. Гармоничное сочетание исторического наследия с современными практиками экспозиционной работы действительно способствует увеличению внимания к музейным институциям. А выделение особой фигуры «куратора» в музее - важный аспект, способствующий переосмыслению функционирования деятельности и музейных институций, и мира искусства в целом. А создание арт-кластера и совместная работа кураторов, художников и вовлечённых в культурную жизнь Томска жителей города поможет создать культурное сообщество, которое сделает город привлекательнее и интереснее.



I. Источники:
Пресс-релизы музейных экспозиций и галерейных выставок:
1. «Молчание равнин». Живопись Владимира Дайбова // ТОХМ. - Томск,
2019. - URL: http://artmuseumtomsk.ru/page/8/0/483 (дата обращения:
16.05.2022).
2. «Ольга Гречина. От гиперреализма до сюрреализма» // ТОХМ. - Томск,
2021. - URL: http://artmuseumtomsk.ru/page/6/0/664 (дата обращения:
16.05.2022).
3. HYDRA. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности // Севкабель Порт. - СПб, 2021. - URL: https://sevcableport.ru/ru/hydra (дата обращения: 19.05.2022).
4. Выставка «Со-гласие» Петра Гавриленко с поэтическими комментариями Андрея Янкуса // Галерея «В Главном». - Томск, 2019. - URL: http://tsu- gallery.tilda.ws/exhibition (дата обращения: 20.05.2022).
5. О, Гавана! Транзит... // ТОХМ. - Томск, 2021. - URL:
http://artmuseumtomsk.ru/page/8/0/646 (дата обращения: 20.05.2022).
6. Открытие XIV Красноярской музейной биеннале «Зеркальные нейроны» //
Красноярская музейная биеннале. - Красноярск, 2021. - URL:
https://biennale.ru/otkrytie-xiv-biennale (дата обращения: 19.05.2022).
7. Фотовыставка «Форма близости» // Галерея «В Главном». - Томск, 2021. -
URL: http://tsu-gallery.tilda.ws/shape-of-intimacy (дата обращения:
09.06.2022).
8. Читка пьесы Екатерины Вагнер «У меня секретов нет» // ВКонтакте
Галерея «В Главном». - Томск, 2022. - URL:
https://vk.com/tsugallery?w=wall-174319105_360 (дата обращения:
22.05.2022).
Новостные источники, социальные сети:
9. Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии // ВКонтакте Art&Science. - Томск, 2022. - URL: https://vk.com/designtsu (дата обращения: 10.06.2022).
10. XIV Красноярская музейная биеннале «Зеркальные нейроны» // Площадь
мира. - Красноярск, 2021. - URL: https://mira1.ru/events/1854 (дата
обращения: 21.04.2022).
11. Авангардный морской бой. Красноярская музейная биеннале // ВКонтакте.
- Красноярск, 2021. - URL:
https://vk.com/krasnoyarskmuseumbiennale?W=wall-133050124_1132 (дата
обращения: 15.04.2022).
12. Арт-визионеры: как на программе ТГУ Art&Science осмысляют будущее //
РИАТОМСК. - Томск, 2019. - URL:
https://www.riatomsk.ru/article/20190724/artscience-tsu/ (дата обращения: 22.04.2022).
13. Аспирант ИИК вышла в финал всероссийского конкурса на форуме «Таврида» // ТГУ. - Томск, 2018. - URL: https://www.tsu.ru/news/aspirant- iik-vyshla-v-final-vserossiyskogo-konkurs/ (дата обращения: 15.05.2022).
14. В «Севкабель Порту» открывается лекторий про экологию города и
современное искусство // Собака СПб. - СПб, 2021. - URL: Режим
доступа: https://www.sobaka.ru/city/city/137557 (дата обращения:
16.05.2022).
15. Вузы для получения профессии Арт-куратора (куратора в искусстве)
...111


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ