Аннотация 5
Часть 1. Художественно-техническое оформление книги и модели читательской аудитории: проблемы взаимодействия 8
Введение 9
Глава 1. Художественно-техническое оформление книги и модели современной массовой читательской аудитории: взаимовлияния 18
1.1. Традиции художественно-технического оформления справочного
издания и модель его читательской аудитории (на примере орфографического словаря) 18
1.2. «Культурная память» дизайна научно-популярной книги в аспекте
взаимодействия с ее читательской аудиторией 32
1.3. Художественно-техническое оформление досугового издания в связи
с образом его читателя 44
Глава 2. Художественно-техническое оформление книги
и индивидуализированные модели современной читательской аудитории: взаимосвязи 56
2.1. Устойчивые черты оформления специализированной книги и их влияние
на формирование модели читателя-специалиста (на материале книги по филологии и филологической читательской аудитории) 56
2.2. Сила традиций дизайна изданий фантастики как жанровой разновидности детской художественной книги в связи со становлением
современной модели читателя-подростка 70
2.3. Объем «культурной памяти» дизайна изданий женского любовного
романа в связи с женским образом читателя массовой литературы 85
Заключение 96
Приложения 99
Список использованных материалов и источников 143
Часть 2. Редактура газеты «Рынок недвижимости» 151
Редакторская рецензия на материалы газеты «Рынок недвижимости» 152
Часть 3. Расчет себестоимости издания «Рынок недвижимости» еженедельная специализированная газета томской области 154
1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления .. 155
2. Расчет объема издания 155
3. Расходы на авторский гонорар и художественные графические работы . 156
4. Расходы на типографские работы 156
5. Расходы на бумагу 157
6. Общеиздательские расходы 158
7. Общеиздательская себестоимость 159
8. Коммерческие расходы 159
9. Полная себестоимость 159
10. Структура себестоимости 159
11. Определение прибыли и отпускной цены 159
Художественно-техническое оформление — одна из основных составляющих книги, она является ее визитной карточкой, как бы достраивая книжное издание до целостной системы, в которой взаимосвязаны публикуемое произведение, сопутствующие ему тексты и материально-предметная, материально-конструктивная форма книги. Так С. Г. Антонова отмечает, что «авторское, редакторское, редакционно-техническое и оформительское начала при формировании издания — единый процесс» . Об этом писали и пишут очень многие исследователи: А. А. Беловицкая,
A. А. Гречихин, С. П. Омилянчук, И. Е. Баренбаум, А.И. Барсук и мн. др. Традиционно взаимосвязанными представляются и книговедение как наука о книге и искусство книги, под которым понимается оформление книги как материального предмета.
Логичной и целесообразной представляется и мысль о том, что ответы на вопросы о дизайне книги и его значении невозможно найти без обращения к читателеведению, науке о читателе, которая занимается не только историей и теорией чтения, но и социологическим моделированием современного читателя, отдельных читательских групп (назовем здесь имена ученых, представляющих науку о читателе — Н. А. Рубакин, И. Е. Баренбаум,
B. Я. Аскарова, Т. Г. Галактионова, В. А. Ермоленко, Н. Н. Сметанникова и др.). В нашем исследовании мы исходим, с одной стороны, из позиции И. Е. Баренбаума, который видит цель изучения чтения в исследовании процесса восприятия книги, а задачи читателеведения в изучении закономерностей, действующих в сфере «книга — читатель». С другой стороны, нам важна позиция Ю.М. Лотмана, исходившего из того, что автор, создавая произведение, имеет перед собой образ желаемой читательской аудитории. Здесь мы проводим аналогию между автором и издателем, который также создает концепцию книги, ориентируясь на определенного читателя. Особенно важна для нас мысль Ю. М. Лотман о том, что конкретный читатель, на которого ориентируется автор, является обладателем культурного контекста, он владеет необходимыми знаниями и умениями, которые способствуют всестороннему пониманию авторской мысли. И автор заинтересован в том, чтобы его произведение имело максимально высокую коммуникативную точность. Именно та аудитория, которая способна понять и пропустить через себя авторский текст, и является целевой аудиторией автора . Эти размышления Ю.М. Лотмана мы считаем возможным перенести в область издательского дела, в частности, в область создания концепции издания.
В связи с этим мы предлагаем рассмотреть в нашей работе один из наименее исследованных и в то же время чрезвычайно актуальных аспектов взаимосвязи и взаимодействия книги и читателя. В частности, нас интересует проблема механизмов взаимовлияния книжного дизайна и читателя, то, как традиции художественно-технического оформления книги, «культурная память» книжного дизайна, со всеми ее плюсами и минусами, формируют современную культуру чтения и как, в свою очередь, читательская «память» задает ориентиры художественным редакторам. Этим обосновывается выбор темы нашего исследования, посвященного художественно-техническому оформлению книги и модели читательской аудитории в аспекте проблем их взаимодействия и взаимообусловленности. Затруднения в решении задачи возникают в связи с отсутствием функциональных моделей разных видов изданий и их читательской аудитории.
Актуальность темы нашей работы связана именно с комплексным и междисциплинарным (на уровне книговедения, книжного дизайна, социологии и психологии современного читателя) осмыслением специфики взаимодействия читательской аудитории и книжного оформления.
Научная новизна определяется тем, что художественное оформление не рассматривалось ранее комплексно и междисциплинарно на уровне взаимодействия книговедения, книжного дизайна, социологии и психологии чтения.
В качестве объекта исследования рассматривается дизайн нескольких видов изданий конца XX — начала XXI вв.: справочного (орфографического словаря), научно-популярного, досугового, профильного (издания по филологии), художественного (женский роман и подростковое фэнтези), а также модели массовой и индивидуализированной читательских аудиторий.
Предметом исследования является специфика взаимодействия читательского адреса и художественного оформления книги: с одной стороны, связь традиций и новаций оформления того или иного вида издания с формированием культуры читательской аудитории, с другой — влияние коллективной памяти той или иной читательской аудитории (массовой / индивидуализированной) на издательские предложения в области книжного дизайна.
Цель работы — исследование механизмов взаимодействия художественного оформления книги с читательской аудиторией.
Для достижения цели необходимо решение нескольких основных задач:
1) на основе редакторского анализа конкретных изданий, а также с опорой на исследования по типологии изданий описать функциональные модели дизайна пяти видов изданий: справочного (орфографического словаря), научно-популярного, досугового, профильного (издания по филологии) и художественного (жанры любовного романа и фэнтези),
2) используя метод анкетирования, а также опираясь на работы таких исследователей-читателеведов, как A. H. Леонтьев, Н. А. Рубакин, Э. Л. Шапиро и др., описать модели читателя, которым адресованы избранные виды изданий,
3) установить взаимодействия и взаимовлияния художественно- технического оформления книги и современной массовой и индивидуализированной читательской аудитории, на основании чего выявить наиболее частые дизайнерские ошибки и дать рекомендации редакторам по их предотвращению.
Методологическую и теоретическую основу составили труды:
• по дизайну книги — С. Ф. Добкин «Редактору и автору об оформлении книги», Ю. Я. Герчук «Художественная структура книги», Я. Чихольд «Облик книги» и др.;
• по социологии и психологии чтения и современного читателя — Ю. П. Мелентьева «Общая теория чтения», Плешакова О. И. «Теория литературы и практика читательской деятельности», Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева «Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом», а также работы Ю. М. Лотмана;
• по типологии изданий — С. Г. Антонова «Редактирование», И. А. Жаркова «Технология редакционно-издательского дела»;
• по книговедению — А. А. Беловицкая «Общее книговедение»,
Н. З. Рябинина «Технология редакционно-издательского
процесса», С. М. Болховитинова «Композиция изданий: особенности проектирования различных типов издания».
Методы исследования, использующиеся в работе: редакторский анализ художественно-технического оформления издания, анкетирование, моделирование. Редакторский анализ как профессиональный метод редактора применялся нами для оценки материальной конструкцию и полиграфического исполнения изданий. Для каждого типа изданий было отобрано по 7—10 книг по принципу случайной выборки. Прежде всего, мы обращали внимание на целостную иллюстративную композицию изданий (качество и количество изобразительного материала) и их материально¬технические свойства (тип скрепления книжного блока и способ его крепления к переплету или обложке, качество печати, бумаги, размер кегля, формат).
В процессе анкетирования группы лиц, относящейся к нашей целевой аудитории, было предложено письменно ответить на вопросы анкеты, закрытого (большая часть) и открытого типа. Всего за время исследования было составлено семь анкет в сервисе Google Формы, который позволяет отправлять ссылки на опрос по почте и включает наглядный анализ ответов и автоматические отчёты.
В процессе исследования были запущены следующие анкеты:
1. «Оформление изданий по филологии». Опрос обращен к преподавателям и студентам филологического факультета, получено 62 ответа.
2. «Оформление литературно-художественных фантастических изданий». Опрос обращен к учащимся школ, получено 107 ответов.
3. «Оформление современной литературы для женщин». Опрос обращен к женской читательской аудитории, получено 203 ответа.
4. «Оформление научно-популярных изданий». Опрос обращен к широкой читательской аудитории, получено 75 ответов.
5. «Художественно-техническое оформление справочных изданий (на примере орфографического словаря)». Опрос обращен к учащимся старших классов, получено 69 ответов, и к читателям-специалистам, получено 54 ответа.
6. «Художественно-техническое оформление изданий для досуга». Опрос обращен к читателям досуговых изданий, получен 71 ответ.
Всего 572 ответа.
Анкета строилась по следующему принципу:
1. Социологическая карточка респондента (вопросы о поле, возрасте, роде деятельности, образовании);
2. Основная часть опросника: вопросы, выявляющие отношение респондентов к оцениваемым изданиям (частота использования, удовлетворённость оформлением в целом, оценка внутренних параметров оформления, технического и собственно художественного: тип крепления, размер кегля, формат, цветовое решение, иллюстрации и т.д.);
3. Блок вопросов открытого типа (перечень образцовых, по мнению респондентов, изданий, а также изменений в оформлении, которые хотели бы видеть читатели).
На наш взгляд, именно такой выбор вопросов напрямую связан с целью и задачами исследования, в частности, с необходимостью получить необходимую базу для моделирования читателя и издания. Каждой анкете предшествовала преамбула, в которой, помимо обращения с просьбой принять участие, была указана цель опроса.
Конечно, стоит уточнить, что мы не претендуем на высокую презентативность полученных данных, хотя бы в связи с тем, что социологическое исследование нашей проблемы требует, конечно, более широкого анкетирования, что не входило в цель и задачи нашей работы.
Наконец, в нашей работе применен еще один метод — моделирования, с помощью которого, как известно, «изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект» . В нашем исследовании моделирование служило эвристическим целям: на основании анкет мы пытались создать модель читателя того или иного вида издания и идеально оформленного, с его точки зрения, издания для соотнесения с результатами проведенного нами редакторского анализа изданий разных видов.
Специально подчеркнем, что любая модель, в том числе и модель читателя — это некое обобщенное представление о каком-то объекте, в данном случае, о читательской аудитории того или иного вида книжного издания (ее обобщенные образы). Нам нужны эти модели, чтобы ответить на главный вопрос работы: как читательская аудитория и книжный дизайн (определенного вида издания) влияют друг на друга. Поскольку мы не можем рассмотреть это на конкретных примерах и в полном объеме, исследовать всех читателей того или иного вида изданий (или хотя бы достаточно презентативную их часть), классифицировать их, исследовать дизайн всех книг выбранных нами видов (или хотя бы достаточно презентативную их часть), мы обратились к методу моделирования объектов исследования.
При этом мы стремились к тому, чтобы созданные нами модели были адекватны реальному объекту.
В качестве практической значимости проведенного исследования можно отметить, что оно поможет художнику-оформителю максимально учитывать требования целевой аудитории при подготовке издания.
Теоретической ценностью работы являются выведенные на основе результатов анкетирования модели читателей с учетом возрастных и гендерных признаков, целеполагания и отношения читателей к различным элементам оформления разных видов изданий (модель читателя-специалиста, читателя-подростка, читателя досугового, справочного, научно-популярного издания и читательницы женского любовного романа) и результаты их сравнения с редакторским анализом конкретных примеров этих же видов изданий 1980-2010-х гг.
Структура ВКР обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определяются научная проблема, цель, задачи предпринятого исследования, его новизна и актуальность, обосновываются выбор материала, методология исследования.
Первая глава «Художественно-техническое оформление книги и модели современной массовой читательской аудитории: взаимовлияния» описывает оформление книг, у которых читательский адрес напрямую не связан с целевым назначением. В главе ставится проблема традиций художественно-технического оформления изданий в аспекте взаимодействия с их читательской аудиторией.
Вторая глава «Художественно-техническое оформление книги и индивидуализированные модели современной читательской аудитории: взаимосвязи» посвящена оформлению книг, у которых читательский адрес связан с целевым назначением. Изучен объем памяти разных читательских групп и исследован механизм взаимодействия художественного оформления книги с разными группами читательской аудитории (дифференциация по уровню подготовки, возрасту, гендеру).
В заключении представлены выводы о механизмах взаимодействия оформления книги и читательского адреса. Здесь же дается оценка полученному нами научно-практическому результату и перспектив исследования в этом направлении, а также составляется ряд рекомендаций, позволяющих художнику-оформителю усовершенствовать систему подготовки издания через учет пожеланий целевой аудитории.
В приложениях представлена сводка ответов, полученных в ходе анкетирования, отображенная в виде круговых диаграмм и перечня ответов на открытые вопросы.
С ростом конкуренции среди издательств и постоянным изменением потребностей читателя оформление книги стало играть важную роль в процессе выпуска издания. Издатели стараются придумать нечто особенное, чтобы привлечь читателя не только содержанием, но и формой, пытаясь найти индивидуальный подход к каждому. Сегодня многие стремятся купить и прочитать не просто текст произведения, а качественно оформленное издание, которое приятно держать в руках.
Подводя итоги исследования, можно отметить, что нам удалось обобщить источники, посвященные дизайну книги, читателеведению и типологии изданий. Полученные данные стали основой для выделения ряда характеристик, легших в основу создания моделей читателей и анализа конструируемых ими идеальных образов того или иного вида издания.
Нами была поставлена цель изучить механизмы взаимодействия художественного оформления книги с читательской аудиторией. Она была достигнута посредством изучения особенностей художественного оформления и материальной конструкции изданий во взаимодействии с анализом читательской аудитории. В дипломной работе мы проанализировали несколько видов изданий, провели анкетирование в разных читательских аудиториях и на основе этих результатов смогли создать теоретические усредненные модели читателя разных видов изданий, включая его представление об имеющихся и «идеальных» книгах.
Редакторский анализ позволил составить общую картину, описывающую особенности подготовки различных видов изданий. Для рассмотрения мы взяли порядка 6—8 книг, принадлежащих к разным видам изданий, часть из которых попала в рассмотрение благодаря методу случайной выборки, а часть — были указаны читателями как самые популярные и в какой-то мере образцовые, с их точки зрения. В ходе анализа
мы пришли к выводу, что зачастую качество художественно-технического оформления издания не соответствует представлениям читателя об идеальном издании. Не менее важным является вывод о сильнейшем воздействии издающихся книг, их дизайна, в частности, на формирование читательского художественного вкуса, культуры чтения и отношения к книге.
Два упомянутых выше этапа помогли определить специфику взаимодействия и взаимовлияния художественно-технического оформления книги и современной массовой и индивидуализированной читательской аудитории. На основании полученных данные мы смогли сделать выводы, касающиеся дизайнерских ошибок, и отметили, что основной проблемой современного книжного оформления являются шаблонность и отсутствие концептуальной целостности художественных элементов. Это, в свою очередь, воспитало уже целые поколения читателей, которых вполне устраивает такое положение дел, которые вовсе не обращают внимание на художественно-техническое оформление книги, якобы, обращаясь к ней только за содержанием. Такой читатель не только не может оценить единства художественного стиля дизайна, его уместность и т.д., но и просто отличить хорошо оформленную книгу от книги с плохим дизайном.
Практическая ценность работы нашла отражение в рекомендациях дизайнеру, целью которых является предотвращение обнаруженных нами при редакторском анализе ошибок. Эти рекомендации принципиально не носят универсального характера, во всех сделан акцент на связи дизайна книги ее целевого назначения и читательского адреса.
Сегодня проблема художественно-технического оформления не теряет своей актуальности и продолжает быть первостепенной для многих конкурирующих издательств. Поэтому важной задачей профессионального издательского сообщества является выстраивание своей деятельности таким образом, чтобы работа художников-оформителей и выпускающих редакторов была ориентирована на улучшение качества материально-технической подготовки различных видов литературы с учетом соответствия не только ГОСТам, но и пожеланиям читателей, максимальной реализации эстетической функции издания, высокого полиграфического исполнения и художественного оформления, призванного воспитывать в читателе высокую культуру коммуникации с книгой.
1. Большой орфографический словарь русского языка / сост. А. А. Медведева. — М. :Центрполиграф, 2007. — 928 с.
2. Большой орфографический словарь русского языка: Более 1600000
слов / под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова. — 3-е изд., исп. и доп. — М. : Оникс ; Мир и
образование, 2007. — 1152 с.
3. Орфографический словарь русского языка для школьников /
Н. Г. Такаченко. — 8-е изд., перераб. и испр. — М. : Айрис-пресс,
2010. — 608 с. (От А до Я).
4. Орфографический словарь русского языка для школьников. — М. : РИПОЛ классик, 2009. — 704 с. — (Современные школьные словари).
5. Орфографический словарь русского языка. — 6-е изд. — М. : АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010. — 1296 с. (настольные словари русского языка).
Научно-популярные издания
1. Бен, Д. 50 идей, о которых нужно знать. Философия / Д. Бен. — М. : Фантом пресс, 2016. — 208 с.
2. Бойс, Ч. В. Мыльные пузыри / Ч. В. Бойс. — М. : Вузовская книга,
2014. — 120 с., ил. — (Библиотека «Вузовской книги». Научно¬
популярная серия).
3. Математика — наука и профессия / сост. и автор предисл. Г. А. Гальпери. Изд. 3-е. — М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013. — 288 с. (НАУКУ — ВСЕМ! Шедевры научно-популярной литературы).
4. Непомнящий, Н. Н. 100 великих загадок природы / Н. Н. Непомнящий. — М. : Вече, 2006. — 480 с. — (100 великих).
5. Хокинг, С. От большого взрыва до черных дыр : Краткая история времени /С. Хокинг ; пер. Смородинской Н. Я. ; под ред. и с послесл. Смородинского Я. А. — СПб. : Амфора, 2008. — 232 с.
Издания для досуга
1. Лещинская, В. В. Альпинарии и камни в саду / В. В. Лещинская. — М. :Аделант, 2009. — 120 с., ил.
2. Хайц, Х. 1000 прекрасных растений в вашем доме / Х. Хайц, У. Крюгер и Я. Игрид. — Германия: Бельтерсманн, 2007. — 384 с., ил.
3. Вильсон, М. Фокусы и трюки — шаг за шагом / М. Вильсон. — М. : Эксмо, 2005. — 480 с., ил.
4. Забавы для школьников : пер. с фр. / Том Тит: худож. А. Пойэ. Г. Нексов. — М. : АСТ: Астрель, 2009. — 382 с. [2] с.
5. Жукова, И. А. Ручная вышивка. Самый полный и понятный самоучитель / И. А. Жукова, Н. А. Снытко. : под ред. А. Беляевой. — М. : Эксмо, 2014. — 96 с., ил.
Издания
..72