Аннотация
Оглавление 2
Введение 3
1 Теоретические основания формирования произносительных навыков
речи младших школьников с использованием артикуляторного подхода 6
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
произносительных навыков речи у младших школьников 6
1.2 Фонетический материал, подлежащий освоению младшими
школьниками 13
1.3 Сущность и особенности различных подходов в обучении
фонетической стороне речи 21
Выводы по первой главе 26
2 Использование артикуляторного подхода в процессе формирования
произносительных навыков речи младших школьников 28
2.1 Разработка комплекса упражнений к УМК «Вундеркинды Плюс» 28
2.2 Реализация комплекса упражнений для формирования иноязычных
произносительных навыков речи 38
2.3 Анализ и обработка результатов применения экспериментального
комплекса 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы и источников 52
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу различных подходов к обучению фонетике иностранного языка и применению принципов артикуляторного подхода для постановки иноязычных произносительных навыков младших школьников.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости постановки правильного произношения на начальном этапе обучения иностранным языкам. Это важно сделать именно в начале изучения языка, так как на последующих этапах обучения основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, а неверное произношение может привести к искажению смысла высказывания.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса упражнений, направленных на осознанное формирование иноязычных произносительных навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы на основе артикуляторного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические особенности формирования иноязычных произносительных навыков речи у младших школьников;
2) рассмотреть и проанализировать фонетический материал, подлежащий усвоению в начальной школе;
3) ознакомиться с принципами функционирования различных подходов к обучению фонетической стороне речи;
4) проанализировать учебно-методический комплекс «Вундеркинды Плюс» по немецкому языку для начальных классов на наличие специальных упражнений, направленных на формирование и развитие иноязычных фонетических навыков младших школьников;
5) разработать на основе артикуляторного подхода комплекс вспомогательных и тренировочных упражнений, направленных на осознанное артикулирование звуков немецкой речи младшими школьниками.
Объект исследования - процесс формирования иноязычных произносительных навыков речи учащихся начальной школы.
Предмет исследования - использование артикуляторного подхода при формировании иноязычных произносительных навыков речи на начальном этапе обучения в школе.
Гипотеза данного исследования: предполагается, что успешное овладение произношением станет возможным, если организовать учебный процесс, обеспечив осознанное усвоение звуков иноязычной речи.
Материалом исследования является учебно-методический комплекс «Вундеркинды Плюс» О.Л. Захаровой для начальной школы (2-4 классы).
Методологической базой исследования являются труды И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Р. К. Миньяр-Белоручева, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, Е. Н: Солововой, С. Ф. Шатилова, А. Н. Щукина и других ученых.
В работе использованы следующие методы исследования: аналитический, описательный, обобщение педагогического опыта, наблюдение, эксперимент.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут способствовать дальнейшей разработке нового подхода к обучению фонетике, направленного на осознанное формирование иноязычных произносительных навыков речи у младших школьников.
Практическая ценность работы состоит в том, что представленный комплекс упражнений для формирования произносительных навыков речи на основе артикуляторного подхода может применяться в образовательном процессе в начальной общеобразовательной школе и частных языковых школах.
Структура работы определена её целью и задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Объем работы составляет 57 страниц печатного текста. Список литературы включает в себя 41 наименование.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теоретическому обоснованию и практической разработке экспериментального комплекса упражнений, направленных на осознанное формирование фонетических навыков младших школьников.
По итогам исследования можно сказать, что в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель и выполнены задачи.
В теоретической части работы были описаны психолого-педагогические особенности формирования произносительных навыков речи у младших школьников, рассмотрен и проанализирован фонетический материал, подлежащий освоению, приведены положения различных подходов к обучению фонетике иностранного языка и обоснована эффективность артикуляторного подхода в процессе овладения звуками иностранного языка.
Практическая часть исследования заключалась в разработке и проведении эксперимента по внедрению упражнений, помогающих учащимся начальных классов общеобразовательной школы последовательно, осознанно освоить звуки иностранной речи. В результате проведенного эксперимента была доказана эффективность данного подхода в обучении фонетической стороне речи. Комплекс использованных в ходе занятий упражнений помог достигнуть задачи уроков - передать учащимся новые знания, развить фонетические навыки и способствовать повышению мотивации в изучении немецкого языка и его особенностей.
Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о возможности успешного овладения иноязычным произношением при организации осознанного усвоения звуков иностранной речи.
В заключение следует сказать, что изучение иностранного языка - это длительный и сложный процесс, поэтому задача преподавателя - найти такие способы обучения, которые облегчат данный процесс и способствуют его эффективности. Данное исследование и его результаты вносят вклад в развитие теории и методики преподавания иностранных языков и могут способствовать дальнейшей разработке нового подхода к обучению фонетике, направленного на осознанное формирование иноязычных произносительных навыков речи у младших школьников.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аталаева Н. Г. Формирование произносительных навыков на втором иностранном (немецком) языке в условиях многоязычной аудитории // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1 (18). - С. 7377. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proiznositelnyh-navykov- na-vtorom-inostrannom-nemetskom-yazyke-v-usloviyah-mnogoyazychnoy- auditorii (дата обращения: 10.06.2024).
3. Беляева Е. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3 (5). - С. 104-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu- inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 19.06.2024).
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Спб. : Питер, 2008. - 468 с.
5. Быстрай Е. Б. Формирование фонетических навыков дошкольников // Вестник ЮУрГГПУ. - 2016. - № 2. - С. 16-21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-doshkolnikov (дата обращения: 20.06.2024).
6. Возрастная и педагогическая психология : учеб пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
7. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. проф. А. В. Петровского - М. : Просвещение, 1973. - 288 с.
8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
9. Игнашина Н. М. Формирование фонетических навыков речи немецкого языка на начальном этапе обучения на базе информационных технологий // Вторые калужские университетские чтения (Калуга, 8-9 апреля 2020 г.). - Калуга, 2020. - С. 607612. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46225692_76596047.pdf (дата обращения: 19.06.2024). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес, И. П. Румянцева. - М. : Педагогика, 1971. - 277 с.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание Личность / А.Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 2005. - 304 с.
12. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М. : Смысл, 2000. - 508 с.
13. МАОУ гимназия №6 города Томска. - [Томск], 2024. - URL: https://gym6tomsk.gosuslugi.ru (дата обращения: 19.06.2024).
14. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.
15. Маркова Е. С. Сущность понятия «фонетические навыки», их место и роль в системе обучения иностранному языку // III Республиканская научно-практическая интернет-конференция с международным участием. - [Б. м.], 2018. - URL: https://3konferentsia.ucoz.net/publ/sekcija_2_professionalny e_orientiry_studentov/sushhnost_ponjatija_foneticheskie_navyki_ikh_mesto_i_rol _v_sisteme_obuchenija_inostrannomu_jazyku/6-1-0-19 (дата обращения: 19.06.2024).....41