Реферат
Оглавление
Введение 6
Глава I. Античные представления о катарсисе в театре 10
1.1. Трагедия и трагический катарсис в сочинениях Аристотеля 10
1.2. Античные представления о комедии и ее назначении 15
Глава II. Отражение эстетических представлений о театральном катарсисе в новоевропейской философии 23
2.1. Переосмысление жанра трагедии и трагического катарсиса в работах Фридриха
Шиллера 23
2.2. Комедия в работах братьев Шлегелей 30
Глава III. «Театр жестокости» Антонена Арто как утверждение новой модели театра 35
3.1. Катартическое воздействие трагедии в театре авангарда 35
3.2. Концепция комического в театре Арто 41
Заключение 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
До сих пор проблема определения понятий трагедии и комедии служит предметом дискуссий, таких дисциплин как история философии, эстетика, социальная философия, культурология и пр. Данный факт объясняется стремлением исследователей выработать некие единые правила, которые позволят жанрам драмы и лирики достигать наибольшего эффекта на зрителя.
Однако не ослабевает интерес у современных исследователей и к античному осмыслению трагедии и комедии. В современном мире мы продолжаем наблюдать влияние античности на европейскую культуру, которое выражается даже в очевидном использовании древнегреческих понятий в искусстве, литературе, живописи и т.д., закономерное в силу самой истории становления европейских языков. Поэтому употребление таких греческих слов, как «эпос», «пафос», «космос» уже стало для нас привычным, тоже касается и понятий трагедии и комедии. Однако далеко не всегда эти греческие слова употребляются в своем изначальном смысле, хотя именно в нем может крыться ответ на многие вопросы современной философии и эстетики. По этой причине одной из первых задач в рамках данной работы состоит в том, чтобы проанализировать концепцию трагедии и комедии в работах античных авторов. Наибольшее внимание мы уделим концепции Аристотеля, так как она породила огромное количество трактовок и противоречивых интерпретаций в дальнейшей истории философской мысли. Это вызвано тем, что Аристотель вводит новую идею - катарсиса, - идею связи сострадания и смеха с облегчением и привязанным к ним же наслаждением - которую фактически не раскрыл, оставив возможности для ее различных пониманий.
Однако первый памятник мировой эстетической и критической мысли - трактат «Поэтика» Аристотеля - недостаточно сохранен, вследствие чего появляются новые, зачастую противоречивые друг другу, интерпретации изначальных категорий, в том числе и катарсиса, поэтому в своей работе мне было бы интересно сравнить античные представления о трагедии и комедии с теми, которые сформировались уже в XVIII-XIX вв. (так как именно в это время происходит переосмысление классических понятий трагедии и комедии).
Среди множества мыслителей и драматургов, переосмысляющих классический подход к трагедии, важным является представитель веймарского классицизма - Ф. Шиллер, так как он не только почти целиком перенес концепцию Аристотеля в новую антропологическую реальность, но и привнес собственное понимание, которое нашло свое отражение в новых жанровых характеристиках трагедии. Таким образом, возникает
противоречие при сравнительном анализе концепций трагедии Аристотеля и Шиллера - с одной стороны, Шиллер безусловно опирался на идеи Аристотеля, с другой стороны, немецкий драматург писал свои произведения в совершенно ином опыте осмысления человека, мира и места трагедии в нем.
Ещё одними последователями развития эстетической мысли Аристотеля уже в жанре комедии стали братья Шлегели. Переосмысляя античные концепции и внедряя элементы реалий своего времени, они создают новый эстетический феномен в рамках йенской романтической школы. И хотя идеи Аристотеля касаемо трагедии и комедии были взяты за основу нового романтического искусства, всё же, йенцы пытались построить принципиально новую, идущую в разрез с классической теорией, концепцию прекрасного. Но будет ли изменяться и понимание катарсиса вслед за новым пониманием прекрасного? Ответ на этот вопрос позволит нам перейти к современному театру.
Идя сквозь века и перестраивая как форму, так и собственное содержание, концепция театра перешла, наконец, к тому, что кардинально не вписывается в рамки классического понятия эстетики. Театральная эстетика, вместе со всеми своими проявлениями, из рук йенских романтиков и веймарских классиков переходит в руки французских сюрреалистов. Тем не менее, отношения между сюрреализмом и театром были не самыми простыми: постановки перестали принадлежать какому-либо конкретному жанру, т.к. в результате образовывался либо симбиоз различных жанров, либо жанра как такового и вовсе не было.
Однако, что действительно сохранилось в театральном искусстве ещё с самых истоков, так это введённое Аристотелем понятие катарсиса. Французский модернист А. Арто переиначил аристотелевскую эстетическую концепцию, оставив, по его мнению, самое главное - образы бессознательного, достигаемые только посредством катарсиса - приправив это шиллеровской идеей игры в искусстве и йенским отказом от традиционного понимания пьесы. Так, в результате эволюции представлений о катарсисе, родился один из самых необычных театральных экспериментов ХХ века - «катартический театр» Арто.
...
При рассмотрении эстетических взглядов Аристотеля, мы не могли не затронуть его учителя - Платона, т.к. он во многом повлияла на стиль мышления Аристотеля. Проанализировав их философские позиции касаемо искусства, можно отметить, что их позиции во многом расходятся. Это касается определения пользы искусства и предназначения поэта. Однако оба признают весьма значительную роль поэзии и искусства для сознания человек, народа в целом. Важно отметить лояльность Аристотеля к искусству, он видел в нём способ познания истинности. В отличие от Платона, он, не опасаясь пагубного воздействия на сознание искусства, говорил о его помощи в достижении «золотой середины» - гармонии души.
Именно такая разносортность античных понятий приводит к тому, что понимание четкое понимание значения комедии и трагедии волнует исследователей по сей день. Приятно радует факт выделения их из общего моря прочих представлений эллинизма. Ведь не смотря на сложную историю слова «комедия» и «трагедия» не просто встречаются, а всесторонне анализируются. Пример тому исследование Р. Янко, и разумная корректировка его работы У. Уотсона. Подобное наложение трудов друг на друга, которое учитывает недочеты коллег, помогает воссоздать утерянную часть «Поэтики».
Анализируя идеи Ф. Шиллера можно заметить влияние кантовской эстетики. Это обстоятельство настолько ярко проявило себя в творчестве Шиллера, что его разделяют на два периода - связанный с осмыслением Канта и нет. На первый взгляд может показаться, что Шиллер во всём следует Канту, однако это не так. Шиллер дополняет Канта, который считал объектом эстетического суждения - фигуру человека. Шиллер же утверждал, что между нравственным и природным началами человека может быть не только противоречие, но и, в отдельных случаях, согласие. Также по Шиллеру человек поступает морально на основе свободы, т.е. не насилуя и не принуждая свои природные склонности и влечения.
Касаемо работ йенских романтиков важно отметить их желание на «костях» старой школы воссоздать новую усовершенствованную культуру. Целями такого нового мира было продвижение человека нравственности, к свободе, благодаря которой возможно управление самим собой и власть над окружающим миром. Свершенные благодаря «великой эстетической эволюции» изменения заложат новые принципы воспитания будущего поколения, что, в свою очередь, породит волну новой мысли.
Итак, мы рассмотрели возможность существования и саму структуру трагического и комического катарсиса в рамках идей античных мыслителей и школ эпохи Просещения. Обозначив особенности понятий выведенных этими философами, можно говорить о взаимодополняемости перечисленных концепций. Комплементарность воззрений достигается благодаря тому, что Шиллер, являясь горячим поклонником Аристотеля, берет в качестве субстрата сформулированную им ранее идею трагического катарсиса.
Аристотель хотя и достаточно полно привносит в поэтическое искусство моральный или поучительный характер, веймарская и йенская школы всё же находят способ переступить границы этического. Они переносят аристотелевские понятия на свои реалии, говоря, что античные определения нуждаются в трансформации в соответствии временем их использования. Впоследствии, такие перипетии и вовсе приводят идее о создании нового концепта строения искусства.
Наконец следует сказать, что в процессе слияния множества трактовок трагического и комического катарсиса, мы можем наблюдать как сходства, так и различия, что задает определенный эволюционный процесс данного понятия. Несмотря на то, что некоторые аспекты концепций различны, а местами и вовсе абсолютно противоположны, говорить о противоречивости нельзя. Заменяя друг друга там, где это нужно, а порой вовсе необходимо, в результате получается единая, а главное, полная концепция, содержание которой уже не так пестрит ошибками и недочетами. Именно такой синтез может привести к обогащению истории эстетической мысли.
Авангардные настроения творцов XX в. нельзя назвать случайным явлением, так как данный феномен будет являться следствием переосмысления теоретических трудов школ веймарского классицизма и йенского романтизма. Иррациональное настроение человеческой души и возведение в перл роль бессознательного пласта психики индивида - это те самые идеи немецких романтиков, послужившие основой для формирования эстетических вкусов французского сюрреализма. Разница же в том, что если веймарцы и йенцы элементарно отказывались от искусственности в угоду естественности, то сюрреалисты не признавали ничего из перечисленного, ведь во главе угла должен находится непосредственно человек - его голый внутренний мир, его подсознание. Однако даже в подобном расхождении возможно найти элемент, скрепляющий вышеописанные позиции - этим элементом будет служить катарсис.
Переняв эстетические воззрения немецкого классицизма и немецкого романтизма, Арто в результате воссоздал первородное понятие катарсиса, т.е. такое, которое полностью отказывается от внешнего мира, тем самым переходя в сферу бессознательного. Если идеи йенских романтиков формируют форму катартического каркаса, то веймарские классики образовывают ему содержание, ядром же такого манекена станет непосредственно аристотелевская задумка самого понятия катарсис. Трагический и комический катарсис будут иметь одно и то же значение, но в разных формах. Трагедия и комедия - это не два полюса, но два художественных выражения катарсического подхода, которые, с одной стороны, могут быть представлены в виде трагического, а с другой - в виде комического. Арто не только использовал этот подход, но и создал его собственную концепцию. В этом направлении он стал одним из первых исследователей, применивших понятие «катарсис» к анализу человеческого бессознательного.
...
1. Artaud A. ffiuvre completes. T. 4. — Paris: Gallimard, 1974. - 424 p.
2. Barber S. Antonin Artaud: Blows and Bombs. - Ldn: Faber & Faber, 1994. - 182
р.
3. Cicero M. T., Mai A. De re publica. - In libraria orphanotrophei, 1824. - IV, 652
с.
4. Cope E. M. et al. The Rhetoric of Aristotle: with a commentary. - University Press, 1877. - Т. 3. - 547 p.
5. Diels H. (ed.). Doxographi Graeci: collegit recensuit prolegomenis indicibusque instruxit Hermannus Diels. - Walter de Gruyter, 1965. - 854 p.
6. Gary Botting. The Theatre of Protest in America. — Edmonton: Harden House, 1972. — 32 p.
7. Jannarone K. The Theatre before Its Double: Artaud Directs in the Alfred Jarry Theatre //Theatre Survey. - 2005. - Т. 46. - №. 2. - P. 247-273.
8. Janko R. et al. Aristotle on comedy: towards a reconstruction of Poetics II. - Univ of California Press, 1984. - Т. 2. - 294 p.
9. MacMahon A. P. On the Second Book of Aristotle's Poetics and the Source of Theophrastus' definition of Tragedy // HSCPh. 1917. Vol. 28. P. 46.
10. Mansfeld J. Gibt es Spuren von Theophrast's Phys. Op. bei Cicero? // Cicero's Knowledge of the Peripatos. Ed. Fortenbaugh W. W., Steinmert P. New Jersey. 1989. - 148 p.
11. Watson W. The Lost Second Book of Aristotle's" Poetics". - University of Chicago Press, 2012. - 304 p.
12. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. МЕ Сергеенко. Вступит. статья АА Столярова // М.: Ренессанс, СП ИВО-СиД. - 1991. - 488 с.
13. Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. - Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Гослитиздат, 1957. - 183 с.
14. Аристотель. Поэтика, XVIII / Пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Гослитиздат, 1978. - 184 с.
15. Арто А. Театр «Альфред Жарри»//Арто А. Театр и его двойник/ Пер. с франц.; Составл. И вступит. Статья В.Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. - 440 с.
.... всего 54 источников