ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ 5 стр.
1.1 Понятие конкурентоспособности современного предприятия 5 стр.
1.2 Стратегическое планирование в обеспечении конкурентоспособности организации сферы услуг 12 стр.
1.3 Современные инструменты разработки и реализации конкурентоспособной стратегии 17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Современная экономика характеризуется наличием многих предприятий-конкурентов, среди которых есть как мелкие предприятия, так и большие сети предприятий. Организациям, для того чтобы продолжать своё функционирование, необходимо иметь конкурентные преимущества и обладать конкурентоспособностью. Обеспечение конкурентоспособности является одной из важнейших стратегических задач любого предприятия. На уровень конкурентоспособности влияет большое число факторов, поэтому руководитель обязан разбираться в многообразии инструментов обеспечения конкурентной стратегии организации, чтобы при необходимости применять их. В сфере услуг применение инструментов более затруднительно, чем в производственной, поскольку в данной сфере невозможно иметь материальное конкурентное преимущество.
Актуальность данной работы обусловлена многообразием инструментов обеспечения конкурентной стратегии и их важностью для поддержания высокого уровня конкурентоспособности организации сферы услуг.
Целью данной работы является разработка инструментов обеспечения конкурентной стратегии организации ООО «Автотехцентр».
Объект исследования - организация ООО «Автотехцентр».
Предметом изучения является конкурентоспособность организации ООО «Техавтоцентр».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретических аспектов понятия «конкурентоспособность», выявление особенностей конкурентоспособности предприятий сферы услуг и стратегического планирования конкурентоспособности;
2. Рассмотреть деятельность организации ООО «Техавтоцентр», провести анализ ее внешней и внутренней среды;
3. Выявить слабые и сильные стороны организации, а также возможности и угрозы;
4. Провести анализ конкурентоспособности организации;
5. Разработать комплекс задач по достижению долгосрочной конкурентоспособности организации;
6. Оценить социально-экономическую эффективность от реализации разработанного проекта.
Предметом защиты является разработанный проект по достижению долгосрочной конкурентоспособности организации.
Первая глава данной выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим аспектам понятия «конкурентоспособность», особенностям конкурентоспособности предприятий сферы услуг, особенностям стратегического планирования конкурентоспособности организации, а также рассмотрены инструменты обеспечения конкурентной стратегии организации.
Во второй главе данной работы приведена организационно-правовая характеристика организации ООО «Техавтоцентр», проанализирована внутренняя и внешняя среда, а также построен конкурентный профиль организации.
В третьей главе предложены мероприятия по достижению долгосрочной конкурентоспособности организации, а также дана их социально¬экономическая эффективность.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа включает в себя 50 источников литературы, 20 таблиц, 20 рисунков, 15 приложений.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности организации сферы услуг и способы её обеспечения. Были изучены труды Р. А. Фатхудинова, А. Г. Мокроносова, А. С. Головачева, М. Портера и других авторов. Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить наиболее важные особенности рассматриваемого понятия:
- конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;
- величина, задаваемая при создании новой продукции;
- отражает степень удовлетворения требований потребителя;
- характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;
- конкурентоспособность - это относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени.
Главной особенностью конкурентоспособности организаций сферы ус-луг является зависимость её планирования от поведения потребителей.
Также был рассмотрен алгоритм разработки стратегии обеспечения конкурентоспособности и 3 базовых стратегии, выделенных М. Портером.
Для того чтобы организация могла реализовать конкурентоспособную стратегию, ей необходимо воспользоваться инструментами разработки и реализации конкурентоспособной стратегии.
Во второй главе была рассмотрена организационно-правовая характеристика организации ООО «Техавтоцентр», созданной в 2001 году как официальный дилер по продаже запасных частей к автомобилям КАМАЗ. В 2007 выдано свидетельство официального дилерского центра ОАО «КАМАЗ» по реализации автомобилей, главной задачей которого является обеспечение своих клиентов автомобилями марки КАМАЗ и НЕФАЗ, а так же гарантийным, сервисным обслуживанием и запасными частями к ним.
Также был проведен анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Техавтоцентр». В результате STEP-анализа внешней среды были вы-явлены угрозы и возможности для организации. Анализ внутренней среды помог выявить слабые и сильные стороны организации. На основе полученных данных был проведен SWOT-анализ, в результате которого было выявлено, что для реализации намеченных целей компании ООО «Техавтоцентр» целесообразно придерживаться стратегии центрированной диверсификации, т.е. оставить существующий бизнес в центре, но при этом создать новые на-правления деятельности исходя из сильных сторон и возможностей организации.
С целью оценки уровня конкурентоспособности был построен конку-рентный профиль организации ООО «Техавтоцентр». Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне конкурентоспособности рассматриваемой организации. Однако показатели роста фондоотдачи, рентабельности продукции и темпа роста оборачиваемости дебиторской задолженности получили оценку ниже среднего. При отсутствии внимания к пере-численным показателям организация рискует в перспективе уменьшить значение конкурентоспособности и по другим показателям.
В третьей главе данной работы в целях повышения эффективности деятельности организации и минимизации негативного эффекта от выявленных слабостей была разработана программа мероприятий, главной целью которой является создание условий долгосрочной конкурентоспособности.
Основными направлениями деятельности организации ООО «Техавтоцентр» в рамках реализации данной программы являются совершенствование управления организацией, оптимизация управления основными средствами организации и разработка инструментов обеспечения конкурентоспособности организации.
В рамках разработки инструментов обеспечения конкурентоспособности организации было решено оптимизировать использование уже существующих (поддержание имиджа, PR), а также внедрить новые, такие как реклама, логистика, мерчандайзинг.
В результате оптимизации инструментов обеспечения конкурентоспособности организации ожидаются следующие эффекты:
1. Повышение уровня конкурентоспособности организации.
2. Улучшение имиджа организации.
3. Повышение интереса к организации.
4. Оптимизация путей доставки товара до организации и до потребите-лей.
5. Привлечение новых клиентов.
6. Сокращение расходов на доставку товара на 5%.
7. Повышение суммы продаж на 10% в год.
Также было рассмотрено влияние от реализации программы на эффективность системы управления. Согласно экспертным оценкам, после реализации разработанного проекта наблюдается увеличение эффективности системы управления по различным показателям, которое приведет к увеличению средней оценки эффективности системы управления с 0,63 до реализации до 0,9 после внедрения проекта.
1. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.05. 2003 N 54-ФЗ // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/
2. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за 4 квартал 2016 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 17.01.2017 № 14-п // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа : http://zakon.krskstate.ru/doc/38704
3. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за 4 квартал 2015 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 19.01.2016 № 13-п // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа : http://zakon.krskstate.ru/doc/30054
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - Введ. 23.11.2010. - Москва. : Стандартинформ, 2011. - 46 с.
5. Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : учебник / Е. Ю. Алексейчева, Москва. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - Москва.: Дашков и К°, 2016. - 291 с.
6. Банковская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://banks.academic.ru/
7. Бизнес : толковый словарь / гл. ред. И. М. Осадчая. - Москва. : ИНФРА-Москва : Весь Мир, 1998. - 760 с.
8. Блауг М. Закон сравнительных преимуществ / М. Блауг // Экономическая мысль в ретроспективе. — Москва. : Дело, 1994.
9. Блэк Дж. Экономика : толковый словарь / Дж. Блэк; под общ. ред. И. М. Осадчей. - Москва. : ИНФРА-М : Весь Мир, 2000. - 830 с.
10. Большов А. С. Современный менеджмент: теория и практика: учебное пособие/ А. С. Большов, В. И. Михайлов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 416 с.
11. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — Москва. : Институт новой экономики, 1999. - 1245 с.
12. Бурцева Т. А. Особенности управления предприятием сферы ус¬луг / Т. А. Бурцева, Е. А. Лысова // Вестник НГИЭИ. - 2016. - №9. - С. 46¬53
13. Вылегжанина А. О. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур : монография / А. О. Вылегжанина. - Москва. : Директ-Медиа, 2015. - 232 с.
14. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации : учеб. по-собие / А. С. Головачев. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 319 с.
15. Данилов И. П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И. П. Данилов. - Москва. : Пресс-сервис, 1997. - 420 с.
16. Золотова Е. В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур с использованием мотивационного механизма : монография / Е. В. Золотова, С. А. Шапиро. - Москва. : Директ-Медиа, 2016. - 115 с.
17. Каверзин И. Л. Факторы конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности интернет-проектов / И. Л. Каверзин, П. Н. Махров // Современная конкуренция. - 2012. - № 5. - С. 44-53
18. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций : учеб. пособие / В. В. Квасникова, О. Н. Жучкевич. - Москва. : Инфра-М : Новое знание, 2013. - 192 с.
19. Коваль В. Н. Аналитическое обеспечение стратегического развития муниципального образования (опыт г. Белгорода) / В. Н. Коваль, К. В.Харченко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №6. - С. 25-28.
20. Коммерческая электроэнергетика : словарь-справочник / авт.- сост. В. В. Красник. - Москва. : НЦ ЭНАС, 2006. - 245 с.
21. Конкурентоспособность экономики : инновационный подход : монография / под общ. ред. В. И. Кудашова, А. С. Головачева. - Минск : Изд- во МИУ, 2012. - 484 с.
22. Конкуренция и конкурентоспособность : учеб. пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 194 с.
23. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф. — Москва. : Альпина Паблишер, 2012. — 144 с.
24. Курбанов В. В. Конкурентоспособность российских предприятий в мировой экономике / В. В. Курбанов. - Москва. : Лаборатория книги, 2012. - 239 с.
25. Курсы валют ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.banki .ru/products/currency/cb/
26. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. - Москва. : Юрайт, 2013. - 448 с.
27. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь : Словарь современной экономической науки / Л. И. Лопатников; под ред. Г. Б. Клей-нера. - Москва. : Дело, 2003. - 519 с.
28. Лысова Е. А. Разработка организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг / Е. А. Лысова // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. - 2014. - №2. - С. 88-97.
29. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер : руководство по разработке стратегии / Дж. Магретта. — Москва. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 272 с.
30. Моисеева Н. К. Современное предприятие : конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. - Москва. : Внешторгиздат, 2013. - 526 c.
31. Основы менеджмента : учеб. пособие / М. В. Цыпленкова [и др.].
- Москва.: Академия Естествознания, 2013. - 130 с.
32. Официальная терминология. Академик.ру [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа : http://official.academic.ru/
33. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учебник / А. Г. Грязнова [и др.]. - Москва. : Интерреклама, 2003. - 544 с.
34. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли : учеб. пособие. / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. - Москва. : КноРус, 2015. - 120 с.
35. Покупатели [Электронный ресурс] // GFK [сайт]. - Режим доступа : http: //www.gfk.com/ru/reshenij a/pokupateli/
36. Портер М. Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. — Москва. : Альпина Паблишер, 2015.— 600 с.
37. Портер М. Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - Москва. : Альпина Паблишер, 2016. - 1020 с.
38. Портер М. Международная конкуренция : Конкурентные пре-имущества стран / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - Москва. : Альпина Паблишер, 2016. - 1470 с.
39. Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А. В. Пострелова, М. С. Маркин // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 398-402
40. Расчет емкости рынка автокомпонентов и запчастей для грузовых автомобилей в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/research/product/254/
41. Самодуров А. М. Внутренние факторы конкурентоспособности телекоммуникационной организации / А. М. Самодуров // Современная конкуренция. - 2012. - № 6. - С. 96-102
42. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsfibusiness/20405
43. Словарь терминов антикризисного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/anticris/
44. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - Москва : Изд-во социально-политической литературы, 1962. - 684с.
45. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://technical_translator_dictionary.academic.ru/
46. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов
[Электронный ресурс.]. - Режим доступа :
http://dic.academic.ru/contents.nsf/fm_enc/
47. Толковый словарь «Инновационная деятельность» : термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / отв. ред. В. И. Суслов. - Новосибирск : Сибирское научное изд-во, 2008. - 223 с.
48. Трифонов Ю. В. Инструменты разработки и реализации стратегии развития фирм [Электронный ресурс] /Ю.В. Трифонов И Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4. - Ч. 1. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33160
49. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов - Москва : Маркетинг, 2002. - 892 с.
50. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб, пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. - Москва. : Юнити- Дана, 2015. - 295 с.