Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы самооценки личности 7
1.1. Основные подходы к пониманию самооценки личности в работах
отечественных и зарубежных психологов 7
1.2. Характеристика положения женщины в обществе и ее связь с
самооценкой личности 21
1.3. Гендерные особенности изучения самооценки личности 28
Глава 2. Исследование самооценки и самоотношения женщин на примере участниц конкурса красоты 34
2.1. Организация и методы исследования самооценки и самоотношения
женщин на примере участниц конкурса красоты 34
2.2. Характеристика выборки участниц конкурса красоты 39
2.3. Психологические особенности проявления самооценки и самоотношения
у участниц конкурса красоты 43
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 71
Приложение 4 75
Приложение 5 78
Актуальность темы исследования. Одной из главных задач современной психологии является определение принципов и путей формирования индивида как личности. Реализация этого в полном объеме не возможна без качественного образования должного уровня самооценки в процессе социализации.
Следует отметить, что в комплексе проблем внутренней активности личности существенная роль принадлежит проблемам самооценки и саморегулирования поведения, вопросам самовоспитания, внимание к которым в науке заметно усилилось в последние годы.
Необходимо учитывать и тот факт, что самооценку нужно рассматривать не только с точки зрения психологии, но и привлекать в своём исследовании смежные науки: философия, этика, социология.
Так как процесс самооценки сопряжён с процессом социализации, поскольку человек, находясь в обществе, вступает в разнообразные взаимоотношения, по средствам которых познает как окружающих, так и себя, то данное исследование начинается с наблюдения за деятельностью другого человека, его поведением. Необходимо отметить, что особенности личности косвенно отражаются в действиях и поступках, когда наблюдатель находит в этом внутренний психологический смысл, объяснение формам поведения.
Самооценка тесно связана с такими понятиями как «самосознание», «самоотношение», «самоутверждение» и «саморегуляция» своего поведения. Наблюдение за поведением человека вырабатывает в наблюдателе представление о неком психологическом качестве или свойстве, которое переносится на себя, что определяет степень выраженности и уровень развития. Это позволяет решать сходные жизненные задачи различного уровня сложности по аналогии с имеющимися понятиями, которые были получены путём исследования.
Анализируя свое поведение, индивид соотносит его с внутренней мотивацией, которая определяется в зависимости от требований общества. В результате этого и происходит процесс самооценки.
Психологические проявления самооценки у женщин имеют определенные особенности и, в связи с этим, представляют известный интерес, главным образом, с точки зрения социального положения и статуса женщины, ее ролевых функций.
Объект исследования - самооценка личности женщины.
Предмет исследования - психологическая характеристика особенностей самооценки и самоотношения женщин.
Цель исследования. На основании результатов научно-теоретического анализа и эмпирического исследования обосновать и определить психологические особенности проявления самооценки у участниц конкурса красоты.
Задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ основных подходов к пониманию самооценки личности в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Раскрыть характеристику положения женщины в обществе и ее связь с самооценкой личности.
3. Выявить гендерные особенности изучения самооценки личности.
4. Обосновать организацию и методы исследования самооценки и самоотношения женщин на примере участниц конкурса красоты
5. Проанализировать характеристику выборки участниц конкурса красоты.
6. Провести анализ психологических особенностей проявления самооценки и самоотношения у участниц конкурса красоты .
Гипотеза исследования. Мы предполагали, что уровень самооценки женщин, участвующих в конкурсах красоты определяется особенностями самоотношения и связан с уровнем их внутренней свободы.
Организация и методика исследования. Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе происходил сбор научной информации, которая позволила подробно изучить проблему самооценки личности, а также спланировать эмпирическое исследование: формирование выборки,
выдвижение гипотезы исследования, подбор диагностического инструментария и т.д. также на первоначальном этапе было проведено анкетирование участниц конкурса красоты.
Второй этап отражал непосредственное проведение исследования женщин экспериментальной и контрольной группы с использованием диагностических методик:
• тест-опросник еамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
• методика «Определение уровня внутренней свободы»;
• методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири);
• многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»;
• анкета (социально-демографические характеристики).
Третий этап заключался в анализе и обобщении полученных результатов, формулировке основных выводов исследования на основе данных, полученных на вышеуказанных этапах.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Самооценка личности, т.е. оценка личности самой себя, выявляется в степени адекватности личности. С её помощью происходит регуляция поведения. Регуляция происходит путём включения индивида в общественные отношения и соотношения своих результатов с деятельностью других. Степень оценки может вызвать внутриличностные конфликты.
2. У участниц конкурса красоты были выявлены психологические особенности заниженной самооценки, основанной на наличии у них внутреннего конфликта в сферах социальной адаптации, коммуникативных способностей, психоэмоциональной устойчивости и самоотношения .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Самооценка личности, являясь неотъемлемой частью самосознания, представляет собой сложный феномен личностного понимания своего «Я», с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.
2. В детстве ведущую роль в формировании самооценки личности играет родительская семья, в подростковом и юношеском возрасте в основном референтная группа выступает в качестве института формирования самооценки, а к периоду зрелости самооценка личности считается сформированным, устойчивым личностным образованием. Личностное развитие в зрелости и старости связано с семейной, профессиональной и сферой межличностных контактов.
3. К специфическим особенности изучения самооценки женщин следует отнести следующие:
• множественность социальных функций женщин, выполнение которых оказывает влияние на самооценку и социальный статус женщины;
• особая роль женщины в сфере семейных отношений, где приоритетным является материнство и забота о потомстве;
• распространение в женской среде негативных социальных явлений и заболеваний (алкоголизма, наркомании и др.).
4. Для многих женщин характерна застреваемость на аффективных, психотравмирующих переживаниях, что в сочетании с высокой импульсивностью может приводить к игнорированию или недостаточному учету ими всех необходимых обстоятельств, неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, необдуманности поведения.
5. Важнейшее психодиагностическое значение в работе с женщиной матерью имеет выявление места нахождения ребенка, семьи в мотивационно - потребностной структуре и системе ценностей.
6. Социальный статус женщины и ее положение в обществе могут одновременно как развивать самооценку, так и влиять на ее основные структурные компоненты. Важным при этом является процессы самопонимания и самосознания женщины с точки зрения своей социально - ролевой принадлежности, а также функционирования как личности.
Обращая внимание на учет гендерных особенностей при изучении самооценки, мы, прежде всего, исходим из того, что отвергаем сексистский подход к рассмотрению личности женщин, опираясь при этом только на видение женщины как носительницы репродуктивной функции.
7. Организационно исследование самооценки женщин, участниц конкурса красоты включало в себя три последовательных этапа:
• теоретико-аналитический;
• экспериментальный;
• этап описания основных результатов и выводов.
8. Среди основных мотивов участия женщин в конкурсе красоты преобладают:
• желание узнать что-то новое;
• получить положительные эмоции;
• обрести уверенность в себе и оптимизм;
• получить полезную информацию.
9. К основным психологическим особенностям проявления самооценки и самоотношения женщин, участниц конкурса красоты относятся:
• наличие внутреннего конфликта, формирующего мотивацию участия в конкурсе красоты;
• средний или высокий уровень внутренней свободы;
• заниженные моральная нормативность, коммуникативные способности и нервно-психическая устойчивость, определяющие заниженный личный адаптивный потенциал;
в целом, уровень самооценки характеризуется ниже статистической
нормы.
Таким образом, цель исследования достигнута, основные задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М: Владос, 2004. - 208 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: «Питер», 2012. - 275 с.
3. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000. - 234 с.
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция// Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М., 2011, - 398 с.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: «Речь», 2016. - 272 с.
6. Бур М. Фихте. Пер. с нем. Я. Фогелера. Общ. ред. и предисл. А. Гулыги. М.: «Мысль», 1965. - 166 с.
7. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МВФ, 2001, - 366 с.
8. Выготский Л. С. Педология подростка; Он же. Избр.
психологические исследования. Качества личности. М., 1956. - 358 с.
9. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный
анализ. - Ростов н/Д.: «Рост», 2015. - 480 с.
10. Джемс У. Психология самосознания. - СПб, 1922. - 189 с.
11. Дорфман Л.Я. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. - Москва.: «Смысл», 2015. - 319 с.
12. Женская занятость: проблемы и перспективы// Научно -
практическая конференция. М. 2000, - 215 с.
13. Зотова З.М. Гендерные аспекты избирательного законодательства. - СПб. 2004, - 724 с.
14. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М. 2001, - 235 с.
15. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теорий деятельности // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С.49-56.
..45