Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1940-1980-Е ГОДЫ

Работа №183943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Смена курса в отношениях между советским государством и Русской
Православной Церковью 12
1.1 Начало смены курса. Причины. Особенности. 1939-1943 гг 12
1.2 Новый подход к РПЦ в политике Советской власти 1939-1945 гг 15
1.3 Возрождение Патриаршества, собственного управления, внутри
церковной жизни, духовное образование, издательская деятельность 17
1.4 РПЦ и помощь фронту в деле победы (моральная, благотворительная,
материальная) 20
1.5 Создание Совета по делам Русской Православной церкви 26
2 Государственно-церковные отношения в 1950-1980-е гг 29
2.1 Ужесточение религиозной политики (командно-административное
регулирование религиозной сферы, возрастание атеистической пропаганды, преследования верующих) 29
2.2 РПЦ в новых условиях и проблема обеспечения свободы совести 33
2.3 Перестройка и новые принципы государственно-церковных отношений,
Переосмысление роли церкви 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48

Исследование проблем взаимодействия Советского государства и Русской православной церкви в период с 1940 по 1980-е годы является актуальным, поскольку это был период, когда происходили значительные изменения в отношении государства к религии и церкви. В этот период, в СССР происходила атеизация общества, угнетение религиозных организаций и духовенства, закрытие монастырей и храмов, преследование верующих.
В то же время, Русская православная церковь продолжала существовать и развиваться, несмотря на все трудности и преследования. Взаимодействие между государством и церковью было сложным и противоречивым, и исследование этого периода позволит лучше понять, какие факторы влияли на отношение государства к религии и церкви, как менялись политические и социальные условия, и как церковь адаптировалась к новым реалиям.
Кроме того, изучение проблем взаимодействия государства и церкви в этот период может помочь понять современную ситуацию в России, где Русская православная церковь занимает важное место в общественной жизни, но при этом сохраняются некоторые проблемы в отношениях между церковью и государством.
Актуальность изучения проблемы государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период требует особой ответственности, объективности на основе новых опубликованных документов, возможности иной интерпретации фактов. Необходимо знать правду об этих отношениях в военные годы, патриотизме духовенства, об особенностях взаимоотношений с верующими, деятельности РПЦ на оккупированных территориях. Следует выявлять в полном объеме ограничительную политику советской власти, причин ее изменения, роль в этом внутренних и внешних факторов. Знание содержания государственно - церковных отношений сможет обеспечить их нормализацию, не повторять прошлые ошибки, несправедливости со стороны государства. Замалчивание трагических страниц в государственной церковной политике уменьшает . доверие к власти. В настоящее время власти необходимо налаживать отношения с церковью, чтобы она могла действовать на пользу общества в нравственном плане.
Эта проблема взаимодействия государства и Русской Православной церкви представляет значительный научный интерес. В постсоветский период возрос интерес к теме, связанный с возрождением церкви и её роли в обществе. Многие российские исследователи обратились к важным аспектам этих отношений.
Русскую Православную церковь в годы Великой Отечественной войны рассматривают Н. Агафонов, Л.Н. Аруева, П.К. Лобазов и А.И. Иванов, В.Н. Якунин А.Н.Кашеваров, В.А.Куроедов, Игумен Дамаскин и д.р.
В своём исследовании А.И. Иванов и П.К. Лобазов рассматривают историю отношений между советским государством и религиозными организациями в период с 1917 по 1991 годы. Авторы анализируют политику советского правительства по отношению к религии, проведенные репрессии и антирелигиозную пропаганду. Они основывают свои выводы на анализе документов и официальных позиций правительства, а также на материалах исследований и свидетельствах очевидцев. Значительное место отведено анализу положение РПЦ в 1940-1980-е гг.
Исследование В.Н. Якунина посвящено рассмотрению роли Московской Патриархии в период Второй мировой войны. Автор анализирует деятельность Патриарха Сергия I и его ближайшего окружения, а также отношения с государственными структурами и другими религиозными организациями.
А. Н. Кашеваров в своей объёмной работе анализирует взаимодействие государства и церкви в России в период с 1917 по 1991 годы, различные формы контроля государства над церковью. В том числе цензуру и преследования верующих, подробно исследует роль церкви в общественной жизни и ее отношение к государству в различные периоды советской истории. Значительное место в работе занимает период 1940-1980¬х гг, в которой произошли качественные изменения.
Значительное место истории взаимоотношений церкви и государства в первые годы Советской власти уделено в книге В.А. Куроедова , члена Совета по делам религий при Совете министров СССР. В работе рассматривается история отношений государства и церкви в Советском Союзе, начиная с 1917 года и до конца 1980-х годов. В ней раскрывается сущность советского законодательства о религиозных культах, показывается, как реализовался принцип свободы совести, в различные периоды советской истории.
Игумен Дамаскин (Орловский) был одним из многих священнослужителей, которые стали жертвами репрессий в СССР. В одном из своих трудов анализирует историю гонений на Церковь в СССР. Игумен Дамаскин также раскрывает многие детали того, как советские власти контролировали Церковь, в том числе через создание "железного занавеса" между религиозной и светской жизнью.
Церковь на оккупированных территориях исследовали Ф.Ставру, В.И. Алексеев, Д.В. Поспеловский, О.В. Васильева д.р.
В. И. Алексеев и Ф. Ставру рассматривают, как РПЦ оказывала помощь людям на оккупированных территориях, создавая приюты и общежития для беженцев и пострадавших от войны.
О.Ю. Васильева в своих работах она рассказывает о трудных временах. Уделяет внимание оказанию помощи церкви верующих самой церкви в трудные времена. Выделяет политические и социальные факторы, которые повлияли на отношение коммунистической партии к религии и РПЦ.
Исследуется роль церкви в советском обществе и ее взаимодействие с государством в периоды Великой Отечественной войны и после нее. Автор подчеркивает, что, несмотря на преследования, церковь продолжала существовать и имела свой вклад в жизнь общества78.
Помощь фронту РПЦ в борьбе за победу изучали Ю.Ф. Нуждин, А.Н.Марченко, М.И.Одинцов. Проповедями призвали к борьбе с врагом, РПЦ организовывала помощь раненым, собирали средства на военную технику.
В своей работе Ю.Ф. Нуждин анализирует роль и значение Церкви в жизни армии и общества в целом. Он подчеркивает, что Церковь и армия имеют множество общих ценностей, таких как дисциплина, мораль и патриотизм. Он рассматривает вопросы, связанные с религиозными традициями в армии, в том числе с проведением религиозных обрядов и служб, а также с обучением военнослужащих основам христианства и других религий. В том числе и в военные годы.
Послевоенный период рассматривали В.Белов, Е.Голубеев, А.Н.Карташев, О.Н. Копылова, И.Корниенко, А.Курбатов, В. Лихачев, А. Марков, Д.В. Поспеловский, А. Чернышев, А. Шипилов, М.В. Шкаровский, Л. Шульгина, В.Смирнов, М.А.Симонова и д.р.
В. Белов в своей работе "Русская Православная церковь в СССР: проблемы отношений с государством и обществом в 1960-1980 гг" исследует сложные взаимоотношения между Церковью и государством в период с 1960 по 1980 годы. Он изучает различные аспекты отношений между Церковью и государством, контроль, за духовенством, ограничение доступа к средствам массовой информации, преследование верующих.
В работе А.В. Карташева рассматриваются периоды истории Русской православной церкви с XVIII до начала XX века. Автор анализирует внутренние противоречия церковной жизни, отношения церкви и государства, влияние западной культуры на русскую церковь. Дает возможность сравнить положение РПЦ до 1917 г. с ситуацией в советское время.
И. Корниенко в своей работе исследует период, когда церковь находилась под контролем советской власти, характеризует его специфику отношений между церковью и государством в этот период и показывает, как постепенно уменьшался контроль
Кроме того, И. Корниенко отмечает, что в период 1960-1980-х гг. происходило постепенное смягчение репрессивной политики в отношении церкви. В результате церковь начала получать больше свободы в своей деятельности, хотя контроль со стороны государства оставался высоким.
A. Марков исследует отношения между церковью и государством в период с 1960-1980-их гг., выделяет политические, социальные и культурные факторы, которые повлияли на эти отношения, отмечает роль церкви в обществе и ее взаимодействие с верующими.
B. Смирнов изучает проблемы взаимодействия РПЦ с государством и обществом в 1960-1980-е гг., подчеркивает их сложность, и ограничения свободы вероисповедания.
А. Чернышев подчеркивает значение политических факторов, которые влияли на государственно-конфессиональные отношения в 1960- 1980-ее гг.
Целью работы М. Шкаровского является анализ истории Русской Православной церкви в период с начала XX века до наших дней. Подробно описывает исторические события и процессы, связанные с жизнью Церкви, анализирует роль Церкви в обществе и политике, ее отношения с государством и другими конфессиями, а также вопросы канонического права и догматики, включая период 1960-1980-е гг.
Книга Л. Шульгиной . посвящена истории РПЦ в период с 1917 по 1991 годы. Автор анализирует сложную судьбу церкви в условиях советской власти, которая провозгласила атеизм и боролась с религией. Особое внимание в работе, уделено процессу восстановления церковной жизни в 1940-х годах, рождению нового поколения верующих в 1960-х гг., перестройке и 1980-х гг. и изменения в жизни РПЦ и других религий.
Следует подчеркнуть, что многие аспекты государственно-церковных отношений требует дополнительного изучения.
Цель исследования - Раскрыть содержание изменений религиозной политики к Русской Православной церкви в период с 1939 по 1980-е гг.
Задачи:
1 изучить причины изменения религиозного курса
2 выявить особенности государственно-церковных отношений и их нормативно - правовые основы
3 раскрыть направления деятельности РПЦ в каждом историческом периоде
4 показать причины переоценки роли церкви в обществе
Объект исследования - Религиозная политика Советской власти
Предмет исследования - РПЦ в политике Советского государства.
Использовались различные методы: историко-генетический,
хронологический, сравнительный, метод классификации.
Метод историко-генетический - это метод исследования, который позволяет выявлять происхождение и развитие явлений и объектов в их историческом контексте. Он основывается на анализе исторических источников и документов, а также на сравнении различных этапов развития объектов. В работе использовалось для выявления особенностей религиозной политики, её истоков.
Метод хронологический - это метод исследования, который основывается на упорядочивании событий и явлений по времени. Он позволяет выявить закономерности и последовательность событий и изменений, происходящих в истории объекта государственно - церковных взаимодействий.
Сравнительный метод исследования, который выделяет различные объекты и явления для выявления их сходств и различий. Он основывается на анализе сходных и отличающихся признаков и свойств объектов, что позволяет выделить изменения в религиозной политике, их причины.
Метод классификации позволяет разбить объекты на группы по определенным признакам и критериям. Он позволяет выявлять общие закономерности и связи между объектами, а также выделять особенности каждой группы объектов, сравнить содержание религиозной политики.
Раскрыть содержание проблем позволяют источники.
Отдельное внимание при изучении Русской Православной церкви стоит уделить Православной энциклопедии. Православная энциклопедия - это источник информации о православной вере, традициях, культуре, истории и доктрине. Более 30 тысяч статей написаны экспертами и учеными- православными из разных стран мира. Энциклопедия содержит в себя все аспекты православной жизни, включая теологию, богослужение, святцы и святыни, иконопись, монашество, церковную историю, государственно¬церковные отношения и др. Представляет собой не только источник знаний для верующих, но и ценный ресурс для специалистов и любителей истории.
Издан официальные сборник документов содержавших документов, содержащих законы, указы, постановления и другие акты, принятые в РСФСР с 1917 г.по 1991 г., включая законы в религиозной сфере. .
Другой документальный сборник состоит из архивных материалов, связанных с деятельностью Церкви в период войны. Здесь представлены отчеты и сообщения руководителей Русской Православной Церкви, письма и доклады духовенства, протоколы заседаний Синода и других церковных органов, корреспонденция между церковными и государственными структурами, материалы изданий церковной печати того времени.
Существует документальная публикация законов, постановлений, решений регулирующих отношения в России, дополненный А.В.
Куроедовым и содержит изменения до 1971 г . Документы позволяют определить правовой статус религиозных объединений, порядок их регистрации, установление налогов и сборов, правила проведения религиозных обрядов. Содержит положения о защите прав и свобод верующих, а также о борьбе с экстремистскими проявлениями в религиозной сфере.
Сборник материалы, и документов (под редакцией Г.Штрикера) позволяет понять содержание отношений власти и Русской Православной церкви, проанализировать методы построения и подчинения со стороны государства. Раскрыть причины конфликтов между РПЦ и государством, причины и их последствия.
Структура работы нацелена на достижение поставленных задач (две главы, введение, заключение). Использованная литература и источники позволяют раскрыть содержание темы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После Октябрьской революции 1917 г. существовала некоторая свобода для религиозных организаций. В Советской России 1918 г. была провозглашена политика разделения церкви и государства, а также национализации церковных имуществ. Влияние РПЦ на общественную жизнь уменьшилось. В 1922 г. произошел раскол в Русской Православной церкви. Как отдельная структура. Русская Православная церковь была создана за границей.
С 1929 г. репрессивная политика по отношению к РПЦ, проявила себя через уничтожение религиозных организаций, в том числе через уничтожение РПЦ. Были закрыты православные монастыри и храмы, православное духовенство подверглось гонениям и уголовному преследованию. Государство рассматривало церковь как структуру, враждебную социализму. Носителей веры, священников в соответствии с этой установкой подвергали гонениям, репрессиям, в них видели классовых врагов. В результате были закрыты десятки тысяч православных церквей и храмов, жертвами подобной политик стали десятки тысяч священников. Но до начала войны репрессии не уничтожили религию и церковь. Церковь сохранилась как структура и часть общественной жизни.
С самого начала Великой Отечественной войны и до её конца церковь поддерживала государство, не смотря на жесткую антирелигиозную политику проводимую в довоенный период. Власть изменила отношение к РПЦ благодаря её патриотической деятельности в эти годы (организация материальной и духовной помощи фронту и населению). Государство видело в РПЦ опору духовную и политическую в борьбе против врагов. 1943 год стал началом нового этапа в государственно-церковных отношениях.
Итогом стало восстановление патриаршества и собственного церковного управления в РПЦ. Архиерейский собор 1943 г. имел огромное значение для Русской Православной церкви, не только избранием патриарха. На Соборе были приняты решения, которые позволили возродить церковную жизнь в СССР, возобновить духовное образование, издательскую деятельность.
Создание Московской Патриархии увеличило доверие союзников к советскому государству, что имело важное значение для организации совместной борьбы с немецкими фашистами. А так же усилило поддержку со стороны зарубежных православных церквей, и некоторых других христианских организаций.
Однако, даже после этого преследования священников продолжались. РПЦ не получило полной самостоятельности. Она продолжала быть структурой, контролируемой государством. Церковь не получила полной самостоятельности, хотя церковные иерархи согласились на компромиссы болезненные для православия. Государство сохранило контроль над РПЦ. Следует подчеркнуть, что в условиях репрессий, а затем военных действий, Русская православная церковь сохранилась как организованная структура. Пройдя через гонения и террор первых десятилетий советской власти РПЦ стала возрождаться во время тяжелых испытаний для русского народа в годы войны, когда государство поддержало этот процесс.
В послевоенный период интенсивность государственного преследования РПЦ снижалась. В 1950-1960-е гг. сохранилась антирелигиозная борьба и противостояние государства и церкви, но с использованием иных методов, чем в 1920-1930-е гг. Контроль государства осуществлялся через нормативно правовую основу деятельности РПЦ. Власть определяла внутрицерковную жизнь, кадровую политику,
финансовую деятельность РПЦ. Борьба с религией реализовывалась в закрытие храмов и монастырей, духовных учебных заведений, сокращении числа священнослужителей. Антирелигиозная работа и атеистическая пропаганда расширялись, включая молодое поколение. Тем не менее,как подчеркивает М.А. Симонова , религиозность населения в целом не изменилась. Представители партийных и государственных структур убедились, «что процесс преодоления религиозности оказался более сложным, чем ожидалось» .
В 1970-х гг. общественно политическая жизнь страны стабилизируется, что влияет на отношение к Русской Православной церкви. Для Церкви оставалась нерешённой кадровая проблема. Снизилась посещаемость храмов, поскольку новое поколение воспитывалось вне церкви и не приобщалось к церковной жизни. В тоже время выросло число крещений взрослых людей. По некоторым подсчётам, число верующих в конце 1970-х гг. составило 30¬40 млн. Внимание общества к церкви сохранялось. Этот период называют «периодом религиозного возрождения». Советская интеллигенция стала проявлять особую заинтересованность к православию, понимая его как хранителя национальных традиций, русской культуры.
Церковно-государственные взаимодействия отличались
противоречивостью. РПЦ, ощущая поддержку общества, расширило своё влияние. Деятельность РПЦ активизировалась не только во внутренней и внешней политике. В послевоенные период в борьбе за мир проявляла РПЦ при поддержке государства, для улучшения внешнеполитического имиджа СССР. Московская патриархия за границей наряду с миротворческой деятельностью представляла положение верующих как совершенно нормальное, где не было преследования религии. РПЦ выступало лидером и представителем всех вероисповеданий Советского Союза. Иерархии сотрудничали с зарубежными общественными организациями.
Советское государство постепенно расширяло права РПЦ, что реализовывалось с помощью новых нормативных документов. В 1975 г. Церковь получила правовой статус «ограниченного юридического лица». В конституцию 1977 г. было включено положение «О свободе совести», что делало возможным свободу выбора веры.
Антирелигиозная направленность политики снижается во второй половине 1980-х гг. В эти годы пересматривается законодательство в контексте социально-политических процессов.
Церковь предлагает предоставить ей права юридического лица в полном объеме. РПЦ предложила изменить церковно-государственные отношения, которые включали следующие изменения: «новая система церковного управления, в которой курс церкви могла определять только патриархия; усиление роли мирян в делах общины».
Формирование новой системы церковного управления в сочетании с демократизацией церковной деятельности; Создание условия для усиления роли мирян в делах общины. Подобные нововведения усиливали централизацию собственной системы церковного управления, в сочетании с демократизацией.
Новый курс о необходимости совершенствовании церковно- государственных отношений подтвердила XIX парт. конференция (1988г.), С этого периода времени стало реализовываться на практике новая церковной политика в Советском Союзе, которая полагала совместную деятельность атеистов и верующих в социалистическом обществе, а не из борьбу.
Таким образом, 1980-е гг. стали периодом пересмотра церковно-государственных взаимодействий, были преодолены прежние стереотипы в отношении РПЦ. Русская Православная церковь на правовой основе расширила свою внутреннюю жизнь, и добилась увеличения роли в обществе. Государство престало рассматривать церковь как вражескую силу. Стало реализовываться принцип «свободы совести.



1. Декреты Советской власти: [сборник] / Институт марксизма- ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории Академии наук СССР; [редакционная комиссия: Г. Д. Обичкин и др.] М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 650 с.
2. Законодательство «О религиозных культах (сборник материалов
и документов)» издание второе, дополненное М.: «Юридическая
литература», 1971. - 210 с.
3. Закон РСФСР от 25.10.90 N 267-I URL:
https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=1137 (дата обращения: 25.05.2023).
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата
обращения: 25.05.2023).
5. Конфессиональная политика советского государства. 1917-1991
гг.: Документы и материалы : в 6 т. Т. 1 : в 4 кн. : 1917-1924 гг. Кн. 2 : Центральные органы государственной власти и управления в РСФСР: создание нормативно-правовой базы деятельности религиозных
объединений. - М.: Политическая энциклопедия, 2018. - 527 с.
6. Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.
- М.: Русский хронограф, 1995.; Схиигумен Иоанн (Алексеев).
Жизнеописание. Письма Валаамского старца. - М.: Форма-Т, 2007. - 230 с.
7. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / Васильева О. Ю. [и др.]. URL: http://www.twirpx.com/file/1427604/ (дата обращения: 28.04.2023).
8. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991).
Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, Штриккер Г. URL:
http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/shtrikker_dokumenty.pdf (дата обращения: 28.04.2023).
9. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. URL: http: //www.1000dokumente.de/?c=dokument_ru&dokument=0007_rel&obj ect=tra nslation&l=ru (дата обращения: 28.04. 2023).
Энциклопедии
10. Православная энциклопедия URL: https://www.pravenc.ru/(дата обращения: 28.04.2023) .
Литература
11. Агафонов Н., протоирей. Ратные подвиги православного духовенства. URL: http://crodnik.ru/ratnye-podvigi-pravoslavnogo-duxovenstva/ (дата обращения: 28.04.2023).
12. Алексеев В. И., Ставру Ф. РПЦ на оккупированной немцами
территории. // Русское возрождение, № 11. URL:
http://www.religare.ru/2_49283.html (дата обращения: 28.04.2023).
13. Аруева Л. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой
Отечественной Войны. URL: http://www.russika.ru/arueva/1.1.html (дата
обращения: 28.04.2023).
14. Белов В. Русская Православная церковь в СССР: проблемы отношений с государством и обществом в 1960-1980 гг. // Исторический журнал. 2008. № 2. С.15-45.
15. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг.//Вопросы истории. 1994. № 4. С.35-42.
..46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ