Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрессии в отношении духовенства и мирян в период Гражданской войны

Работа №118871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Причины преследования духовенства и мирян в период Гражданской войны 9
1.1 Предпосылки преследования духовенства и мирян в период Гражданской войны 9
1.2 Развитие государственно-церковных отношений 16
Глава 2. Экономические и политические репрессии против духовенства. 31
2.1. Налогообложение духовенства 31
2.2. Лишение священнослужителей политических прав 33
2.3 Закрытие и разрушение храмов 36
Глава 3. Политика уничтожения духовенства 40
Заключение 52
Список источников и литературы 55


Религиозная организация –
духовная образовательная организация высшего образования
«МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
Оригинальность 77,19% Антиплагиат ВУЗ РАНГиГС


В летописи многовековой истории Русской Православной Церкви 1917 год открыл новый трагический этап. Февраль стал месяцем, когда в Российской империи для «первенствующей и господствующей» конфессии закончился период благоденствия. Церковь начала трагический отсчёт времен притеснения и откровенного гонения. В первых рядах тех, кто с 1917 г. активно демонстрировал ярко негативное отношение к служителям Церкви, проявлял акты беззакония в отношении верующих, глумился над святынями, Православия находились люди, ранее признаваемые её «чадами», открыто не демонстрировавших собственного антиклерикализма и безбожия.
Возникает масса вопросов о том, что способствовало достижению ужасающего положения дел. Исследователи выясняют степень закономерности возникновения описанной ситуации как итога прежней позиции Православной Церкви в христианском de jure государстве? Обращают на себя внимание слова неординарного философа В. В. Розанов. Стоит ли его высказывания конца 1917 г. о том, что «Церковь разбилась ещё ужаснее, чем царство», и о том, что ситуация остается непонятной лишь служителям Церкви, признавать справедливыми?
И на сегодняшний момент сложно однозначно ответить на обозначенные вопросы. И это на фоне того, что проблема происхождения революции в России изучена со всех сторон и достаточно глубоко. Серьезному анализу были подвергнуты самые важные эпизоды истории российской Православной Церкви на ее предреволюционном и революционном этапах. Не обошли стороной исследователи вопросы положения Церкви в формате имперской государственности в таких сферах как социальная, экономическая и политическая. Серьезно прорабатывался вопрос всего того, что связывалось с проявлением «кризиса самодержавия».
В России ХХ веке стал периодом чудовищных преследований и притеснений в отношении всего, что связано с Православной Церковью. Данный период, если рассматривать критерии размаха, фанатичности и беспощадности, нередко сравнивают с тем, что происходило на территории Римской Империи в рамках первых веков христианства.
Православная Российская Церковь, если рассматривать временной период до революции и непосредственно Гражданской войны являлась важной и значимой религиозной структурой Российской Империи. Она была практически неотъемлемой частью государственно-бюрократической машины государства. Дмитрий Соколов, публицист, в работе «Русская Православная Церковь в период гонений» представил следующую информацию. В России на период, предшествующий 1917 г., численность православных в 73 епархиях, которые постоянно жили там, достигала 117 миллионов человек. Церковь в 1914 г. обладала 54 174 храмами, численность штатных священников, диаконов и псаломщиков, в которых превышала цифру 100 000. В штате числилось три митрополита, 129 епископов и 31 архиепископ.
На современном этапе развития России отмечается рост духовности, прослеживаются активные мероприятия, направленные на охрану культурных и обновление традиций народов в сфере религии. В свете подобных мероприятий уникальной значимостью характеризуется проблема взаимосвязи общества и власти.
Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ст. 14, 28), и Федеральный Закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26 сентября 1997 г.) провозглашает в Российской Федерации гарантии свободы совести и вероисповедания, формирования религиозных структур, прав любого гражданина на религиозного образования и т.д.
Именно этот факт обуславливает особое внимание к истории и соответствующему опыту. Это становится определяющим критерием возрождения и формирования культуры, ценностей, традиций народа, прогресса в сфере жизни государства и общества. Эта направленность проясняется очевидными процессами демократизации, а также историческим сознанием, в котором сохранились традиции религии, многовековые и яркие.
Значение религии в отечественном обществе последних нескольких десятилетий серьезно возросло. В стране подобные тенденции связываются с изменениями в разных сферах жизни общества: политической, социально-экономической и духовной. Обозначенные изменения произошли благодаря ликвидации, в рамках стремления достичь религиозной свободы, идеологических барьеров. Возрождению религиозных традиций и обычаев народов России способствовало формирование демократических течений, охвативших все сферы жизни граждан.
Обычным в отношениях государства и религиозных структур стало уважительное отношение к выбору вероисповедания, восстановление прав собственности на культовые здания и строительство новых, отмена ограничений в функционировании религиозных структур, формирование приемлемой совокупности документов, определяющих нормативное регулирование вопросов свободы вероисповедания, религиозных структур.
Политика Советского государства по отношению к религии и священнослужителей признана репрессивной. Тема привлекает внимание своей своевременностью на фоне активного возрождения принципов духовности, ценностей, быта и норм поведения народов России, исполнения конституционных прав и свобод граждан РФ.
В России сегодня успешно проходит процесс формирования правового государства на принципах демократии. В этих условиях значимым признается вопрос согласования действий общества и власти. Политические репрессии, как базовые элементы тоталитаризма, обладали собственным механизмом. Его исследование позволяет, соответственно, определить и объяснить природу и сущность. Как следствие, дает возможность визуализировать, используя негативный опыт предыдущих исторических периодов, ценные уроки.
Обозначенные тенденции, в свою очередь, способствовали интенсификации исследований в сфере истории отношений между государством и религией. В изучении истории конфессий применяются новые подходы. Новые концептуальные методы используются для выяснения значения религии для общества. Сегодня религиозные деятели и структуры открыто признаются субъектами общественной и политической жизни государства. В данной связи внимание к опыту прошлого, в вопросах взаимодействия власти и религии, важно.
Изучение политики государства советского периода, в части касающейся религии и духовенства, признается актуальным. Особое внимание периоду установления моноидеологии, следствием чего стало действия по устранению носителей иных идеологий. В центре пристального внимания стремление раскрыть содержание репрессивной политики в отношении священнослужителей. Не остаются без внимания вопросы форм и методов реализации комплексных мероприятий.
Цель исследования – анализ совокупность мероприятий в рамках репрессий, организованных против духовенства и мирян в годы Гражданской войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить предпосылки преследования духовенства
2) проанализировать развитие государственно-церковных отношений
3) рассмотреть репрессии
4) охарактеризовать политику уничтожения духовенства.
В.А. Алексеев – автор монографии «Иллюзии и догмы» – в ходе рассуждений приходит к заключению о наличии ряда исторических ошибок. В перечне последних, непосредственно затрагивающих религиозные вопросы, отмечаются те, что свидетельствуют об отдалении от церкви, о причинах гонений, обосновывают мнение о мотивах, приведших к многочисленным случаям закрытия церквей и монастырей в 1918 г. К историческим ошибкам В.А. Алексеев относит процесс над Патриархом Тихоном, репрессии в отношении лиц духовных и верующих в 1920 – 1930-е гг., политику руководства страны, не исключая самого Сталина, в отношении церкви в 1940 – начале 1950-х гг.
Источниковой базой исследования является значительное число различных документальных материалов, как изданных, так и неопубликованных. Обозначенные задачи исследования решались с помощью анализа и использования значительного объема исторических источников, вариативных и по содержанию, и по возникновению.
Источниковая база значительно расширилась. Это позволяет, в рамках общего взгляда на взаимоотношения властных структур и общества, серьезно расширить имеющиеся устоявшиеся понимания репрессивного режима, отступить от бытующих стереотипов, наметить новые направления исследования, обращаться к новым подходам в разъяснении политики репрессий.
Весь комплекс источников, привлеченных для осуществления исследования, обладает серьезной информативной значимостью. С учетом этого их можно разделить на следующие группы:
 законы;
 документы и иные зафиксированные данные советских партийных и общественных структур;
 информация, зафиксированная в процесс следствия и судебных разбирательств;
 бумаги по итогам деятельности любого органа управления;
 материалы, содержание статистические данные;
 сведения из периодических изданий.
Основная масса информации получена, в рамках исследования, из опубликованных источников: сборники нормативных актов и постановлений по итогам партийных съездов и заседаний; сборники документов по истории и отношениям государства и представителей религии; материалы по мероприятия в ходе коллективизации и раскулачивания; отдельные документы их периодических изданий.
Среди инновационных тенденций – вынесение на обсуждение научной общественности острых тем, фактов из истории, ранее признаваемых недискуссионными. Подобные веяния можно найти в трудах В. А. Алексеева , А.Н. Кашеварова , Д.В Поспеловского , М.И. Одинцова , О.Ю. Васильевой , М.Ю. Крапивина и других.
Методологической базой исследования можно признать важнейшие принципы историзма, подлинности и беспристрастности с научной точки зрения. В исследовании, в рамках решения обозначенных задач, привлекательным был признан ряд общеисторические методы, как историко-генетический (систе6матизированный анализ политики Советской власти, направленной против религии), историко-сравнительный (рассмотрение политики государства Советов, носящей явно негативный характер, направленный против религии, соотнесение ее характерных черт на местах и на разных этапах), историко-типологический (установление ключевых видов мер, связанных с насильственными действиями в отношении церкви и паствы, со стороны государственно-партийных, карательных органов).
Практическая значимость заключается в том, что собранные сведения доступны к использованию в ходе последующих исследований и углубленном анализе данной темы с теоретической точки зрения, в процессе написания монографий, формирования обучающих курсов по истории Отечества и программ по краеведению для ВУЗов, а также в рамках повышения качества работ по приведению в систему архивных фондов, создании научно-справочного аппарата.
Объектом проведенного исследования стал период истории отношений духовенства и государства Советов в рамках 1917 – 1940-е гг.
Предметом труда выявлены всевозможные формы взаимоотношений молодого государства Советов и Церкви на самых разных этапах истории, мер репрессивного характера, использовавшихся в отношении служителей культа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников информации и иных материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие российской цивилизации на всех этапах исторического пути неотделимо от важнейшего фактора – религиозного. Православие долгое время исполняло роль монолитной основы развития. Однако стоит помнить, что российское государство было страной многонациональной и многоконфессиональной, где жили те, кто исповедовал, кроме христианства, ислам, буддизм, иудаизм и даже язычество. В данной связи государственные институты находились в постоянном поиске, пробуя и совершая ошибки, путей, благодаря которым удалось бы сохранить внутренний мир и согласие. Период Русской смуты 1917 г. не только способствовал распаду могучей империи, но стал причиной максимального обострения противоречий внутри государства. В перечне насущных проблем оказались те, что не отделимы от духовной идентичности и суверенизации отдельных народов России.
Годы Гражданской войны и начальный послевоенный период характеризовался масштабными большевистскими гонениями на Церковь. Как итог – разорение Церкви носило невиданные масштабы, лишая, к примеру, целые уезды в епархиях (Пермская, Ставропольская, Казанская), священнослужителей.
1920–1930-х гг. гонения на Православную Церковь не снижали своего накала и жестокости. По большому счету, в России практически до второй половины 1980-х гг. Православие находилось в тяжелейшем положении. Однако ничто не помешало Церкви преодолеть все испытания. Этот исторический период ярко представил миру плеяду, приявших за Веру Православную смерть, новомучеников. Священнослужители даже в местах заключения, несмотря на клевету и лож обвинений, не отказывались от своей миссии нести Слово Божие людям. Благодаря их усилиям в людях, практически потерявших веру в жестоких условиях гонений и травли, просыпалась надежда. Русская Православная Церковь, несмотря на атмосферу жесточайших репрессий, сумела не потерять целостность духовного ядра.
Стоит отметить, что в рядах духовенства отсутствовало единство взглядов на вопросы религиозные и политические. Как результат, высказывали поддержку разным противоборствующим силам. Церковь была социальным институтом. Как институт она придерживалась и поддерживала взгляды антибольшевистского движения. Но в условиях революции и Гражданской войны священники самостоятельно выбирали свой путь, сторону конфликта или оставались в рамках аполитичных взглядов.
Ярким примером может служить духовенство Омской и Павлодарской епархии. Ее представители в Гражданской войне не обладали единством, что вылилось в поддержку частью епархиальных священников радикальных социалистов. С первых дней Русской революции ими популяризировалась идея обновления церкви в духе протестантства.
Авторитет Русской Православной Церкви был серьезно подорван революционным движением и массовыми гонениями. Все это оказало влияние как на участие православных и неправославных народов в событиях Гражданской войны.
Влияние православия ослабевало. В умы людей пробирались разновидности интерпретации социалистической идеологии, национализма, иных религиозных учений. И все они находились в состоянии непримиримой конкуренции.
Социальные конфликты протекали достаточно остро. На этом фоне процветало идейное разобщение и противостояние, которое способствовало расширению и обострению гражданского конфликта.
Имперская государственность рухнула. Сложившаяся ситуация стало причиной упадка, значительно понизившего влияние и авторитет Русской Православной Церкви. Особенно остро это проявилось на омской земле в среде народов православных и неправославных, русских и представителей других национальностей.
Утеря православием твердой земли под ногами, позволило поднять голову и распространиться другим учениям (различных вариантов идеологий национализма и социализма). Многочисленность и разноплановость учений приводила их к серьезной конкуренции за умы мирян. Тем более, что они транслировали в мир идеи разных направлений развития, не только всей России, но и отдельных народов. Острота социальных противоречий подпитывала идейную борьбу, что подогревало накал Гражданской войны.
На основании предложенного материала приходим к очевидному выводу. Пример Омской и Павлодарской епархии наглядно демонстрирует дезинтегрирующую роль религиозного фактора в ходе Русской революции 1917 г.
Население, в большинстве своем, лишившись опоры в виде Церкви, перестало признавать ее авторитетность. Ослабленная Церковь, утратив авторитет, лишилась способности объединять и вдохновлять православных верующих, направивших друг на друга оружие. Между силами революции и институтом Русской Православной Церкви в Сибири разразился идеологический конфликт. Итогом которого стал переход большинства РПЦ Сибири на сторону антибольшевистского лагеря. Возглавлявший ВВЦУ Сибири архиепископ Сильвестр активно поддерживал деятельность белогвардейцев с идеологической точки зрения.



1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Издательство политической литературы, 1991. 400 с.
2. Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в.—конец 1917 г.): моногр. Москва: Гос. публичная ист. б-ка России, 2007. 530 с.
3. Бабкин М. А. Священство и царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.): исследования и материалы. Москва: Индрик, 2011. 917 с. ISBN 978-5-91674-077-6.
4. Бирюкова Ю. А. Проблема формирования новой модели государственно-церковных отношений после Февральской революции в решениях Донского чрезвычайного съезда духовенства и мирян 1917 г. // Научная мысль Кавказа. 2019. № 1 (97). С. 64-70. DOI: 10.18522/2072-0181-2019-97-1-64-70.
5. Васильева О. «ЦЕРКОВЬ НОВОМУЧЕНИКОВ» //URL: https://pravoslavie.ru
6. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917 1927 гг. // Вопросы истории. – 1993. – № 8. – С. 40 – 54.
7. Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе 1920 1930-х гг. (Новые и мало изученные вопросы). СПб.: СПбГТУ, 1997
8. Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917 -1941 гг.). Волгоград, 1993.
9. Лысенко, Ю.А. Киргизская Духовная миссия Омской епархии в 1881-1917 гг. / Ю.А. Лысенко // Макарьевские чтения : материалы Шестой международной конференции.- Горно-Алтайск, 2007.
10. Малышев В. «КРЕСТНЫЙ ХОД 1918-го» //URL: https://pravoslavie.ru
11. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994.
12. Папшев П. С кем мы пойдем? // Новая жизнь. 1917. № 2. 7 мая. С. 1.
13. Петров Иван Васильевич ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО СЕВЕРА РОССИИ МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ В 1918-1920 ГОДАХ // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnoe-duhovenstvo-severa-rossii-mezhdu-belymi-i-krasnymi-v-1918-1920-godah (дата обращения: 21.04.2023).
14. Печерин Андрей Владимирович Репрессии против православного духовенства на территории Челябинской области (1918-1939 гг. ) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repressii-protiv-pravoslavnogo-duhovenstva-na-territorii-chelyabinskoy-oblasti-1918-1939-gg (дата обращения: 13.07.2023).
15. Поляков Ю. А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. № 6. С. 32-41.
16. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX в. М.: Республика, 1995.
17. Пученков А. С., Калиновский В. В. Духовный форпост России: православное духовенство Крыма в 1914—1920 годах: моногр. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2020. 407 с. ISBN 978-5-93615-232-0.
18. Рагузин В. Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. Москва: РАГС, 1998. 100 с.
19. Рогозный П. Г. Православная церковь и Русская революция: очерки истории 1917-1920. Москва: Весь Мир, 2018. 303 с.
20. Российская церковь в годы революции (1917 – 1918): сб. / редкол.: протоиерей В. Чаплин [и др.]; подгот. текста и публ. М. И. Одинцова; предисл. И. Соловьева. Москва: Крутиц. патриаршее подворье, 1995. 271 с.
21. Соколов Д. Государство и Православная церковь в России в феврале 1917 – январе 1918 годов. Санкт-Петербург: Д.А.Р.К., 2015. 258 с.
22. Соколов Д. Русская Православная Церковь в период гонений (1917-1937 гг.) // Русская линия
23. Сушко Алексей Владимирович РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕССОВ В ОМСКОЙ И ПАВЛОДАРСКОЙ ЕПАРХИИ) // ОНВ. ОИС. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-faktor-v-gody-grazhdanskoy-voyny-v-rossii-na-primere-protsessov-v-omskoy-i-pavlodarskoy-eparhii (дата обращения: 21.04.2023).
24. Татарникова Анна Ивановна РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ И ДУХОВЕНСТВУ В 1918-1941 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ) // Genesis: исторические исследования. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repressivnaya-politika-sovetskoy-vlasti-po-otnosheniyu-k-tserkvi-i-duhovenstvu-v-1918-1941-gg-na-primere-tobolskoy-eparhii (дата обращения: 21.04.2023).
25. Трофимов Г. «А, ПОП! БЕЙ ЕГО!» //URL: https://pravoslavie.ru
26. Фирсов С. Л. Власть и огонь. Церковь и советское государство: 1918 – начало 1940-х гг.: очерки истории. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2014. 470 с. ISBN 978-5-7429-0441-0.
27. Фирсов С. Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России: моногр. / отв. ред.: Д. К. Бурлака, А. В. Терещук. Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 1996. 660 с. ISBN 5-88812-033-2.
28. Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен: (конец 1890-х—1918 гг.): моногр. Москва: Духовная библиотека, 2002. 623 с. ISBN 5-94270-015-Х.
29. Фирсов Сергей Львович НА ПЕРЕЛОМЕ: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (О НОВОЙ МОНОГРАФИИ А. С. ПУЧЕНКОВА, В. В. КАЛИНОВСКОГО) // ОНВ. ОИС. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-perelome-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-gody-velikih-potryaseniy-o-novoy-monografii-a-s-puchenkova-v-v-kalinovskogo (дата обращения: 21.04.2023).
30. Фриз Г. «Губительное благочестие». Российская церковь и падение империи: сб. ст. / пер. с англ. А. Глебовский, М. Долбилова. Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. 350 с. ISBN 978-5-94380-244-7.
31. Худобородов Александр Леонидович, Яшина Марина Анатольевна Репрессивная политика советского государства в отношении Русской православной церкви (1920-1930-е гг. ) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. №30 (247). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repressivnaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-otnoshenii-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-1920-1930-e-gg (дата обращения: 13.07.2023).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ