Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие торгового эквайринга в России

Работа №183827

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 4
1 Основы эквайринга в торгово-сервисных предприятиях 6
1.1 Безналичные платежи с использованием терминалов 6
1.2 Сущность эквайринга, его виды 18
1.3 Особенности организации торгового эквайринга 22
2 Оценка развития эквайринга торговых предприятий в Российской Федерации 28
2.1 Факторы развития торгового эквайринга 28
2.2 Анализ рынка торгового эквайринга 30
2.3 Динамика рынка безналичных платежей 39
2.4 Развитие эквайринга в Томской области 47
3 Перспектива развития торгового эквайринга в России 50
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61


Эквайринг является одной из наиболее востребованных банковских услуг, которая активно используется торговыми и сервисными организациями. Ведь посредством эквайринга можно значительно упростить процесс приема оплаты за предоставленные услуги, а также получить еще целый ряд дополнительных выгод. Привлечение новых клиентов - это главная цель предприятий, внедряющих данный способ приема платежей. Безналичные расчеты становятся важнейшей материальной частью жизни людей различных государств.
В настоящее время никого не удивишь покупками по картам в крупных магазинах и маленьких торговых точках. Банковские карты стали все более распространенной формой платежа за товары и услуги и постепенно заменяют собой наличный денежный оборот и в данной области все чаще стал использоваться эквайринг. В технологической цепочке классического бизнеса платежных банковских карт торговый эквайринг занимает ключевое место. В соответствии с действующей терминологией международных платежных систем эквайринг в торгово-сервисной сети - это деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт.
Эквайринг - это услуга, позволяющая организации принимать банковские пластиковые карты международных платежных систем в качестве оплаты товаров и услуг, предлагаемых организацией. Таким образом, в настоящее время, эквайринг - современная услуга, которая широко и быстро распространяется в России, имеющая свои особенности, недостатки и преимущества, что и определило актуальность выбранной темы исследования. Следует отметить, что эквайринг для нашей страны явление относительно новое, по территории Российской Федерации осваивается неравномерно и требует изучения и оценки развития.
Цель исследования - проанализировать развитие торгового эквайринга в современных условиях.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы эквайринга;
- провести оценку его развития в торговых предприятиях РФ;
- определить перспективы развития торгового эквайринга.
Объектом исследования является эквайринг, как сложной социально-экономической системы.
Предмет исследования - особенности развития торгового эквайринга в Российской Федерации в целом и в Томской области в частности.
Теоретической основой исследования явились результаты научных работ, представленные в трудах отечественных ученых-экономистов и финансистов, посвященные проблемам эквайринга в России и за рубежом, вопросам развития эквайринга, его особенностям, вопросам безналичных расчетов и безналичного денежного оборота, проблемам расчетов банковскими картами. Были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях и нормативно правовые акты Российской Федерации. При написании исследования использовались работы таких авторов как: Ануреев С.В., Белоглазова Г.Н., Дворецкая А.Е., Дятлов Ю.В., Жуков Е.Ф., Звонова Е.А., Иванова В.В., Кириченко Д.А., Лупандин В.В., Мартынов В.В., Ситникова А.И., Фетисов Г.Г. и другие
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, статистический, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Сейчас в России происходит становление «индустрии» банковских пластиковых карточек. С карточками работают практически все банки развитых и развивающихся стран. Банковская карта - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий ее владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах), принадлежащий на праве собственности банку-эмитенту, с помощью которого клиент распоряжается денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора. Что касается держателя банковской карты, то у него возникает право владения и пользования ею на срок действия карты. По окончании указанного срока держатель карты должен ее вернуть банку-эмитенту. Однако на практике возврат карты происходит не всегда. Одна из возможных причин - банковская карта как вещь, принадлежащая банку, не обладает какой-либо значительной стоимостью. Если принять во внимание то обстоятельство, что за все время ее использования держатель карты регулярно оплачивал банку стоимость оказанных услуг, то тем более она утратила свои потребительские и стоимостные свойства. Экономическая сущность понятия «платежная банковская карта» заключается в гарантии проведения окончательного расчета и получения денежных средств.
Эквайринг - это банковская услуга, в ходе которой реализуется расчетное, технологическое, информационное обслуживание клиентов посредством приема для оплаты от них пластиковых карточек. Существует четыре вида эквайринга: обменный эквайринг (АТМ-эквайринг); мобильный эквайринг; интернет-эквайринг, торговый эквайринг. Торговый эквайринг - это деятельность банка-участника платежной системы по: установке, настройке и сопровождению терминального оборудования; организации линий авторизации с процессинговым центром; поддержке процедуры авторизации и транзакции; расчету с торговой точкой за товары и услуги, оплаченные безналичным способом держателем пластиковой карты. В технологической цепочке классического бизнеса платежных банковских карт торговый эквайринг занимает ключевое место. В соответствии с действующей терминологией международных платежных систем эквайринг в торгово-сервисной сети - это деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт.
Анализ рынка торгового эквайринга в Российской Федерации показал, что рынок торгового эквайринга в России в целом и в Томской области в частности, развивается довольно быстрыми темпами. Но развитие его структурных составляющих не сбалансировано. Если в секторе физических лиц мы наблюдаем стабильный постоянный рост по всем базовым показателям, то в секторе юридических лиц в последние годы заметны как тенденция снижения роста объемов количественных показателей, так и переориентация участников рынка-юридических лиц на использование платежных карт для снятия наличных денег, а не для оплаты товаров и услуг с помощью банковских карт.
Развитие российского рынка безналичных платежей характеризуется следующими тенденциями: банки идут по пути диверсификации своей деятельности, сочетания выпуска международных карточек, членства в российских системах и выпуска собственных индивидуальных карточек; банки-эмитенты активно конкурируют между собой, в результате снижается стоимость карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими; развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карточек; российские банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карточки. Использование банковских карт постепенно все больше вытесняет наличный оборот денежных средств. Операции с использованием банковских карт включают: снятие наличных денежных средств, оплату товаров (работ, услуг) и прочие безналичные операции. Согласно статистике ЦБ РФ, наибольшее количество операций приходится на долю операций по оплате товаров (работ, услуг), и этот показатель стабильно увеличивается год от года (с 38% в 2012 году до 72% в 2017 году в общей структуре), в то время как показатель по количеству операций по снятию наличных остается на стабильном уровне (учитывались операции, совершенные на территории Российской Федерации с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациями). Стоит отметить, что данная динамика свидетельствует об увеличивающейся склонности потребителей в России к безналичным платежам. Количество операций с использованием банковских карт в Томской области растет с каждым годом, так 2017 году было обналичено всего 175,3 млрд. руб., что на 7,3 млрд. руб. меньше чем в 2016 году. В 2017 году было проведено 134,7 млн. операций по оплате товаров и услуг, что на 28,4% больше, чем в 2016 году и на 124,1% больше чем в 2014 году.
Торговый эквайринг, несмотря на свою низкую маржинальность, сложность в управлении (и в целом неопределенность в плане отнесения к той или иной вертикали управления в банке), в последнее время завоевал популярность на рынке. На сегодняшний день торговый эквайринг является одним из быстроразвивающихся секторов банковских 58
услуг. Все больше и больше людей предпочитают расплачиваться карточкой за продукты, одежду, мебель, услуги в салонах красоты и в турагентствах, если есть такая возможность оплаты. Банки предлагают магазинам услуги эквайринга, обещая много преимуществ, среди которых: рост конкурентоспособности торговых услуг, рост товарооборота благодаря росту количества покупателей - обладателей карточек; возможность обслуживать большее количество клиентов за единицу времени благодаря экономии времени: расчет карточкой занимает секунд тридцать, что гораздо быстрее расчета «живыми» деньгами. Оплата товаров и услуг еще никогда не была такой простой, как сегодня. Ведь все, что необходимо сделать для выполнения этой операции - поднести свое мобильное устройство к терминалу оплаты. Этот процесс занимает доли секунды, и при этом он избавляет покупателя от вынужденного контакта с бумажными купюрами и мелочью. Стоить отметить, что оплата с мобильного устройства по технологии NFC представляет собой систему, эмулирующую существующую банковскую карту, то есть устройство NFC ведет себя как существующая бесконтактная карта. Поэтому единственным требованием к использованию карты является наличие у нее функции бесконтактной оплаты. NFC операции выгодны не только для покупателей, но и для самих продавцов товаров и услуг. Благодаря высокой скорости выполнения операции оплаты, в крупных торговых сетях снижается число очередей на кассах. Кроме того, использовать NFC технологию на мобильном устройстве можно и при отсутствии доступа к сети Интернет или мобильной связи. Как и в случае с обычной банковской картой, Интернет- соединение для связи с банком обеспечивается терминалом оплаты. К очевидным недостаткам технологии NFC относятся зависимость возможности оплаты товаров и услуг от времени работы мобильного устройства и отсутствие необходимой инфраструктуры для осуществления операций. Однако проблема инфраструктуры в России неоднозначна, так как преимущественное большинство POS-терминалов, принимающих банковские карты, в отличие от Соединенных Штатов Америки или стран Европы, оснащены технологией бесконтактной оплаты. В первую очередь это вызвано поздним переходом России на использование банковских карт.
В заключение, хотелось бы отметить, что, несмотря на недостатки, эквайринг с каждым днем продвигается на новый уровень, делая безналичный способ оплаты более популярнее. Это доказывает, что люди не хотят связываться с наличными деньгами, если есть возможность очень быстро и легко совершить операцию по безналичному способу оплаты. На наших глазах происходит третья банковская технологическая революция, которая полностью изменит представление о банковской индустрии в ближайшие годы. Во-первых, «мобилизация» может принести заметный рост лояльности ключевых клиентов. Операции, проведенные с помощью мобильных приложений, на 30% чаще вызывают положительные 59
эмоции, чем аналогичные операции в отделении. Таким образом, мобильные технологии - мощный рычаг для удержания текущих клиентов. Во-вторых, у банков появляются дополнительные возможности по привлечению новых клиентов и продаже своих продуктов. Главное преимущество мобильного канала продаж - возможность персонализировать предложение клиенту, отталкиваясь не только от традиционных банковских данных о нем, но и от информации об его поведении в целом (потребительских привычках, географии передвижений, круге общения и т.д.) И наконец, «мобилизация» индустрии позволит банкам существенно сократить свои расходы. В первую очередь за счет сокращения числа ошибок и вытеснения банковских операций из существенно более дорогих каналов - отделений и колл- центров.
Также такая «мобилизация» имеет свои угрозы для банков страны. Для начала можно сказать о сокращении отделений банков, которые передали свою эстафету мобильным приложениям, а также появления технической возможности для операторов мобильной связи или производителей мобильных устройств составить конкуренцию банкам в сфере проведения платежей. Ответ на вопрос как сумеют использовать новую для себя ситуацию банки на сегодняшний день остается открытым.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 31.12.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
3. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный ресурс]: Положение утв. 19.06.2012 г. № 383-П (ред. от 05.07.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
4. Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием [Электронный ресурс]: Положение утв. Банком России 24.12.2004 г. № 266- П (ред. от 14.01.2015) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
5. Агаев Ш.И. Рынок банковских пластиковых карт в России: состояние и проблемы развития / Ш.И. Агаев, Н.В. Крушельницкий // Журнал «Научный Сибирский Альманах», - 2015. - № 1. - С. 5-8.
6. Ануреев С.В. Платёжные системы и их развитие в России / С.В. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 287 с.
7. Андреева Е.А. Анализ процесса торгового эквайринга как сложной социально-экономической системы / Е.А. Андреева, М.А. Богомолова // Инфокоммуникационные технологии. - 2013. - Т. 11. - № 4. - С. 71-74.
8. Бабаева А. Платежные карты: Бизнес-энциклопедия / А. Бабаева. - М.: Маркет ДС, 2008. - 764 с.
9. Банковское обозрение. Сфера финансовых интересов [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический сайт. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://bosfera.ru/ (дата обращения: 07.03.2018).
10. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки / Г.Н. Белоглазова. - СПб.: Питер, 2014. - 392 с.
11. Бородулин Д.А. Теоретические вопросы в изучении сущности пластиковых карт / Д.А. Бородулин // Роль образования в устойчивом социально-экономическом развитии региона. - 2015. - №12. - С. 92-97.
12. Бритина А.А. Безналичные расчеты: понятие, формы, преимущества / А.А. Бритина // Инновационное развитие экономики Российский и зарубежный опыт. - 2017. - №9. - С. 33-37.
13. Быканова Н.И. Развитие эквайринга в России / Н.И. Быканова, А.В. Цыгулева // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - №2. - С. 117-119.
14. Варламова Т.П. Национальная система платежных карт: перспективы развития / Т.П. Варламова, М.А. Варламова // Современное состояние и перспективы развития финансово-кредитной системы России. - 2017. - №3. - С. 6-10.
15. Варламова М.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / М.А. Варламова, Т.П. Варламова, Н.Б. Ермасова. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 128 с...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ