Введение 5
1 Фоновая лексика как основной элемент формирования семантического поля 9
1.1 Фоновая лексика и ее эквиваленты 9
1.2 Понятия и содержание семантического поля 15
1.3 Особенности образования в Англии 26
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию фоновой
лексики семантического поля «образование в Англии» у обучающихся в старших классах 35
2.1 Лексические единицы семантического поля «Образование» 35
2.2 Особенности формирования универсальных учебных действий
обучающихся в старших классах в условиях реализации ФГОС 40
2.3 Формирование универсальных учебных действий при изучении фоновой лексики семантического поля «Образование в Англии» в деятельности обучающихся старших классов общеобразовательной школы 50
Заключение 62
Список использованных источников 64
На рубеже XX-XXI вв. в Европе, как и во всем мире, принципиально изменились условия и характер взаимодействия между представителями разных стран и культур. Сегодня между странами открыты границы, в Европе введена единая шенгенская виза. Люди все чаще ездят за границу, коммуницируют с представителями других стран и культур. На первое место ставятся вопросы приобщения к мировой культуре, приближения образовательного уровня к европейскому стандарту, владение не менее чем двумя иностранными языками выступает как долженствование.
Система российского образования считает основной целью обучения иностранному языку подготовку учащихся к культурному, профессиональному и межличностному общению с представителями стран с иными общественным устройством, социальными традициями и языковой культурой. Достаточно большое количество российских школьников учится в Великобритании в связи с тем, что система английского образования считается одной из лучших в мире.
Вместе с тем, в России представлена информация об особенностях и стандартах британской системы образования. Кроме того, часто британское образование и образование в Англии выступают синонимами. Тем не менее, первое гораздо шире, ведь Великобритания включает кроме Англии еще Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию, в которых также ведется именно британское образование.
Темой нашего исследования стало изучение фоновой лексики семантического поля «Образование в Англии». Выбор темы для исследования обусловлен следующими факторами:
- достаточной информации об образовании в Англии нет, и появляется необходимость использовать фоновую информацию, т.е. дополнительные знания, обеспечивающее более глубокое понимание предмета;
- изучая фоновую лексику, немаловажно знать социально-культурные условия жизни англичан, их традиции и национальные особенности.
Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена изменениями в сфере межкультурной коммуникации представителей разных культур и языков, необходимостью обмена информацией в области образования и вниманием современной науки к изучению семантической стороны языка. Исходя из актуальности, целью нашего исследования выступает характеристика фоновой лексики семантического поля «Образование в Англии».
Объект исследования - семантическое поле «Образование в Англии».
Предмет исследования - фоновая лексика семантического поля «Образование в Англии».
Задачи исследования:
- изучить основные определения понятия «семантическое поле»;
- рассмотреть понятие «фоновая лексика» и ее эквиваленты;
- выделить особенности семантического поля «Образование в Англии»;
-провести опытно-экспериментальную работу по изучению фоновой
лексики семантического поля «Образование в Англии» среди обучающихся в общеобразовательной школе.
Исследование предполагает использование следующих методов:
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- анализ специальной литературы по теме исследования;
- обобщение;
- систематизация;
- методы математической обработки данных;
- опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2017 - декабрь 2017) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования;
2 этап (февраль 2018 - март 2018) - разработка конспектов уроков, направленных на формирование универсальных учебных действий и получение новых знаний в обучении английскому языку в средней школе;
3 этап (апрель 2018 - май 2018) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования, оформление результатов исследования.
Теоретической базой исследования послужили труды лингвистов О.С. Ахмановой, Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, Н.Г. Комлева, Г.Д. Томахина и др., которые делали попытки обнаружить обусловленность языка в самом значении лексических единиц, выделить культурные компоненты их значения, раскрыть лингвистическую природу фоновых знаний, показать особенности и своеобразие их функционирования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов исследования в курсе общего языкознания при изучении проблем теории межкультурной коммуникации.
Теоретические и прикладные аспекты исследования опубликованы:
1. Черникова, А. С. Особенности образования в Англии / А.С. Черникова // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». - Уфа: Аэтерна, 2018. - (в печати).
2. Черникова, А.С. Фоновая лексика на примере лексики семантического поля «образование в Англии» / А.С. Черникова// Материалы IV Международной научно-практическая конференции «Проблемы иноязычного образования: теория и практика». - Красноярск, 2018. - (в печати)
Статья «Фоновая лексика семантического поля «Образование в Англии» была подготовлена при поддержке Фонда М. Прохорова (победитель конкурса «Академическая мобильность» 2018 года).
Результаты исследования также были изложены в виде доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Проблемы иноязычного образования: теория и практика» проводимой на базе ЛПИ - филиала СФУ в 2018 году. Структура работы включает реферат, введение, две главы, заключение. Список использованных источников включает 64 наименования.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.
В лингвистике под семантическим полем понимается «совокупность языковых единиц, объединенных каким-либо общим семантическим признаком». Семантическое поле, обозначающее совокупность единиц языка, объединенных общим семантическим признаком, рассматривается в лингвистике с различных аспектов. Большинство ученых придерживаются синтагматического и парадигматического подхода.
Содержание семантического поля и сейчас точно не определено, т.к. оно рассматривается учеными с разных точек зрения. Структура семантического поля состоит из ядра, центра поля, периферии. Периферия состоит из дальней и ближней зоны. Вместе с тем, границы между этими элементами, а также между различными семантическими полями довольно относительны. Одни и те же слова могут принадлежать к различным семантическим разделам одновременно. Единицы семантического поля могут переходить из одного в другой, а также входить в другие.
Большой интерес, с лексической точки зрения, имеют слова с иноязычными эквивалентами. Вместе с тем, реалии, обозначаемые ими, существенно отличаются. Именно неявные реалии составляют фоновую лексику. Фоновые знания необходимы при изучении иностранного языка, т.к. они представляют собой знания реалий и культуры, обычаев и традиций другой страны, без чего использование в речи чужого языка становится бедным. Отсюда, национально-культурное содержание лексики играет важную роль. Для наиболее точного понимания смысла фоновой лексики важно сопоставлять текст с фоновыми знаниями, менталитетом, традициями.
Эмпирическое исследование лексико-семантического поля «образование» показало, что в английском языке оно гораздо шире, чем в русском языке. Концепт «образование» имеет полевую структуру и вербализован в языке лексико-семантическим полем «образование». При этом лексико-семантическое поле «образование» включает широкий пласт разных лексических единиц, анализ которых позволил рассматривать это поле в качестве фрагмента языковой картины мира.
Предложенные задания выявили, что обучающиеся в целом не владеют информацией по поводу фоновой лексики семантического поля «Образование в Англии». На первых занятиях они затруднялись давать полные ответы и выполнять предложенные задания. Проведенные формирующие занятия позволили ликвидировать пробелы в знаниях. Они все реже обращались к справочникам и словарям, могли сами ответить на вопросы и, имея фоновые знания, догадывались по смыслу и быстро находили эквиваленты для перевода. Количественные показатели подтвердили эффективность вновь созданных заданий в формировании знаний. Их повышение составило 54,5%.
1. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. - Москва : Гнозис, 2015. - 92-94 с.
2. Алимпиева, Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы / Р.В. Алимпиева. - Ленинград : ЛГУ, 1986. -21 c.
3. Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка: учебное пособие для студентов / Г.Б. Антрушина. - Москва : Дрофа, 2017. - 289 с.
4. Апресян, Ю.Д. Основания системной лексикографии. - Языковая картина мира и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. - Москва : Языки славянских культур, 2016. — 160 с.
5. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка / И.Н. Арнольд. - Москва : Высшая школа, 2013. -303 с.
6. Арутюнова, Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения / Н.Д. Арутюнова // Аспекты семантических исследований. - Москва : Наука, 2014. - 252 с.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 74 с.
8. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва : ACT, 2016. - 608 с.
9. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж : ВГУ, 2016.- 234 с.
10. Балли, Ш. Язык и жизнь / Ш. Балли / Пер. с фр. П.И. Челышевой, Е.А. Вельмезовой. - Москва : Едиториал УРСС, 2013. - 232 с.
11. Белова, Я.О. Система обучения Великобритании / Я.О. Белова // Филология и лингвистика. - 2017. - №1. - С. 66-69.
12. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист // Под ред. Ю.С. Степанова. - Москва : Прогресс, 2014. - 447 с.
13. Бережан, С.Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц / С.Г. Бережан. - Кишинев : Штиинца, 2013. - 372 с.
14. Богданов, В.В. Семантико-синтаксическая организация высказывания / Богданов В.В. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 204 с.
15. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Под ред. В.Н. Ярцевой. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2018. - 380 с.
16. Бочарова, М.А. Семантическое поле как способ системного описания лексики / М.А. Бочарова // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. - 2012. - № 4. - С. 63-67
17. Бражник, Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании : монография / Е.И. Бражник. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. — 200 с.
18. Булыгина, Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи / Т.В. Булыгина // Аспекты семантических исследований. - Москва : Наука,2014. - 356 с.
19. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. - Москва : Высшая школа, 2014. - 309 c.
20. Вежбицкая, А. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека / А. Вежбицкая // Вопросы языкознания. -№ 6, 2000. - С. 33-38,
21. Бердиева, З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З.Н. Бердиева. - Москва : Высшая школа, 2016. - 124 с.
22. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров / Под ред. Ю.С. Степанова. - Москва : Индрик,2015. - 88-90 с.
23. Виноградов, В.С. Лексические вопросы перевода художественной прозы / В.С. Виноградов. - Москва : КДУ, 2014. - 272 с.
24. Володина, М.В. Анализ и семантизация фоновой лексики: автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / М.В. Володина. - Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - 184 с.
25. Гальперин, И.Р. Стилистика английского языка: учебник / И.Р. Гальперин. - Москва : Высшая школа, 2017. - 332 с.
26. Гамезо М.В. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» [Электронный ресурс ] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - Режим доступа: http://znakka4estva.ru/uploads/category_items
27. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П.Н. Денисов. - Москва : Русский язык, 2013. - 248 с
28.Зализняк, А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сборник статей / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. - Москва : Языки славянской культуры, 2015. - 540 с.
29. Калишевский, М.В. Кембриджский университет // Большая Российская энциклопедия. Том 13 / М.В. Калишевский. - Москва : Энциклопедия, 2017. - С. 541-542.
30. Караулов, Ю.Н. Структура лексико-семантического поля / Ю.Н.Караулов. - Москва : Наука, 2012. - 328 с.
31. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. - Москва : Прогресс, 2015. - 320 с.
32. Комарова, Ю.А. Английский язык. 10-11 классы. Базовый уровень / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, - Москва : Русское слово, 2013. - 240 с.
33. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. - Москва : Р.Валент, 2017. - 37 с.
34. Кривченко, Е.Л. К понятию «семантическое поле» и методам изучения / Е. Л. Кривченко //Филологические науки. - 2013. -№ 3. - C.227.
35. Крушевский, Н.В. Очерк науки о языке / Н.В. Крушевский. - Москва : ACT, 2013. - 112 с.
36. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - Москва : Азбука-Аттикус, 2014. - 416 с.
37. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А Маслова. - Москва : Флинта, 2017. - 296 с.
38. Михайлов, Н.Н. Лексика с культурным компонентом значения / Н.Н. Михайлов // Сборник научных трудов МОПИ им. Н.К.Крупской, 2013. - С. 15¬21.
39. Никитин, М.В. Лингвистическая семантика / М.В. Никитин. - Санкт- Петербург : Прогресс, 2016. - 356 с.
40. Покровский, М.М. Язык. Культура. Познание / М.М. Покровский. - Москва : ACT, 2015. - 416 с.
41. Попова, З.Д. Полевые структуры в системе языка / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2015. - 275 с.
42. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2012. - 61 с.
43. Потапова, О.Е. Лексико-семантическое поле "Море" как фрагмент русской языковой картины мира : дисс. канд. филолог. наук : 10.02.01 / О.Е. Потапова. - Санкт-Петербург, 2012. - 198 с.
44. Реформатский, А.А. Введение в языкознание / А.А. Реформатский. - Москва : Аспект Пресс, 2017. - 340 с.
45. Рыжаков, М.В. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт / М.В. Рыжаков. - Москва : ACT, 2012. - 238 с.
46. Смолянинова, О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография / О.Г. Смолянинова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012. - 332 с.
47. Солнцев, В.М. Язык как системно-структурное образование / В.М. Солнцев. - Москва : Наука, 2017. - 342 с.
48. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию [Электронный ресурс] / Ф. де Соссюр - Режим доступа: http://platona.net/load/knigi po_filosofii
49. Томахин, Г.Д. Великобритания: лингвострановедческий словарь / Г.Д. Томахин. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 712 с.
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Под ред. Т. Дегтяревой. - Москва : Эксмо, 2015. - 208 с.
51. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 // СПС КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
52. Цукерман Г.А. Как школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. - Москва: Рига, 2010. - 194 с.
53. Шестаков, В.П. Русские в британских университетах. Опыт интеллектуальной истории и культурного обмена / В.П. Шестаков. - Санкт- Петербург : Нестор, 2009. - 316 с.
54. Ширшина Н.В. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС / Н.В. Ширшина. - Москва : Учитель, 2014. - 280 c.
55. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка) / Д.Н. Шмелев. - Москва : Наука, 1973. - 280 с
56. Шумагер, Е.И. Фоновая лексика, ее своеобразие и связь с культурой // Лексика и культура / Е.И. Шумагер. - Тверь : - 2016. - № 4. - С. 11-15.
57. Щур, Г.С. Теория поля в лингвистике / Г.С. Щур. - Москва : Наука, 2014. - 255 c.
58. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования/ И. С. Якиманская. - Москва : 2017. - 88 с.
59. Anderson, R. D. Universities and Elites in Britain since 1800. - London, 2012. P. 289
60. Bondi, H. Science, Churchill and Me. The Autobiography. - Oxford, 2013.P. 124
61. Rothblatt, S. The Revolution of the Dons. Cambridge and Society in Victorian England. - Cambridge, 2016. - P. 305
62. Russel, J.Judd Ch. The American Education System. - Cambridge, Mass., 2014. P. 314
63.Sampson, A. Anatomy of Britain. - London, 2015. P. 221-225.
64.The Oxford Book of Oxford. Chosen and Edited by Jan Morris. - Oxford;New York, 2017. C. 330-336.