РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Основные понятия и определения 6
2 Краткий обзор существующего ПО 8
2.1 Программы, моделирующие работу автомата 8
2.1.1 JFLAP 8
2.1.2 Automaton Simulator 9
2.1.3 FSM Simulator 9
2.1.4 Программы, написанные в рамках курса Software Design 9
2.2 Системы дистанционного обучения 10
2.2.1 MOODLE 10
2.2.2 Edmodo 10
2.2.3 Ё-Стади 11
2.2.4 Sakai 11
3 Разработка модуля лабораторной работы 12
3.1 Разработка проекта лабораторной работы 12
3.2 Разработка интерактивного модуля 13
3.3 Описание программной реализации 18
3.4. Интеграция лабораторной работы в СДО Moodle 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Файл Control.html 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Файл Imsmanifest.xml 27
ПРИЛОЖЕНИЕ В Файл Control.css 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Файл Controlversion.js 30
В наши дни все более популярным становится удаленное обучение, а также самостоятельное обучение с помощью интернета, а в частности онлайн курсов. Существуют определенные платформы, предоставляющие эти онлайн курсы, причем на некоторых из платформ предоставляется сертификат о подтверждении успешного прохождения определенного курса. В таких случаях для адекватной оценки степени усвоения обучающимся материала, необходима проверка, к примеру, в большинстве курсов предоставляются контрольные тесты, но, как правило, они не дают полного ответа об усвоении обучающимся материала, поэтому также необходимыми для решения являются лабораторные или контрольные задачи. Если к курсу имеют доступ небольшое количество человек, то, вероятнее всего, для преподавателя не будет затруднительным оценка и проверка ответов контрольных задач, но в случае если это массовый курс, это становится довольно затруднительным, именно поэтому необходима система автоматического оценивания и проверки лабораторной работы.
На кафедре информационных технологий в исследовании дискретных структур разрабатывается онлайн курс "Теория автоматов". В данном курсе имеется лабораторная работа по решению задачи идентификации неисправного автомата. По ходу решения данной задачи у студентов часто возникают сложности в ее понимании, поэтому для повышения эффективности усвоения материала курса обучающимися, возникла задача добавления данной лабораторной работы в качестве интерактивного модуля. Основной функциональной частью модуля является программа, позволяющая моделировать работу конечного автомата, предъявленного обучающемуся для эксперимента.
Данная работа посвящена созданию интерактивного модуля решения лабораторной работы по задаче идентификации в курсе "Теория автоматов".
В первой главе работы приводятся основные понятия и определения,
использованные в работе.
Во второй главе работы приводится обзор на приложения, позволяющие
моделировать работу автомата, а также краткий обзор на системы дистанционного обучения.
В третьей главе приводится описание лабораторной работы и подробностей программной реализации интерактивного модуля на языке JavaScript, а также, вопросы интеграции модуля в СДО Moodle.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра был произведен обзор программных инструментов, предназначенных для моделирования поведения конечного автомата. Обзор показал, что существующие в свободном доступе программные инструменты в большинстве предлагают работу только с полуавтоматами. Остальная часть имеет реализацию, представляющую определенные трудности при адаптации ее под веб-приложение, работающее в системе дистанционного обучения «Moodle», вследствие чего была поставлена задача реализовать веб приложение на языке JavaScript, являющемся очень распространенным универсальным языком программирования веб приложений и позволяющем беспроблемно встроить приложение в СДО «Moodle».
Для учебного курса «Теория автоматов», читаемого студентам 4 курса на кафедре информационных технологий в исследовании дискретных структур, был разработан проект лабораторной работы по решению задачи идентификации неисправного автомата в заданном классе неисправностей, предполагающий проведение обучающимися условного эксперимента с детерминированным конечным автоматом, представленным черным ящиком. Данный проект был программно реализован в виде интерактивного модуля в составе SCORM пакета, содержащего также обучающие материалы по курсу «Теория автоматов», и успешно интегрирован в соответствующий курс на платформе moodle.tsu.ru с возможностью автоматического оценивания результатов выполнения работы обучающимся, что позволяет сократить затраты времени преподавателя на проверку лабораторной работы каждого студента.