ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО
РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА»
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Нормативно-правовое регулирование и методики работы с обращениями граждан 5
1.1 Законодательная база по работе с обращениями граждан 5
1.2 Организация работы с обращениями граждан 20
1.3 Применение информационных технологий в работе с обращениями граждан 31
2 Технологии в работе с обращениями граждан на примере «Центра социальной поддержки
населения Октябрьского района» города Томска 39
2.1 Анализ практики работы с обращениями граждан в «Центре социальной поддержки
населения Октябрьского района» города Томска 39
2.2 Рекомендации, необходимые для усовершенствования технологий в работе с обращениями граждан для «Центра социальной поддержки населения Октябрьского
района города Томска» 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Современное российское законодательство среди форм участия населения в управлении делами государства предусматривает такую форму непосредственной демократии как возможность направления гражданами обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Получение своевременных и квалифицированных ответов на обращения, необходимость эффективного оказания должностными лицами государственных и муниципальных услуг зависит от существования надлежащих механизмов правового регулирования подачи и оформления обращений граждан в органы власти, от качества законотворческой деятельности и документооборота в органах власти.
Указанные аспекты делают вопросы обращений граждан актуальными и значимыми для современного российского общества. Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ над традиционными технологиями по подаче обращений граждан. Оперативность информационных технологий позволяет в разы сократить время гражданина при подаче обращения. Упрощается для гражданина процедура подачи обращения по формам заявления, предложения, жалобы. Благодаря информационным технологиях становится возможной более качественная обработка аналитической информации.
Проблемой исследования является недостаточно широкое использование современных информационных технологий в работе с обращениями граждан.
Объектом исследования является процесс работы с обращениями граждан на муниципальном уровне.
В роли предмета исследования выступают современные информационные технологии, применяемые в работе с обращениями граждан.
Целью данной работы является совершенствование работы с обращениями граждан на основе применения современных информационных технологий на примере «Центра социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска».
Для выполнения указанной цели исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ нормативно- правового регулирования работы с обращениями граждан;
- изучить технологии работы с обращениями граждан, их положительные и отрицательные стороны;
- проанализировать применение современных технологий работы с обращениями граждан в практике «Центра социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию технологии работы с обращениями граждан в «Центре социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска».
Основным методом исследования является анализ документов - нормативно-правовых, методических, организационных.
На сегодняшний день сложно представить современный мир, в котором не применяются информационные технологии и сеть Интернет. А во многих органах власти подача обращений граждан по-прежнему осуществляется в традиционной форме, и лишь небольшая часть переведена в электронный формат работы. И именно поэтому проблема, недостаточно широкого использования современных информационных технологий в работе с обращениями граждан, поставленная в исследовании является актуальной.
Целью исследовательской работы «Информационные технологии в работе с обращениями граждан в органах муниципального управления на примере «Центра социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска» было совершенствование работы с обращениями граждан на основе применения современных информационных технологий на примере «Центра социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска».
В выпускной квалификационной работы достигнуты следующие результаты.
Проведен теоретический анализ нормативно-правового регулирования работы с обращениями граждан. В основе него заложены положения Конституции Российской Федерации о праве гражданина обращаться коллективно или индивидуально в органы публичной власти. На федеральном уровне Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ. В Томской области Областной закон Томской области «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» от 11 января 2007 года №5-ОЗ дополняющий и конкретизирующий положения федерального закона. Законодательство предусматривает возможность обращения граждан в органы власти как устно и письменно, так и в электронной форме.
Изучены традиционные и электронные технологии работы с обращениями граждан. Традиционные технологии включают в себя ряд мероприятий, которые одинаковые в различных органах власти. Они разделяются на письменные и устные обращения, поданные в ходе личного приёма граждан. Применение электронных технологий в ходе подачи обращений граждан может осуществляться: через портал государственных услуг; путём отправки обращения на электронную почту в орган власти или должностному лицу или же через официальный сайт органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица.
Следует отметить, что электронные технологии имеют преимущество перед традиционными, а именно в разы сокращается время подачи обращений граждан. Представляется многообразие тем, по которым гражданин может подать своё обращение, что позволяет выбрать то, что необходимо и в короткие сроки получить подробную информацию.
Проанализирована работа с обращениями граждан в «Центре социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска». Установлено, что основной технологией с обращениями граждан в Центре является традиционная, обращения граждан заносятся, в зависимости от меры социальной поддержки, в базы данных «ЕС СЗН» и «ПСУГ», но кроме этого обращения граждан записываются на бумажных носителях в специальные журналы или бланки, некоторые сотрудники, в чьи обязанности входит вести приём обращений граждан, выполняют другую работу в часы приёма обращений.
На основе проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию технологии работы с обращениями граждан в «Центре социальной поддержки населения Октябрьского района города Томска», а именно ведение статистики, упразднение базы данных «ПСУГ» и перевод всех данных в базу данных «ЕС СЗН», перевод документов с бумажных носителей в электронные, в приёмные часы обращений граждан сотрудники Центра в1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ // КонсутантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2018).
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018).
4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество
(2011-2020 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г № 1815-р // официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. дан. - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102142714 (дата обращения: 29.05.2018).
5. O порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII // Гарант: информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М.,2018. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 16.05.2018).
6. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты российской федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 60н // Российская газета. - Электрон. дан - URL: https://rg.ru/2015/04/13/obrmintrud- dok.html (дата обращения: 01.05.2018).
7. Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления [Электронный ресурс]: закон Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 22.04.2018).
8. Административный регламент исполнения муниципальной функции «рассмотрение обращений граждан в администрации города Томска и её органах» [Электронный ресурс]: приложение к распоряжению администрации города Томска 25.03.2010 № р 310 // Официальный портал МО «Город Томск»: офиц.сайт. - Электрон. дан.
- Томск, 2018. - URL: http://www.admin.tomsk.ru 15.05.2018).
9. Инструкция о порядке работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области [Электронный ресурс]: Утверждена начальником Департамента социальной защиты населения Томской области М.А.Киняйкина от 01 июля 2017 года // Департамент социальной защиты населения Томской области. - Электрон. дан. - Томск, 2018. - URL: https://dszn.tomsk.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2018).
10. О создании муниципальных учреждений «Центр социального обслуживания Кировского и Советского округов города Томска» [Электронный ресурс]: постановление Мэра города Томска от 23.01.2003 № 38 // Администрация Томской области: офиц.сайт. - Электрон. дан. - Томск, 2018. - URL: http://www.tomsk.gov.ru (дата обращения: 01.05.2018).
11. Должностная инструкция специалиста 1 категории по назначению и выплате мер социальной поддержки. - Томск, 2018.
12. Кодекс этики и служебного поведения работников областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска». - Томск, 2018.
13. Положение об отделе приёма населения и отработки документов. - Томск, 2018.
14. Устав областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска». - Томск, 2018.
15. Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической
коммуникации [Электронный ресурс] // Электронный научно- практический журнал «Гуманитарные научные исследования». - Электрон. дан. - URL:
http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 26.05.2018). чьи должностные обязанности входит вести приём, должны осуществлять ведение приёма, а не выполнять работу, связанную с внесением данных граждан в таблицы в электронном виде или же вносить данные граждан сразу, в ходе приёма, в электронный вид....33
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления [Электронный ресурс] федеральный закон от 09.02.2009
№ 8-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2018. – URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ //
КонсутантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2018. – URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2018).
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный
ресурс] федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая
система. – Электрон. дан. – М., 2018. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
15.04.2018).
4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество
(2011-2020 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской
Федерации от 20 октября 2010 г № 1815-р // официальный интернет-портал правовой
информации. – Электрон. дан. – URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102142714 (дата обращения: 29.05.2018).
5. O порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан [Электронный
ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII // Гарант:
информ.-правовое обеспечение. – Электрон. дан. – М.,2018. – URL: http://base.garant.ru (дата
обращения: 16.05.2018).
6. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в
Министерстве труда и социальной защиты российской федерации [Электронный ресурс]:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 февраля 2015
г. N 60н // Российская газета. – Электрон. дан – URL: https://rg.ru/2015/04/13/obrmintruddok.html (дата обращения: 01.05.2018).
7. Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы
местного самоуправления [Электронный ресурс]: закон Томской области от 11.01.2007 №
5-ОЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2018. – URL:
http://www. garant.ru (дата обращения: 22.04.2018).
8. Административный регламент исполнения муниципальной функции
«рассмотрение обращений граждан в администрации города Томска и её органах»
[Электронный ресурс]: приложение к распоряжению администрации города Томска 25.03.2010 № р 310 // Официальный портал МО «Город Томск»: офиц.сайт. - Электрон. дан.
– Томск, 2018. – URL: http://www.admin.tomsk.ru 15.05.2018).
9. Инструкция о порядке работы с обращениями граждан и организаций в
Департаменте социальной защиты населения Томской области [Электронный ресурс]:
Утверждена начальником Департамента социальной защиты населения Томской области
М.А.Киняйкина от 01 июля 2017 года // Департамент социальной защиты населения
Томской области. – Электрон. дан. – Томск, 2018. – URL: https://dszn.tomsk.gov.ru/ (дата
обращения: 15.05.2018).
10. О создании муниципальных учреждений «Центр социального обслуживания
Кировского и Советского округов города Томска» [Электронный ресурс]: постановление
Мэра города Томска от 23.01.2003 № 38 // Администрация Томской области: офиц.сайт. -
Электрон. дан. – Томск, 2018. – URL: http://www.tomsk.gov.ru (дата обращения: 01.05.2018).
11. Должностная инструкция специалиста 1 категории по назначению и выплате мер
социальной поддержки. – Томск, 2018.
12. Кодекс этики и служебного поведения работников областного государственного
бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.
Томска». – Томск, 2018.
13. Положение об отделе приёма населения и отработки документов. – Томск, 2018.
14. Устав областного государственного казенного учреждения «Центр социальной
поддержки населения Октябрьского района г. Томска». - Томск, 2018.
15. Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической
коммуникации [Электронный ресурс] // Электронный научно- практический журнал
«Гуманитарные научные исследования». – Электрон. дан. – URL:
http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 26.05.2018)...33