Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15-17 лет
|
Введение 3
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Специальная выносливость в легкой атлетике 6
1.2 Средства и методы развития специальной выносливости 13
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет 23
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 35
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития
специальной выносливости 37
3.1 Теоретическое обоснование методики 37
3.2 Результаты педагогического эксперимента 41
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 56-60
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Специальная выносливость в легкой атлетике 6
1.2 Средства и методы развития специальной выносливости 13
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет 23
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 35
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития
специальной выносливости 37
3.1 Теоретическое обоснование методики 37
3.2 Результаты педагогического эксперимента 41
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 56-60
Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт - длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, в третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками (метания, прыжки, спринтерский бег, тяжелая атлетика и пр.).
Актуальность работы. Среди актуальных проблем спортивной тренировки значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие специальной выносливости в условиях ограниченных возможностей для занятий легкой атлетикой (недостаток мест для тренировочных занятий, ограниченность во времени, неблагоприятные природные условия и др.). Действительно не все школы обладают достаточными условиями для круглогодичных занятий легкой атлетикой, и тренерам приходится находить выход для увеличения эффективности тренировочного процесса.
В современном спорте все шире используются новые методы тренировки и стимуляции организма, основанные на глубоких физиологических исследованиях. Все чаще элементы задержки дыхания используются в тренировочном процессе. Суть заключается в том, что спортсмен выполняет двигательные действия, попеременно варьируя дыхание ртом и носом, при дыхании только носом достигается эффект искусственной гипоксии, что оказывает хороший тренировочный эффект при выполнении работы преимущественно большой и умеренной зонах мощности.
Преимуществом является то, что элементы задержки дыхания в тренировочном процессе не нарушают планового тренировочного процесса спортсменов и может применяться в сочетании с основными средствами подготовки или отдельно от них, как дополнительное средство в период отдыха для стимуляции и завершения восстановительных процессов в организме.
Объект исследования: Тренировочный процесс легкоатлеток 15-17 лет в беге на средние дистанции.
Предмет исследования: Методика развития специальной выносливости у легкоатлеток 15-17 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15¬17 лет.
Гипотеза исследования: предполагает, что применение элементов задержки дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методических источников, обобщение имеющейся информации по изучаемой проблеме, ее истории, степени разработанности.
2. Обосновать и разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости легкоатлеток 15-17 лет с использованием дробного дыхания.
3. Экспериментально проверить в педагогическом эксперименте эффективности предложенной методики.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Актуальность работы. Среди актуальных проблем спортивной тренировки значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие специальной выносливости в условиях ограниченных возможностей для занятий легкой атлетикой (недостаток мест для тренировочных занятий, ограниченность во времени, неблагоприятные природные условия и др.). Действительно не все школы обладают достаточными условиями для круглогодичных занятий легкой атлетикой, и тренерам приходится находить выход для увеличения эффективности тренировочного процесса.
В современном спорте все шире используются новые методы тренировки и стимуляции организма, основанные на глубоких физиологических исследованиях. Все чаще элементы задержки дыхания используются в тренировочном процессе. Суть заключается в том, что спортсмен выполняет двигательные действия, попеременно варьируя дыхание ртом и носом, при дыхании только носом достигается эффект искусственной гипоксии, что оказывает хороший тренировочный эффект при выполнении работы преимущественно большой и умеренной зонах мощности.
Преимуществом является то, что элементы задержки дыхания в тренировочном процессе не нарушают планового тренировочного процесса спортсменов и может применяться в сочетании с основными средствами подготовки или отдельно от них, как дополнительное средство в период отдыха для стимуляции и завершения восстановительных процессов в организме.
Объект исследования: Тренировочный процесс легкоатлеток 15-17 лет в беге на средние дистанции.
Предмет исследования: Методика развития специальной выносливости у легкоатлеток 15-17 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15¬17 лет.
Гипотеза исследования: предполагает, что применение элементов задержки дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методических источников, обобщение имеющейся информации по изучаемой проблеме, ее истории, степени разработанности.
2. Обосновать и разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости легкоатлеток 15-17 лет с использованием дробного дыхания.
3. Экспериментально проверить в педагогическом эксперименте эффективности предложенной методики.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Обработка изученной литературы по данному вопросу показала, что существует достаточное количество работ подтверждающих положительное влияние дробного дыхания в тренировочном процессе на повышение уровня специальной выносливости в циклических видах спорта. Однако в исследуемой литературе, на наш взгляд, недостаточно раскрыт вопрос о влиянии дробного дыхания на улучшение функций внешнего дыхания, повышение тренированности легкоатлетов специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции. В связи с этим возникает необходимость научного обоснования применения методики с применением дробного дыхания в тренировочном процессе как альтернативного метода развития специальной выносливости у легкоатлетов.
2. Исследование трудов ведущих специалистов в области, возрастной физиологии, физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физического воспитании и спорта, а также работ по легкой атлетике позволило нам разработать методику развития специальной выносливости легкоатлеток 15¬17 лет с применением дробного дыхания.
3. Разработанная в данной работе методика показала улучшение динамики физической подготовленности и функций внешнего дыхания, занимающихся в экспериментальной группе. В экспериментальном исследовании мы добились определенного положительного развития физической подготовленности: все 6 тестов показали преимущество экспериментальной методики с применением дробного дыхания над стандартной методикой. На начальном этапе исследования все полученные результаты, как в КГ, так и в ЭГ можно считать не достоверными. За 4 месяца педагогического эксперимента результаты изменились следующим образом: результаты измерения ЖЕЛ показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05) и составил 100мл, или 2.3%, в ЭГ прирост составил 340 мл, или 8.2%. Результаты наблюдений изменения пробы Штанге и Генче показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05), прирост составил - Проба Штанге 7.4 (1.2%) и 4 сек (1.8%) Проба Генче.
В ЭГ прирост составил - Проба Штанге 11.2 (2.3%) и 8.1 (3.1%) сек Проба Генче, данные показатели достоверны (Р<0.05). Высокие показатели достигнуты в специальном беговом тесте 10x400/1'. В КГ прирост составил 8сек - 0.6%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05) в ЭГ прирост получился намного больше и составил, 51.25 сек - 3.7%, данный результат принято считать достоверным (Р<0.05).
Бег 1000 м - прирост результата в конце эксперимента КГ составил 2.3 сек. или 1.4%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Изменения в ЭГ также носили положительный, прогрессивный характер, однако прирост результата явился более значительным - 6.1 сек (3%) данные результаты можно считать достоверными (Р<0.05).
Бег 3000м - прирост в КГ составил 5.4 сек (0.9%) данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Экспериментальная группа показала значительно лучшие показатели - прирост результата 11 сек (1.7%). Изменения в ЭГ приняты достоверными (Р<0.05).
4. Предложенная методика развития специальной выносливости с применением дробного дыхания в тренировочном процессе может применяться как в секциях легкой атлетики, так и в общеобразовательных школах, ДЮСШ. А так же на занятиях ЛФК как в специальных медицинских заведениях, так и в образовательных учреждениях, в группах здоровья.
Таким образом, результаты исследовательской работы подтвердили нашу гипотезу, что применение дробного дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
2. Исследование трудов ведущих специалистов в области, возрастной физиологии, физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физического воспитании и спорта, а также работ по легкой атлетике позволило нам разработать методику развития специальной выносливости легкоатлеток 15¬17 лет с применением дробного дыхания.
3. Разработанная в данной работе методика показала улучшение динамики физической подготовленности и функций внешнего дыхания, занимающихся в экспериментальной группе. В экспериментальном исследовании мы добились определенного положительного развития физической подготовленности: все 6 тестов показали преимущество экспериментальной методики с применением дробного дыхания над стандартной методикой. На начальном этапе исследования все полученные результаты, как в КГ, так и в ЭГ можно считать не достоверными. За 4 месяца педагогического эксперимента результаты изменились следующим образом: результаты измерения ЖЕЛ показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05) и составил 100мл, или 2.3%, в ЭГ прирост составил 340 мл, или 8.2%. Результаты наблюдений изменения пробы Штанге и Генче показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05), прирост составил - Проба Штанге 7.4 (1.2%) и 4 сек (1.8%) Проба Генче.
В ЭГ прирост составил - Проба Штанге 11.2 (2.3%) и 8.1 (3.1%) сек Проба Генче, данные показатели достоверны (Р<0.05). Высокие показатели достигнуты в специальном беговом тесте 10x400/1'. В КГ прирост составил 8сек - 0.6%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05) в ЭГ прирост получился намного больше и составил, 51.25 сек - 3.7%, данный результат принято считать достоверным (Р<0.05).
Бег 1000 м - прирост результата в конце эксперимента КГ составил 2.3 сек. или 1.4%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Изменения в ЭГ также носили положительный, прогрессивный характер, однако прирост результата явился более значительным - 6.1 сек (3%) данные результаты можно считать достоверными (Р<0.05).
Бег 3000м - прирост в КГ составил 5.4 сек (0.9%) данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Экспериментальная группа показала значительно лучшие показатели - прирост результата 11 сек (1.7%). Изменения в ЭГ приняты достоверными (Р<0.05).
4. Предложенная методика развития специальной выносливости с применением дробного дыхания в тренировочном процессе может применяться как в секциях легкой атлетики, так и в общеобразовательных школах, ДЮСШ. А так же на занятиях ЛФК как в специальных медицинских заведениях, так и в образовательных учреждениях, в группах здоровья.
Таким образом, результаты исследовательской работы подтвердили нашу гипотезу, что применение дробного дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК-ЛЕГКОАТЛЕТОК 15-16 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 800 М
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2025 - Методика развития специальной выносливости
у девушек 16-18 лет, специализирующихся в легкой атлетике
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Методика физической подготовки легкоатлеток 15-16 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



