Моделирование учебного процесса по формированию у обучающихся 9 классов безопасного поведения на дорогах (Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования безопасного поведения на дорогах у учащихся....5
1.1. Проблема безопасности дорожного движения………………………… 5
1.2. Формы и методы работы с учащимися школы по безопасности дорожного движения……9
1.3. Роль учителя в предупреждении школьников дорожно-транспортного травматизма…14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ …18
2.1. Анализ содержания программы ОБЗР для 9 класса и выявление возможностей для интеграции темы безопасности дорожного движения.…………………………………………18
2.2. Методические ошибки в преподавании правил дорожного движения. 23
2.3. Констатирующий этап эксперимента 9 классов….…………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 32
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования безопасного поведения на дорогах у учащихся....5
1.1. Проблема безопасности дорожного движения………………………… 5
1.2. Формы и методы работы с учащимися школы по безопасности дорожного движения……9
1.3. Роль учителя в предупреждении школьников дорожно-транспортного травматизма…14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ …18
2.1. Анализ содержания программы ОБЗР для 9 класса и выявление возможностей для интеграции темы безопасности дорожного движения.…………………………………………18
2.2. Методические ошибки в преподавании правил дорожного движения. 23
2.3. Констатирующий этап эксперимента 9 классов….…………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 32
Актуальность темы. В связи с тем, что происходит увеличение масштабов и темпов техногенной деятельности нынешнего общества, оживленности движения на улицах и дорогах, ростом числа природных катастроф, углублением социально-экономических проблем все более острыми становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением жизни и здоровья людей.
Общеобразовательные школы являются важнейшими компонентами в системе образования при вырабатывании у школьников нужных знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Важным моментом при этом является то, чтобы был выбран правильный путь, и работа в этом направлении была регулярной. Только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль при этом отводится курсу основам безопасности и защиты Родины.
Целью уроков является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к собственной безопасности.
Одним из главных направлений работы учителя начальных классов является безопасность дорожного движения.
Высокие статистические данные говорят об актуальности и практической значимости обучения правилам дорожного поведения и безопасному поведению на дороге. За последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибли 7574 детей и подростков, 116012 – получили травмы различной степени тяжести, многие стали инвалидами [28].
Ежегодно на улицах и дорогах страны по усредненным данным получают ранения 24000 и погибает примерно 1500 и несовершеннолетних участников дорожного движения. Подростки от 14 до 16 лет составляют около четверти (26,8%) всех пострадавших детей. Не достигает восьмилетнего возраста каждый пятый пострадавший ребенок. Школьники в возрасте от 7 до 14 лет составляют более половины пострадавших (55%).
Из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения, а тяжесть травмирования детей других возрастных групп немного ниже. На 100 пострадавших 5 погибших в возрасте от 7 до 16 лет [9, с. 16].
Объект исследования: Процесс обучения безопасности дорожного движения учащихся 9 классов.
Предмет исследования: Методы и средства формирования безопасного поведения на дорогах у учащихся 9 классов.
Цель исследования: Спроектировать методику обучения безопасности дорожного движения для учащихся 9 классов, направленную на формирование осознанного и ответственного поведения на дорогах.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осветить основные проблемы безопасности дорожного движения;
2. Рассмотреть формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения;
3. Выявить роль учителя в предупреждении школьниками дорожно-транспортного травматизма;
4. Проанализировать особенности обучения подростков безопасному поведению на дорогах с учетом психологических особенностей возраста;
5. Обозначить возможные методические ошибки в преподавании правил дорожного движения.
Методы исследования: Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам безопасности дорожного движения и обучения подростков, анкетирование учащихся и учителей для выявления их потребностей и проблем в области безопасности дорожного движения, педагогическое моделирование (разработка и апробация модели обучения),наблюдение за учебным процессом, анализ результатов обучения (оценка знаний и умений учащихся), статистическая обработка данных.
База исследования: Общеобразовательные школы, уроки ОБЖ и внеклассные мероприятия.
Правила дорожного движения одинаковы для детей и взрослых. Но они написаны языком для взрослых и не рассчитаны на детей. Поэтому главная задача учителя − доступно разъяснить правила учащимся, выбрать правильную форму обучения и донести до них понимание того, какая опасность существует при несоблюдении правил, не искажая содержания самих правил.
Общеобразовательные школы являются важнейшими компонентами в системе образования при вырабатывании у школьников нужных знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Важным моментом при этом является то, чтобы был выбран правильный путь, и работа в этом направлении была регулярной. Только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль при этом отводится курсу основам безопасности и защиты Родины.
Целью уроков является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к собственной безопасности.
Одним из главных направлений работы учителя начальных классов является безопасность дорожного движения.
Высокие статистические данные говорят об актуальности и практической значимости обучения правилам дорожного поведения и безопасному поведению на дороге. За последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибли 7574 детей и подростков, 116012 – получили травмы различной степени тяжести, многие стали инвалидами [28].
Ежегодно на улицах и дорогах страны по усредненным данным получают ранения 24000 и погибает примерно 1500 и несовершеннолетних участников дорожного движения. Подростки от 14 до 16 лет составляют около четверти (26,8%) всех пострадавших детей. Не достигает восьмилетнего возраста каждый пятый пострадавший ребенок. Школьники в возрасте от 7 до 14 лет составляют более половины пострадавших (55%).
Из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения, а тяжесть травмирования детей других возрастных групп немного ниже. На 100 пострадавших 5 погибших в возрасте от 7 до 16 лет [9, с. 16].
Объект исследования: Процесс обучения безопасности дорожного движения учащихся 9 классов.
Предмет исследования: Методы и средства формирования безопасного поведения на дорогах у учащихся 9 классов.
Цель исследования: Спроектировать методику обучения безопасности дорожного движения для учащихся 9 классов, направленную на формирование осознанного и ответственного поведения на дорогах.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осветить основные проблемы безопасности дорожного движения;
2. Рассмотреть формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения;
3. Выявить роль учителя в предупреждении школьниками дорожно-транспортного травматизма;
4. Проанализировать особенности обучения подростков безопасному поведению на дорогах с учетом психологических особенностей возраста;
5. Обозначить возможные методические ошибки в преподавании правил дорожного движения.
Методы исследования: Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам безопасности дорожного движения и обучения подростков, анкетирование учащихся и учителей для выявления их потребностей и проблем в области безопасности дорожного движения, педагогическое моделирование (разработка и апробация модели обучения),наблюдение за учебным процессом, анализ результатов обучения (оценка знаний и умений учащихся), статистическая обработка данных.
База исследования: Общеобразовательные школы, уроки ОБЖ и внеклассные мероприятия.
Правила дорожного движения одинаковы для детей и взрослых. Но они написаны языком для взрослых и не рассчитаны на детей. Поэтому главная задача учителя − доступно разъяснить правила учащимся, выбрать правильную форму обучения и донести до них понимание того, какая опасность существует при несоблюдении правил, не искажая содержания самих правил.
Таким образом, в связи с ростом количества автомашин и увеличением интенсивности дорожного движения подростков, необходимо в каждом школьном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.
Начиная с раннего школьного возраста необходимо знакомить учащихся с этими правилами, соблюдение их является законом для любого человека. Так как знания, приобретенные в детстве, наиболее прочны, а правила, изученные в школьные годы, потом становятся нормой поведения, а их соблюдение − потребностью человека.
В России действует целый ряд нормативных документов, которые обязывают учебные заведения проводить планомерную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения. Результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах говорят о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий случаются по вине детей, которые нарушают правила поведения на улицах и дорогах.
На основе проведенного исследования сформулируем следующие выводы. Высокий уровень подросткового дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей.
С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой.
Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения.
Изучение правил дорожного движения на уроках интегративного курса «Безопасность на транспорте», в ходе классных часов, лекций, бесед с детьми и их родителями, различных конкурсов и викторин, театрализованных представлений, применений ИОП, соревнований, экскурсий и других форм профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания.
При этом эффективность профилактики ДТТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.
Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения подросткового дорожно-транспортного травматизма.
Образовательная среда в системе формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении интегрирует в себе воспитательные и образовательные воздействия на личность, направленные на профилактику подросткового дорожно-транспортного травматизма со стороны семьи, средств массовой информации, образовательных организаций, а также создание благоприятной дорожно-транспортной среды (организация дорожного движения, поведение участников дорожного движения и т.д.).
Начиная с раннего школьного возраста необходимо знакомить учащихся с этими правилами, соблюдение их является законом для любого человека. Так как знания, приобретенные в детстве, наиболее прочны, а правила, изученные в школьные годы, потом становятся нормой поведения, а их соблюдение − потребностью человека.
В России действует целый ряд нормативных документов, которые обязывают учебные заведения проводить планомерную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения. Результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах говорят о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий случаются по вине детей, которые нарушают правила поведения на улицах и дорогах.
На основе проведенного исследования сформулируем следующие выводы. Высокий уровень подросткового дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей.
С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой.
Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения.
Изучение правил дорожного движения на уроках интегративного курса «Безопасность на транспорте», в ходе классных часов, лекций, бесед с детьми и их родителями, различных конкурсов и викторин, театрализованных представлений, применений ИОП, соревнований, экскурсий и других форм профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания.
При этом эффективность профилактики ДТТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.
Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения подросткового дорожно-транспортного травматизма.
Образовательная среда в системе формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении интегрирует в себе воспитательные и образовательные воздействия на личность, направленные на профилактику подросткового дорожно-транспортного травматизма со стороны семьи, средств массовой информации, образовательных организаций, а также создание благоприятной дорожно-транспортной среды (организация дорожного движения, поведение участников дорожного движения и т.д.).
Подобные работы
- НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



