Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.1 Развитие связной речи детей в дошкольном возрасте 7
1.2 Средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Методика организации и проведения дидактических игр,
направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 27
2 Экспериментальное исследование по использованию дидактических
игр в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Выявление актуального уровня развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Разработка и апробация комплекса дидактических игр,
направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Результаты апробации комплекса дидактических игр и выявление
динамики уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 62 - 82
1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.1 Развитие связной речи детей в дошкольном возрасте 7
1.2 Средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Методика организации и проведения дидактических игр,
направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 27
2 Экспериментальное исследование по использованию дидактических
игр в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Выявление актуального уровня развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Разработка и апробация комплекса дидактических игр,
направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Результаты апробации комплекса дидактических игр и выявление
динамики уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 62 - 82
Актуальность исследования речевого развития дошкольника на сегодня очевидна: количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте проблема развития связной речи актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Развитая речь - это один из показателей сформированных познавательных процессов, таких как: внимание, память, логическое мышление, воображение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г, определяет содержание, направление работы и предъявляет ряд требований к реализации образовательной области «Речевое развитие» [ФГОС ДО п. 2.6].
Следует помнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, так как, игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Различные аспекты проблем развития связной речи рассматриваются в трудах: Л. С. Выготского, В. П. Глухова, А. Н. Леонтьева, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Т. Б. Филичевой. Среди современных исследователей были выделены работы Л.В. Ворониной, Д. В. Менджерицкой, Т. А. Ладыженской и др.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной речи детей и недостаточным использованием данного опыта в практической работе воспитателей.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в обосновании и подборе дидактических игр как средства формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы для работы: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс развития связной речи и разработке методических рекомендаций по их использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
В опыте выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в работе по развитию связной речи использовать дидактические игры.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- составить комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность;
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;
- эмпирические методы - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); экспертная оценка.
Были намечены этапы проведения исследования:
На первом этапе - была проанализирована психолого - педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, определена и сформулирована проблема, цели и задачи исследования, что позволило составить план выполнения работы и частично его реализовать. Анализировался опыт работы в дошкольном учреждении.
На втором этапе - проведен констатирующий эксперимент, определена группа детей с недостаточным уровнем развития связной речи. Была спланирована и проведена работа по использованию дидактических игр в процессе занятий, в индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах, в работе с родителями.
Третий этап - обобщающий — проводилась повторная диагностика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, подводились итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования, рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр в развитии связной речи детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели для решения задач развития связной речи.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55» г. Красноярска. В исследовании участвовали старшие дошкольники 5-7 лет две группы по 14 человек, контрольная группа - дети с нормальным речевым развитием, экспериментальная группа - дети с небольшими речевыми нарушениями, зачисленные на логопункт дошкольного учреждения, по 7 мальчиков и 7 девочек. Исследование проводилось в течение февраля - декабря 2017 года.
Структура бакалаврской работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г, определяет содержание, направление работы и предъявляет ряд требований к реализации образовательной области «Речевое развитие» [ФГОС ДО п. 2.6].
Следует помнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, так как, игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Различные аспекты проблем развития связной речи рассматриваются в трудах: Л. С. Выготского, В. П. Глухова, А. Н. Леонтьева, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Т. Б. Филичевой. Среди современных исследователей были выделены работы Л.В. Ворониной, Д. В. Менджерицкой, Т. А. Ладыженской и др.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной речи детей и недостаточным использованием данного опыта в практической работе воспитателей.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в обосновании и подборе дидактических игр как средства формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы для работы: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс развития связной речи и разработке методических рекомендаций по их использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
В опыте выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в работе по развитию связной речи использовать дидактические игры.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- составить комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность;
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;
- эмпирические методы - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); экспертная оценка.
Были намечены этапы проведения исследования:
На первом этапе - была проанализирована психолого - педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, определена и сформулирована проблема, цели и задачи исследования, что позволило составить план выполнения работы и частично его реализовать. Анализировался опыт работы в дошкольном учреждении.
На втором этапе - проведен констатирующий эксперимент, определена группа детей с недостаточным уровнем развития связной речи. Была спланирована и проведена работа по использованию дидактических игр в процессе занятий, в индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах, в работе с родителями.
Третий этап - обобщающий — проводилась повторная диагностика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, подводились итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования, рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр в развитии связной речи детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели для решения задач развития связной речи.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55» г. Красноярска. В исследовании участвовали старшие дошкольники 5-7 лет две группы по 14 человек, контрольная группа - дети с нормальным речевым развитием, экспериментальная группа - дети с небольшими речевыми нарушениями, зачисленные на логопункт дошкольного учреждения, по 7 мальчиков и 7 девочек. Исследование проводилось в течение февраля - декабря 2017 года.
Структура бакалаврской работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Связную речь рассматривают как один из сложных видов речевого общения, также как особенный вид речемыслительной деятельности, при которой в итоге будет оформлено полноценное текстовое сообщение. Связная речь имеет сложное строение, поэтому даже хорошо сформированная техника владеть фразой не создает полностью умения составлять связные сообщения.
2. Рассмотрены средства развития связной речи. Их использование и применение в образовательном процессе. В старшем дошкольном возрасте дети успешно овладевают доступными формами связной речи, а к началу школьного обучения связная речь у большинства из них уже существенно развита. Сделаны выводы о том, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка дошкольного возраста в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
3. Дидактическая игра является действенным методическим средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. В игровом процессе речь развивается в ходе обучения детей составлять рассказ-описание по картинам с использованием опорных схем, пересказывании литературного материала, проигрывания этюдов, коммуникационных игр и упражнений, построении свободного высказывания ребенка о событиях из личного опыта и наблюдения за окружающим миром. Большое внимание уделяется приобщению детей к постоянному использованию в речи распространенных предложений. Поэтому задача взрослых - научить детей старшего дошкольного возраста связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
4. На констатирующем этапе педагогического эксперимента выявлен уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы диагностические задания, разработанные В. П. Глуховым. Было выявлено, что составить грамматически правильные предложения, которые были бы адекватны как по смыслу, так и по содержанию удалось не всем испытуемым, использование в работе дидактических игр, в том числе игра «Активити», привело к решению задач развития связной речи дошкольников. Большинство испытуемых смогли в своих рассказах отразить все вопросы задания, однако, отдельные фрагменты детских рассказов представляли собой простое перечисление предметов и действий. Для составления полноценного рассказа большинству воспитанников постоянно требовались наводящие вопросы. Описывая предмет по план-схеме, дети не составляли полноценных предложений, а просто отвечали на вопросы, содержащиеся в план-схеме. На констатирующем этапе эксперимента были выявлены испытуемые с высоким, средним, низким уровнем общего показателя развития связной речи.
5. В выпускной квалификационной работе представлен комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверена его эффективность. Результаты контрольного эксперимента показали повышение показателей развития связной речи по всем заданиям, а также увеличение общего показателя развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, была подтверждена гипотеза об эффективности использования дидактических игр в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Несомненно, полученные результаты диагностики связной речи не являются окончательными. Успех развивающей работы свидетельствует о необходимости дальнейшего использования разработанных рекомендаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрены средства развития связной речи. Их использование и применение в образовательном процессе. В старшем дошкольном возрасте дети успешно овладевают доступными формами связной речи, а к началу школьного обучения связная речь у большинства из них уже существенно развита. Сделаны выводы о том, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка дошкольного возраста в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
3. Дидактическая игра является действенным методическим средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. В игровом процессе речь развивается в ходе обучения детей составлять рассказ-описание по картинам с использованием опорных схем, пересказывании литературного материала, проигрывания этюдов, коммуникационных игр и упражнений, построении свободного высказывания ребенка о событиях из личного опыта и наблюдения за окружающим миром. Большое внимание уделяется приобщению детей к постоянному использованию в речи распространенных предложений. Поэтому задача взрослых - научить детей старшего дошкольного возраста связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
4. На констатирующем этапе педагогического эксперимента выявлен уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы диагностические задания, разработанные В. П. Глуховым. Было выявлено, что составить грамматически правильные предложения, которые были бы адекватны как по смыслу, так и по содержанию удалось не всем испытуемым, использование в работе дидактических игр, в том числе игра «Активити», привело к решению задач развития связной речи дошкольников. Большинство испытуемых смогли в своих рассказах отразить все вопросы задания, однако, отдельные фрагменты детских рассказов представляли собой простое перечисление предметов и действий. Для составления полноценного рассказа большинству воспитанников постоянно требовались наводящие вопросы. Описывая предмет по план-схеме, дети не составляли полноценных предложений, а просто отвечали на вопросы, содержащиеся в план-схеме. На констатирующем этапе эксперимента были выявлены испытуемые с высоким, средним, низким уровнем общего показателя развития связной речи.
5. В выпускной квалификационной работе представлен комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверена его эффективность. Результаты контрольного эксперимента показали повышение показателей развития связной речи по всем заданиям, а также увеличение общего показателя развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, была подтверждена гипотеза об эффективности использования дидактических игр в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Несомненно, полученные результаты диагностики связной речи не являются окончательными. Успех развивающей работы свидетельствует о необходимости дальнейшего использования разработанных рекомендаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020



