РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Исследование предметной области 9
1.1 Виды дополнительного образования и внеклассных мероприятий 9
1.2 Эффективность дополнительного образования и внеклассных
мероприятий в учебных заведениях 13
1.3 Обзор существующих систем учета дополнительного образования и
внеклассных мероприятий 18
1.4 Постановка задачи 21
1.4.1 Требования к функциональности 21
1.4.2 Требования к информационному обеспечению 22
1.4.3 Требования к техническому обеспечению 24
1.4.4 Выбор средств разработки 25
2 Проектная часть 34
2.1 Построение функциональной модели предметной области 34
2.2 Характеристика входной информации 42
2.3 Характеристика результатной информации 44
2.4 Разработка структуры базы данных 44
2.4.1 ER-диаграмма «сущность-связь» 44
2.4.2 Логическая модель БД 47
2.4.3 Реализация БД (физическая модель БД) 51
3 Разработка информационной системы 55
3.1 Дерево функций и сценарий диалога 55
3.2 Структурная схема программы 57
3.3 Руководство пользователя 62
3.4 Руководство администратора 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 год, гл.1, ст.2).
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся/ Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует внеклассная работа (факультативы, предметные кружки).
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки информационной системы для автоматизации учета дополнительного образования и внеклассных мероприятий в школе, которая позволит избавиться от ручного ведения журналов учета и формирования документов, так как стоимость разработки новой информационной системы гораздо ниже стоимости внедрения уже существующих на рынке систем аналогичного назначения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы автоматизации учета дополнительного образования и внеклассных мероприятий в школе.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- исследовать предметную область;
- рассмотреть виды дополнительного образования и внеклассных мероприятий;
- рассмотреть эффективность дополнительного образования в школе и его влияние на школьников и их успеваемость;
- разработать основные требования к информационной системе;
- обосновать выбор проектных решений;
- выбрать среду разработки и систему управления базами данных для разрабатываемого программного обеспечения;
- разработать логическую и физическую модели данных;
- создать информационную систему;
- разработать руководство пользователя системы.
Результатом выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы, предназначенной для повышения эффективности работы методистов и учителей школы, занятых учетом дополнительного образования и внеклассных мероприятий, проводимых в рамках образовательной программы согласно требованиям ФГОС.
В ходе выполнения работы решены все поставленные задачи.
Исследована предметная область, рассмотрены виды дополнительного образования и внеклассных мероприятий, рассмотрена эффективность дополнительного образования. Проведен обзор существующих систем учета дополнительного образования.
Проведено моделирование бизнес-процессов с помощью методологии IDEF0. Разработаны требования к информационной системе. Обоснован выбор среды разработки и системы управления базами данных на основе проведенного сравнительного анализа. В качестве СУБД выбрана среда MySQL, в качестве среды разработки выбрана современная система разработки приложений Microsoft Visual Studio на базе платформы .Net., язык программирования - C#.
Проведен анализ предметной области, выделены сущности построена ER-диаграмма «сущность-связь», на основе которой разработана логическая и физическая модели данных.
Рассмотрено дерево функций, сценарий диалога. Описана структура программы, и ее архитектура.
Разработанная информационная система учета дополнительного образования и внеклассных мероприятий достаточно проста в эксплуатации, легка в использовании, не требует дополнительного специального обучения персонала.
После внедрения информационной системы учета дополнительного образования и внеклассных мероприятий в школу МКОУ «Тегульдетская СОШ» получены следующие качественные результаты:
- увеличена производительность работы методистов школы по учету дополнительного образования и внеклассных мероприятий;
- автоматизирован учет проведенных и планируемых мероприятий дополнительного образования;
- автоматизирован учет оплаты и посещения мероприятий с возможностью последующего использования полученных данных для проведения статической обработки данных об эффективности проведения внеклассных мероприятий;
- печать квитанции об оплате;
- хранение и накопление данных о мероприятиях с целью повторного использования;
- хранение в едином информационном пространстве данных о мероприятиях и программах мероприятий, загруженных в любом формате, включая архив документов, которые могут быть использованы для ознакомления родителей с программой мероприятия или использованы в процессе проведения мероприятия;
- увеличено качество и достоверность хранимой информации о проводимых мероприятиях;
- данные о дополнительном образовании и внеклассных мероприятиях защищены от несанкционированного доступа и потери за счет своевременного резервного копирования базы данных.
Все поставленные задачи выполнены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения
2. ГОСТ 24.702-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения.
3. ГОСТ 34.601-90 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
4. ГОСТ 19.505-79 Руководство пользователя. Требования к содержанию и оформлению.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998.
6. Бабенко В. В. Практический анализ бизнес-процессов. - Сыктывкар, 2010. - 290 с.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория проектирования баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 218 с.
8. Березова В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: Эксмо, 2012. - 256 с.
9. Бирюкова О.Ю. Эффективная работа с СУБД. - М.: Эксмо, 2012. - 352 с.
10. Бочаров В.В. Проектирование информационных систем. - С-Пб.: Питер, 2014. - 256 с.
11. Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. - С-Пб.: БХВ-Петерберг, 2014. - 736 с.
12. Горностаев А.П. Case-технологии. - С-Пб.: Питер, 2011. - 214 с.
13. Горев А., Макашарипов С. Управление рисками. - С-Пб.: Питер, 2013. - 169 с.
14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
15. Гринченко Н. Н. Проектирование баз данных. СУБД MS Access. Учебное пособие. - С-Пб.: Горячая Линия - Телеком, 2013. - 296 с.
...42