Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПА ВОПЛОЩЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Работа №183495

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы83
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические основы принципа воплощенного познания 6
1.1 Понятие воплощенного познания в психологии 6
1.2 Роль воплощенного познания в процессе обучения дошкольников 12
1.3 Принцип воплощенного познания при обучении иностранным
языкам 19
1.4 Педагогические методы, основанные на принципе воплощенного
познания 23
Выводы по первой главе 29
2 Реализация принципа воплощенного познания при обучении детей
дошкольного возраста английскому языку 31
2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 31
2.2 Анализ результатов эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по интеграции принципа воплощенного
познания в образовательный процесс 60
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 77
Приложение Г 78
Приложение Д 79


Реализация образовательного процесса предполагает учет не только цели и содержания обучения, но и особенностей развития обучающихся на разных возрастных этапах. Особое внимание при этом уделяется дошкольному периоду как важнейшему этапу формирования личности, поскольку в данный период закладываются основы познавательной активности, речи и социального взаимодействия.
Одним из актуальных направлений педагогических исследований становится поиск эффективных подходов к обучению иностранным языкам в раннем возрасте, которые бы соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей. На этом фоне все больший интерес вызывают те подходы, что опираются на естественные способы освоения мира. Например, через движение, игру, восприятие, эмоциональное вовлечение и взаимодействие с окружающей средой. В данной работе рассматривается один из таких подходов, предполагающий активное включение ребенка в процесс овладения иностранным языком, с учетом специфики дошкольного возраста и его природной направленности на деятельностное познание. Данный подход реализуется в процессе обучения через применение принципа воплощенного познания, под которым понимается неразрывная связь между мышлением, телесным опытом и деятельностью человека в конкретной среде.
Актуальность работы обусловлена современными тенденциями к модернизации образования, внедрению телесно-ориентированных методов в педагогическую практику и необходимостью поиска эффективных подходов к раннему обучению иностранным языкам с учетом возрастных и когнитивных особенностей детей дошкольного возраста.
Цель работы заключается в том, чтобы разработать комплекс методических рекомендаций по интеграции методов воплощенного познания в обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста (на примере английского языка). Ключевым инструментом достижения данной цели является реализация пяти ключевых методов воплощенного познания в рамках педагогического эксперимента с последующим критическим осмыслением данного опыта и полученных результатов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения о сущности воплощенного познания с позиции современной психологии.
2. Выявить роль воплощенного познания в обучении детей дошкольного возраста в целом и при обучении иностранным языкам в частности, описать соответствующие педагогические методы.
3. Разработать и провести педагогический эксперимент с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов.
4. Сформулировать методические рекомендации по реализации принципа воплощенного познания в обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - применение принципа воплощенного познания в обучении английскому языку дошкольников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Мельтзофф, М. Томаселло, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Барсалу и др; в сфере педагогики: Л.С. Выготский, З.У Курбанова, Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова и др; по вопросам концепции воплощенного познания: В.Ф. Спиридонов, Н.И. Логинов, А.О. Мадни, М. Wilson, F.J. Varela, E. Thompson, E. Rosch, G. Lakoff, M. Johnson и др; а также словари и терминологические справочники: В.Ф. Спиридонов, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин.
Пути реализации поставленных задач определили выбор методов исследования: аналитический метод, сравнительно-сопоставительный метод, педагогическое наблюдение, метод социологического исследования.
Новизна данного исследования заключается в факте интеграции принципа воплощенного познания в обучение иностранному языку дошкольников, а также в создании апробированной, научно обоснованной и адаптивной системы методических инструментов, способствующих повышению качества раннего языкового образования и индивидуализации педагогического процесса.
Практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями в практической деятельности и в процессе обучения детей дошкольного возраста, в том числе тех, что имеют расстройства развития (РАС, СДВГ) и нарушения нейропсихических функций (дислексия, дисграфия).
С точки зрения содержания и структуры исследование состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе дается определение понятия воплощенного познания, рассматриваются его ключевые характеристики в психологии, анализируется роль этого подхода в обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста, а также приводят педагогические методы, основанные на принципе воплощенного познания, и способы их реализации.
Во второй главе описываются практические возможности применения принципа воплощенного познания при обучении дошкольников на примере английского языка, представлены авторские упражнения и приемы, проведен педагогический эксперимент, а также разработаны методические рекомендации, основанные на результатах эксперимента.
Работа завершается заключением, в котором подводятся итоги исследования.
Список литературы включает в себя 39 источников; количество приложений - 5 шт.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило получить научно обоснованные данные о значительном превосходстве методов, основанных на принципе воплощенного познания, над традиционными подходами обучения дошкольников английскому языку. Комплексный анализ теоретических положений и результатов педагогического эксперимента подтвердил выдвинутую гипотезу и продемонстрировал высокую эффективность интеграции телесно-ориентированных методов в образовательный процесс.
Теоретическое исследование раскрыло сущность воплощенного познания, утверждающую неразрывную связь между мышлением, телесным опытом и физическим взаимодействием с окружающей средой. В ходе работы было установлено, что данный подход находит особенно благоприятную почву в обучении детей дошкольного возраста, когда познание естественным образом опирается на сенсомоторный опыт и предметную деятельность. Анализ современных требований ФГОС ДО показал полное соответствие принципа воплощенного познания нормативным основам российского дошкольного образования, что подтверждает методологическую обоснованность применения данного подхода в практике обучения иностранным языкам.
Экспериментальная часть исследования убедительно продемонстрировала преимущества пяти методов воплощенного познания: мультисенсорного обучения, сенсорной интеграции, мнемонических техник, кинестетического подхода и метода воплощенных симуляций. Педагогический эксперимент, проведенный в двух возрастных группах дошкольников, выявил статистически значимые улучшения показателей усвоения лексического и грамматического материала, а также повышение уровня вовлеченности детей в учебный процесс. Средний прирост эффективности составил 37% в младшей группе и 28% у обучающихся 5-6 лет по сравнению с традиционными методами обучения, что согласуется с данными аналогичных исследований в области воплощенного познания. 



1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 5—329.
2. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - СПб.: Питер, 2019. - 264 с.
4. Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В. Ф. Спиридонова и М. В. Фаликман. — М.: Языки славянских культур; М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2012. — 320 с.
5. Дань Л. Интерактивность и восприятие "тела" на занятиях по
иностранному языку с точки зрения воплощенной когнитивной лингвистики // Известия ВГПУ 2022. №5 (168). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-vospriyatie-tela-na-zanyatiy ah-po-inostrannomu-yazyku-s-tochki-zreniya-voploschennoy-kognitivnoy-li ngvistiki (дата обращения: 10.04.2025).
6. Курбанова З. У. Игра как эффективное средство обучения английскому
языку детей дошкольного возраста // International scientific review. 2020. №LXVI. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/igra-kak-effektivnoe-sredstvo-obucheniya-a ngliyskomu-yazyku-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.04.2025).
7. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание (embodied cognition): основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 4. С. 343—364.
8. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2017. Том 7. № 1. С. 25—42.
9. Мадни А.О., Спиридонов В.Ф. Радикальный подход к воплощенному познанию: теория динамических систем // Российский журнал когнитивной науки. 2018. Том 5. № 3. С. 37—55.
10. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
12. Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур, 2011.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155). — М.: Минобрнауки России, 2013. — 36 с. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 10.04.2025).
14. Щукин, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : учебник для студ. учреждений высш. образования / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова.
- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
15. Ayres A. J. Sensory Integration and the Child. - Los Angeles : Western Psychological Services, 2005. - 207 p...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ