Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Н.П. АНЦИФЕРОВ И ЕГО ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

Работа №183478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Н.П. Анциферов - историк и градовед 10
1.1 Биография Николая Павловича Анциферова 10
1.2 Основные направления научной деятельности 18
1.3. Становление Н.П. Анциферова как градоведа 22
ГЛАВА 2. Теория Н.П. Анциферова о городе как социальном организме 29
2.1. Теоретические воззрения Н.П. Анциферова об «анатомии» города 29
2.2. «Физиология» города 37
2.3. «Психология города» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Актуальность. Изучение научного наследия и жизненного пути Н. П. Анциферова обусловливается важностью и востребованностью его взглядов, научных изысканий в области научного градоведения. Исследование его теории о городе как социальном организме позволяет определить его место в отечественном градоведении и понять какое практическое значение этот труд ученого имеет для современных городских исследований. На данный момент для изучения города и его систем разработано множество концепций разного рода направленности, в качестве примера можно привести социологический подход, в разработке которого принимали участие видные исследователи, такие как М. Вебер, В. Глазычев, В. Вагин, Л. Ионин, Б. Ерасов. Этот подход напрямую связан с человеком и его деятельностью и рассматривает прежде всего город как сообщество индивидов. Теория Анциферова же в свою очередь предстает перед нами в другом свете, она позволяет всесторонне изучать город и городскую среду как отдельный живой социальный организм, в настоящее время она незаслуженно находится в тени более распространенных подходов в изучении города.
Город - социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве, занятого преимущественно вне сферы сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сферах обслуживания, управления, науки и культуры.
Современный город - наиболее важный структурный элемент урбанистического процесса. Город как объект исследования привлекает все большее внимание представителей различных областей научного знания: историков, социологов,
политологов, философов, экономистов, ученых-естественников и др. Ученые - урбанисты обсуждают проблемы будущего города не только в рамках решения утилитарных задач его организации, но и с целью осуществления гуманистических идеалов его развития как важнейшего культурного центра, как достижения и одновременно организующего начала человеческой культуры. Оптимальное решение подобных проблем предполагает целостное видение города, его понимание в глубокой ретроспективе как организма, несущего жизненно важные структуры и традиции, которые не могут быть освоены без познания процессов возникновения и развития города, причинно-следственных оснований и всех условий формирования внутригородского пространства.
Николай Павлович Анциферов стал одним из первых исследователей, рассматривавших город как культурное целое. Наряду со своим учителем И.М. Гревсом, который трактовал город как сложный коллективный организм, обладающий духовным измерением и имеющий уникальную историю, Н.П. Анциферов продолжил его учение и выдвинул свою теорию для познания города. Целью изучения исследователей города стала преемственность истории и современного состояния культуры. Круг научных интересов Н. П. Анциферова не ограничивается изучением урбанистики, он т ак же был историком, музеологом и литературоведом.
Историографический обзор. Исследование городов России началось еще до революции 1917 года и продолжалось в советский период. С середины 20-х годов XX века зарождается отечественное научное историческое градоведение. Это заслуга И.М. Гревса , Н.П. Анциферова и их учеников. Именно их теоретико-методологические разработки по комплексному и целостному изучению городов положили начало отечественному градоведению. Ученые предлагали рассматривать город как живой организм во взаимосвязи анализа структур городского пространства, функций города и социального состава его населения, исторической судьбы города и его пейзажа, характера горожан; во взаимосвязи с окружающим ландшафтом и историческим контекстом.
В 1930-е годы развитие градоведческой науки было приостановлено и предыдущие достижения были утрачены. Это было связано с тем, что стали появляться специальные исследования городов, преимущественно основанные на сюжетах индустриализации в годы первых пятилеток. После войны 1941-1945 гг. основной массив исследований, посвященный городской тематике был связан с восстановлением экономки. На тот период наука служила партии и партия диктовала пути ее развития, поэтому культурологический подход в исследовании городов был никому не нужен.
Во второй половине XX века (1950-е - 1980-е гг.) городские исследования
продолжались, об этом говорят исследования по древнерусским, средневековым, советским городам историками архитектуры, искусствоведами. Все больше уделялось внимание социологическим методам исследования городов, изучались классификации городов, основы их типологии, пути оптимизации развития современных городов, социальные проблемы советского города; увеличивался поток историко-краеведческой литературы, посвященной городам. Достижением в историческом изучении городов стали фундаментальные труды историков М.Н. Тихомирова , изучавшего древнерусский город, и П.Г. Рындзюнского , изучавшего российский город XVIII-XIX вв. Историки сделали важное методическое наблюдение о единстве основных закономерностей развития древнерусского, российского города, а также города Западной Европы, Византии и Малой Азии.
Новый этап в изучении отечественного города открылся в 1990-е гг. Изменение политической ситуации в стране в начале 1990-х гг. расширило возможности историков выходить за прежние идеологические ограничения, доступа к прежде закрытым историческим источникам. Издание в России трудов по новым направлениям зарубежной историографии позволило отечественным историкам познакомиться с теоретическими моделями и исследовательским инструментарием, которые использовались зарубежной исторической урбанистикой; вызвало необходимость освоения опыта отечественного гуманитарного исторического градоведения 1920-х гг. Достижения в изучении города и урбанизации, накопившиеся к этому времени в экономической географии, экономике, социологии, демографии и в ряде других, смежных с историей, социогуманитарных наук, давали историкам богатый материал для осмысления, создавали почву для формирования исследований в русле нового направления отечественной историографии, поскольку историческая урбанистика «...возникла на пересечении истории и ряда других дисциплин - демографии, социологии, экономики, исторической географии, этносоциологии и пр.» .
Наследие Н.П. Анциферова в последние годы подвергается более детальному изучению.
Основной целью статьи Белодубровского Е.Б. «Н.П. Анциферов и современники. Записки литературного старателя написана в жанре воспоминаний» является представление новых сведений о личных и профессиональных связях первооткрывателя «петербургского текста» русской литературы Н.П. Анциферова с известным литературоведом В.А. Мануйловым . Поводом для рассмотрения стала забытая рецензия Н.П. Анциферова на труд В.А. Мануйлова «Михаил Юрьевич Лермонтов» и переписка ученых.Ее автор - известный петербургский журналист, писатель, краевед, последним достижением которого стало открытие в 2013 г. в Царском Селе под Петербургом новой улицы, получившей название «Анциферовская».
В воспоминаниях Вейнерт Ядвиги Адольфовны о Николае Павловиче Анциферове автор рассказывает о том, как лично познакомилась с этим талантливым человеком в 1919 году . Первое впечатление у автора сложилось положительное и Н.П. Анциферов запомнился ей прежде всего как любимый ученик Ивана Михайловича Гревса и как продолжатель его наследия. Также автор указывает на то, что влияние Н.П. Анциферова на всех было огромно, так как это был человек культурный, талантливый и как бы банально это не звучало, он был просто хорошим человеком.
Среди исследователей следует выделить работы Д.С. Московской. В статье Московской Д.С. рассказывается о локально-историческом методе Анциферова и затрагиваются факты его биографии .
Другая статья Московской Д.Н. основана на стенограмме защиты диссертационного исследования Н.П. Анциферова "Проблемы урбанизма в русской художественной литературе" (1944) . Вместе со сведениями о творческой истории и замысле диссертации в статье содержатся данные по существу затронутой в ней литературоведческой проблематики и ее рецепции научным сообществом. Впервые описываются научные перспективы обоснованного в ней локально-исторического метода. Статья целиком построена на ранее неизвестных документах научной биографии и практической краеведческой и экскурсионно-педагогической деятельности ученого, отложившихся в архивах Санкт-Петербурга и Москвы.
В статье под авторством Московской Д.С. и Федорова М.Л. «краеведение как миросозерцание в наследии Николая Федорова и Николая Анциферова» охарактеризован круг идей автора «Философии общего дела», развитых Анциферовым в статье «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность» (1918-1944) и диссертационном исследовании «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе» (1944). Главное внимание уделено социально-историческому и духовно-культурному контексту, который способствовал усвоению Анциферовым основных идей философа и предопределил своеобразие их интерпретации в его научном наследии.
Статья Закружной З. посвящена письмам Н.П. Анциферова, в которых отражено то, как он воспринимал город его жизни: Петербург - Ленинград, соединивший для него память личную и память русской культуры, судьба которого была дорога Анциферову, переселившемуся в Москву, и о котором он беспокоился в годы войны; Москвы, ставшей новым домом и началом новой жизни; Вильнюса, Таллина и Киева . Восприятие всех городов объединяет способность и стремление Н.П. Анциферова увидеть за временным, преходящим - вечное.
Статья Святославского А.В. посвящена научно-методическим идеям культуролога, краеведа, музееведа и экскурсиониста Николая Павловича Анциферова, автора уникальной концепции «души местности» как инструмента постижения процесса формирования образа города в культуре на основе художественного творчества . В работе раскрывается роль Н.П. Анциферова не только как выдающегося краеведа I пол. XX в., но и как создателя уникального научного метода анализа культурных текстов, когда образ местности становится активным компонентом сюжета. Предметом исследования стала также проблема роли художественного творчества в формировании устойчивых образов той или иной местности в отечественной и европейской культуре. Отдельное место в статье уделено сравнению концептов хронотопа у Анциферова и у М. М. Бахтина, что позволяет выявить специфику каждого из них. Основное внимание при обращении к трудам Анциферова уделено анализу процесса формирования образа местности в культуре через произведения искусства, художественную литературу, живопись, архитектуру, драматургию.
Тем не менее, до настоящего времени не существует подробного исследования, посвященного исследованию теории Н.П. Анциферова по изучению города.
Целью данного исследования является изучение теоретических воззрений Н.П. Анциферова по изучению города и выявление основного пути для исследования современного города.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- показать становление Н.П. Анциферова как градоведа;
- дать характеристику основных понятий, предложенных в теории Анциферова;
- изучить основные составляющие теории Н.П. Анциферова о городе, необходимые при изучении города: анатомия, физиология и психология;
- определить основные пути по теории Н.П. Анциферова для изучения современного города.
Объект исследования: Научное наследие Н.П. Анциферова
Предмет исследования: Теория Н.П. Анциферова о городе, как социальном организме.
Хронологические рамки исследования не ограничиваются пределами жизни Н.П. Анциферова (1889-1958 гг.), так как на сегодняшний день все еще существует его научная востребованность при изучении исторического градоведения и других областей исторической науки.
Методологическая основа исследования. Данное исследование базируется на принципах историзма, системности и целостного подхода в изучении исторического процесса.
Принцип системности позволяет обратиться к раскрытию сложного исторического явления, опираясь на развитие частного и общего с учетом элементов и частей исторического процесса. Системный подход позволяет изучать научное наследие Анциферова как системный объект, при этом составные части которого логически связаны между собой и той действительностью, в рамках которой изучается объект.
Принцип историзма подразумевает исследовать каждое явление прошлого или настоящего в его генезисе, развитии и изменении. При этом нужно учитывать факторы, а также историческую действительность, в которую вписывается то или иное событие, не стоит забывать и о взаимодействии и взаимообусловленности изучаемых исторических явлений.
К историческим методам, использованным в данной работе, относятся:
Историко-сравнительный метод изучения документов, осмысление и обобщение источников, литературы и публицистических материалов. Систематизация и анализ установленных исторических фактов и архивных документов.
Историко-биографический метод, который направлен на раскрытие изучаемой личности, основан прежде всего на дедуктивном подходе и в совокупности с изучением личных документов, таких как автобиографии, дневники, мемуары. Основные этапы жизни Н. П. Анциферова можно выявить из его личных мемуаров, свидетельств современников, чтобы понять уникальные качества исследователя и проследить становление его, как ученого - градоведа. Иными словами, данный метод можно сформулировать так: человек и его личность - это продукт его жизненного пути.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, проводится историографический разбор, определяется цель и задачи исследования, обозначается предмет и объект, хронологические рамки. Первая глава посвящена анализу биографии Н.П. Анциферова и его научной деятельности. Вторая глава посвящена изучению его теории и городе как социальном организме. В заключении даются выводы и необходимые итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Николай Павлович Анциферов - историк, литературовед, основатель школы научного петербурговедения, а также один из основоположников наряду с И.М. Гревсом школы научного градоведения. Еще при жизни он оставил богатое мемуарное и эпистолярное наследие. Его письма и мемуары являются бесценным историческим свидетельством и выдающимся памятником литературы. В то же время в них заключена историософская позиция автора.
В данной работе, посвященной жизни и научному пути Анциферова были выделены основные этапы становления личности ученого и факторы, позволившие определить его научные интересы.
В сознании современного читателя Анциферов не принадлежит к «культурным героям» первого ряда. Известен он по преимуществу среди историков и краеведов как пионер отечественной урбанистики и автор нескольких знаковых работ о Петербурге.
Биографические сведения разделены как по хронологическому критерию, так и по основным направлениям научной и трудовой деятельности. Его неподдельный интерес к Петербургу во многом предопределил его дальнейший круг интересов. А встреча со своим учителем и в дальнейшем другом И.М. Гревсом зародила в нем тягу к изучению города и эскурсоведения.
Многолетние труды Анциферова были всецело подчинены исследованию монументального облика местности и его исторической идеи. Обращенные к истории общественного сознания, работы ученого разрабатывали проблему власти местности над сознанием и судьбой ее обитателей по документам истории, к которым Анциферов относил местнографическую образность художественной литературы. Художественные хронотопы своей глубиной и разработанностью многое говорили ученому о значении, какое имеют для изучаемого писателя социально-исторические проблемы родины.
Его труд «Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода» по праву можно назвать книгой, с которой началось отечественное градоведение. Эта работа явилась таким своеобразным синтезом всего того, о чем писал Анциферов, о чем говорил или думал при изучении города. В ней он подробно разработал свою теорию о городе как социальном организме и привнес новый способ изучения города в рамках комплексного подхода.
Применение уникального «синтетического» подхода к проблеме изучения города и различных аспектов его функционирования - редкая (для русских публикаций) попытка синтезировать утилитарно-коммунальные аспекты рассмотрения города, его эстетику, 48
духовно-культурологический контекст и, одновременно с этим, рассмотреть его «бренд», особенности формирования его «имиджа». Высокий теоретический статус этой книге придает не то, что рассматривается, а то, как это сделано: сведение в единую концепцию никогда ранее несводимых вместе компонентов (психология населения, образ городских пространств, функции города) позволило отобразить портрет «города».
Анциферову удалось преодолеть статический подход к изучению города. Предлагается изучить город при условии, что он включает «анатомию, физиологию и психологию». Акцент делается на «синтетической характеристике города» - это свойство обозначает определенный конгломерат, определяющий окончательный образ города (фактически это предшественник гораздо более поздних размышлений К. Линча о городской среде и ее смысловых свойствах) Анциферов выбирает самую важную заключительную главу своей книги, чтобы задуматься о нем.
Если первые главы «Город как социальный организм», «Возникновение и рост города» и «Основные функции города» во многом созвучны «схемам» рассмотрения города, сохранившимся до наших дней, то последняя глава «Синтетическая характеристика города» задает высокий уровень исследования, который может претендовать на высокую оценку в XXI веке. «Городской пейзаж», «Углубление эпохи», «Городской стиль», «Город в искусстве. Названия городов» - все эти подпункты уже на тот период значительно опережают свою эпоху. Через призму этой книги город рассматривается не только как подвижный динамический «организм», это концентрация, основа и причина социальных процессов, что можно назвать «выразительный документ культуры».
Особую ценность исследования Анциферова, с точки зрения современного градостроительства, дает опыт понимания города как некой целостности. Многие авторы начала ХХ века (здесь можно упомянуть В.Н. Семенова, Г.Д. Дубелира и М.Г. Диканского) в своих городских исследованиях стремились прибегнуть только к «комплексному» методу, который понимается как ступенчатый пошаговый «анализ» отдельных аспектов развития города. Обычно это противоречит идее понимания целостности и единства рассматриваемого объекта. Он как бы распадается на множество видов объектов, и связь между этими объектами теряется, что делает их одним городом. Анциферов сознательно упрощает свой взгляд на некоторые аспекты развития города и вместо этого приобретает «портретное сходство», способность говорить о самом городе, а не о его частях.
Н.П. Анциферов создал собственную теорию, в которой органично переплетаются такие понятия, как «анатомия», «физиология», «психология» города. Анатомия в города в понимании Анциферова - это место его основания, план, рост и элементы города. То есть по аналогии с живым организмом эти элементы можно назвать базовыми категориями, гарантирующими существование и выживание живых существ. Физиология города - это функции, благодаря которым город уже приобретает более одушевленные черты, что позволяет говорить о его дальнейшем развитии. Психология или душа города - это его облик, для каждого города он будет индивидуальным. В одном городе будут доминировать исторические черты, к ним можно отнести такие города как Москва и Санкт - Петербург, другой же города может иметь современный характер, к таким городам можно отнести Волгодонск, Электросталь, Дзержинск, данные города были образованы в СССР и имеют преимущественно индустриальный характер.
Наконец, что касается границ градоведения как вида профессиональной деятельности, Н.П. Анциферов указывает на разнообразие и яркость материала, который можно найти в городе по разным научным дисциплинам и необходимость его скоординированного изучения различными специалистами.



1. Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания / вступ. ст., сост., примеч. и аннот. указ. имен А. И. Добкина. - М.: Феникс: Культур. инициатива, 1992. - 512 с. : 16 л. ил.
2. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма: Опыт комплекс. подхода. - Л.: «Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1925. -148 с. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: «Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1926. - 150 с.
3. Анциферов Н.П. Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник - 2003(6). - М.: Модест Колеров, 2004. - G. 136-162.
4. Анциферов Н.П. Летопись современника // Известия центрального бюро краеведения.
- 1926. - № 1. - С.227-228.
5. Анциферов Н.П. Локальный метод в изучении памятников литературы: Тезисы // Бюллетень III Всероссийской Конференции по краеведению. - М.: ЦБК, 1927. - № 5. - С. 148.
6. Анциферов Н.П. Методика изучения и показа литературной жизни края в краеведческих музеях. М.: Госкульпросветиздат, 1949. 29 с.
7. Анциферов Н.П. Москва Пушкина. - М.: Государственное издательство
культурно - просветительной литературы, 1950. - 79 с.
8. Анциферов Н.П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. Опыт построения образа города - Петербурга Достоевского - на основе анализа литературных традиций / вступ. статья Корниенко Н.В; сост., послесл. Московской Д.С. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 581с.
9. Анциферов Н.П. Теория и практика литературных экскурсий. Л.: Сеятель, 1926. 109 с.
10. Анциферов Н.П. Краеведение как историко - культурное, явление // Известия ЦБК. - 1927. - № 3. - С. 83-86.
11. Анциферов Н.П. Москва в записях современников и в образах художественной
литературы // Москва. - М.: Молодая гвардия, 1948. - С. 191-229.
12. Анциферов Н.П. О методах и типах историко - культурных экскурсий. - Пг.:
Начатки знаний, 1923. - 39 с.
13. Анциферов Н.П. Петербург Пушкина // Анциферов Н.П. "Непостижимый город...": Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - Л.: Лениздат, 1991.
- С. 258 - 293.
14. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. - Л.: Сеятель, 1925. - 148 с.
15. Анциферов Н.П. Черты сельской жизни во французском городе // Средневековый быт.
- Л.: Время, 1925. - С. 148-160...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ