Объект исследования - Райсемёновский центральный сельский дом культуры ( Московская область, г.о. Серпухов, деревня Райсемёновское).
Проведено опрос.
Выборка: 30 подростков из деревни Райсеменовское (возраст 14-18 лет).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы процесса организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры 6
1.1. Понятие досуговой деятельности и её значение в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования 6
1.2. Характеристика социально-психологического статуса детей с ограниченными возможностями здоровья 15
1.3 Формы и методы организации досуга детей с ограниченными возможностями 33
Глава 2. Совершенствование процесса организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры 48
2.1. Анализ деятельности Райсемёновского Центрального сельского Дома культуры по организации досуга детей с ограниченными возможностями 48
2.2. Разработка социального проекта по организации досуга детей с ограниченными возможностями в Райсемёновском Центральном сельском Доме культуры 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения 86
Актуальность темы исследования. Одним из главных направлений государственной политики является решение проблем дистанции инвалидов в обществе. В социальной работе с инвалидами преобладает в первую очередь медико - социальный подход, при котором мало применяются приемы и формы досуга.
Развитие «особого ребенка» с помощью искусства способствует его творческому развитию. Прикладные (трудовые), изобразительные, зрелищные (игровые), звуковые виды искусства проявляют неречевую форму общения, которая дополняет, корригирует, расширяет эмоциональный опыт ребенка или заменяет его.
Досуг наполняет детскую жизнь новыми чувствами и эмоциями, способствует формированию самоосознанности. Расширяется и наполняется представление ребенка о его возможностях, способах, развивается вера в его силы. Ребенок признается в обществе благодаря своим достижениям, которые меняют его отношения к себе, к другим, развивается способность саморегулирования.
Виды культурно – досуговой деятельности многообразны, и их можно квалифицировать, следующим образом:
- отдых (активный и пассивный);
- развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственно участники, участники и взрослые и дети);
- праздники (народные и фольклорные, государственно – гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
- самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение музеев и т.д.);
- творчество.
Любые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации и абилитации детей с ОВЗ.
Объект исследования – процесс организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры.
Предмет исследования – современные технологии организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры.
Цель выпускной квалификационной работы изучить технологии организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры на примере деятельности Райсемёновского центрального сельского дома культуры.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие досуговой деятельности и её значение в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
2. Дать характеристику социально-психологического статуса детей с ограниченными возможностями здоровья
3 Исследовать формы и методы организации досуга детей с ограниченными возможностями
4. Проанализировать деятельность Райсемёновского Центрального сельского Дома культуры по организации досуга детей с ограниченными возможностями
5. Осуществить разработку социального проекта по организации досуга детей с ограниченными возможностями в Райсемёновском Центральном сельском Доме культуры
Гипотеза исследования - состоит в предположении, что организация работы досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры будет способствовать культурная реабилитации и абилитации детей – инвалидов, развития творческих способностей детей с ОВЗ и оказанию социально - педагогической помощи.
Материалы и методы исследования: статистический, аналитический, социологический, графический, анкетирование.
Практическая значимость исследования - заключается в том, что исследования могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации и эффективности деятельности специалистов Райсемёновского Центрального сельского Дома культуры.
Выполненная работа состоит из введения, основной части из двух разделов (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ – это создание условий для максимально успешного функционирования ребенка через обеспечение равновесия между образовательными воздействиями с опорой на возрастные нормативы и индивидуальными амплификационными возможностями ребенка.
Целью психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса должно быть обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребенка как активной самоопределяющейся личности на основе определения индивидуальных оптимальных возможностей и амплификации детского развития.
Достижение цели возможно посредством решения следующих задач психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса:
1) осуществление психолого-педагогического мониторинга психического развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
2) создание психолого-педагогических условий для формирования базиса личностной культуры: компетентность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения;
3) создание специальных социально-психологических условий для коррекционной и лечебной направленности педагогического процесса для детей, имеющих проблемы в развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влияни¬ем на развивающуюся личность огромного количества внеш¬них и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и за¬дачи социально-реабилитационного процесса:
— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как пол¬ноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специ¬альные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребен¬ка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ¬екту самопознания и самосовершенствования;
— разрабатывать методики и технологии социально-реаби-литационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать мак¬симальное влияние на развитие его как личности [18].
Досуг сельских подростков имеет следующие особенности:
- выраженная зависимость места проведения досуга от социального статуса респондента, домашний досуг распространены среди представителей бедных и среднеобеспеченных социальных групп;
- тенденция распространения пассивного, малоподвижного досуга, характеризующаяся пятью доминирующими способами ежедневного проведения свободного времени — телефонные разговоры; пользование сетью Интернет; просмотр телевизора; прослушивание музыки и общение с друзьями;
- высокий процент пользования сетью Интернет сельской молодежью; основная направленной общение в социальных сетях;
- низкая популярность спорта, чтения среди сельской молодежи, отсутствие любимого занятия, хобби;
- низкая посещаемость культурно-досуговых учреждений, учреждений профессионального искусства и культуры, музеев, библиотек (в виду отсутствия);
- сохраняющийся интерес молодежи к народным празднествам;
- выраженные противоречия между моральным сознанием и моральным поведением сельской молодежи.
Итак, данное исследование показало, что досуговая реализация молодых людей в селе Райсеменовское во многом зависит от социальных сетей, телевидения и Интернета, данный факт можно объяснить тем, что на сегодняшний день они являются наиболее влиятельными источниками эстетического и социализирующего воздействия.
Развитие «особого ребенка» с помощью искусства способствует его творческому развитию. Прикладные (трудовые), изобразительные, зрелищные (игровые), звуковые виды искусства проявляют неречевую форму общения, которая дополняет, корригирует, расширяет эмоциональный опыт ребенка или заменяет его. Досуг наполняет детскую жизнь новыми чувствами и эмоциями, способствует формированию самоосознанности. Расширяется и наполняется представление ребенка о его возможностях, способах, развивается вера в его силы. Ребенок признается в обществе благодаря своим достижениям, которые меняют его отношения к себе, к другим, развивается способность саморегулирования.
Виды культурно – досуговой деятельности многообразны, и их можно квалифицировать, следующим образом:
• отдых (активный и пассивный);
• развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственно участники, участники и взрослые и дети);
• праздники (народные и фольклорные, государственно – гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
• самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение музеев и т.д.);
• творчество.
Основные причины создания программы:
-увеличение числа детей с OB3;
-эпизодический характер оказываемой помощи;
-материальные трудности семьи;
-неготовность семьи к адекватному восприятию проблем, связанных с воспитанием и обучением детей с OB3.
Программа позволит детям - инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты. В ходе реализации программы комплексы, проблемы, вызванные инвалидностью, будут на некоторое время забыты, а может даже и преодолены, что очень важно в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Общение со сверстниками, интерес со стороны здоровых людей, опыт взаимодействия с окружающими – все это позволит ребенку - инвалиду с уверенностью войти в мир, который пока еще не всегда готов принять людей «не таких как все».
1. Аверин, А. Н. Социальная адаптация детей-инвалидов / А. Н. Аверин, А. Г. Русских // Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования для детей с инвалидностью : Сборник материалов Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Ижевск, 28 февраля 2024 года. – Ижевск: ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 2024. – С. 56-61.
2. Агафонов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Агафонов. — М.: Юрайт-Издат, 2023. - 573 с.
3. Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] / А.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования. ¬2025. ¬№ 5.¬ С. 1-3.
4. Бадашкеев, М.В. Особенности образовательной среды современной сельской школы [Текст] монография / М.В. Бадашкеев // «Вопросы современной науки»: // коллективная монография / отв. ред. Н.Р. Красовская/ – М.: Изд. Интернаука, 2015. Т. 1. - 190с.
5. Бадашкеев, М.В. Проектирование культурно-образовательной среды сельской школы [Текст] / М.В. Бадашкеев // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. ¬2019. ¬С. 29-31.
6. Бадашкеев, М.В. Пути педагогизации образовательного пространства современного села [Текст] / М.В. Бадашкеев // Педагогический журнал. - М., 2016. № 3. С. - 175-185.
7. Боброва, Г. В. Вовлечение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в активную творческую деятельность / Г. В. Боброва // Кооперация науки и общества как инструмент модернизации и инновационного развития : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Волгоград, 28 апреля 2024 года. – УФА: ООО "Аэтерна", 2024. – С. 74-76.
8. Бороданова, А.Б., Умеркаева, С.Ш. Формирование социальной активности современной молодежи средствами культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Б. Бороданова, С.Ш. Умеркаева // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования Материалы научно-практической конференции рамках Фестиваля науки. ¬ 2018. ¬ С. 51-59.
9. Бражник, А. М. Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Бражник // Молодой ученый. – 2022. – № 47(442). – С. 479-482.
10. Гагач, М.Г., Родыгина М.В. Специфика организации досуга населения в малых городах [Текст] / М.Г. Гагач, М.В. Родыгина // Культура и образование. ¬2019. ¬№ 4 (31). ¬С. 132-138.
11. Ганьшина, Г.В., Бабаева, Е.В. Теоретические аспекты культуры досуга современной молодежи [Текст] / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева // Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры.¬ Москва, 2019. ¬С. 85-89.
12. Гареева, И.А., Забельская, А.П. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности [Текст] / И.А. Гареева, А.П. Забельская // Ученые заметки ТОГУ. ¬2019. ¬Т. 9. № 3. ¬ С. 1260-1265.
13. Горбунова, Н. А. Эффективные формы сотрудничества учреждения дополнительного образования и семьи, воспитывающей детей с ОВЗ и детей-инвалидов / Н. А. Горбунова, К. В. Горбунова // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ 2022 : сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 24 февраля 2022 года. Том Часть 2. – Петрозаводск, 2022. – С. 54-60.
14. Даулова, А. А. Специфика занятий спортом детей с ОВЗ и детей-инвалидов / А. А. Даулова, В. Е. Кульчицкий // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 12-1(69). – С. 533-540.
15. Еньшина, Н. А. Содержание досуга как основа формирования социального здоровья школьников [Текст] / Н. А. Еньшина / Сборник научных трудов. - науч. ред. Н. А. Матвеева, Е. В. Четошникова. - АлтГПУ, Барнаул, 2018. - С. 160-164.
16. Ермилова, А.Н., Чумоватов, Д.Ю. Сущность и функции культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Н. Ермилова, Д.Ю. Чумоватов // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования // Сборник научных трудов. ¬ Москва, 2018. ¬ С. 32-37.
17. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.пособие для студентов вузов культуры и искусства [Текст]/ А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2009. - 288 с.
18. Завьялов С.А. Досуговая деятельность современной молодежи [Текст] / С.А. Завьялов // Молодежь в мире науки Материалы V внутривузовской студенческой научно-практической конференции. Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». ¬2019. ¬С. 123-12
19. Зинченко, И. В. Основные формы досуга сельских школьников [Текст]/ И. В. Зинченко // Педагогическое образование на Алтае. - №1. - 2019. - С. 29-31.
20. Зинченко, И.В. Организация досуговой деятельности школьников в сельских малокомплектных школах [Текст] // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы /Материалы седьмой международной научно-практической конференции. /Под научной редакцией И.И. Макаровой. -2019. ¬С. 119-120.
21. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие [Текст] / И. Ю. Исаева. ¬М.: Флинта; Издательство Моск. психол.-соц. института, 2010. ¬ 199 с
22. Исмагилова, Г.Д. Разработка социального проекта по организации культурно-досуговой деятельности подростков [Текст] / Г.Д. Исмагилова // Наука и общество в эпоху перемен. ¬2018. ¬№ 1 (3). ¬С. 69-72
23. Кайтанджян, М. Г. Воспитательные задачи организации детского досуга учреждениями культуры и дополнительного образования / М. Г. Кайтанджян, Н. А. Опарина // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании : МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 01–28 апреля 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. – С. 434-441.
24. Качан, Г.А. Организация досуга сельских подростков как направление социально-педагогической работы [Текст] / Г.А. Качан // Наука - образованию, производству, экономике / Редколлегия: И.М. Прищепа [и др.]. ¬2019. ¬С. 35-36.
25. Комиссаренко, Д.А. Особенности организации досуга современной молодёжи [Текст] / Д.А. Комиссаренко // Современная педагогика: теория, методика, практика сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. ¬2019. ¬ С. 196-201.
26. Костычева, А.Д. Сущность и компоненты культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Костычева // Теоретические и методологические проблемы современного образования // Материалы XXXIV Международной научно-практической конференции. ¬2018. ¬С. 32-34.
27. Крылова, Л. С. Проблемы социальной защиты детей- инвалидов в современной России / Л. С. Крылова, М. И. Харитонова // Кооперация науки и общества как инструмент модернизации инновационного развития : Материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 23–24 апреля 2024 года. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2024. – С. 339-344.
28. Кудашкина, О.С. Культурно-досуговая деятельность как средство эстетического воспитания детей [Текст] / О.С. Кудашкина // Бизнес. Образование. Право. ¬2018. ¬№ 4 ¬(41). ¬С. 356-361.
29. Курах, Л.В. Проектирование культурно-досуговой деятельности и ее элементов [Текст] / Л.В. Курах // Современная наука: теоретический и практический взгляд // материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». -2019. ¬С. 230-238.
30. Мальцева, Е. Е. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания / Е. Е. Мальцева // Инклюзивные практики в социокультурном пространстве. – Ижевск, 2022. – С. 23-25.
31. Мухин, А.Ю. Сущностная характеристика понятия «культурно-досуговая деятельность» [Текст] / А.Ю. Мухин // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). ¬2018. ¬№ 2 (12). ¬С. 65-68.
32. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности [Текст]/ Г.Н. Новикова : Учебное пособие. ¬ Изд. 3-е, испр. и доп. ¬ М.: МГУКИ, 2010. ¬ 158 с.
33. Опарина Н.А. Организация досуговых мероприятий / Б.В. Куприянов, Т.В. Козырева, Л.С. Ручко и др. Учебник / Под редакцией Б.В. Куприянова. ¬ М.: Академия, 2014. ¬ 288 с.
34. Повнич, Ю.И. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования творческой активности подростков [Текст] / Ю.И. Повнич// Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации / cборник докладов и материалов II Национальной научно-практической конференции. ¬АНО ВО «Институт непрерывного образования». 2019.¬ С. 211-219.
35. Полисадова, К. К. Развитие духовно-нравственных ценностей детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговой деятельности / К. К. Полисадова, Л. И. Лазарева // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 17 мая 2024 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2024. – С. 616-619.
36. Понукалина, О.В. Досуг в теоретическом дискурсе социологии: подходы к исследованию [Текст] / О.В. Понукалина// Вестник Поволжского института управления. ¬2018. ¬Т. 17. № 6. ¬С. 83-89.
37. Потапова, Н. Д. Дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей-инвалидов / Н. Д. Потапова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2024. – № 2(114). – С. 163-172.
38. Сибирякова, Н. М. Творческая самореализация детей-инвалидов средствами организации досуговой деятельности в каникулярное время / Н. М. Сибирякова, А. Н. Новицкая, М. В. Григорьева // Стратегии формирования индивидуальной мобильности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов молодого возраста в сферах образования, здравоохранения, культуры, занятости и трудоустройства. – Кострома: Костромской государственный университет, 2022. – С. 25-28.
39. Сидуганова, А. Л. Проблемы социального обеспечения семей с детьми-инвалидами в Российской Федерации / А. Л. Сидуганова, О. В. Громова // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика. – Уфа, 2023. – С. 131-135.
40. Смыслова, В. Н. Правовые и психолого-педагогические аспекты организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ / В. Н. Смыслова // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 3(219). – С. 76-79.
41. Терехова, С.В. Педагогические технологии в культурно-досуговой деятельности [Текст] / С.В. Терехова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития / сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. ¬2018. ¬С. 228-230.
42. Умеркаева, С.Ш., Жарков, В.А., Макусинская, М.Я. Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях культурно-досугового типа [Текст] / С.Ш. Умеркаева, В.А. Жарков, М.Я. Макусинская// Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования. ¬Москва, 2019. ¬С. 90-95.
43. Цой, А.В. Значение многообразия культурно-досуговой деятельности для подростков [Текст] / А.В. Цой //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. ¬ 2019. ¬С. 56-58.
44. Цуранова, В. С. Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами / В. С. Цуранова, А. А. Постникова, А. В. Филимонова // Современные инновации. – 2024. – № 3(46). – С. 30-32.
45. Челышева, И.В., Романова, Е.В. Основные направления организации культурно-досуговой деятельности школьников [Текст] / И.В. Челышева, Е.В. Романова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. ¬2019. ¬№ 1. ¬ С. 114-118.
46. Шеховцова, Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели [Текст]/ Е.Ю. Шеховцева. ¬ М.: Изд-во Вестник Тамбовского университета, 2022. ¬ 235 с.
47. Ямковая, И. Н. Особенности реализации прав человека на социальное обеспечение в Российской Федерации / И. Н. Ямковая // Современный ученый. – 2023. – № 5. – С. 333-337.
48. Ясырева И. Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов / И. Н. Ясырева. — Пермь, 2024.-350с.